Концепция демографического развития России на период до 2015г

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:43, контрольная работа

Описание работы

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Содержание

Оглавление
1. Введение. 3
2. Характеристика демографической ситуации в Российской Федерации. 4
3. Угрозы национальной и экономической безопасности, связанные с демографической ситуацией Российской Федерации. 9
4. Цели и задачи демографической политики. 11
5. Приоритеты демографической политики в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения. 12
6. Приоритеты демографической политики в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи. 16
7. Приоритеты демографической политики в области миграции и расселения. 18
8. Информационное обеспечение реализации Концепции демографического развития. 20
9. Механизмы и этапы реализации Концепции. 22
10. Термины и понятия, используемые в Концепции. 24
11. Список используемой литературы. 26

Работа содержит 1 файл

Моя Контрольная работа.docx

— 54.89 Кб (Скачать)

Важным  направлением является разработка и  внедрение прогрессивных организационных  и перинатальных технологий, способствующих повышению качества медицинской  помощи беременным и новорожденным, развитие перинатальных центров; разработка и внедрение в практику эффективных  медицинских технологий диагностики, лечения и реабилитации нарушений  репродуктивной функции; разработка и  внедрение стандартов по охране репродуктивного  здоровья; проведение мероприятий по профилактике нежелательной беременности, абортов и инфекций, передаваемых половым путем.

Особое  внимание должно уделяться охране репродуктивного  здоровья подростков, созданию и развитию новых подходов к гигиеническому и нравственному их воспитанию.

В связи  с широким распространением среди  детей и подростков алкоголизма, наркомании, токсикомании, инфекций, передаваемых половым путем, следует предусмотреть  создание таких новых структурных  подразделений, как отделения (кабинеты) медико-социальной помощи в амбулаторных - поликлинических учреждениях и  учебных заведениях.

В целях  предотвращения риска нарушения  репродуктивного здоровья работающих, должен быть осуществлен комплекс мер, предусматривающих аттестацию рабочих  мест для выявления и устранения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье работников, проведения сертификационных работ по охране труда. Необходимо предусмотреть  в законодательстве ответственность  работодателей и других официальных  лиц за сокрытие информации о риске  для здоровья работающих во вредных  и тяжелых условиях.

Кроме того, органами государственной власти должна быть разработана система принципов  экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий  и охране труда, предусматривающая  развитие страхования от производственного  травматизма.

Обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями требует дальнейшего развития реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей максимального использования потенциала инвалидов.

С целью  проведения медико-социальной реабилитации категорий населения, которые в  силу жизненных обстоятельств попали в сложные условия существования, необходимо предусмотреть развитие новых форм медико-социального обслуживания граждан из числа освободившихся из мест лишения свободы, а также  бездомных, направленных в учреждения социального обслуживания из приемников-распределителей  органов внутренних дел. Следует  предусмотреть развитие сети Домов  ночного пребывания, в которых  оказывается социально-психологическая, юридическая помощь гражданам, оказавшимся  в трудной жизненной ситуации, не имеющим места жительства и  работы.

Активные  меры должны быть приняты по развитию и совершенствованию реабилитационной помощи, развитию санаторно-курортных  организаций и оздоровительных  учреждений системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования.

Для улучшения  качества и доступности медицинской  помощи сельскому населению существенное значение имеет укрепление материально-технической  базы лечебно-диагностических комплексов, работающих в сельской местности. Одной  из первоочередных задач для органов  здравоохранения субъектов Российской Федерации является дальнейшее развитие передвижных форм лечебно-диагностической  и консультативной помощи.

Учитывая  особенности охраны здоровья коренных малочисленных народов Севера, особое внимание должно быть уделено улучшению организации медицинской помощи в северных территориях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Приоритеты  демографической политики в области  стимулирования рождаемости и  укрепления семьи.

 

В области  стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты:

  • ориентация системы общественных и личностных ценностей на семью, состоящую из родителей с несколькими детьми, путем усиления приоритетности интересов данных семей при формировании и реализации социальной политики;
  • создание условий для жизнедеятельности семьи, дающих возможность рождения, содержания и воспитания нескольких детей, и направленных на обеспечение постепенного перехода от малодетной (1-2 ребенка) к среднедетной (3-4 ребенка) семье, в первую очередь, путем повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей;
  • обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
  • повышение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации путем формирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью и рождение двух и более детей;
  • формирование общественного мнения в направлении необходимости укрепления семьи с двумя и более детьми, в первую очередь молодой семьи;
  • разработка и реализация стратегии деинституализации детей-сирот, детей-инвалидов, развитие форм их семейного обустройства.

 

Необходимо  проведение комплексной работы, направленной на улучшение качества жизни населения, стабилизацию, а в дальнейшем повышение  рождаемости, укрепление потенциала семей, поддержку молодых семей.

Важным  направлением повышения материального  благосостояния, качества и уровня жизни семей является работа по пересмотру расчета потребительской корзины  женщины в трудоспособном возрасте и потребительской корзины беременной женщины. Для беременных женщин необходимо предусмотреть дополнительные расходы  на увеличение калорийности, витаминизацию  питания, затраты на дополнительное медицинское обслуживание, непродовольственные  товары, транспортные расходы.

Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и улучшения материального  положения семей, уменьшения бедности и увеличения помощи малоимущим семьям, предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой.

Необходимо  разработать комплекс минимальных  социальных стандартов (гарантий), обеспечивающих всему населению понятную, доступную  и реально обеспеченную систему  гарантий, реализуемых при рождении и воспитании детей.

