Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:15, реферат
Стратегическое планирование экономического и социального развития таких основных структурных составляющих социальной сферы, как здравоохранение, образование, научно-инновационный, спортивно-оздоровительный, жилищно-коммунальный, телекоммуникационный комплексы, в отличие от текущего и перспективного планирования, в основу которых положен перенос ретроспективных тенденций деятельности на средне-, долгосрочный периоды времени, основано на формировании и реализации обобщающей и функциональных стратегий.
Концептуальные
подходы к стратегическому
Основы стратегического
планирования экономического и социального
развития
Стратегическое
планирование экономического и социального
развития таких основных структурных
составляющих социальной сферы, как здравоохранение,
образование, научно-инновационный, спортивно-оздоровительный,
жилищно-коммунальный, телекоммуникационный
комплексы, в отличие от текущего и перспективного
планирования, в основу которых положен
перенос ретроспективных тенденций деятельности
на средне-, долгосрочный периоды времени,
основано на формировании и реализации
обобщающей и функциональных стратегий.
Данные стратегии направлены на достижение
необходимой результативности путем соблюдения
установленных правил, выполнения набора
процедур и последовательности осуществления
комплекса мер структурно-организационной,
научно-инновационной, маркетинговой,
экономической, финансовой, социальной
направленности.
Решение задач,
направленных на достижение базовых принципов
социально ориентированного государства,
определение рациональных направлений
стратегического развития социальной
сферы, связано с перераспределением государством
имеющихся материальных и духовных благ
через установление эффективно функционирующей
системы налогов, формирование государственного
бюджета, рост финансирования социальных
программ. Основной стратегической направленностью
развития народного хозяйства, социальной
сферы выступает устойчивый рост инвестиций
в социально и экономически значимые проекты
на базе усиления защиты прав собственности,
обеспечения равных условий конкуренции,
снижения избыточных административных
барьеров для предпринимательской деятельности,
повышения финансовой транспарентности
предприятий и организаций.
Необходимость
учета региональной специфики экономического
развития
При разработке
и реализации комплекса социальных
мер стратегического
Основной стратегический
ориентир развития — система социальной
защиты всех слоев и групп граждан
Основным стратегическим
ориентиром развития и достижения необходимого
ресурсного обеспечения структурных составляющих
социальной сферы региона (субъекта Российской
Федерации) должна выступать система социальной
защиты всех слоев и групп граждан, в случае
возникновения различных ситуаций, например,
таких как несчастные случаи в быту, болезни,
инвалидность, старость и безработица.
Разработка стратегических ориентиров
обеспечения необходимых социальных гарантий
граждан региона должна осуществляться
на основе результатов анализа основных
изменений в системе социального обеспечения
на разных этапах формирования и развития
рыночных отношений в России, корректировки
и уточнения содержания состава социальных
гарантий и целевых социальных нормативов
[1].
Стратегическое
планирование в дотационных регионах
В большинстве
регионов, входящих в состав Российской
Федерации, местные бюджеты являются дотационными.
В этих условиях разработка региональных
балансов и бюджетов не может быть осуществлена
без установления приоритетов в развитии
целевой и стратегической ориентации
социальной сферы. Поэтому показатели
степени удовлетворения потребностей
граждан в социальных благах по каждой
отрасли непроизводственной сферы следует
планировать отдельно по таким структурным
составляющим социальной сферы, как жилищно-коммунальное
хозяйство, здравоохранение, просвещение,
культура. Смена стратегических ориентиров
достижения необходимых результатов и
развития ресурсного обеспечения социальной
сферы, модели социально-экономического
развития Российской Федерации отражается
на особенностях управления, функционирования
и финансирования всех отраслей народного
хозяйства, реализации социально значимых
программ. Цели формируемых программ в
системе стратегического планирования
развития социальной сферы наиболее полно
могут быть выражены через показатели
обеспеченности граждан различными видами
услуг в натуральной и стоимостной формах,
через измерители, характеризующие состояние
материально-технической базы отраслей
и объектов социального назначения, уровни
материальной обеспеченности и потребления
социальных благ различными группами
граждан.
В условиях перехода
к рыночной экономике и проявляющихся
депрессивных явлений в производственной
сфере уровень потребления и
качество социальных услуг, равно как
и оценка состояния структурных
составляющих социальной сферы, не могут
рассматриваться в отрыве от происходящих
перемен как в области экономики, так и
в области материального положения граждан.
И та и другая сторона социальной сферы
оказывается весьма чувствительной к
ухудшению общих условий производства
и потребления, нарушению сбалансированности
рыночного спроса и предложения.
Предложения для
возрастания эффективности
Эффективность
государственной поддержки
Стратегическая
цель проводимых реформ — забота о
благосостоянии населения региона
Стратегической
целью проводимых реформ и реальным
ориентиром достижения оптимального ресурсного
обеспечения должна стать забота
о благосостоянии населения региона.
