Автор: 7****@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 23:10, реферат
Цели работы:
показать природу и сложность коммуникаций, рассмотреть их значение в организации;
раскрыть содержание коммуникационного процесса и рассмотреть препятствия на пути коммуникации;
рассмотреть различные виды коммуникаций и определить методы повышения их эффективности;
раскрыть роль и содержание межличностных коммуникаций и определить факторы, влияющие на них.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………..4
1. Процесс коммуникации……………………………………………………….4
1.1. Понятие и значение коммуникаций………………………………………..4
1.2. Этапы и элементы процесса коммуникаций………………………………5
2. Виды коммуникаций в организации…………………………………………7
3. Невербальные коммуникации………………………………………………..8
3.1. Оптико-кинетические коммуникации……………………………………..8
3.2.Паралингвистические и экстралингвистические коммуникации………...9
3.3. Проксемические средства общения………………………………………10
3.4. Визуальный контакт…………………………………………………….…10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………
и
т
н
ы
е
в
о
л
н
ы
).
И
н
ф
о
р
м
а
ц
и
я
м
о
ж
е
т
п
е
р
е
д
а
в
а
т
ь
с
я
п
у
т
е
м
л
и
ч
н
о
г
о
о
б
щ
е
н
и
я
,
г
р
у
п
п
о
в
ы
х
в
с
т
р
е
ч,
т
е
л
е
ф
о
н
н
ы
х
п
е
р
е
г
о
в
о
р
о
в
,
п
е
р
е
д
а
ч
и
с
о
о
б
щ
е
н
и
й
п
о
ф
а
к
с
у
,
п
о
д
г
о
т
о
в
к
и
и
п
е
р
е
д
а
ч
и
д
о
к
л
а
д
н
ы
х
и
с
л
у
ж
е
б
н
ы
х
з
а
п
и
с
о
к
,
р
а
з
л
и
ч
н
ы
х
д
о
к
у
м
е
н
т
о
в,
с
п
о
м
о
щ
ь
ю
г
р
а
ф
и
к
о
в
п
р
о
и
з
в
о
д
с
т
в
а
и
о
т
г
р
у
з
к
и
п
р
о
д
у
к
ц
и
и
,
э
л
е
к
т
р
о
н
н
о
й
п
о
ч
т
ы
,
т
е
л
е
к
о
н
ф
е
р
е
н
ц
и
й
,
р
а
д
и
о
т
р
а
н
с
л
я
ц
и
и
.
3)
П
о
л
у
ч
е
н
и
е
с
о
о
б
щ
е
н
и
я
.
Т
о
т,
к
о
м
у
а
д
р
е
с
о
в
а
н
о
п
о
с
л
а
н
и
е
и
к
о
г
о
о
н
о
д
о
с
т
и
г
л
о,
н
а
з
ы
в
а
ю
т
п
о
л
у
ч
а
т
е
л
е
м
.
П
о
л
у
ч
а
т
е
л
ь
д
е
к
о
д
и
р
у
е
т (
п
е
р
е
в
о
д
и
т
,
р
а
с
ш
и
ф
р
о
в
ы
в
а
е
т)
с
о
о
б
щ
е
н
и
е
.
Д
е
к
о
д
и
р
о
в
а
н
и
е
–
п
р
о
ц
е
с
с
п
р
е
в
р
а
щ
е
н
и
я
с
о
о
б
щ
е
н
и
я
в
и
м
е
ю
щ
у
ю
с
м
ы
с
л
ф
о
р
м
у
.
Д
е
к
о
д
и
р
о
в
а
н
и
е
в
к
л
ю
ч
а
е
т
в
о
с
п
р
и
я
т
и
е
с
о
о
б
щ
е
н
и
я
п
о
л
у
ч
а
т
е
л
е
м
(
ч
т
о
п
о
л
у
ч
и
л
),
е
г
о
и
н
т
е
р
п
р
е
т
а
ц
и
ю
(
к
а
к
п
о
н
я
л
)
и
о
ц
е
н
к
у (
ч
т
о
и
к
а
к
п
р
и
н
я
л).
К
о
м
м
у
н
и
к
а
ц
и
я
у
с
п
е
ш
н
а
,
к
о
г
д
а
п
о
л
у
ч
а
т
е
л
ь
п
о
л
у
ч
и
л
,
п
о
н
я
л
и
п
р
и
н
я
л
о
т
п
р
а
в
л
е
н
н
о
е
с
о
о
б
щ
е
н
и
е
.
Ч
е
м
б
л
и
ж
е
д
е
к
о
д
и
р
о
в
а
н
н
о
е
с
о
о
б
щ
е
н
и
е
к
н
а
м
е
р
е
н
и
ю
,
в
ы
р
а
ж
е
н
н
о
м
у
о
т
п
р
а
в
и
т
е
л
е
м,
т
е
м
б
о
л
е
е
э
ф
ф
е
к
т
и
в
н
а
к
о
м
м
у
н
и
к
а
ц
и
я.
4)
О
б
р
а
т
н
а
я
с
в
я
з
ь
.
