Концептуальные подходы к стратегическому планированию развития структурных составляющих социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:15, реферат

Описание работы

Стратегическое планирование экономического и социального развития таких основных структурных составляющих социальной сферы, как здравоохранение, образование, научно-инновационный, спортивно-оздоровительный, жилищно-коммунальный, телекоммуникационный комплексы, в отличие от текущего и перспективного планирования, в основу которых положен перенос ретроспективных тенденций деятельности на средне-, долгосрочный периоды времени, основано на формировании и реализации обобщающей и функциональных стратегий.

Работа содержит 1 файл

Концептуальные подходы к стратегическому планированию развития структурных составляющих социальной сферы1.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

Концептуальные  подходы к стратегическому планированию развития структурных составляющих социальной сферы1 
 

Основы стратегического  планирования экономического и социального  развития 

Стратегическое  планирование экономического и социального  развития таких основных структурных составляющих социальной сферы, как здравоохранение, образование, научно-инновационный, спортивно-оздоровительный, жилищно-коммунальный, телекоммуникационный комплексы, в отличие от текущего и перспективного планирования, в основу которых положен перенос ретроспективных тенденций деятельности на средне-, долгосрочный периоды времени, основано на формировании и реализации обобщающей и функциональных стратегий. Данные стратегии направлены на достижение необходимой результативности путем соблюдения установленных правил, выполнения набора процедур и последовательности осуществления комплекса мер структурно-организационной, научно-инновационной, маркетинговой, экономической, финансовой, социальной направленности. 

Решение задач, направленных на достижение базовых принципов социально ориентированного государства, определение рациональных направлений стратегического развития социальной сферы, связано с перераспределением государством имеющихся материальных и духовных благ через установление эффективно функционирующей системы налогов, формирование государственного бюджета, рост финансирования социальных программ. Основной стратегической направленностью развития народного хозяйства, социальной сферы выступает устойчивый рост инвестиций в социально и экономически значимые проекты на базе усиления защиты прав собственности, обеспечения равных условий конкуренции, снижения избыточных административных барьеров для предпринимательской деятельности, повышения финансовой транспарентности предприятий и организаций. 

Необходимость учета региональной специфики экономического развития 

При разработке и реализации комплекса социальных мер стратегического планирования необходимо учитывать региональную специфику экономического развития. В первую очередь, это связано с особенностью изменений социальных потребностей граждан отдельного региона. Кроме того, необходимо учитывать национальные традиции, климатические условия, демографическое развитие каждого региона, так как размеры бюджетов регионов зависят от условий жизни граждан, а также от факторов, оказывающих существенное влияние на формирование потребностей, их объемов и структуры, от демографической структуры населения региона, особенностей жизни городских и сельских граждан, природных факторов, национальных и этнографических характеристик групп и слоев граждан отдельных регионов. 

Основной стратегический ориентир развития — система социальной защиты всех слоев и групп граждан 

Основным стратегическим ориентиром развития и достижения необходимого ресурсного обеспечения структурных составляющих социальной сферы региона (субъекта Российской Федерации) должна выступать система социальной защиты всех слоев и групп граждан, в случае возникновения различных ситуаций, например, таких как несчастные случаи в быту, болезни, инвалидность, старость и безработица. Разработка стратегических ориентиров обеспечения необходимых социальных гарантий граждан региона должна осуществляться на основе результатов анализа основных изменений в системе социального обеспечения на разных этапах формирования и развития рыночных отношений в России, корректировки и уточнения содержания состава социальных гарантий и целевых социальных нормативов [1]. 

