Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:05, курсовая работа
Конфликты, возникающие в сфере государственного управления,-явление довольно частое для Российской Федерации. Они могут возникать между отдельными институтами власти, между различными звеньями управленческого аппарата, между органами государственного управления и населением.
Современная конфликтология выделяет следующие виды политических кризисов: кризис власти, кризис тех или иных ветвей власти (исполнительной - правительственный кризис; представительной - парламентский кризис), кризис доверия общества к власти. В современной истории России имели место все виды политических кризисов.
Введение_______________________________________________2
Факторы зарождения конфликта с исторической точки зрения__________________________________________________________6
Причины конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти в Российской Федерации в 1993 году____________________________________________________________13
Урегулирования конфликта между ветвями власти на примере конфликта осени 1993 года_________________________________________18
Заключение_________________________________________________21
Список использованных источников____________________________23
3 И.Хисамов журнал «Эксперт»№38 (181) от 29 сентября 2008г.
После этого, как считает И.Хисанов, и началось открытое противостояние парламента и президента, причём вице-президент Александр Руцкой встал на сторону спикера Руслана Хасбулатова. Всего полтора года назад — в августе 1991 года — они стояли вместе на трибуне на митинге по случаю победы над путчистами, и народ их приветствовал как команду триумфаторов, а вот теперь стали злейшими политическими врагами.
По мнению историка и автора книги Филиппова А. В. «Новейшая история России. 1945—2006 гг.»4 факторами, приведшими к столь масштабному кризису, можно считать:
Е. Т. Гайдар считал, что именно нерешительность в ценовой реформе погубила правительство Советского Союза и сам Союз. По иронии судьбы, именно решительность в ценовой реформе погубила через год «правительство Гайдара».
Е. Т. Гайдар вспоминал: «Мы начинали реформы в очень интересной ситуации, когда можно долго перечислять, чего у нас не было и почему реформы проводить нельзя. Я сам мог прекрасно объяснить, почему в 1992 году их проводить нельзя. Не было стабильной поддержки в парламенте, не было нормальных дееспособных институтов власти (армии, таможни, милиции) — они были поражены кризисом власти начала 90-х годов.
4 А.В. Филиппов «НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2006 гг.» Книга для учителя. Просвещение 2007 г.
Шестнадцать центральных
«В 1992 г. валовой внутренний продукт (ВВП) упал на 14,5%, промышленное производство — на 18%, инвестиции в основной капитал — на 40%. Финансовая стабилизация не состоялась — инфляция составила фантастические 2500—2600% (более точного подсчета нет). Быстрый рост инфляции значительно опережал заработные платы, вследствие чего работники бюджетной сферы деятельности оказались на грани выживания».
«Сложившаяся к концу перестройки система власти противоречиво сочетала черты советской и парламентской демократии: всевластие Съезда народных депутатов при декларировании разделения властей. В стране продолжали работать органы власти, сформированные еще при СССР. Это прежде всего Советы народных депутатов во главе с Верховным Советом Российской Федерации. Они располагали законными возможностями тормозить движение России курсом, избранным командой Ельцина.»
Подобное
выступление вызвало ряд
Кризис отношений между Президентом и парламентом затягивался. Выход из ситуации нашел председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин, выступивший с призывом к компромиссу и немедленным консультациям. 12 декабря Съезд принял постановление «О стабилизации конституционного строя» из 9 пунктов, согласно которому на 11 апреля назначался референдум по основным положениям новой Конституции, а принятые поправки к Конституции «замораживались».
На основе мнений можно сделать несколько выводов, которые обозначают те предпосылки, которые привели к конфликту.
Из всех трех высказанных мнений единогласно вытекает то, что одной из предпосылок стали проводимые экономические реформы, которые привели совершенно не к тем последствиям, которые планировало высшее руководство.
