Коммуникативные конфликты. Модели поведения в конфликте

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:25, реферат

Описание работы

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие, будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли оценить верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие конфликта………………………………………………………5
Виды коммуникативных конфликтов……..…………………………….5
Внутриличностные конфликты…………………………………………6
Межличностные конфликты…………………………………………….7
Межгрупповые конфликты………………………………………………8
Конфликты между личностью и группой ……………………………...11
Ролевые конфликты……………………………………………………...12
Тактика поведения в конфликте…………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемой литературы…………………...........................................19

Работа содержит 1 файл

Коммуникативные конфликты.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

2.4 Конфликты между личностью и группой

          Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое “чрезмерное” усердие как негативное поведение. 

         Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его или ее все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он или она идет против мнения группы.

          Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах  подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар - изменить отношение к руководителю и,  возможно, снизить производительность труда.

 

2.5 Ролевые конфликты

          Ситуация, при которой человек  играет две роли одновременно, причем ожидания, связанные с этими ролями, несовместимы друг с другом. К примеру, в этическом кодексе Американской психологической ассоциации практикующим психотерапевтам воспрещается вступать в двойственные отношения со своими клиентами (т. е. одновременно принимать профессиональное и личное участие в их жизни). Ожидания, связанные с этими двумя ролями, считаются несовместимыми.

          Ролевые конфликты различных форм и типов встречаются везде: в семейных отношениях, в системе образования и подготовки кадров, практически на всех уровнях профессиональной структуры (от производственных коллективов до управленческих звеньев), даже в политическом устройстве общества.

Несмотря на большое  количество классификаций ролевых  конфликтов в научной литературе, большинство авторов (в частности, в литературе по теории психодрам) называют такие основные их виды:

а) интерперсональный - конфликт между разными ролями разных людей;

б) интраперсональный - конфликт между ролью и ролевыми ожиданиями других;

в) интерролевой - конфликт между несовместимыми ролями, которые  играет один индивид;

г) интраролевой - конфликт между ролью, которую необходимо играть и внутренними потребностями личности (ролевой Я-концепцией).

Типы расположены в порядке возрастания глубины личностной проблематики. Первые два типа чаще всего касаются социальных ролей, а два других чаще всего связанные с личностными ролями.

Главными особенностями  ролевого конфликта являются отсутствие четких этапов развития конфликта и  влияние на конфликты межличностные.

Как, мы знаем, конфликт всегда состоит из предконфликтной ситуации, начала конфликта, его эскалации, разрешения и периода послеконфликтного. Ролевой же конфликт может перерастать в кризис.

Функции ролевого конфликта  также делятся на позитивные и  негативные. К позитивным функциям относятся способность ролевого конфликта стимулировать развитие личности, возможность в ходе решения конфликта устранить на предприятии те, недостатки, которые приводят к возникновению ролевых трудностей.

Негативные же функции  ролевого конфликта касаются возможного отклонения в поведении индивида, возникновение конфликтов межличностных.

Человек и роль, которая  он выполняет, связанны определенными  психологическими характеристиками, которые  подходят для выполнения определенных социальных ролей. Игнорируя эту  зависимость, люди испытывают ролевое  напряжение и ролевой конфликт.

Пример ролевого напряжения - это когда человек выполняет  под давлением обстоятельств  роль, которая не отвечает ни его  интересам, ни наклонностям, ни внутренним установкам. Если ролевой конфликт обостряется, то это может привести к отказу исполнять ролевые обязанности, тогда человек получает внутренний стресс и отходит от данной роли.

Своя роль - это качественная реализация себя согласно сильным сторонам своего социально-психологического типа.

Ролевое напряжение и  ролевой конфликт представляют серьезную социальную и психологическую проблему.

Часто внутренние противоречия сотрудников и конфликты влияют отрицательно на их межличностные отношения  с коллегами. Бывают случаи, когда  ролевые конфликты не осознаются ими и тогда они приносят неприятности без видимых причин. Приведу пример нескольких неосознанных внутренних конфликтов и их влияния на межличностные отношения. Например, вследствие внутреннего конфликта у человека начинает проявляться агрессия, желание унизить окружающих. Это приводит к столкновениям с его обиженными коллегами. В данном случае это характерно для интер и интра-ролевых конфликтов.

Конфликты интра и  интер-персональные уже сами по себе тяготеют к межличностному противостоянию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Тактика поведения в конфликте.