Стратегическое  планирование в дотационных регионах 

В большинстве  регионов, входящих в состав Российской Федерации, местные бюджеты являются дотационными. В этих условиях разработка региональных балансов и бюджетов не может быть осуществлена без установления приоритетов в развитии целевой и стратегической ориентации социальной сферы. Поэтому показатели степени удовлетворения потребностей граждан в социальных благах по каждой отрасли непроизводственной сферы следует планировать отдельно по таким структурным составляющим социальной сферы, как жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, просвещение, культура. Смена стратегических ориентиров достижения необходимых результатов и развития ресурсного обеспечения социальной сферы, модели социально-экономического развития Российской Федерации отражается на особенностях управления, функционирования и финансирования всех отраслей народного хозяйства, реализации социально значимых программ. Цели формируемых программ в системе стратегического планирования развития социальной сферы наиболее полно могут быть выражены через показатели обеспеченности граждан различными видами услуг в натуральной и стоимостной формах, через измерители, характеризующие состояние материально-технической базы отраслей и объектов социального назначения, уровни материальной обеспеченности и потребления социальных благ различными группами граждан. 

В условиях перехода к рыночной экономике и проявляющихся  депрессивных явлений в производственной сфере уровень потребления и  качество социальных услуг, равно как  и оценка состояния структурных  составляющих социальной сферы, не могут  рассматриваться в отрыве от происходящих перемен как в области экономики, так и в области материального положения граждан. И та и другая сторона социальной сферы оказывается весьма чувствительной к ухудшению общих условий производства и потребления, нарушению сбалансированности рыночного спроса и предложения. 

Предложения для  возрастания эффективности государственной  поддержки 

Эффективность государственной поддержки структурных  составляющих социальной сферы в  системе стратегического планирования может существенно возрасти, если реализовать предложения о: фиксированной доле валового внутреннего продукта на финансирование деятельности объектов социальной сферы; целевой фиксированной доле налогов на их развитие; введении отдельной строкой в бюджет затрат на социальные отрасли; совмещении процессов перемещения социальных функций в регионы и их финансового обеспечения; обозначении системы финансовой поддержки регионов исходя из их типологизации по критерию состояния социальной инфраструктуры; контроле целевого расходования средств из внебюджетного фонда медицинского страхования; предоставлении максимальных налоговых и кредитных льгот для социальных инвестиций; повышении заинтересованности в мобилизации внебюджетных средств. 

Стратегическая  цель проводимых реформ — забота о  благосостоянии населения региона 

Стратегической  целью проводимых реформ и реальным ориентиром достижения оптимального ресурсного обеспечения должна стать забота о благосостоянии населения региона. Однако реалистическая оценка современной  ситуации не позволяет рассчитывать в ближайшие годы на заметный рост уровня и качества жизни в каком-либо субъекте Российской Федерации. Поэтому решающее значение приобретают поддержание экономики в функционирующем состоянии на базе стимулирования экономической активности граждан и создание рационального механизма его социальной адаптации. Особое значение при этом имеет формирование и реализация комплекса мер социальной безопасности, в основу которой должны быть положены социальные нормативы. 

Потребительский бюджет — интегральный социальный норматив 

Интегральным  социальным нормативом в системе  стратегического планирования развития социальной сферы может выступать  потребительский бюджет, суммирующий  объемы потребления населением всей совокупности социальных благ, дифференцированные по региональным и половозрастным признакам. В условиях ограниченных ресурсов для социального и экономического развития региона минимальный потребительский бюджет необходим в целях обоснования предельно допустимого уровня потребления социальных благ различными социально-демографическими слоями, группами граждан. Кризисные явления в экономике субъекта Российской Федерации и недостаток финансовых средств могут оказывать негативное воздействие на стабилизацию финансово-хозяйственной деятельности предприятий, прежде всего в машиностроении, строительстве, сельском хозяйстве, что может поставить многие из них на грань банкротства. Это, в свою очередь, может обострить ситуацию на рынке труда. 

Средства реализации ресурсного социального обеспечения 

Ресурсное социальное обеспечение слоев и групп безработных граждан в системе стратегического планирования целесообразно осуществлять посредством: дальнейшего развития гибкой, социально ориентированной системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, адекватной потребностям рыночной экономики; совершенствования планирования профессионального обучения безработных граждан на основе программно-целевого подхода к организации обучения различных социальных групп населения; продолжения отбора и формирования учреждений начального, среднего и дополнительного образования, наиболее эффективных образовательных профессиональных программ и технологий обучения безработных граждан; повышения роли подразделений служб занятости в развитии маркетинга образовательных услуг; формирования методического обеспечения профессионального обучения безработных граждан, переподготовки персонала служб занятости. 