Далее
можно выделить нарастающую напряженность
между ветвями власти, постоянный
дисбаланс сил и попытки «
Также можно считать определяющим фактором слабость конституционного механизма в России. Система государственных институтов продолжает базироваться на всевластии Советов (представительных органов), а не на разделении властей. Принцип баланса высшей власти практически полностью отсутствует. Предпринятая осенью 1991 года попытка исправить эту ситуацию предоставлением Президенту некоторых особых полномочий и использование их Б.Н.Ельциным для ускорения экономических реформ привели к зеркальному усилению оппозиционных парламентских сил, которые повели ожесточенную борьбу за ограничение президентских прерогатив. Отсутствие нового, демократического и целостного Основного закона создает условия для постоянных попыток законодательной власти вмешиваться в компетенцию исполнительской власти или даже поставить последнюю в полную зависимость от себя. Правительство на протяжении 1992 года оказывалось в основном силой, противостоящей законодателям. В общем его популярность и социальная база росли, хотя очень медленно и с колебаниями.
События 1992 года показывают, что Президент безусловно стремится к формированию сильной власти, причем намерен идти к этому конституционным путем. Но именно вокруг подготовки конституционного референдума (формулировок, сроков, статуса) разворачивается основная борьба.
Данные противоречия не могли не отразиться на перестройках в государственном аппарате, что имело немаловажные последствия для дальнейшего развития страны.
Становление
новой социально-экономической
Общие причины этих кризисов определялись переходным состоянием российского общества, так как трансформационные процессы несли в себе многочисленные конфликты между новым и старым, борьбу различных социально-политических сил, отстаивающих свое видение будущего страны. Переходное состояние представляет собой некую форму всеобщего кризиса общества, в которой осуществляется трансформация общественной системы в новое качество.
Из статьи Н.А. Баранова5 «Характеристика общего кризиса власти 1992-1993 гг.» можно выделить ряд причин, которые способствовали дальнейшему развитию конфликта:
5
интернет-библиотека
«Полка букиниста»
http://society.polbu.ru/
и президентская стороны начали открытую психологическую войну друг против друга.
Острая
борьба между законодательной и
исполнительной властью продолжалась
все лето и парализовала деятельность
обеих ветвей власти в стране. Дальнейшие
события приняли
В статье Руслана Курбанова 6«Последняя инстанция. Конституционный профиль Валерия Зорькина» из интернет-издания «Русский Журнал» излагаются также причины конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти. Но в данном случае одну из главных ролей здесь играет личность В.Зорькина (председатель Конституционного суда Российской Федерации в 1991 − 1993 гг.) и решения самого Конституционного Суда.
В его послужном списке не только разработка демократической Конституции, отстаивание президентского характера государства наряду с участием в кровавых событиях 1993 года, последующей десятилетней опалой и возвращением в кресло председателя Конституционного суда в 2003 году. Этот человек оказал самое прямое влияние на формирование контуров российской Конституции и всей российской политической системы.
Зорькин вошел в политическое пространство страны на самом ее изломе. В 1990 году после поражения на выборах народных депутатов РСФСР В. Зорькин возглавил группу экспертов Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР по разработке новой Конституции для демократической России.
6 интернет-ресурс «Русский журнал». рабочие тетради.2008.№2.
В
1993 году именно его принципиальность
по защите буквы уже не соответствующей
реалиям жизни советской
Ситуация была, конечно, сложнее, чем сегодня представляется многим, поскольку на начало 1990-х страна имела всемогущий парламент, избранный еще по брежневской Конституции 1978 года, и Конституционную комиссию, по словам самого Зорькина, «с воодушевлением первых христиан» работавшую над проектом нового Основного Закона.
Оттого
на момент кризиса 1993 года и Верховный
Совет, и президент Ельцин не только
опирались на совершенно различные
источники собственной
По двум последним вопросам Конституционный Суд постановил, что должно проголосовать абсолютное большинство от количества российских избирателей, а не просто относительно количества проголосовавших. Тот факт, что по вопросу о необходимости перевыборов Верховного Совета было получено большинство, но не абсолютное, а относительное, был совершенно по-разному истолкован Ельциным и Верховным Советом, что еще более усугубило кризис.