Концептуальные подходы к стратегическому планированию развития структурных составляющих социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:15, реферат

Описание работы

Стратегическое планирование экономического и социального развития таких основных структурных составляющих социальной сферы, как здравоохранение, образование, научно-инновационный, спортивно-оздоровительный, жилищно-коммунальный, телекоммуникационный комплексы, в отличие от текущего и перспективного планирования, в основу которых положен перенос ретроспективных тенденций деятельности на средне-, долгосрочный периоды времени, основано на формировании и реализации обобщающей и функциональных стратегий.

Работа содержит 1 файл

Концептуальные подходы к стратегическому планированию развития структурных составляющих социальной сферы1.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

Пути уменьшения социального расслоения граждан 

В целях стабилизации и уменьшения социального расслоения граждан необходимо реализовать  стратегию сближения различий в доходах посредством достижения приемлемого уровня жизни для всех. Поэтому в систему стратегического планирования необходимо включить поэтапную программу приближения минимального размера оплаты труда, пенсий, пособий к величине прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета. 

В свою очередь, уменьшения социального расслоения граждан можно достичь посредством  бесплатного качественного образования  для всех: использования средств  медицинского страхования на приобретение лекарств и протезов; регулирования цен и поступления товаров на общественный рынок; стимулирования личных сбережений массового вкладчика. 

Стратегические  ориентиры развития здравоохранения 

Приоритетными стратегическими ориентирами развития здравоохранения в регионах могут выступать:

• повышение  качества кадрового потенциала;

• строительство  и ввод в эксплуатацию объектов здравоохранения  и улучшение материально-технической  базы лечебно-профилактических учреждений;

• обеспечение  социальной и медицинской безопасности материнства;

• повышение  оперативности и качества скорой и неотложной медицинской помощи гражданам;

• лекарственное  обеспечение граждан и развитие фармацевтической промышленности;

• восстановление функционирования санаторно-курортных  и оздоровительных учреждений;

• совершенствование  врачебной помощи гражданам; формирование их здорового образа жизни;

• повышение  медицинской грамотности различных  групп и слоев населения. 

Стратегические  ориентиры развития образования 

Стратегическое  планирование развития такой структурной составляющей социальной сферы, как образование, должно основываться на сохранении финансирования из государственного бюджета основных видов образования: общего, среднего и высшего. Развитие различных форм платного образования на всех уровнях должно происходить при соответствующем контроле со стороны государства и не в ущерб бесплатному образованию. 

Важнейшими стратегическими  ориентирами достижения высокой  социальной результативности в области  образования являются:

• обеспечение  условий для интенсивного развития образования, укрепление связей и взаимодействий образования, науки и культуры;

• развитие системы  непрерывного, семейного образования  и образования на производстве;

• обеспечение  открытости отечественного образования, его вхождение в мировое образовательное пространство, мировой рынок образовательных услуг;

• создание отечественного рынка образовательных услуг  посредством усиления конкурентных механизмов развития образования;

• развитие гуманистической  направленности и усиление региональной компоненты образования;

• опережающее  реагирование на потребности быстро изменяющейся структуры народного  хозяйства на основе реконструкции  производств с высокой технологией, обеспечение их высококвалифицированными специалистами;

• углубление инженерно-экономической  и юридической подготовки в высших учебных заведениях. 

Необходимость разработки и внедрения целевых  программ 

В целях достижения поставленных стратегических ориентиров эффективности развития образования  и в целом социальной сферы в 2003—2007 гг. в регионах необходимо предусмотреть разработку и внедрение целевых программ по таким приоритетным социальным направлениям, как «Национальная школа», «Подготовка кадров для системы образования», «Маркетинг образовательных услуг», «Подготовка инженерно-экономических кадров», «Подготовка финансово-экономических кадров высшей квалификации», «Внешкольное воспитание подрастающего поколения». 

Создание на среднесрочный и стратегический периоды времени новых социально-экономических механизмов развития образования должно обеспечить подлинную автономию образовательным учреждениям, их ориентацию на соответствие потребностям и стратегическим перспективам становления в регионах обновленного общества. 

Стратегические  ориентиры развития в области культуры 

В области культуры стратегическими направлениями  развития республик в составе  России являются: предоставление государственных  гарантий для сохранения и развития культуры народов и национальностей; сохранение историко-культурного наследия; обеспечение равного доступа к ценностям отечественной и мировой культуры; развитие родного языка, возрождение традиций и художественных промыслов; совершенствование и обеспечение функционирования системы высшего и среднего специального образования в сфере культуры и искусства; удовлетворение национально-культурных потребностей и интересов граждан, проживающих за пределами республики; формирование нравственных критериев обновляющегося общества; развитие информационного обеспечения культуры и искусства [3]. 

Вместе с тем  органам стратегического, перспективного и текущего управления социально-экономическим  развитием региона необходимо решить такие задачи, как:

• расширение сети спортивных школ как основного фактора  укрепления здоровья, физического развития всех граждан субъекта Федерации;

• оказание помощи в становлении и развитии сети общественных организаций, клубов, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом, объединение усилий, укрепление и  дальнейшее развитие традиционных видов  спорта. 

Стратегические ориентиры развития физической культуры и спорта 

Основной задачей  стратегического развития физической культуры и спорта является приостановление  снижения уровня массовой физической культуры граждан и создание необходимых  условий для использования возможностей физической культуры, спорта и организованного отдыха в целях оздоровления граждан и формирования здорового образа жизни. Для этого необходимо создать новый механизм ресурсного обеспечения культуры и искусства через предоставление налоговых льгот, развитие благотворительности, меценатства, формирование общественных фондов, попечительских советов, хотя основная доля финансирования этой структурной составляющей социальной сферы должна лечь на государство. 

