Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:05, курсовая работа
Конфликты, возникающие в сфере государственного управления,-явление довольно частое для Российской Федерации. Они могут возникать между отдельными институтами власти, между различными звеньями управленческого аппарата, между органами государственного управления и населением.
Современная конфликтология выделяет следующие виды политических кризисов: кризис власти, кризис тех или иных ветвей власти (исполнительной - правительственный кризис; представительной - парламентский кризис), кризис доверия общества к власти. В современной истории России имели место все виды политических кризисов.
Введение_______________________________________________2
Факторы зарождения конфликта с исторической точки зрения__________________________________________________________6
Причины конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти в Российской Федерации в 1993 году____________________________________________________________13
Урегулирования конфликта между ветвями власти на примере конфликта осени 1993 года_________________________________________18
Заключение_________________________________________________21
Список использованных источников____________________________23
СОДЕРЖАНИЕ
Введение_________________
Заключение_______________
Список
использованных источников____________________
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в России стоит задача перехода к формированию государства нового типа – социального государства. Усиливается роль и ответственность государства за повышение жизненных стандартов и социальных возможностей. Вместе с тем, наша недавняя история показывает, что отсутствие объективных, эффективных и взаимосвязанных политических коммуникационных связей, может привести в будущем, к высокой социальной напряженности, конфликтности, непредсказуемости событий, что настоятельно требует изучения данной проблемы.
Характерной особенностью современной политической истории России является перманентный конфликт между законодательной властью в лице Государственной думы и исполнительной властью - Правительством России и главой государства Президентом Российской Федерации, что впоследствии вылилось в масштабные события сентября-октября 1993 года.
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что конфликты, возникающие в сфере государственного управления,-явление довольно частое для Российской Федерации. Они могут возникать между отдельными институтами власти, между различными звеньями управленческого аппарата, между органами государственного управления и населением.
Современная конфликтология выделяет следующие виды политических кризисов: кризис власти, кризис тех или иных ветвей власти (исполнительной - правительственный кризис; представительной - парламентский кризис), кризис доверия общества к власти. В современной истории России имели место все виды политических кризисов.
Причинами
конфликтов, возникающих в сфере
государственного управления, могут
стать различия интересов, соперничество
и борьба различных институтов и
государственных структур по поводу
распределения политико-
В ходе таких конфликтов идет борьба между старыми и новыми государственными институтами, их полномочиями и ресурсами власти. Когда эти противоборства протекают в правовых рамках, то не разрушают, а наоборот развивают политическую системы.
Объектом данной курсовой работы является: распределение власти в сфере государственного управления в Российской Федерации.
По мнению А.Г. Здравомыслого1 противоречия внутри существующей власти возникают тогда, когда, с одной стороны, каждая из групп господствующего класса отстаивает свои более частные интересы и представляет собственное видение ситуации, которое стремится навязать всему классу и положить в основу принятия решений. С другой стороны, внутренний конфликт такого рода связан с внутригрупповой борьбой за распределение властных полномочий и соответствующих позиций. Он. Как правило, сопряжен с попытками обоснования нового курса в рамках существующего политического строя или режима реализации властных полномочий .
Предмет: распределение властных полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти.
Целью курсовой работы является рассмотрение и исследование путей урегулирования конфликта между исполнительной и законодательной ветвями власти, на примере конфликта 1993 года.
Для достижения цели курсовой работы требуется решить несколько задач, а именно:
1. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Издательство "Аспект Пресс" 1996г. 261 стр.
Мировой опыт позволяет выделить некие более характерные источники, на базе которых формируются предпосылки конфликтов: достояние, власть, престиж и достоинство, т. е. те ценности и интересы, которые имеют значение во всяком обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих в конфликтах. В различных исторических контекстах приоритетность соответствующих ценностей может модифицироваться, но содержательная сторона дела от этого меняется не совсем значительно. Это в полной мере касается и России.
Первичный
источник конфликтов находится в иерархичности
структуре управленческих статусов и
ролей, закладывающей противоречие между
властвующими (управляющими) и подвластными
(управляемыми) и порождающей неравенство
в распределении власти между самими субъектами
управления. Вторичным источником государственно-
Еще
один источник конфликтов – расхождение
государственных служащих в определении
базовых ценностей и
Данные конфликты характерны для переломных и переходных эпох, когда ценностно-нормативная система еще не сложилась, и критерии оценки не имеют общепринятого характера.
Ввиду того, что конфликты многообразны, разноплановы, а различным общественным системам свойственны свои типы конфликтов, управление общественными коллизиями требует конкретного подхода. Иными словами, нельзя все конфликты подгонять под одну универсальную схему.
