Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:47, курсовая работа
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Роль конфликтов в государственно-административной среде…………….5
2. Типология государственно-административных конфликтов……………..10
3. Технологии контроля и урегулирования конфликтов в государственно-административной среде………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Роль конфликтов
в государственно-
2. Типология
государственно-
3. Технологии
контроля и урегулирования
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.
В нашей стране сложилась традиция объяснения социальных конфликтов через объективное противоречие интересов больших социальных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень напряженности борьбы за удовлетворение насущных потребностей. Но не следует объективные противоречия социальных групп отождествлять с конфликтами. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп.
Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей.
Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества - это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре.
Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт.
Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон». Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания - конфликтологии.
Перед конфликтологией поставлены многие вопросы, но самые важные из них: возможно ли существование общества без конфликтов? Является ли конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющегося поведения индивидов и групп, аномалий в общественной жизни или же это нормальная, необходимая форма. Некоторые социологи марксистской и немарксистской ориентации придерживаются мнения, что конфликт всего лишь временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами и, следовательно, возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальные конфликты исчезнут.
Большинство же социологов немарксистской ориентации склоняются к мнению, что существование общества без конфликтов невозможно. Они поддерживают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным движителем общественного развития. А это значит, что конфликт это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба.
Целью
данной работы является изучение конфликтов
при раболте власти с населением.
1. Роль конфликтов
в государственно-
В
государственно-
Согласится
с такой позицией сложно. Разумеется,
конфликт представляет собой тот
механизм урегулирования человеческих
проблем, который "порождает новые проблемы"
и способствует нарастанию напряженности.
Но такова уж природа человека, который
не всегда может (или стремится) найти
наиболее безболезненный способ взаимодействия
с партнерами и, реагируя на тот или иной
дисбаланс сил, нередко действует в ущерб
собственным интересам. Иными словами,
было бы неверным рассматривать конфликты
как показатель "болезни" организации
или института, в т.ч. органов государственного
управления. Иерархичность структур государственно-
Безусловно, в отдельные периоды конфликтные ситуации (например, по вопросам формирования бюджета, реорганизации государственного аппарата, связанной с перемещением значительного количества персонала, назначения лиц на ключевые посты в правительстве и т.д.) могут создавать значительную напряженность, обостряя отношения субъектов государственного управления. Но и в этих случаях открытое проявление существующих разногласий, явленное соперничество разнообразных сил значительно полезнее для оценки состояния и перспектив развития государства, чем латентное накопление недовольства и недопонимания, чреватое внезапными потрясениями. Таким образом, к конфликтам в системе управления государством следует относиться скорее как к позитивному, нежели как к деструктивному явлению (не забывая при этом, что позитивный характер конфликтов целиком и полностью определяется возможностями их выявления и урегулирования, сознательного недопущения людьми разрушительных последствий).
Как конкурирующее взаимодействие конфликт - по крайней мере для открытых, выявленных противоречий - всегда воплощается в соответствующих формах поведения субъектов, чаще всего выраженных в асимметричных системах действий и контрдействий сторон, "объединенных противостоянием". В то же время выбор сторонами той или иной стратегии взаимоотношений, их готовность пойти на уступки или, напротив, предпринять наступательные действия, определение ими сроков вступления в противоборство и других важных параметров социальной активности, заставляют рассматривать конфликт как осознанное определение субъектом нужного типа поведения, совершаемого в конкретных социальных условиях. Поэтому развертывание конфликта неизбежно влияет на эволюцию ценностных структур сознания субъекта (в т.ч. связанных с оценкой собственных возможностей и намерений), будучи одновременно связано с особенностями социальной среды.
Понимание
природы и характера
Описанные
выше особенности государственно-
Поэтому
в данном измерении государственно-
В
то же время при всей видимости
структурной целостности и
Таким
образом, административно-
Из
сказанного следует, что использование
государственными структурами законодательно-правовых
методов функционирования и типичный
для них по преимуществу нормативный характер
внешних и внутренних связей позволяет
им при урегулировании конфликтов практически
всегда избегать тупиковых вариантов
как внутри системы, так и в отношениях
государства с обществом в целом. Так что
сфера макроуправления лишь в редких случаях
способна инициировать губительные для
государства и социума конфликты. Или,
говоря точнее, разрушительные для общества
формы конкурентного взаимодействия могут
возникать здесь лишь в том случае, если
стороны будут отходить от правовых и
законодательных средств урегулирования
спора.
2. Типология государственно-
Конфликтность – естественное состояние общества, источник его развития и функционирования.
Конфликты
в сфере государственного управления
по своей природе представляют собой
одну из самых многочисленных разновидностей
социально-политических конфликтов, которые
возникают из-за различий интересов,
соперничества и борьбы всевозможных
институтов и государственных структур
по поводу перераспределения и реализации
публичной власти. Следовательно, объект
конфликтов в сфере государственного
управления – распоряжение властью, а
предметно-содержательную основу образует
пересечение политико-правовых, социально-экономических,
организационно-