Стратегические  ориентиры в решении жилищной проблемы 

Одним из важнейших  ориентиров достижения приемлемой социальной результативности в системе стратегического  планирования в настоящее время  является решение жилищной проблемы, что обусловлено тем, что жилье  является первичной жизненной потребностью, наряду с продуктами питания, одеждой, обувью. Кроме того, рынок жилья — это основа потребительского рынка и необходимое условие рынка труда, а инвестиции в жилье выступают доминирующим фактором стимулирования сбережений граждан. 

Направленность  стратегических ориентиров развития образовательной составляющей социальной сферы 

Стратегические  ориентиры развития образовательной  составляющей социальной сферы должны иметь направленность: на осуществление  права всех граждан на образование, свободу выбора образовательного учреждения, форм и языка обучения, а также на организационно-правовую независимость образовательных учреждений; соблюдение интересов личности, признание каждого человека высшей общественной ценностью; определение приоритетных, универсальных культурных ценностей, обеспечение свободного развития личности, воспитание гражданственности и патриотизма; многогранное развитие духовного потенциала, формирование культурных качеств личности; перевод школы от реализующей идею информационно-репродуктивного обучения к школе, воспитывающей личность, которой присущи новаторство и творчество, самостоятельность мышления и восприимчивость к новому [4]. 

Стратегическим  ориентиром развития образования, его  ресурсного обеспечения остается рациональное использование внебюджетных средств в связи с финансированием дополнительной подготовки специалистов по государственным стандартам высшего образования. Поэтому в системе стратегического планирования проблемы внебюджетного и бюджетного финансирования должны решаться во взаимосвязи. 

Стратегическая  направленность развития высших учебных  заведений 

Отметим при  этом, что пересмотр концептуальных положений финансирования и стратегической направленности развития высших учебных  заведений с целью стабилизации, роста и эффективного использования сложившегося интеллектуального потенциала должен быть направлен на:

• изыскание  и использование новых источников финансирования в непрерывно меняющихся условиях создания рыночной экономики;

• законодательное  формирование и использование налоговых льгот;

• решение проблем  собственности вузов, включая собственность  на землю; 

• подготовку и  выпуск новых, адаптированных к реалиям  российской рыночной экономики переходного  периода, специалистов с высшим образованием; 

• прогноз образовательных  услуг высшей школы и обоснование объемов и структуры финансирования государственного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием; 

• выработку  принципов и подходов к рационализации системы финансирования высшего  образования с учетом появляющихся и развивающихся в высших учебных заведениях новых структур и институтов рыночной ориентации; 

• создание конкретных организационных, экономических, нормативно-правовых и информационных механизмов реализации новой концепции финансирования; 

• коррекцию  законодательных и нормативных актов по высшей школе в целях совершенствования механизма финансирования высшего образования. 

Тенденции развития системы высшего образования  в России 

В то же время  формирующаяся сеть негосударственных  вузов создает предпосылки для частичного решения проблем доступности системы высшего образования России. Привлечение дополнительных средств из других источников на цели высшего образования ведет к расширению возможностей удовлетворения потребности населения в высшем образовании. Важно, что в условиях низкой мобильности населения такая возможность предоставляется в местах проживания больших групп молодежи. Возможность получения дополнительного заработка на работе по совместительству в негосударственных вузах способствует сокращению оттока из государственных вузов профессорско-преподавательского состава в другие отрасли народного хозяйства [5]. 

Стратегическая  ориентация негосударственного сектора  высшей школы на экономико-управленческое и гуманитарное образование позволяет  направить ограниченные средства бюджетного финансирования государственных вузов преимущественно на поддержку образовательно-профессиональных программ естественнонаучного, технического и технологического профиля, определяющих уровень инновационного развития народного хозяйства. 

Стратегические  ориентиры результативности развития социальной сферы 

Стратегические  ориентиры результативности развития социальной сферы, ее ресурсного обеспечения, в соответствии с нашими представлениями, должны включать помощь малоимущим слоям  граждан в виде: денежных социальных выплат (пенсий, пособий гражданам, имеющим детей, лицам, попавшим в экстремальную жизненную ситуацию); предоставления льготных услуг (на местных авиалиниях, городском транспорте, при пользовании телефоном, оплате жилья и коммунальных услуг, медицинском обслуживании); натуральной поддержки (организация питания одиноких престарелых граждан, выдача одежды и обуви, бывших в употреблении, содержание в домах-интернатах, жилье в центральных районах страны). 

Вместе с тем  на основе достижения намеченных стратегических ориентиров социального потребления следует расширять и развивать такие учреждения, оказывающие социальные услуги, как дома-интернаты для престарелых, инвалидов, приюты для детей и лиц без определенного места жительства, центры социальной помощи и их филиалы. 

Региональные  стратегические идентификаторы в области  жилищно-коммунального комплекса 

Региональные  стратегические идентификаторы в области  жилищно-коммунального комплекса, например, на 2003—2007 гг. должны быть достигнуты на основе решения таких задач развития и деятельности жилищно-коммунальной сферы, как: 

• поэтапный  переход на систему оплаты жилья  и коммунальных услуг с одновременной  реализацией мер социальной защиты граждан по оплате жилья и коммунальных услуг; 

• завершение реформирования жилищно-коммунального комплекса  по разграничению функций управления, содержания и эксплуатации жилищного  фонда (разделение функций управления и обслуживания жилищного фонда, переход на договорные взаимоотношения  заказчиков и подрядчиков, создание конкурсной основы отбора подрядчиков в целях удешевления работ по содержанию и ремонту жилищного фонда); 

Информация о работе Концептуальные подходы к стратегическому планированию развития структурных составляющих социальной сферы