Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:25, реферат
Базовый уровень
Готовность вступить в общение по познавательным, деловым, личным мотивам;
Готовность и умение слушать другого;
Умение вести цивилизованный диалог;
Коммуникативная компетентность
Базовый уровень
Продвинутый уровень
3.2. Коммуникативная компетентность
Анкета и полученные результаты представлены в таблице 2 и диаграмме 2.2.
Базовый
уровень коммуникативной
Таблица 2
Коммуникативная
компетентность |
Номер показателя |
Да, | % | Скорее да, чем нет, |
% | Затрудняюсь ответить, | % | Скорее нет, чем да, | % | Нет, | % | Нет ответа, | % | |
Способен
вступить в диалог |
со сверстником | 1 | 57 | 85 | 9 | 13 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
с младшим по возрасту | 2 | 56 | 84 | 9 | 13 | 2 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
со старшим по возрасту | 3 | 43 | 64 | 19 | 28 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 1 | 0 | 0 | |
Умею ставить цели и задачи общения | 4 | 20 | 30 | 27 | 40 | 16 | 24 | 3 | 4 | 0 | 0 | 1 | 1 | |
Понимаю и принимаю границы общения | 5 | 34 | 51 | 26 | 39 | 3 | 4 | 4 | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Умею грамотно выражать собственные мысли | 6 | 12 | 18 | 41 | 61 | 7 | 10 | 4 | 6 | 3 | 4 | 0 | 0 | |
Умею слушать и слышать собеседника | 7 | 43 | 64 | 18 | 27 | 6 | 9 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Умею адекватно выражать свои эмоции во время общения | 8 | 21 | 31 | 31 | 46 | 9 | 13 | 4 | 6 | 2 | 3 | 0 | 0 | |
Способен корректировать свое поведение в процессе общения | 9 | 27 | 40 | 34 | 51 | 3 | 4 | 3 | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Отсутствует страх публичных выступлений | 10 | 8 | 12 | 22 | 33 | 7 | 10 | 17 | 25 | 12 | 18 | 1 | 1 | |
Имею удачный опыт публичных выступлений | 11 | 10 | 15 | 22 | 33 | 10 | 15 | 17 | 25 | 8 | 12 | 0 | 0 | |
Владею способами привлечения и удержания внимания слушателей | 12 | 11 | 16 | 22 | 33 | 26 | 39 | 5 | 7 | 3 | 4 | 0 | 0 | |
Имею опыт письменного общения | пишу личные письма | 13 | 29 | 43 | 9 | 13 | 4 | 6 | 7 | 10 | 18 | 27 | 0 | 0 |
веду деловую переписку | 14 | 2 | 3 | 6 | 9 | 7 | 10 | 9 | 13 | 41 | 61 | 2 | 3 | |
Умею работать в команде |
умею сотрудничать с другими | 15 | 37 | 55 | 26 | 39 | 3 | 4 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
способен проявить лидерские умения | 16 | 18 | 27 | 16 | 24 | 21 | 31 | 8 | 12 | 4 | 6 | 0 | 0 | |
готов принять мнение другого | 17 | 33 | 49 | 23 | 34 | 6 | 9 | 4 | 6 | 1 | 1 | 0 | 0 | |
Имею положительный опыт конструктивного общения | в студенческой группе | 18 | 37 | 55 | 20 | 30 | 7 | 10 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
на факультете | 19 | 20 | 30 | 18 | 27 | 19 | 28 | 5 | 7 | 2 | 3 | 3 | 4 | |
в молодежной организации | 20 | 9 | 13 | 9 | 13 | 14 | 21 | 8 | 12 | 25 | 37 | 2 | 3 | |
в других коллективах, организациях и т.п. | 21 | 17 | 25 | 17 | 25 | 13 | 19 | 4 | 6 | 15 | 22 | 1 | 1 | |
Имею положительный опыт иноязычного общения | 22 | 4 | 6 | 5 | 7 | 5 | 7 | 8 | 12 | 41 | 61 | 4 | 6 | |
Готов придти на помощь |
если меня об этом попросят | 23 | 53 | 79 | 10 | 15 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 |
если увижу, что моя помощь нужна | 24 | 46 | 69 | 13 | 19 | 5 | 7 | 2 | 3 | 1 | 1 | 0 | 0 | |
Имею опыт конструктивного разрешения конфликта | 25 | 17 | 25 | 26 | 39 | 17 | 25 | 5 | 7 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Итого: | 664 | 478 | 212 | 123 | 181 | 17 | ||||||||
40% | 29% | 13% | 7% | 11% | 1% |
Компетентность деятельности
Базовый уровень
Продвинутый уровень
Компетентность самосовершенствования
Базовый уровень
Продвинутый уровень
Готовность вступить в общение по познавательным, деловым, личностным мотивам. Знание особенностей формального и неформального общения. Понимание ценности сотруднических отношений, дружбы, доверительных отношений между людьми. Умение слушать и слышать другого, сопереживание, уважение к другим и самоуважение как основа коммуникации.
Знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета. Умение вступать в конструктивное общение и соблюдать его оптимальную продолжительность; умение вести цивилизованный диалог. Знание конструктивных способов решения конфликта и исправления нарушенных отношений. Критическое отношение к себе и своему собеседнику, умение вовремя признать свои ошибки и свою правоту.
Навыки публичного выступления и письменной речи, иноязычное общение.
Опыт взаимодействия с различными людьми (по возрасту, статусу, роду деятельности), умение строить партнерские отношения, умение работать в команде, организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения.
