Конфликты: их виды, структура, динамика и предпосылки возникновения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:59, контрольная работа

Описание работы

Конфликты – одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.

Работа содержит 1 файл

контр работа.docx

— 49.54 Кб (Скачать)

4.Различия в представлениях  и ценностях. 
Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть 
определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди 
могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, 
которые, по их мнению, благоприятны для группы или личных потребностей. 
Различия в ценностях- весьма распространённая причина конфликта. Например, подчинённый может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчинённый может выражать своё мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно выполнять то, что ему говорят. Высокообразованный персонал ценит свободу и самостоятельность. Если же начальник считает необходимым пристально следить за работой подчиненных, то различия в ценностях вызовут конфликт.

5.Различия в манере  поведения и жизненном опыте. 
Эти различия также могут увеличить возможность возникновения 
конфликта. Нередко встречаются люди, которые постоянно проявляют 
агрессивность и враждебность и которые готовы оспаривать каждое слово. 
Такие личности часто создают вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтом.

6.Неудовлетворительные коммуникации. 
Плохая передача информации может быть как причиной, так и следствием 
конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Например, если руководство не может донести до сведения рабочих, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не «выжимать соки» из рабочих, а увеличить прибыль компании и её положение среди конкурентов, подчинённые могут отреагировать так, что темп работы замедлится. Другие распространённые проблемы передачи информации, вызывающие конфликт- неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубиться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчинённых точное описание должностных обязанностей.

  7. Необоснованное публичное  порицание одних и незаслуженная  (авансированная) похвала других сотрудников. В результате появляются «доверенные лица» и «любимчики». Такое положение всегда провоцирует конфликт.

  8. Неблагоприятные физические  условия. Посторонний шум, жара  или холод, неудачная планировка  рабочего места могут служить  причиной конфликта.

Рассматривая причины  конфликтов, нельзя не учитывать тот  факт, что в определенных ситуациях источником возникновения конфликта является сам руководитель. Многие нежелательные конфликты порождаются личностью и действиями самого менеджера, особенно если он склонен вносить в принципиальную борьбу мнений много мелочного, и позволяет себе личные выпады, злопамятен и мнителен, не стесняется публично демонстрировать свои симпатии и антипатии.

Причинами конфликта могут  быть и беспринципность руководителя, ложное понимание им единоначалия как  принципа управления, тщеславие и  чванство, резкость и грубость в общении с подчиненными.

Многие конфликты обязаны  своим происхождением таким руководителям, которые умеют находить лазейки и обходить директивы и нормативные акты, продолжая незаметно все делать по-своему. Не проявляя должной требовательности к себе, они ставят во главу угла личный интерес и создают вокруг себя атмосферу вседозволенности. Несдержанность менеджера, неспособность правильно оценить ситуацию и найти верный выход из нее, неумение понимать и учитывать образ мыслей и чувствовать других людей порождают конфликт.

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV. Динамика конфликта.

Конфликт можно рассматривать  в узком и широком смыслах. В узком – это непосредственное столкновение сторон. В широком – процесс, состоящий из нескольких этапов, в рамках которого столкновение является лишь одним из них. Общество, как и отдельный человек, находится в постоянном развитии. Одним из способов этого развития является конфликт, представляющий собой процесс, состоящий из определенных этапов. Динамика конфликта — это и есть процесс его изменения.

Всякий конфликт в собственном  смысле слова может быть представлен  тремя этапами:

1) начало

 2) развитие

 3) завершение.

К собственно конфликту примыкают  еще два периода

1)предконфликтный   и

 2) послеконфликтный.

Таким образом, общая схема динамики конфликта складывается из следующих периодов:

1) предконфликтная ситуация (латентный период);

2) открытый конфликт (собственно  конфликт):

- инцидент (начало конфликта),

- эскалация (развитие) конфликта,

- завершение конфликта;

3) послеконфликтный период.

Современная конфликтология достаточно подробно описала динамику протекания конфликтов. Большинство конфликтов назревает постепенно и вначале находятся в так называемом инкубационном, скрытом (латентном) состоянии, при котором конфликтующие стороны выражают скрыто свои претензии, как говорится «за глаза». При этом, как правило, предпринимаются попытки удовлетворения этих претензий «мирным» путем.

