Контрольная работа по «Основы социологии и политологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

1.Социальная стратификация, исторические типы стратификации.
2.Политическая система: сущность и основные структурные элементы.
3.Охарактеризуйте отличительные особенности государственной власти, её горизонтальное и вертикальное разделение.

Работа содержит 1 файл

социология и политология.docx

— 39.65 Кб (Скачать)

                      Министерство  сельского хозяйства и продовольствия РБ.

                      УО  «Смиловичский государственный аграрный колледж»               Б-2011-29 
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

          Контрольная работа

          по дисциплине «Основы социологии и политологии»

          учащейся 3 курса, 31 группы

          специальности «Бухгалтерский учет, анализ и контроль»

          Сазанович Елены Витальевны 
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

                      г. Минск, ул. Мозырская, дом 58

                      индекс 220053 

              ВОПРОСЫ:

    1.Социальная стратификация, исторические типы стратификации.

              2.Политическая система: сущность и основные структурные элементы.

              3.Охарактеризуйте отличительные особенности государственной власти, её горизонтальное и вертикальное разделение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Социальная стратификация, исторические типы стратификации.

   Социальная стратификация – центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых.

   Рассматривая  предмет социологии, обнаружилась  тесная вязь трех фундаментальных  понятий социологии – социальной  структуры, социального состава  и социальной стратификации. Структуру  выражается через совокупность  статусов, она располагается как  бы в горизонтальной плоскости,  а создается общественным разделением  труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном – множество статусов и высок уровень организации разделения.

   Но  как бы много ни было статусов, в социальной структуре они  равны и связаны друг  другом  функционально. Совокупность статусов  можно понимать по новому –  социальный состав населения.  И здесь группы равны друг  другу, они также расположены  горизонтально. С точки зрения  социального состава, все –  русские, женщины, инженеры, беспартийные  и домохозяйки – равны.

   В  реальной жизни неравенство людей  играет огромную роль. Неравенство  – это критерий, при помощи  которого мы можем разместить  одни группы выше или ниже  других. Социальный состав превращается  в социальную стратификацию –  совокупность расположенных в  вертикальном порядке социальных  слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых.

   Стратификация  – это определенный образом  «ориентированный» состав населения.  Неодинаковая оценка обществом  значения и роли каждого статуса  или группы. Сантехник или дворник  ценятся ниже адвоката и министра. Следовательно, люди, имеющие более  высокие статусы, лучше вознаграждаются,  имеют больший объем власти, престиж  их занятия выше, более высоким  должен быть и уровень образования.  Существует четыре главных измерения  стратификации – доход, власть, образования, престиж. Они исчерпывают круг социальных благ, к которым стремятся люди. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта, отдых на Канарских островах и т.п. – социальные блага, которые всегда в дефиците и приобретаются благодаря доступу к деньгам и власти, которые, в свою очередь, достигаются благодаря высокому образованию и личным качествам.

   Социальная  структура возникает по поводу  общественного разделения труда,  а социальная стратификация –  по поводу общественного распределения  результатов труда, т.е. социальных  благ.

   Распределение  благ всегда неравное. Так возникает  расположения социальных слоев  по критерию неравного доступа  к власти, богатству, образованию  и престижу.

   Страта – социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации.

   Понятие  стратификации (stratum – слой, facio – делаю) пришло в социологию из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. Если сделать срез земной коры на известное расстояние, то обнаружится, что под слоем чернозема располагается слой глины, затем песка и т.д. Каждый пласт состоит из однородных элементов. Так же и страта – она включает людей, имеющих одинаковые доходы, образования, власть и престиж. Не существует страты, включающей высокообразованных людей, наделенных властью, и безвластных бедняков, занятых не престижной работой. Богатые входят в одну страту богатыми, а средние – со средними.

   В  цивилизованной стране крупный мафиози не может принадлежать к высшей страте. Хотя у него очень высокие доходы, возможно, высокое образование и сильная власть, но его занятие не пользуется высоким престижем у граждан. Оно осуждается. Субъективно он может считать себя членом высшего класса и даже подходить по объективным показателям. Однако ему не хватает главного – признания «значимых других».

   Под  «значимыми другими» выступают  две большие социальные группы: члены высшего класса и все  население. Высшая страта никогда  не признает его «своим» потому, сто он компрометирует всю  группу в целом. Население никогда  не признает мафиозную деятельность  социально одобряемым и идеалам  данного общества.