При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению этим конфликтом необходимо учитывать типичные модели поведения личностных субъектов конфликтного взаимодействия.  
В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Основные модели поведения личности в конфликте:  
1) Конструктивная. Стремится уладить конфликт; нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.  
2) Деструктивная. Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.  
3) Конформистская. Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.  
          В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: "Что я выиграю?", "Что я потеряю?", "Какое значение имеет предмет спора для моего соперника?" и т. д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс, уступка или сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.  
Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики.  
          Тактика захвата и удержания объекта конфликта. Применяется в конфликтах, где объект материален.  
          Тактика физического насилия (ущерба). Применяются такие приемы, как уничтожение материальных ценностей, физическое воздействие, нанесение телесных повреждений, блокирование чужой деятельности, причинение боли и т.п.  
          Тактика психологического насилия (ущерба) вызывает у оппонента обиду, задевает самолюбие, достоинство и честь. Ее проявления: оскорбление, грубость, оскорбительные жесты, негативная личностная оценка, дискриминационные меры, клевета, дезинформация, обман, унижение, жесткий контроль за поведением и деятельностью, диктат в межличностных отношениях. Часто (более 40%) применяется в межличностных конфликтах.  
          Тактика давления. Спектр приемов включает предъявление требований, указаний, приказов, угрозы, вплоть до ультиматума, предъявление компромата, шантаж. В конфликтах по вертикали применяется в двух из трех случаев.  
          Тактика демонстративных действий. Применяется с целью привлечения внимания окружающих к своей персоне. Это могут быть публичные высказывания и жалобы на состояние здоровья, невыход на работу, заведомо неудавшаяся попытка самоубийства, неотменяемые обязательства (бессрочные голодовки, перекрытие железнодорожных путей, автомагистралей, использование транспарантов, плакатов, лозунгов и т.п.).  
          Санкционирование - воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения рабочей нагрузки, наложение запрета, установление блокад, невыполнение распоряжений под каким-либо предлогом, открытый отказ от выполнения.  
          Тактика коалиций. Цель - усиление своего ранга в конфликте. Выражается в образовании союзов, увеличении группы поддержки за счет руководителей, общественности, друзей, родственников, обращении в СМИ, различные органы власти. Используется в более чем одной трети конфликтов.  
          Тактика фиксации своей позиции - наиболее часто применяемая тактика (80% конфликтов). Основана на использовании фактов, логики для подтверждения своей позиции. Это убеждение, просьбы, критика, выдвижение предложений и т.д.  
          Тактика дружелюбия. Включает корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, поощрение.  
          Тактика сделок предусматривает взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.  
          Тактики бывают жесткими, нейтральными и мягкими. В конфликтах перемены тактик идут обычно от мягких к жестким.

 

 

Заключение.

Возникновение конфликтов и проблема агрессии - актуальнейшие проблемы наших дней. Ещё до появления человека, безусловно-рефлекторное стремление к конфликтам с себе подобными было у всего живого на Земле. Но биологическая особь не могла выжить и продлить свой род в одиночку. Необходимы были прочные контакты, тесные отношения с окружающими. Далеко не всегда верно понимается дарвиновская теория борьбы за существование. Ч.Дарвин не сводил свою теорию к драке за жизненное пространство и продукты питания. Наоборот, он показал, как между отдельными членами стаи борьба за существование в ходе эволюции исчезает, а вместо неё появляется кооперация. Для нас особенно важен один из выводов Ч.Дарвина: " ….общества, которые имели наибольшее количество сочувствующих друг другу членов, должны были процветать и оставлять после себя многочисленное потомство ". ( Дарвин Ч. Полн.собр.соч. -Т.11. Кн.1.-М.-Л., 1927. С.154. ). Что же происходит в современном мире ? Мы все с удивлением отмечаем нарастание в людях ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Но так было всегда, в разные эпохи развития общества и в периоды различных общественных катаклизмов…

В данном реферате мы рассмотрели понятие  коммуникативного конфликта, его основные виды, особенности и тактики решения конфликтов.

Благодаря приобретённым знаниям можно избежать множество конфликтных ситуаций, но полное их исключение из жизни невозможно, т.к. каждый человек конфликтен по своей природе. Но подобные модели поведения в конфликтной ситуации позволят свести возможность конфликта к минимуму, что даст вам возможность принимать адекватные и обдуманные решения, которые приведут к положительному решению различных ситуаций, либо сделок, если речь идёт о предприятии.

 

Список используемой литературы:

1. Емельяненко Л.М., Петюх  В.М., Торгова Л.В. Конфликтология. Учебное пособие. –К.: КНЕУ, 2003. –  215 с.

2. Васильев Г.А., Деева Е.М.Организационное  поведение. Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2005.- 255 с.

3. Клочко Ю.Н., Ермилова Н.Ю., Клочко А.Ю. Социализация личности, ее социальный статус и социальная роль.  Вестник СевКавГТУ Серия «Гуманитарные науки», №1 (11), 2004.

4. Здравомыслов А.Г.  Социология конфликта. М.: Аспект-Пресс, 1996. – 318 с.

5. Горностай П.П. Личностный  выбор. Психология отчаяния и надежды. – К.: Миллениум, 2005. – 336 с.

6. Фролов С.С.Социология: Учебник. — 3-е изд., доп. М.: Гардарики, 2004. — 344 с.

7. Вишневская А.В. Конфликтология. Курс лекций. – 2003.

8. Кириченко О.А. Менеджмент  внешнеэкономической деятельности. Учебное пособие. – К.: Знання-Прес, 2002. – 384 с.

9. Киппер Д. Клинические  ролевые игры и психодрама: Пер.  с англ. - М.Класс, 1993. – 224 с.

10. http://www.ckct.org.ru/study/confl/




Информация о работе Коммуникативные конфликты. Модели поведения в конфликте