Для обеспечения  благоприятных условий сочетания  занятости в общественном производстве с выполнением семейных обязанностей, необходимо дальнейшее развитие в законодательных  актах, регламентирующих трудовые отношения, поощрение родительства и установление системы гарантий для работников с семейными обязанностями с одновременным усилением государственного контроля за соблюдением интересов работающих членов семьи, обеспечение доступности для всех семей, имеющих детей, услуг детских дошкольных учреждений и летних оздоровительных лагерей.

Необходимо  разработать механизмы материального  стимулирования семей к рождению детей, предусматривающие создание наиболее благоприятных условий  для жизнедеятельности семьи  с несколькими детьми. Среди них - дальнейшее совершенствование системы  выплаты пособий гражданам, имеющим  детей, повышение его адресности и значимости для семьи. Следует увеличить размеры единовременного пособия при рождении ребенка в зависимости от очередности рождения, размеры ежемесячного пособия на детей одиноких матерей, военнослужащих срочной службы и родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов, увеличить размеры пенсий на детей-сирот и детей-инвалидов.

В области  стимулирования семьи к рождению детей необходимо использовать возможности  налоговой политики в отношении  физических лиц, для чего предусмотреть  налоговые вычеты для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей.

Необходимо  принять действенные меры по поддержке  молодых семей. В кратчайшие сроки  разработать региональные аспекты  обеспечения молодых семей достойными жилищными условиями в случае рождения ребенка, предусмотреть выделение  безвозмездных субсидий и кредитование молодых семей с понижающейся кредитной ставкой в зависимости  от числа детей в семье.

Для поддержки  молодых семей и их ориентации на рождение детей необходимо обеспечить дальнейшее развитие центров и клубов молодой семьи, центров планирования семьи и репродукции, а также  социальных служб для молодежи, осуществляющих работу в направлении воспитания ответственного родительства и сохранения репродуктивного здоровья. Требует укрепления система учреждений социального обслуживания семьи и детей, в рамках которых семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывается поддержка и социальный патронаж. Необходимо развивать учреждения, специализирующиеся на работе с детьми и подростками, занимающиеся их социализацией, семейным обустройством.

 

7. Приоритеты  демографической политики в области  миграции и расселения.

 

В области  миграции и расселения определены следующие  приоритеты и направления:

  • привлечение иммигрантов, в первую очередь граждан государств - участников СНГ, на основе проведения селективной миграционной политики;
  • создание условий для сокращения эмиграционного оттока, ведущего к сокращению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала населения Российской Федерации;
  • обеспечение легализации миграции в Российскую Федерацию путем применения соответствующих правовых, организационных, финансовых и пр. механизмов;
  • создание системы эффективной защиты законодательно закрепленных прав вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации.

 

Требуют дальнейшей разработки и совершенствования  нормативно-правовые акты, прежде всего  регулирующие миграционные процессы, в части обеспечения контроля за въездом, выездом и пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан и натурализации мигрантов. Также необходима корректировка положений действующей нормативно-правовой базы, регулирующей положение вынужденных мигрантов в Российской Федерации.

Необходимо  разработать подходы к регулированию  иммиграционных потоков, создать действенный  механизм миграционного замещения  естественной убыли населения Российской Федерации.

В рамках разрабатываемой Федеральной миграционной программы на 2002-2005гг. необходимо предусмотреть  финансирование комплекса мер, направленных на стимулирование иммиграции в Российскую Федерацию, интеграцию мигрантов (жилищное обустройство, решение проблем трудоустройства), проведение селективной миграционной политики, развитие единой системы  иммиграционного контроля и т.п.

Следует разработать механизмы привлечения  в Российскую Федерацию иммигрантов, находящихся в репродуктивном возрасте, имеющих высокий квалификационный уровень в профессиях, представляющих приоритетный интерес для социально-экономического развития России. При этом необходима выработка системы приоритетной поддержки в России высококвалифицированных  специалистов ведущих отраслей, а  также более полное использование  потенциала учебной иммиграции для  восполнения потерь, вызванных оттоком  молодых специалистов в развитые страны.

Важнейшей задачей является проведение активной региональной экономической политики, направленной на сохранение численности  населения в важных в геополитическом  отношении регионах Российской Федерации, что позволит расширить привлечения  рабочей силы из других районов страны на временной, ротационной основе.

Необходимо  разработать подходы к обеспечению  возможностей стимулирования возвращения  в Российскую Федерацию эмигрантов, ранее выехавших за границу на постоянное место жительства или  по трудовым контрактам, в первую очередь - высококвалифицированных специалистов и предпринимателей, включая представление  им условий безопасности, жилья, места  работы и пр.

В части  регулирования внутренней миграции, должны быть разработаны меры, направленные на повышение территориальной мобильности  рабочей силы, а также механизмы  поддержания жизнедеятельности  и экономического развития особо  кризисных регионов и районов  Крайнего Севера.

Политика  привлечения дополнительной рабочей  силы потребует разработки действенных  экономических стимулов для переселенцев, включая регионально-дифференцированные меры, направленные на перераспределение  иммиграционных потоков в регионы, испытывающие наиболее острую нехватку населения и трудовых ресурсов.

Особое  внимание должно быть уделено разрабатке мер селективной иммиграционной политики (по отдельным странам, профессиям, квалификационным признакам), определению пропорции привлечения мигрантов на временной и постоянной основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Информационное  обеспечение реализации Концепции  демографического развития.

 

Информационное  обеспечение реализации Концепции  предполагает использование данных государственной статистики, итогов разработки предстоящей переписи населения  и данных, создаваемого Государственного регистра населения Российской Федерации, с целью предоставления населению  достоверных данных о демографических  проблемах и путях их решения.

Информация о работе Концепция демографического развития России на период до 2015г