Важность совершенствования  нормативно-правового регламентирования  взаимоотношений 

В сфере трудовых отношений важное значение в стратегической ориентации на достижение необходимой результативности в социальной сфере и развитии ее ресурсного обеспечения приобретают совершенствование нормативно-правового регламентирования взаимоотношений предпринимателей и наемных рабочих, трехсторонние соглашения между работодателем, профессиональными объединениями работников и наемными работниками, формирование и укрепление механизма государственной инспекции труда, создание систем аттестации, переподготовки и повышения квалификации кадров, социального партнерства. 

Два существующих подхода к проблемам стратегического  развития социального партнерства 

В этой связи  можно выделить два подхода к  проблемам стратегического развития социального партнерства, которые  существуют в настоящее время  в регионах. Первый из них можно отнести только к трудовым отношениям, а второй — к пересечению интересов различных взаимодействующих групп в одной сфере. При этом предметом социального партнерства могут выступать социально-экономические консультации по широкому кругу проблем между различными субъектами, включая государство, а также соглашения между потребителями и производителями об уровне цен и условиях обслуживания взаимоотношений между государственными органами социального обеспечения и социальной поддержки, бюджетными и внебюджетными фондами, организациями обслуживаемых ими слоев и групп граждан, по решению экологических и межнациональных проблем. Достижению намечаемых реальных стратегических ориентиров социального партнерства в субъектах Российской Федерации может способствовать: установление процедур распределения доходов; участие работников в собственности хозяйственных обществ, товариществ, вплоть до владения ими контрольным пакетом акций, долей, участия в управлении организационно-правовой структурой [2]. 

Рационализация  трудовой деятельности 

С точки зрения рациональной организации трудовой деятельности в системе социального  партнерства могут учитываться, например, такие преимущества, как  оптимизация рабочего места, направленная на приспособление работы к человеку, с социальной, психологической и физиологической точек зрения. Кроме того, все большую роль в социальном партнерстве играет рационализация труда, выражающаяся в упрощении и уплотнении рабочих процессов и эффективном использовании техники и технологий. 

Права и обязанности  работодателей 

Вместе с тем  работодатель в процессе социального  партнерства должен обладать определенными  правами и обязанностями, вытекающими  из трудовых соглашений. В соответствии с ними работодатель может пользоваться правами распоряжения относительно вида, места и времени работы работника, нанимать определенное количество работников в соответствии с загруженными производственными мощностями. 

Наряду с имеющимися достаточно широкими правами работодатели выполняют и определенные обязательства. Так, в обусловленные трудовым договором сроки работодатель должен выплачивать работникам вознаграждение, размер которого определяется трудовым и коллективным договорами или договором, заключенным профсоюзами с работодателями. Кроме того, возможны поощрения посредством выдачи премии по результатам производственной деятельности, которые могут принимать самые разнообразные формы. 

Необходимость повышения эффективности социального  ресурсопотребления 

Сложившаяся в  настоящее время социально-экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социального ресурсопотребления. С этой целью во всех городах и районах субъекта Российской Федерации следует создавать фонды социальной поддержки граждан, которые содействовали бы оказанию помощи малоимущим. В перспективном и стратегическом периодах времени необходимо продолжить работу по развитию сети подразделений при территориальных центрах социального обслуживания в муниципальных образованиях региона для оказания различных видов услуг малообеспеченным гражданам через отделения дневного пребывания, дома ветеранов, социальные магазины, парикмахерские, социальные столовые, швейные, обувные и ремонтные мастерские. 

Задачи для  стационарных учреждений социальной защиты 

Перед стационарными  учреждениями социальной защиты должна быть поставлена задача достижения стратегического ориентира по наибольшей экономии финансовых и материальных ресурсов, рациональному расходованию бюджетных средств, изысканию нетрадиционных источников пополнения бюджета за счет развития подсобных сельских, производственных мастерских, привлечения гуманитарной помощи. 

Информация о работе Концептуальные подходы к стратегическому планированию развития структурных составляющих социальной сферы