З
а
к
л
ю
ч
и
т
е
л
ь
н
ы
м
э
л
е
м
е
н
т
о
м
к
о
м
м
у
н
и
к
а
ц
и
о
н
н
о
г
о
п
р
о
ц
е
с
с
а
в
ы
с
т
у
п
а
е
т
о
б
р
а
т
н
а
я
с
в
я
з
ь
.
О
н
а
п
р
и
с
у
т
с
т
в
у
е
т,
к
о
г
д
а
п
о
л
у
ч
а
т
е
л
ь
д
е
м
о
н
с
т
р
и
р
у
е
т
р
е
а
к
ц
и
ю
н
а
п
о
л
у
ч
е
н
н
о
е
с
о
о
б
щ
е
н
и
е
.
Э
т
о
м
о
ж
е
т
б
ы
т
ь
л
ю
б
о
й
с
и
г
н
а
л
п
о
л
у
ч
а
т
е
л
я
о
т
п
р
а
в
и
т
е
л
ю
–
к
и
в
о
к
,
п
о
д
р
а
з
у
м
е
в
а
ю
щ
и
й
п
о
н
и
м
а
н
и
е
в
о
п
р
о
с
а
,
б
ы
с
т
р
ы
й
о
т
в
е
т
п
о
э
л
е
к
т
р
о
н
н
о
й
п
о
ч
т
е
.
О
б
р
а
т
н
а
я
с
в
я
з
ь
д
а
е
т
в
о
з
м
о
ж
н
о
с
т
ь
о
т
п
р
а
в
и
т
е
л
ю
у
с
т
а
н
о
в
и
т
ь
,
п
о
л
у
ч
е
н
о
л
и
с
о
о
б
щ
е
н
и
е
и
в
ы
з
в
а
л
о
л
и
о
н
о
о
ж
и
д
а
е
м
у
ю
р
е
а
к
ц
и
ю
.
К
о
г
д
а
п
о
л
у
ч
а
т
е
л
ь
о
т
в
е
ч
а
е
т
о
т
п
р
а
в
и
т
е
л
ю
,
р
о
л
и
с
т
о
р
о
н
м
е
н
я
ю
т
с
я.
М
е
ж
д
у
н
и
м
и
ф
о
р
м
и
р
у
е
т
с
я
в
з
а
и
м
н
ы
й
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
й
п
о
т
о
к
,
р
е
а
к
ц
и
я
к
а
ж
д
о
й
с
т
о
р
о
н
ы
в
ы
р
а
ж
а
е
т
с
я
в
о
б
р
а
т
н
о
й
с
в
я
з
и
н
а
с
о
о
б
щ
е
н
и
е
.
В
э
т
о
м
с
л
у
ч
а
е
у
с
т
а
н
а
в
л
и
в
а
е
т
с
я
д
в
у
с
т
о
р
о
н
н
и
й
к
о
м
м
у
н
и
к
а
ц
и
о
н
н
ы
й
п
р
о
ц
е
с
с.
[8]
В
з
а
к
л
ю
ч
е
н
и
и,
х
о
т
е
л
о
с
ь
б
ы
о
т
м
е
т
и
т
ь,
ч
т
о
п
р
и
с
у
т
с
т
в
и
е
в
с
е
х
э
т
и
х
э
л
е
м
е
н
т
о
в
к
о
м
м
у
н
и
к
а
ц
и
и
н
е
о
б
х
о
д
и
м
о
д
л
я
о
с
у
щ
е
с
т
в
л
е
н
и
я
э
ф
ф
е
к
т
и
в
н
о
г
о
о
б
щ
е
н
и
я
.
2. Виды коммуникаций в организации
К
о
м
м
у
н
и
к
а
ц
и
и
,
о
с
у
щ
е
с
т
в
л
я
е
м
ы
е
в
о
р
г
а
н
и
з
а
ц
и
я
х,
м
о
г
у
т
б
ы
т
ь
к
л
а
с
с
и
ф
и
ц
и
р
о
в
а
н
ы
п
о
р
я
д
у
п
р
и
з
н
а
к
о
в
.
1)
П
о
с
у
б
ъ
е
к
т
у
и
с
р
е
д
с
т
в
а
м
к
о
м
м
у
н
и
к
а
ц
и
и
:
коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий (осуществляются с помощью электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий (УИС));
2)По форме общения:
3)По каналам общения:
4)По направленности общения:
Таким образом, можно сделать вывод, что классификация коммуникаций необходима для выделения различных их видов с целью последующего анализа и совершенствования.
3. Невербальные коммуникации
3.1. Оптико-кинетические коммуникации
Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека. Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жестикуляцию, мимику, пантомимику. Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации на сегодняшний день настолько велика, что выделилась особая область исследований – кинесика—наука, которая изучает собеседника по его жестам, мимике, позам, походке, взглядам. [11]
Жесты – разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. [8]
При общении выделяют следующие жесты: оценки, уверенности, нервозности, самоконтроля, запрета, ожидания, доминирования, неискренности, враждебности. Многие жесты оказываются неоднозначными в различных национальных культурах. Например, всем известны недоразумения, которые возникают иногда при общении русского и болгарина, если пускается в ход утвердительный или отрицательный кивок головой, так как воспринимаемое русским движение головы сверху вниз интерпретируется как согласие, в то время как для болгарской «речи» это отрицание, и наоборот. [6]
Мимика – движения мышц лица, главной ее характеристикой выступает ее целостность и динамичность. В мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний: гнев, презрение, страдание, страх, удивление, радость – все движения лица скоординированы. [8]
Поза – положение человеческого тела, типичное для конкретной среды, культуры; является единицей пространственного поведения человека.
