Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:15, реферат
Стратегическое планирование экономического и социального развития таких основных структурных составляющих социальной сферы, как здравоохранение, образование, научно-инновационный, спортивно-оздоровительный, жилищно-коммунальный, телекоммуникационный комплексы, в отличие от текущего и перспективного планирования, в основу которых положен перенос ретроспективных тенденций деятельности на средне-, долгосрочный периоды времени, основано на формировании и реализации обобщающей и функциональных стратегий.
Пути уменьшения
социального расслоения граждан
В целях стабилизации
и уменьшения социального расслоения
граждан необходимо реализовать
стратегию сближения различий в
доходах посредством достижения приемлемого
уровня жизни для всех. Поэтому в систему
стратегического планирования необходимо
включить поэтапную программу приближения
минимального размера оплаты труда, пенсий,
пособий к величине прожиточного минимума
или минимального потребительского бюджета.
В свою очередь,
уменьшения социального расслоения
граждан можно достичь
Стратегические
ориентиры развития здравоохранения
Приоритетными
стратегическими ориентирами
• повышение качества кадрового потенциала;
• строительство
и ввод в эксплуатацию объектов здравоохранения
и улучшение материально-
• обеспечение социальной и медицинской безопасности материнства;
• повышение оперативности и качества скорой и неотложной медицинской помощи гражданам;
• лекарственное обеспечение граждан и развитие фармацевтической промышленности;
• восстановление функционирования санаторно-курортных и оздоровительных учреждений;
• совершенствование врачебной помощи гражданам; формирование их здорового образа жизни;
• повышение
медицинской грамотности
Стратегические
ориентиры развития образования
Стратегическое
планирование развития такой структурной
составляющей социальной сферы, как образование,
должно основываться на сохранении финансирования
из государственного бюджета основных
видов образования: общего, среднего и
высшего. Развитие различных форм платного
образования на всех уровнях должно происходить
при соответствующем контроле со стороны
государства и не в ущерб бесплатному
образованию.
Важнейшими стратегическими ориентирами достижения высокой социальной результативности в области образования являются:
• обеспечение условий для интенсивного развития образования, укрепление связей и взаимодействий образования, науки и культуры;
• развитие системы непрерывного, семейного образования и образования на производстве;
• обеспечение открытости отечественного образования, его вхождение в мировое образовательное пространство, мировой рынок образовательных услуг;
• создание отечественного рынка образовательных услуг посредством усиления конкурентных механизмов развития образования;
• развитие гуманистической направленности и усиление региональной компоненты образования;
• опережающее
реагирование на потребности быстро
изменяющейся структуры народного
хозяйства на основе реконструкции
производств с высокой
• углубление инженерно-экономической
и юридической подготовки в высших
учебных заведениях.
Необходимость
разработки и внедрения целевых
программ
В целях достижения
поставленных стратегических ориентиров
эффективности развития образования
и в целом социальной сферы в 2003—2007
гг. в регионах необходимо предусмотреть
разработку и внедрение целевых программ
по таким приоритетным социальным направлениям,
как «Национальная школа», «Подготовка
кадров для системы образования», «Маркетинг
образовательных услуг», «Подготовка
инженерно-экономических кадров», «Подготовка
финансово-экономических кадров высшей
квалификации», «Внешкольное воспитание
подрастающего поколения».
Создание на
среднесрочный и стратегический
периоды времени новых
Стратегические
ориентиры развития в области культуры
В области культуры
стратегическими направлениями
развития республик в составе
России являются: предоставление государственных
гарантий для сохранения и развития
культуры народов и национальностей;
сохранение историко-культурного наследия;
обеспечение равного доступа к ценностям
отечественной и мировой культуры; развитие
родного языка, возрождение традиций и
художественных промыслов; совершенствование
и обеспечение функционирования системы
высшего и среднего специального образования
в сфере культуры и искусства; удовлетворение
национально-культурных потребностей
и интересов граждан, проживающих за пределами
республики; формирование нравственных
критериев обновляющегося общества; развитие
информационного обеспечения культуры
и искусства [3].
Вместе с тем органам стратегического, перспективного и текущего управления социально-экономическим развитием региона необходимо решить такие задачи, как:
• расширение сети спортивных школ как основного фактора укрепления здоровья, физического развития всех граждан субъекта Федерации;
• оказание помощи
в становлении и развитии сети
общественных организаций, клубов, занимающихся
физической культурой, спортом, туризмом,
объединение усилий, укрепление и
дальнейшее развитие традиционных видов
спорта.