Однако реалистическая оценка современной
ситуации не позволяет рассчитывать
в ближайшие годы на заметный рост уровня
и качества жизни в каком-либо субъекте
Российской Федерации. Поэтому решающее
значение приобретают поддержание экономики
в функционирующем состоянии на базе стимулирования
экономической активности граждан и создание
рационального механизма его социальной
адаптации. Особое значение при этом имеет
формирование и реализация комплекса
мер социальной безопасности, в основу
которой должны быть положены социальные
нормативы.
Потребительский
бюджет — интегральный социальный
норматив
Интегральным
социальным нормативом в системе
стратегического планирования развития
социальной сферы может выступать
потребительский бюджет, суммирующий
объемы потребления населением всей
совокупности социальных благ, дифференцированные
по региональным и половозрастным признакам.
В условиях ограниченных ресурсов для
социального и экономического развития
региона минимальный потребительский
бюджет необходим в целях обоснования
предельно допустимого уровня потребления
социальных благ различными социально-демографическими
слоями, группами граждан. Кризисные явления
в экономике субъекта Российской Федерации
и недостаток финансовых средств могут
оказывать негативное воздействие на
стабилизацию финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, прежде всего
в машиностроении, строительстве, сельском
хозяйстве, что может поставить многие
из них на грань банкротства. Это, в свою
очередь, может обострить ситуацию на
рынке труда.
Средства реализации
ресурсного социального обеспечения
Ресурсное социальное
обеспечение слоев и групп безработных
граждан в системе стратегического планирования
целесообразно осуществлять посредством:
дальнейшего развития гибкой, социально
ориентированной системы профессионального
обучения безработных граждан и незанятого
населения, адекватной потребностям рыночной
экономики; совершенствования планирования
профессионального обучения безработных
граждан на основе программно-целевого
подхода к организации обучения различных
социальных групп населения; продолжения
отбора и формирования учреждений начального,
среднего и дополнительного образования,
наиболее эффективных образовательных
профессиональных программ и технологий
обучения безработных граждан; повышения
роли подразделений служб занятости в
развитии маркетинга образовательных
услуг; формирования методического обеспечения
профессионального обучения безработных
граждан, переподготовки персонала служб
занятости.
Важность совершенствования
нормативно-правового
В сфере трудовых
отношений важное значение в стратегической
ориентации на достижение необходимой
результативности в социальной сфере
и развитии ее ресурсного обеспечения
приобретают совершенствование нормативно-правового
регламентирования взаимоотношений предпринимателей
и наемных рабочих, трехсторонние соглашения
между работодателем, профессиональными
объединениями работников и наемными
работниками, формирование и укрепление
механизма государственной инспекции
труда, создание систем аттестации, переподготовки
и повышения квалификации кадров, социального
партнерства.
Два существующих
подхода к проблемам
В этой связи
можно выделить два подхода к
проблемам стратегического
Рационализация
трудовой деятельности
С точки зрения
рациональной организации трудовой
деятельности в системе социального
партнерства могут учитываться,
например, такие преимущества, как
оптимизация рабочего места, направленная
на приспособление работы к человеку,
с социальной, психологической и физиологической
точек зрения. Кроме того, все большую
роль в социальном партнерстве играет
рационализация труда, выражающаяся в
упрощении и уплотнении рабочих процессов
и эффективном использовании техники
и технологий.
Права и обязанности
работодателей
Вместе с тем
работодатель в процессе социального
партнерства должен обладать определенными
правами и обязанностями, вытекающими
из трудовых соглашений. В соответствии
с ними работодатель может пользоваться
правами распоряжения относительно вида,
места и времени работы работника, нанимать
определенное количество работников в
соответствии с загруженными производственными
мощностями.
Наряду с имеющимися
достаточно широкими правами работодатели
выполняют и определенные обязательства.
Так, в обусловленные трудовым договором
сроки работодатель должен выплачивать
работникам вознаграждение, размер которого
определяется трудовым и коллективным
договорами или договором, заключенным
профсоюзами с работодателями. Кроме того,
возможны поощрения посредством выдачи
премии по результатам производственной
деятельности, которые могут принимать
самые разнообразные формы.
Необходимость
повышения эффективности
Сложившаяся в
настоящее время социально-
Задачи для
стационарных учреждений социальной защиты
Перед стационарными
учреждениями социальной защиты должна
быть поставлена задача достижения стратегического
ориентира по наибольшей экономии финансовых
и материальных ресурсов, рациональному
расходованию бюджетных средств, изысканию
нетрадиционных источников пополнения
бюджета за счет развития подсобных сельских,
производственных мастерских, привлечения
гуманитарной помощи.