На первом этапе складывается конфликтная ситуация, то есть такое  положение дел, при котором ценности, интересы, установки сторон объективно вступают в противоречие друг с другом, но открытого столкновения еще нет. Она может возникнуть как «по инициативе» сторон, так и без их участия, в том числе и быть переданной им « по наследству», как, например, известная «кровная месть».

 Элементами конфликтной  ситуации являются, во-первых, ее участники. Прежде всего , это противостоящие друг другу стороны, или оппоненты, каждый из которых обладает определенной силой, материальными и информационными ресурсами.

 Другие участники могут  выступать в роли подстрекателей, пособников, организаторов, прямо  в конфликте не участвующих.  Подстрекатель – это лицо, подталкивающее оппонентов к противоборству; пособник содействует им советами, технической поддержкой; организатор планирует конфликт, но также не обязательно участвует в прямом столкновении.

Во–вторых, элементом конфликтной ситуации является объект, который и вызывает ее к жизни. Чаще всего он бывает неделим в широком смысле этого слова либо вообще, либо «по справедливости», что мешает нормальной работе. Поэтому стороны, преследуя свои интересы, претендуют на решающее или единоличное манипулирование им. Объектом обычно является дефицитный ресурс, например, руководитель, за влияние на которого сталкиваются различные группировки подчиненных.

 Различие взглядов  сторон на объект образует  предмет конфликтной ситуации. Но она может быть и безобъектной, вызванной лишь различием взглядов на нечто, что не составляет реальных помех для сторон. В соответствии с этим по характеру конфликтные ситуации принято делить на объективные и субъективные. Последние по природе всегда эмоциональны и часто являются следствием психологической несовместимости людей, их непонимания и нежелания понять друг друга.

 Со временем конфликтная  ситуация может исчезнуть, если  перестанет существовать сам объект, породивший ее. Так же она может сохраниться в прежнем состоянии; трансформироваться в другую; обостриться под воздействием инцидента, то есть события или обстоятельства, послужившего толчком или поводом к столкновению.

Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство происходит в результате того или  иного инцидента. Инцидент — это  тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон.

Инцидент, представляющий собой  вторую фазу конфликта, может быть целенаправленно  спровоцированным, или произойти  случайно в силу сложившихся обстоятельств, существовать реально, или в воображении сторон.

 На стадии открытого конфликта  становится также очевидным, что  ни одна из сторон не хочет  идти на уступки или компромисс, напротив, доминирует установка на противоборство, на утверждение собственных интересов. При этом на объективные противоречия в группах часто накладываются межличностные трения и различия, усугубляющие ситуацию.

Если после инцидента найти  компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т. д. Конфликт вступает в следующий этап — происходит его эскалация (нарастание). Эскалация конфликта — это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве . Вопрос стоит только так: «кто кого», ибо это уже не локальный бой, а полномасштабная битва. Происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых, информационных, физических, психических и других. На этой фазе противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения, которые прямо или косвенно направлены на то, чтобы помешать противоположной стороне реализовать свои интересы. На этой стадии развития конфликта его оппоненты начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться в юридические органы для защиты или утверждения своих интересов. Каждый из субъектов противоборства старается привлечь на свою сторону как можно больше союзников и средств давления на другого, в том числе материальные, финансовые, политические, информационные, административные и другие ресурсы. В ход пускаются не только «дозволенные», общепринятые, но и «грязные» средства, способы и технологии давления на оппонента, который с этого времени считается не иначе как «противником», «врагом».

На этой стадии становятся затруднительными какие-либо переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Эмоции часто начинают заглушать разум, логика уступает чувствам. Главная  задача состоит в том, чтобы любой  ценой нанести как можно больший  вред противнику. Поэтому на этой стадии могут теряться первоначальная причина  и основная цель конфликта и на первое место выдвигаться новые причины и новые цели. В процессе этой стадии конфликта возможно и изменение ценностных ориентации, в частности, ценности-средства и ценности-цели могут меняться местами. Развитие конфликта приобретает спонтанный неуправляемый характер.