Различают «открытые» (поза доверия, согласия) и «закрытые» (когда человек пытается закрыть переднюю часть тела, поза враждебности). [7]
3.2.Паралингвистические и экстралингвистические коммуникации
Паралингвистическая система – это система вокализации, т.е. качество голоса, его высота, громкость, диапазон, тональность, тембр голоса, сила ударения. [3]
Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, вздоха, ну и сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами. [8]
С помощью паралингвистических и экстралингвистических средств регулируются потоки речи, экономятся языковые средства общения. Они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. Например, высоким голосом обычно передаются радость, энтузиазм, недоверие, гнев, страх; горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы. [9]
3.3. Проксемические средства общения
Проксемика – это специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. [8]
Пространство выступает в качестве
особой знаковой системы и
несет смысловую нагрузку. Одним
из первых пространственную
Взаимоотношения людей осуществляются не только в пространстве, но и во времени. Как человек распоряжается своим и чужим временем, является важным социальным знаком. Точность и пунктуальность поведения говорит об уважении к другому человеку. [2]
3.4. Визуальный контакт
Взгляд, его направление, частота контакта глаз - еще один компонент невербального общения. Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обратную связь, которая показывает то, как относится собеседник к тем или иным сообщениям. Взгляд используется также для установления взаимоотношений. Когда человек стремится к установлению более теплых взаимоотношений, он ищет взгляд собеседника. Однако, если кто-то смотрит нам в глаза слишком долго, это настораживает. [11]
Во время общения взгляд говорящего должен встречаться с глазами собеседника около 60-70 % всего времени общения. Меньшее время контакта свидетельствует о недоверии к собеседнику. Не рекомендуется во время деловых бесед и переговоров одевать темные очки, иначе собеседник думает, что его разглядывают в упор. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы межличностной коммуникации, так как они занимают центральное место на лице человека и, кроме того, расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. [2]
Продолжительность взгляда так же, как и язык телодвижений, зависит от национальной культуры. Так, жители Южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других народов. Японцы в ходе деловой беседы смотрят не в лицо, а скорее в шею. В связи с этим, прежде чем делать какие-либо выводы, следует учесть национальную принадлежность общающихся.
Таким образом, знание всех
этих видов неформальной коммуникации
позволяет более грамотно оценить психологическое
состояние собеседника, а также поддерживать
оптимальный уровень психологической
близости между общающимися. [6]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наше время информационной революции актуальность коммуникаций не снижается, а наоборот, возрастает. Коммуникации важны во всех сферах деятельности человека. Все мы живем, обмениваясь информацией, друг с другом. И чем эффективней этот обмен, тем больше у нас открывается возможностей для эффективной работы и благополучной личной жизни. [3]
Для эффективного управления организацией необходимо правильно строить процесс коммуникации, учитывать все формы и виды коммуникаций, а также большое время уделять невербальному общению.
Но все-таки, в процессе коммуникации иногда возникает множество препятствий, которые называются барьерами. Коммуникационные барьеры обусловлены:
-трудностями восприятия;
-семантическими барьерами;
-невербальными барьерами;
-плохой обратной связью. [4]
Для избегания таких проблем и трудностей необходимо совершенствовать коммуникации в организациях. Для этого возможно использовать следующие направления:
-регулирование
информационных потоков (
-разработка систем сбора предложений с целью обеспечения более легкого поступления и прохождения информации от низовых уровней наверх и с целью снижения фильтрации;
-совершенствование управленческих действий (проведение собраний, совещаний);
-совершенствование систем обратной связи;
-использование
современных информационных технологий
(сети, e-mail, Интернет). [6]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1)Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. – Москва, Юнити, 2001, 250 с.
2) Андреева И. В., Спивак В. А. Организационное поведение. – Санкт-Петербург, Нева, 2009, 140 с.
3)Виханский О. С. Стратегическое управление. – Москва, Москва, 2005, 180с.
4)Гибсон
Дж., Иванцевич Д. М., Доннелли Д.
Х. Организации: поведение,
5) Громкова М. Т. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. – Москва, Адвант, 2002, 200 с.
6) Еропкин А. М. Организационное поведение. Конспект лекций. – Москва, Феникс, 2000, 150 с.
7) Красовский Ю. Д. Организационное поведение. – Москва, Русь, 2009, 200с.
8) Латфулин Г. Р., Громова О.Н. Организационное поведение. – Санкт-Петербург, Питер, 2009, 433 с.
9) Маклаков А. Г. Общая психология. – Санкт-Петербург, Питер, 2009,100 с.
10) Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – Санкт-Петербург, Заря, 2001, 150 с.
11) Томпсон А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. – Москва, Юнити, 2000, 220 с.