Понимание значения своих социальных функций как гражданина своей страны, члена общества, устойчивое позитивное отношение к своим общественным обязанностям. Знание символов государства (герб, флаг, гимн).
Знание прав и свобод человека и гражданина, умение их реализовывать в различных жизненных ситуациях. Умение соотносить свои интересы с интересами общества. Нацеленность на совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии. Опыт общественно-полезной гражданской деятельности. Наличие определенной жизненной позиции и внутренней готовности к ее реализации. Способность брать на себя ответственность, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.
Толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, пол).
Именно эти три компетентности являются действительно базовыми, необходимыми для каждого современного человека независимо от уровня образования, от профессии, от места проживания и т.п.
Рассматривая другие ключевые компетентности, определяемые разными исследователями, и соотнося их с нашими представлениями о выпускнике, мы выделили еще две ключевые компетентности.
Одна из них – компетентность самосовершенствования – встречается, в частности, среди ключевых компетенций молодых европейцев, определенных Советом Европы: «способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни» (цит. по И.А. Зимней, [5, с. 18]). Учитывая также некоторые основные компетентности, выделенные И.А. Зимней, мы следующим образом определили содержание этой компетентности.
Потребность в саморазвитии. Умение выстраивать персональную жизненную стратегию. Тесное единство интеллектуального развития с формированием личности, способность справляться с противоречиями и неопределенностями своего жизненного опыта.
Способность самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот профессионального мастерства и творчества.
Структурирование знаний, ситуативно-адекватная актуализация знаний, расширение, приращение накопленных знаний. Языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка. Адекватная оценка достигнутых в саморазвитии результатов и постановка новых перспективных задач.
Знание и соблюдение норм здорового образа жизни, физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни.
Еще одной важной, ключевой, с нашей точки зрения, является компетентность деятельности. Эта компетентность в некотором смысле является базовой для всех остальных компетентностей, поскольку все они проявляются в первую очередь в процессе некоторой деятельности.
Ориентация в разных видах деятельности. Знание средств и способов деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование. Опыт осуществления разных видов деятельности: познавательной, учебной, игровой, исследовательской и др.
Умение увидеть и сформулировать проблему, предложить (найти или сконструировать) веер ее решений и выбрать наиболее эффективное; готовность принять ответственность за свой выбор.
Готовность к оценочной деятельности: умение давать аргументированную оценку различных взглядов и позиций; реально оценивать свои особенности и возможности, в том числе границы собственной компетентности.
Таким образом, нами выделены следующие ключевые компетентности специалиста в области образования:
1. Креативність (М. Бадалова, Т. Вернаєва, Р. Мей, О. Міненко,
О. Романова, Є. Сидоренко, А. Combs, J. L. Holland); професійна креативність
(С. Марков, В. Моляко); творче мислення (С. Гледдінг, Н. Чепелєва); творча
самодіяльність (О. Ігнатович); творчий потенціал (Ж. Вірна, І. Іщук,
О. Киричук, В. Ковальов, Н. Ничкало, В. Рибалка); оригінальність,
винахідливість (Комітет з підготовки у галузі клінічної психології при
Американській психологічній асоціації, Комітет по нагляду і підготовці
консультантів США) – професійна креативність (22).
2. Емпатія (Н. Амінов, Н. Антонова, І. Вачков, Г. Казанцева,
В. Карандашев, Колшед, Р. Кочюнас, Ю. Олейник, В. Панок, К. Роджерс,
О. Романова, Є. Сидоренко, Н. Чепелєва, A. Storr, L. Wolberg); схильність до
співпереживання (Н. Бачманова, L. Brammer, А. Combs, S. Foster); чутливість
до емоційного стану клієнта (Комітет з підготовки у галузі клінічної психології
Психологічні науки
© 2012 Вісник Національної академії Державної прикордонної служби України 1/2012
при Американській психологічній асоціації, М. Обозов) – здатність до
емпатії (19).
3. Здатність до самоконтролю і саморегуляції (Н. Амінов, Н. Бачманова,
І. Вачков, Т. Вернаєва, В. Карандашев, О. Романова, Є. Сидоренко,
Н. Стафуріна); самовладання (Н. Антонова); здатність до емоційної
саморегуляції (В. Панок, Н. Чепелєва); емоційна стабільність,
урівноваженість (Т. Вернаєва, Комітет з підготовки у галузі клінічної
психології при
Американській психологічній
професійної орієнтації США); емоційна стриманість (М. Обозов); витримка
(Л. Шнейдер); емоційно-вольова стабільність (Г. Казанцева, Ю. Олейник) –
здатність до самоконтролю і саморегуляції (16).
4. Гнучкість поведінки (Т. Вернаєва); гнучкість мислення та поведінки
(L. Wolberg); гнучкість як уміння пристосовувати свої дії у відповідь на запит
клієнта (С. Гледдінг, І. Вачков, О. Романова); швидка орієнтація в ситуації
(Г. Казанцева, В. Карандашев, Ю. Олейник); пластичність (М. Обозов);
здатність до імпровізації, інноваційності (М. Бауер, М. Іванчук,
Л. Карамушка, С. Максименко, Н. Ничкало, Д. Пенішкевич, Л. Шнейдер) –
гнучкість мислення та поведінки (15).
5. Терпимість (Т. Вернаєва, Комітет з підготовки у галузі клінічної
психології при
Американській психологічній