Многообразие конфликтов предполагает использование разнообразных способов и приемов воздействия на конфликтные ситуации, в том числе, таких, как организационные, информационные, коммуникативные, социально-психологические.
Демократическое воздействие на субъекты конфликта — один из принципов управления. Весь механизм демократии, каждый из его элементов служит надежным орудием управления общественными процессами в интересах большинства населения.
Управление конфликтами осуществляется как на уровне государства, так и гражданского общества: в форме легализации и легитимации конфликтов, их институционализации, канализации и рационализации. Ограничимся лишь кратким определением их сути. Легализация и легитимация конфликтов означает признание их органами власти и общественностью, интегрирование конфликтов в систему государственного и общественного управления. Институционализация предполагает создание системы организации по управлению конфликтами. Эта же система служит и средством их канализации, т.е. проявления и развертывания в рамках существующего правового и общественного порядка. Каждый из указанных элементов управления способствует преобразованию стихийных форм конфликтов в общественно-осознанные.
Говоря о факторах зарождения конфликта, нужно совершить небольшой экскурс в историю России.
Как и в начале XX в., новая российская государственность рождалась в атмосфере хаоса и безвластия. Содержание и последовательность политических и экономических реформ диктовались кризисным состоянием социалистического строя, а не субъективным выбором тех или иных политических лидеров.
Политическая система России в начале 90-х годов базировалась на двухступенчатой основе органов представительной власти- Съезд народных депутатов РФ и двухпалатный Верховный Совет. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б. Н. Ельцин. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР.
Деятельность
государственного аппарата протекала
в условиях жесткой конфронтации
законодательной и
К концу 1991 г. в стране складывается весьма сложная социально-экономическая ситуация. За год национальный доход снижается более чем на
11%, падает промышленное производство, уменьшается производство нефти и угля, пищевой продукции. В разряд дефицитных переходят практически все виды потребительских товаров. К началу ноября 1991 г. валютные запасы страны полностью исчерпываются, и Внешэкономбанк прекращает все платежи за границу, за исключением платежей по обслуживанию внешнего долга, который к этому времени достигает 76 млрд долларов. Угроза реального голода нависает над страной. Создание основ нового социально-экономического строя происходило в обстановке острого дефицита предпосылок для него. В силу исторических причин советские люди имели лишь крайне негативные представления о капитализме и рынке, а потому не испытывали желания участвовать в их создании.
По указанным причинам вопрос о цели трансформации российского общества не мог быть сразу гласно поставлен осенью—зимой 1991 г. ни властными структурами, ни средствами массовой информации. Президент Б.Н. Ельцин ни в одном из своих программных выступлений 1991—1992 гг. не говорил о капитализме как о конечной цели начинающихся структурных реформ. Таким образом, вопрос, куда должна идти Россия, чтобы не утратить свои государственные и международные позиции, фактически был оставлен без ответа. В силу этого внутриполитическая ситуация в стране осенью 1991г. оставалась неопределенной, российское общество жило смутными ожиданиями перемен. Тяготы, вызванные развалом СССР, серьезно затруднили обеспечение легитимности реформаторской власти и политики. В свою очередь, формирующиеся демократические институты, транслируя и усиливая социальное напряжение, вызываемое реформами, во многом осложняют их развитие. В этой обстановке начинают постепенно возвращаться к активной политической жизни коммунисты, создавшие несколько партий. В итоге уже на начальном этапе посткоммунистической трансформации опора политического режима резко сузилась.
По мнению авторов книги «Кровавый октябрь»2 А.В. Бузгалина, А.И. Колганова факторами, к конфликту послужили :
2 А. Бузгалин, А. Колганов «Кровавый октябрь в Москве.Хроника, свидетельства, анализ событий.
21 сентября - 4 октября 1993 г..» Издание 2-е, исправленное и дополненное.1994
поддерживающие Ельцина слои населения - все они фактически были расколоты и не организованы.
Поэтому «Опыт политических баталий в марте-апреле показал, что мирным путем ельцинистам еще раз выиграть уже не удастся. Оставался выбор - или отказ от разграбления страны, или военный переворот.»
Из статьи Искандера Хисанова, журналиста журнала «Эксперт», «К 15-тилетию разгона Верховного совета России» можно сделать несколько выводов относительно факторов зарождения конфликта3:
Такие действия привели к банкротству и обнищанию большинства населения России. С одной стороны, гайдаровские реформы обеспечили переход к рыночной экономике и в конечном итоге позволили вывести народное хозяйство из кризиса. С другой стороны, они предопределили монополистический, олигархический характер российской экономики, сращивание бизнеса с властью.