Концепция демографического развития России на период до 2015г

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:43, контрольная работа

Описание работы

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Содержание

Оглавление
1. Введение. 3
2. Характеристика демографической ситуации в Российской Федерации. 4
3. Угрозы национальной и экономической безопасности, связанные с демографической ситуацией Российской Федерации. 9
4. Цели и задачи демографической политики. 11
5. Приоритеты демографической политики в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения. 12
6. Приоритеты демографической политики в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи. 16
7. Приоритеты демографической политики в области миграции и расселения. 18
8. Информационное обеспечение реализации Концепции демографического развития. 20
9. Механизмы и этапы реализации Концепции. 22
10. Термины и понятия, используемые в Концепции. 24
11. Список используемой литературы. 26

Работа содержит 1 файл

Моя Контрольная работа.docx

— 54.89 Кб (Скачать)

Сформировавшиеся  тенденции в области естественного  и миграционного движения населения  предопределяют дальнейшее сокращение численности населения.

Согласно  прогнозу Госкомстата России, население  страны к 2016 году сократится по сравнению  с началом 2001 года на 10,4 млн. человек  или на 7,2%. и составит 134,4 млн. человек. Положительный миграционный прирост  не компенсирует естественной убыли  населения.

При условии  сохранения существующих тенденций  распределение населения по территории страны претерпит дальнейшие изменения: увеличится доля россиян, проживающих в европейской части страны, при сокращении населения северных и восточных территорий. За период с 2001 по 2016 годы численность населения Сибири и Дальнего Востока сократится на 7,6%, северных и приравненных к ним территорий - на 12,0%. Географический сдвиг расселения населения в западном и южном направлении обусловит уменьшение плотности заселения азиатской части России, приграничных регионов, что весьма нежелательно с точки зрения национальной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации.

Процесс старения населения страны выразится  в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного  возраста. Изменение соотношения  в трудовой структуре населения  приведет к тому, что численность  выходящих за пределы трудоспособного  возраста к 2015 году будет почти в  два раза превышать численность  вступающих в трудоспособный возраст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Угрозы национальной и экономической безопасности, связанные с демографической ситуацией Российской Федерации.

 

Общее сокращение численности населения, снижение его  плотности до параметров почти в  три раза меньше среднемировых создадут опасность ослабления политического, экономического и военного влияния  России в мире, возможность дополнительных притязаний на территорию Российской Федерации.

Уменьшение  численности молодежи, вступающей в  трудоспособный возраст, вызовет опасность  обострения проблемы комплектования вооруженных  сил, правоохранительных органов и  иных силовых структур, что представляет собой угрозу сохранения оборонного потенциала страны, охраны государственных  границ и проведения других мер, связанных  с национальной безопасностью. По сравнению  с 2000 годом численность мужского населения в возрасте 17-19 лет сократится к 2016 году с 3,46 млн. человек до 1,99 млн. человек.

Сокращение  численности детей и подростков приведет к возникновению проблем  формирования трудовых ресурсов, способных  воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал Российской Федерации, уменьшению объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных, профессиональных и высших учебных  заведениях, разрушению системы подготовки кадров, что может создать угрозу усиления внешней технологической  зависимости России. Уже сегодня  численность принимаемых в высшие учебные заведения практически  совпадает с численностью выпускников  общеобразовательных учреждений.

Реальная  экономическая угроза связана с  уменьшением численности населения  рабочих возрастов и соответственно с сокращением экономического потенциала страны. В условиях ожидаемого экономического роста, сокращение численности экономически активного населения (по оценке Минэкономразвития  России на 3,2 млн. человек за 2006-2010 годы) вызовет дефицит рабочей силы, который может покрываться за счет нерегулируемой иммиграции из стран  Среднего Востока, Китая, Вьетнама.

В связи  с постарением населения возникнет  опасность дефицита рабочей силы, увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население, повысится  нагрузка на систему здравоохранения, обострятся проблемы с выплатами  пенсий и социальных пособий.

Общее сокращение численности населения, сопровождающееся сокращением численности отдельных  этнических групп, особенно коренных малочисленных  народов, может привести к их полному  исчезновению.

Характер  миграционных процессов (внутренних миграций и иммиграции) окажет отрицательное  влияние на систему расселения населения  Российской Федерации: будет происходить  замещение иммигрантами постоянных жителей ряда регионов страны (северные и приграничные территории), что  не отвечает экономическим и геополитическим интересам страны. В ряде территорий (юг страны) чрезмерная концентрация вынужденных мигрантов вызовет дополнительные экономические и социальные трудности.

Отток из России квалифицированных кадров ведет  к ослаблению научного, творческого  и экономического потенциала страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Цели и задачи демографической  политики.

 

Целью демографической  политики Российской Федерации является постепенная стабилизация численности  населения и формирование предпосылок  последующего демографического роста.

Задачами  демографической политики Российской Федерации являются:

в области  укрепления здоровья и увеличения ожидаемой  продолжительности жизни:

  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь, в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;
  • улучшение репродуктивного здоровья населения;
  • увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни, путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;
  • улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов, путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья.