   Социальное  вхождение претерпело известную  историческую эволюцию. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. С зарождением рабовладения оно неожиданно усилилось. Рабство – форма максимально жесткого закрепления людей в непривилегированных стратах. Касты – пожизненное закрепление индивида за своей стратой. В средневековой Европе пожизненная принадлежность ослабляется. Сословия подразумевают юридическое прикрепление к страте. Разбогатевшие торговцы покупали дворянские звания и тем самым переходили в более высокое сословие. На мену сословиям пришли классы – открытые для всех страт, не предполагающие какого-либо легитимного (законного) способа закрепления за одной стратой.

   В  социологии известны четыре главных типа стратификации – рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип – открытые.

   Закрытым  является такое общество, где  социальные перемещения из низших  страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называются общество, где перемещение из одной страты в другую никак официально не ограничены.

   Рабство  - экономическая, социальная и  юридическая форма закрепощения  людей, граничащая с полным  бесправием и крайней степенью  неравенства. 

   Рабство  исторически эволюционировало. Различают две его формы.

   При  патриархальном рабстве (примитивная  форма) раб обладал всеми правами  младшего члена семьи: жил в  одном доме с хозяевами, участвовал  в общественной жизни, вступил  в брак со свободными, наследовал  имущество хозяина. Его запрещалось  убивать. 

   При  классическом рабстве (зрелая  форма) раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении,  ни в чем не участвовал, ничего  не наследовал, в брак не вступал  и семьи не имел. Его разрешалось  убивать. Он не владел собственностью, но  сам считался собственностью  хозяина («говорящим орудием»).

   Античное  рабство в Древней Греции и  плантационное рабство в США   до 1865 г. ближе ко второй форме,  а холопство на Руси Х –ХII вв. – к первой. Различаются источники рабства: античное пополнялось преимущественно за счет завоеваний, а холопство было долговым, или кабальным, рабством. Третий источник – преступники. В средневековом Китае и в советском ГУЛАГе (вне юридическое рабство) на положении рабов оказывались преступники.

   На  зрелой стадии рабство превращается  в рабовладение. Когда говорят  о рабстве как историческом  типе стратификации, подразумевают  его высшую стадию. Рабовладение  – единственная в истории форма  социальных отношений, когда один  человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод. Такого нет в кастах и сословиях, не говоря уже о классах.

   Кастовый  строй не такой древний, как  рабовладельческий строй, и менее  распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется в разной степени, то каты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия – классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого, в первые, века новой эры.

    Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой  человек обязан исключительно  своим рождением. Он не может  перейти из своей в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено индусской религией. Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то поле очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

  В Индии  4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) и около 5 тысяч неосновных каст и под каст. Особо стоят неприкасаемые – они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживают 7/10 населения, остается кастовой.

Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по XIV век. Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом а передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV — XV веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В Х — XIII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности. Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев", рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне.

     Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство). Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались. Иногда допускалась индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. В качестве пережитка подобная практика сохранилась в современной Англии.

     "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средству производства,  по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства,  которой они располагают.  Классы, это такие группы людей,   из которых одна может себе присваивать труд другой,  благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства". ( Определение дано К. Марксом). Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса — рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением — и здесь существовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой

придерживаются  и сегодня не только отечественные, но и многие зарубежные социологи.

       Вторая точка зрения преобладает в зарубежной социологии, а ныне приобретает права гражданства также в отечественной. В современном обществе, опираясь на описанные критерии, выделяют не два противоположных, а несколько переходящих друг в друга страт, называемых классами. Одни социологи находят шесть классов,  другие  насчитывают пять и т. д. Согласно узкой трактовке, классов ни было не при рабовладении, ни при феодализме. Они появились только при капитализме и знаменуют собой переход от закрытого к открытому обществу. Хотя собственность на средства производства играет в современном обществе важную роль, ее значение постепенно снижается. Эпоха индивидуального и семейного капитализма уходит в прошлое. В XX веке доминирует коллективный капитал. Акциями одного предприятия могут владеть сотни и тысячи людей. В США насчитывают более 50 млн. акционеров. И хотя собственность распылена между огромным числом владельцев, только те, кто держит контрольный пакет акций, способны принимать ключевые решения. Часто ими оказываются высшие менеджеры — президенты и директора компаний, председатели советов правления. Страта менеджеров постепенно выходит на первый план, оттесняя традиционный класс собственников. Понятие «менеджерская революция», появившееся благодаря Дж. Бернхайму в середине XX века, отражает новую реальность — «расщепление атома», собственности, исчезновение классов в старом понимании, выход на историческую арену не собственников (ведь менеджеры — лица наемного труда) в качестве ведущего класса или страты современного общества. Однако было время, когда понятие «класс» не считалось анахронизмом. Напротив, оно только появилось и отражало собой наступление новой исторической эпохи.

Информация о работе Контрольная работа по «Основы социологии и политологии»