Стратегические
ориентиры развития физической культуры
и спорта
Основной задачей
стратегического развития физической
культуры и спорта является приостановление
снижения уровня массовой физической
культуры граждан и создание необходимых
условий для использования
Стратегические
ориентиры в решении жилищной
проблемы
Одним из важнейших
ориентиров достижения приемлемой социальной
результативности в системе стратегического
планирования в настоящее время
является решение жилищной проблемы,
что обусловлено тем, что жилье
является первичной жизненной
Направленность
стратегических ориентиров развития образовательной
составляющей социальной сферы
Стратегические
ориентиры развития образовательной
составляющей социальной сферы должны
иметь направленность: на осуществление
права всех граждан на образование,
свободу выбора образовательного учреждения,
форм и языка обучения, а также на организационно-правовую
независимость образовательных учреждений;
соблюдение интересов личности, признание
каждого человека высшей общественной
ценностью; определение приоритетных,
универсальных культурных ценностей,
обеспечение свободного развития личности,
воспитание гражданственности и патриотизма;
многогранное развитие духовного потенциала,
формирование культурных качеств личности;
перевод школы от реализующей идею информационно-репродуктивного
обучения к школе, воспитывающей личность,
которой присущи новаторство и творчество,
самостоятельность мышления и восприимчивость
к новому [4].
Стратегическим
ориентиром развития образования, его
ресурсного обеспечения остается рациональное
использование внебюджетных средств
в связи с финансированием дополнительной
подготовки специалистов по государственным
стандартам высшего образования. Поэтому
в системе стратегического планирования
проблемы внебюджетного и бюджетного
финансирования должны решаться во взаимосвязи.
Стратегическая
направленность развития высших учебных
заведений
Отметим при
этом, что пересмотр концептуальных
положений финансирования и стратегической
направленности развития высших учебных
заведений с целью
• изыскание
и использование новых
• законодательное формирование и использование налоговых льгот;
• решение проблем
собственности вузов, включая собственность
на землю;
• подготовку и
выпуск новых, адаптированных к реалиям
российской рыночной экономики переходного
периода, специалистов с высшим образованием;
• прогноз образовательных
услуг высшей школы и обоснование объемов
и структуры финансирования государственного
заказа на подготовку специалистов с высшим
образованием;
• выработку
принципов и подходов к рационализации
системы финансирования высшего
образования с учетом появляющихся
и развивающихся в высших учебных заведениях
новых структур и институтов рыночной
ориентации;
• создание конкретных
организационных, экономических, нормативно-правовых
и информационных механизмов реализации
новой концепции
• коррекцию
законодательных и нормативных актов
по высшей школе в целях совершенствования
механизма финансирования высшего образования.
Тенденции развития
системы высшего образования
в России
В то же время
формирующаяся сеть негосударственных
вузов создает предпосылки для
частичного решения проблем доступности
системы высшего образования России. Привлечение
дополнительных средств из других источников
на цели высшего образования ведет к расширению
возможностей удовлетворения потребности
населения в высшем образовании. Важно,
что в условиях низкой мобильности населения
такая возможность предоставляется в
местах проживания больших групп молодежи.
Возможность получения дополнительного
заработка на работе по совместительству
в негосударственных вузах способствует
сокращению оттока из государственных
вузов профессорско-
Стратегическая
ориентация негосударственного сектора
высшей школы на экономико-управленческое
и гуманитарное образование позволяет
направить ограниченные средства бюджетного
финансирования государственных вузов
преимущественно на поддержку образовательно-
Стратегические
ориентиры результативности развития
социальной сферы
Стратегические
ориентиры результативности развития
социальной сферы, ее ресурсного обеспечения,
в соответствии с нашими представлениями,
должны включать помощь малоимущим слоям
граждан в виде: денежных социальных выплат
(пенсий, пособий гражданам, имеющим детей,
лицам, попавшим в экстремальную жизненную
ситуацию); предоставления льготных услуг
(на местных авиалиниях, городском транспорте,
при пользовании телефоном, оплате жилья
и коммунальных услуг, медицинском обслуживании);
натуральной поддержки (организация питания
одиноких престарелых граждан, выдача
одежды и обуви, бывших в употреблении,
содержание в домах-интернатах, жилье
в центральных районах страны).
Вместе с тем
на основе достижения намеченных стратегических
ориентиров социального потребления следует
расширять и развивать такие учреждения,
оказывающие социальные услуги, как дома-интернаты
для престарелых, инвалидов, приюты для
детей и лиц без определенного места жительства,
центры социальной помощи и их филиалы.
Региональные
стратегические идентификаторы в области
жилищно-коммунального
Региональные
стратегические идентификаторы в области
жилищно-коммунального
• поэтапный
переход на систему оплаты жилья
и коммунальных услуг с одновременной
реализацией мер социальной защиты
граждан по оплате жилья и коммунальных
услуг;
• завершение реформирования
жилищно-коммунального