Конфликт в системе госвласти

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Конфликты, возникающие в сфере государственного управления,-явление довольно частое для Российской Федерации. Они могут возникать между отдельными институтами власти, между различными звеньями управленческого аппарата, между органами государственного управления и населением.
Современная конфликтология выделяет следующие виды политических кризисов: кризис власти, кризис тех или иных ветвей власти (исполнительной - правительственный кризис; представительной - парламентский кризис), кризис доверия общества к власти. В современной истории России имели место все виды политических кризисов.

Содержание

Введение_______________________________________________2
Факторы зарождения конфликта с исторической точки зрения__________________________________________________________6
Причины конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти в Российской Федерации в 1993 году____________________________________________________________13
Урегулирования конфликта между ветвями власти на примере конфликта осени 1993 года_________________________________________18
Заключение_________________________________________________21
Список использованных источников____________________________23

Работа содержит 1 файл

курс.работа СОЦ КОНФЛИКТ.КОНФЛ В СФЕРЕ ГОСУПР.docx

— 56.12 Кб (Скачать)

     На  основе совершенно двух разных точек зрения можно сделать следующие выводы о причинах конфликта между ветвями власти:

  1. незавершенности перехода к новой форме правления: от советской республики к подобию республики президентской;
  2. мировоззренческая причина, определяющая конфликт между либеральными реформаторами про-западной ориентации и традиционалистами-патриотами;
  3. осуществление радикальной экономической реформы и ее последствия;
  4. очередная причина заключается в слишком большой роли субъективного, личностного влияния на политику России людей, которые не проявили должного искусства в управлении великим континентом, каковым является Россия.

     События 1993 года были неизбежны, поскольку было юридическое двоевластие, заложенное в Конституцию уже многократно исправленную. Это юридическое двоевластие подкреплялось тем, что вокруг обеих сторон концентрировались социальные и политические силы, поддерживающие их. Столкновение было неизбежно, вопрос был в том, в какой форме и с какими последствиями оно должно было произойти. Все ветви власти были легитимны, избраны по закону, прямым голосованием, и рано или поздно из этой ситуации пришлось бы выходить, и последствия могли быть тяжелее.

     В 1993 году конфликт в системе государственного управления проявлялся все ярче, что  неумолимо вело его к тем кровавым событиям сентября-октября.

 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Урегулирования конфликта между ветвями власти на примере конфликта осени 1993 года.
 

     В результате открытого противостояния властей внутриполитический кризис в стране крайне обострился, что  вынудило Президента распустить Съезд  народных депутатов и Верховный  Совет РФ Указом от 21 сентября 1993 г.

В целях выхода из политического кризиса  Председатель Конституционного суда РФ В. Зорькин предложил принять решение об одновременных перевыборах президента и парламента и о пересмотре закона о выборах и полномочиях федеральных органов власти на переходный период с приостановлением исполнения Указа Президента РФ от 21 сентября "О поэтапной конституционной реформе в РФ" и основанных на нем последующих актов президента.

     Конституционный Суд, признав Указ Президента РФ № 1400 неконституционным, высказался за отрешение  Президента от должности. Были отстранены старые и назначены новые руководители "силовых" министерств, а в Уголовный  Кодекс введена статья, карающая (вплоть до смертной казни) за антиконституционную  деятельность, невыполнение решений  высшего органа государственной  власти и воспрепятствование его  деятельности.

     Региональными органами представительной власти РФ также был предпринят ряд шагов, направленных на то, чтобы заставить  противоборствующие стороны принять  компромиссное политическое решение. 24 сентября представители Советов 2-х  республик, 3-х округов и 24-х областей приняли заявление, в котором  выдвинули следующие требования в адрес федеральных органов  власти:

  • отменить Указ № 1400 от 21 сентября и другие нормативные акты, основанные на нем;
  • восстановить в стране в полном объеме конституционную законность по состоянию на 21 сентября 1993 года;
  • Съезду народных депутатов РФ - немедленно назначить одновременные всенародные выборы президента и Верховного Совета на 12 декабря 1993 г., для чего обеспечить в двухнедельный срок принятие необходимых законодательных актов;
  • Правительству РФ - отменить цензуру в СМИ, возобновить выпуск закрытых газет и журналов, прекратить блокирование объективной информации о положении в стране на радио и телевидении, предоставить эфир представителям субъектов федерации для изложения позиций их органов власти и Верховного Совета .

     По  их мнению, гарантами соблюдения этих требований могли бы выступить не органы федеральной представительной и исполнительной властей, непосредственно  вовлеченные в конфликт, а некий  федеральный совет, состоящий из руководителей органов представительной и исполнительной власти субъектов  федерации, а также Конституционный  суд РФ.

     Оппозиция находила основания для своих  требований в Конституции, которую  сама же приспособила к своим интересам, а Президент РФ опирался на поддержку  избирателей и субъектов Федерации, полагая, что противоречивая и устаревшая Конституция уже не может служить  базой для разрешения разногласий  двух ветвей власти. При таких подходах неудивительно, что каждая сторона  конфликта рассматривала действия другой стороны как мятеж, государственный  переворот. Конституционная законность, таким образом, была подорвана с  двух сторон и утратила свою нейтральность.