Завершение конфликта. Это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в коренной перемене ценностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность продолжения конфликта и вообще, что «так больше жить нельзя». Хотя завершение конфликта, вообще говоря, может быть связано и с уничтожением одного или даже обоих его субъектов.

 В рамках организации  выделяют следующие формы конфликтной  борьбы:- бойкот – полный или частичный отказ или уклонение от действий в интересах тех, кого считают противниками или соперниками;

- саботаж – сознательные  действия с целью скрытого  нанесения ущерба  интересам других;

- травлю( преследование) – действия для ослабления или компрометации соперников путем замалчивания, отрицания, умаления их роли и достоинств;

- словесную агрессию  – выдвижение обвинений, оскорбления;  сплетни, неблаговидные оценки противников с целью их дискредитации;

- массовые стихийные  или организационные выступления  ( забастовки, митинги протеста)

Третья  фаза – полное окончание  конфликта по любым причинам. Конфликт может закончиться разрешением противоречий, перемирием, тупиком. Если при этом определился явный победитель, в его пользу перераспределяются выгоды, а потери возлагаются на побежденного; если последний признается лишь формально, реальных изменений не происходит; если же нет победы ни одной из сторон, все даже внешне остается по – старому. С названными ситуациями связаны и способы завершения конфликта, которые могут быть также весьма разнообразны. Наиболее типичные из них следующие:

1) устранение (уничтожение) оппонента или обоих оппонентов противоборства;

2) устранение (уничтожение) объекта  конфликта;

3) изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта;

4) участие в конфликте новой  силы, способной завершить его  путем принуждения;

5) обращение субъектов конфликта  к арбитру и завершение его  при посредстве третейского судьи;

6) переговоры как один из наиболее  эффективных и часто встречающихся способов разрешения конфликта.

По своему характеру завершение конфликта может быть:

1) с точки зрения реализации целей противоборства:

- победоносным,

- компромиссным,

- пораженческим;

2) с точки зрения формы разрешения конфликта:

- мирным,

- насильственным;

3) с точки зрения функций конфликта:

- конструктивным,

- деструктивным;

4) с точки зрения эффективности и полноты разрешения:

- полностью и коренным образом  завершенным,

- отложенным на какое-либо (или неопределенное) время.

Следует отметить, что понятия «завершение  конфликта» и «разрешение конфликта» не тождественны. Разрешение конфликта есть частный случай, одна из форм завершения конфликта, и выражается в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками конфликта или третьей стороной. Но помимо этого формами завершения конфликта могут быть:

-затухание (угасание) конфликта,

- устранение конфликта, 

- перерастание конфликта в другой  конфликт.

 Объективный конфликт  завершается прекращением существования  его объекта, как вследствие  его ликвидации ( самоликвидации), так и потери значения для сторон в силу изменившихся обстоятельств. Объект конфликта может быть также у одного из оппонентов при устранении остальных. Если ни того ни другого не происходит и противостояние затягивается, начинают работать различные психологические механизмы, превращающие объективный конфликт в субъективный.

С субъективными конфликтами  бороться гораздо сложнее, а поэтому  превращение в них объективных  крайне нежелательно.

 Обычно преодоление таких  конфликтов происходит также  несколькими путями: разъединением  участников; их полной психологической  перестройкой( как считают специалисты она редко бывает успешной); изменением рангов оппонентов( конфликт вряд ли будет продолжаться , если один из них, прежде занимавший одинаковую со всеми должность, станет руководителем); наконец, перемирием, в рамках которого стороны, оставаясь на своих позициях, прекращают « боевые действия», хотя сама конфликтная ситуация при этом не исчезнет.

Послеконфликтный период. Последней стадией в динамике конфликта является послеконфликтный период, когда ликвидируются основные виды напряженности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие.

Однако следует иметь в виду, что не всегда завершение конфликта  приводит к миру и согласию. Случается и так, что окончание одного (первичного) конфликта может дать толчок другим, производным конфликтам, причем совершенно в других сферах жизнедеятельности людей. Так, завершение конфликта в экономической сфере может дать импульс для его возникновения в политической области; после решения политической проблемы может наступить период идеологического противостояния и т.д.

Информация о работе Конфликты: их виды, структура, динамика и предпосылки возникновения