 

в области  стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

  • создание предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;
  • всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;
  • создание условий для самореализации молодежи;
  • социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства.

 

в области  миграции и расселения:

  • регулирование иммиграционных потоков с целью создания действенного механизма миграционного замещения естественной убыли населения Российской Федерации;
  • повышение эффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития Российской Федерации;
  • обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и формирование толерантности к мигрантам.

 

 

 

5. Приоритеты  демографической политики в области  охраны здоровья и увеличения  продолжительности жизни населения.

 

В области  укрепления здоровья и увеличения продолжительности  жизни населения определены следующие  приоритеты:

  • укрепление состояния здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, развития физической культуры, отдыха и оздоровления;
  • сохранение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;
  • улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь за счет профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, а также раннему выявлению болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;
  • сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее важны профилактика сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных заболеваний.

 

В проведении профилактической работы необходимо скоординировать  действия органов исполнительной власти всех уровней с общественными, благотворительными и религиозными организациями, а  также предусмотреть активное участие  самого населения.

Необходимо  возродить систему массового  санитарно-гигиенического просвещения  и обучения граждан.

Важнейшей задачей является внедрение в  практику жизнесохранительного поведения, формирование здорового образа жизни у всех категорий населения. В этой связи необходимо активизировать работу по организации и проведению пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, направленной на пропаганду здорового образа жизни, что предполагает развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи). Следует обеспечить поддержку благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения. Эти индивидуальные инициативы и благотворительные акции могут стать важным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения. Необходимо разработать механизмы поддержки подобных инициатив.

Особое  внимание должно быть уделено снижению потребления алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий  пьянства и алкоголизма, при этом сочетание мер из области фискальной политики, административных ограничений, информационных воздействий способно привести к желаемому эффекту. Система  мер должна включать жесткий контроль качества алкогольной продукции и политику цен, стимулирующую переход к потреблению менее вредных типов алкогольных напитков. Ценовая политика должна, с одной стороны, не допустить переориентацию населения на самодельные или нелегальные алкогольные изделия, но, в тоже время, ограничивать потребление алкоголя.

В этих целях  также необходимо введение правил, запрещающих продажу алкоголя лицам, находящимся в состоянии сильного опьянения и несовершеннолетним, запрет на продажу крепких алкогольных  напитков в местах массового скопления  населения.

Следует усилить контроль за рекламой, имея в виду, что молодежь не должна быть задействована в рекламных роликах спиртных и слабоалкогольных напитков.

В рамках мероприятий по улучшению психического здоровья населения необходимо принятие мер по предотвращению и профилактике самоубийств, которые могут включать создание новых и поддержку существующих телефонов доверия, совершенствование  методов работы врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов, социальных работников.

В области  охраны и укрепления здоровья граждан  будет усилено внимание органов  государственной власти Российской Федерации к совершенствованию  организации и развитию государственной  и негосударственной форм оказания медицинской помощи населению, реализация федеральных программ.

Требует решения проблема обеспечения доступности  медицинской помощи больным с  тяжелыми заболеваниями, нуждающимся  в обследовании и лечении с  применением дорогостоящих технологий, в первую очередь в федеральных  медицинских учреждениях.

Необходимо  обеспечить дальнейшее развитие и укрепление консультационно-диагностических служб  областных, краевых и республиканских  учреждений здравоохранения, восстановить работу выездных бригад поликлиник с  целью обеспечения доступности  медицинской помощи жителям сельской местности и отдаленных районов, развивать сеть реабилитационных (восстановительных) отделений центральных районных и районных больниц, а также сети больниц и отделений медико-социальной помощи в сельской местности.

Первоочередной  задачей является усиление роли первичной  медико-санитарной помощи, структурно-экономические  преобразования амбулаторно-поликлинического звена, рациональное использование  коечного фонда (уменьшение объемов  дорогостоящей стационарной помощи при одновременном увеличении объемов  услуг дневных стационаров).

Органами  здравоохранения и социальной защиты населения должны реализовываться  комплексные меры по дальнейшему  развитию психиатрической и наркологической  помощи населению, вакцинопрофилактике, борьбе с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем.

 

Необходимо  усилить государственную поддержку  мер, направленных на профилактику, раннее выявление заболеваний, разработку и внедрение современных технологий в лечебно-диагностические процессы.

В целях  снижения осложнений и смертности от злокачественных новообразований  требуются разработка и внедрение  скрининговых программ по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний.

Особое  внимание должно быть обращено на профилактику и лечение бесплодия, в связи с чем планируется разработать соответствующие программы, направленные на обеспечение ранней диагностики и лечения нарушений репродуктивного здоровья.

С целью  профилактики патологии беременности и родов, сохранения здоровья новорожденных  должны быть внедрены паспорта здоровья семьи, предусмотрены возможности  повышения качества питания беременных, оздоровления их в санаторно-курортных  учреждениях.

Информация о работе Концепция демографического развития России на период до 2015г