     Попытки достичь согласия не увенчались успехом, и кризис, в итоге, привел к общественным беспорядкам и необходимости  применения силовых действий со стороны  правоохранительных органов и армии.

     После кровавых событий 3 - 4 октября 1993 г. и  стабилизации внутриполитической обстановки в стране Президентом был издан  Указ "О правовом регулировании  в период поэтапной конституционной  реформы в Российской Федерации" от 7 октября 1993 г., который подтвердил действие на всей территории России законов  и постановлений, принятых Верховным  Советом и Съездом народных депутатов  до 21 сентября 1993 г.

     Было  установлено, что до начала работы Федерального собрания правовое регулирование по вопросам, отнесенным к компетенции  Съезда и Верховного Совета, осуществляется указами Президента. Также 7 октября 1993 года был издан указ "О Конституционном  суде Российской Федерации", в котором  констатировалась невозможность его  деятельности, в связи с чем приостанавливался созыв его заседаний до принятия новой Конституции.

     Помимо  этого, после октябрьских событий 1993 г. в Москве принимается Указ Президента РФ "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации", в результате чего были прекращены полномочия Советов народных депутатов  и утверждены основные положения  о выборах в представительные органы государственной власти в  регионах. Это означало юридическую  ликвидацию советской власти в стране.

     Для решения вопроса о конституционной  реформе на 12 декабря 1993 года было назначено  всенародное голосование (референдум) по проекту новой Конституции  РФ, вступающей в силу в случае ее одобрения с момента опубликования  результатов голосования.

 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В данной курсовой работе были рассмотрены  предпосылки и факторы зарождения конфликта между исполнительной и законодательной ветвями власти, а также причины развернувшегося конфликта и меры его урегулирования.

     Существует  огромное количество мнений, по решаемым в данной курсовой работе вопросам, но стоит выделить и это- политолог Евгений Гильбо считает, что противостояние Ельцина и Хасбулатова было выгодно обеим сторонам. Оба политика не имели конструктивной программы реформ, и единственной формой существования для них была только конфронтация.

     Конституционный кризис, развернувшийся в России, приобрел уже завершенную форму осенью 1993 года. Ему предшествовали отдельные кризисные предпосылки и обострения в декабре 1992 г. и весной 1993г.

     При всем разнообразии оценок событий сентября-октября  1993 г. антиконституционность Указа №1400 и последующих действий Президента Б. Ельцина не вызывает никаких сомнений. Они стали тяжелой расплатой за неумение и нежелание предотвращать нормативно-юридические конфликты и конституционные кризисы.

     Конституционный кризис, развивавшийся на протяжении всего года, так и не нашел своего конституционного разрешения. Это был  не только конституционный, но и политический кризис, в котором отражалась резкая поляризация интересов различных  сил по коренным вопросам развития России. Он серьезно расшатал основы российского  федерализма и государственности  в целом. Трагическое завершение кризиса заставило граждан и  власти всех уровней еще острее осознать невозможность строительства нового общества в рамках старой государственности. Принятие новой Конституции стало  не просто желательным, но остро необходимым.

    Александр Коржаков, в те годы - ближайший помощник президента  Бориса Ельцина, руководитель  Службы безопасности президента  России, говоря о причинах подписания  президентом указа о роспуске Верховного совета замечает: «Верховный Совет сам сделал столько антиконституционных шагов, что противостояние с президентом достигло апогея. Конфликт затягивался, иного выхода из него не видели. Жизнь граждан не улучшалась, а законодательная власть только и делала, что конфликтовала с исполнительной. К тому же Конституция явно устарела и не соответствовала изменившимся отношениям в обществе».

Тем не менее Борис Ельцин остался в истории, а его оппоненты — нет. История прощает победителей, а победителем становится тот, у кого есть проект страны, кто точно знает, чего хочет, и готов платить цену.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А. Сивохина «История России» учебник, коллектив авторов, издательство «Проспект», 2009;
  2. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие,2-е издание, переработанное. Серия «Учебное пособие»;
  3. А. Бузгалин, А. Колганов «Кровавый октябрь в Москве.Хроника, свидетельства, анализ событий 21 сентября -4 октября 1993 г..» Издание 2-е, исправленное и дополненное.1994;
  4. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Издательство "Аспект Пресс" 1996г. 261 стр.;
  5. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология.Социальные конфликты: учебник для студентов вузов/ Т.Н. Кильмашкина- 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: закон и право, 2009.-287 с.;
  6. Н. И. Леонов «Конфликтология. Учебное пособие, 2-е издание, исправленное и дополненное». Москва — Воронеж 2006;
  7. А.В. Филиппов «НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2006 гг.» Книга для учителя. Просвещение 2007 г.
  8. И. Хисамов журнал «Эксперт»№38 (181)  от 29 сентября 2008г.
  9. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) Под ред. д. филос. н. Е. И. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 344 с.
  10. Интернет-библиотека «Полка букиниста» http://polbu.ru/;
  11. Интернет-ресурс, посвященный событиям 1993 года, «Совнарком» http://1993.sovnarkom.ru/;
  12. Интернет-ресурс «Русский журнал». рабочие тетради.2008.№2.

Информация о работе Конфликт в системе госвласти