Коллектив. Социально-психологический климат в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы заключается в том, что бы выявить наиболее важные проблемы, связанные с с.п. климатом в коллективе.
Я выбрал тему курсовой работы «Коллектив . С . П . климат в коллективе» потому что :

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Коллектив. Социально – психологический климат в коллективе……………………5
1.1.1Коллектив. Понятие и признаки коллектива .............................………………..........…..5
1.1.2 Коллектив и его развитие ………………………………………………………….…..…7
1.1.3 Структура трудового коллектива ……………………………………………………..…9
1.1.4 Характеристика социально – психологического климата ……………………………10
1.1.5 Структура социально - психологического климата …………………………………...11
1.1.6 Роль руководителя в социально – психологическом климате коллектива …………..13
1.1.7 Социально – психологическая характеристика коллектива и управление им …….....14
1.1.8 Модели социально – психологического климата …………………………………..….16
2. Описание методики социально – психологического климата …………………….....18
2.2 Результаты по тесту «Определение социально – психологического климата в коллективе» …………………………………………………………………………………...41
2.3 Анализ по тесту «Определение социально – психологического климата в коллективе»…………………………………………………………………………………….42
3.Заключение ………………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы ……………………………………………………........44
Приложение………………………………………………………………………………….….45

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа ПДЮ. Коллектив.С П климат в коллективе.docx

— 63.08 Кб (Скачать)

Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой  коллектива, который находит многообразные  формы проявления во всей его жизнедеятельности.

 

 

 

 

      1. Структура социально - психологического климата

 

В структуре СПК становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения друг к другу.

В свою очередь отношения  друг к другу дифференцируются на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства  и подчинения.

В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через  призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного.

Под предметным настроем подразумевается  направленность внимания и характер восприятия человеком тех или  иных сторон его деятельности. Под эмоциональным – его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.

То обстоятельство, что  отношение к миру (система ценностных ориентаций личности)  и  отношение  к  самому  себе  (самосознание,   самоотношение   и самочувствие)  попадают  в  ранг  последующих,  а  не  ближайших  проявлений климата,  объясняется   их   более   сложной,   многократно   опосредованной зависимостью не только от ситуации данного  коллектива, но и от  целого  ряда других факторов,  с  одной  стороны,  макромасштабных,  с  другой  –  сугубо личностных. Действительно, отношения человека к  миру  формируются  в  рамках  его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами  того  или иного, даже самого значимого для него коллектива.

Аналогичным образом  обстоит  дело  и  с  отношением  к  самому  себе. Самосознание человека складывается в течение всей его  жизни, а  самочувствие находится в существенной зависимости не только от  его  статуса  в  трудовом коллективе, но нередко в еще большей мере от  семейно-бытового положения  и физического здоровья индивида.

Это, разумеется, не  снимает  возможности  рассмотрения  самооценки  и самочувствия индивида в данном конкретном  коллективе  и  в  зависимости  от него.

На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения  личности  к определенной группе в целом,  степень  удовлетворенности  своей  позицией  и межличностными отношениями в группе.

Каждый  из  членов  коллектива  на  основе  всех   других   параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее  этому  климату сознание,  восприятие,  оценку  и  ощущение  своего  «я»  в  рамках   данной конкретной общности людей.

Самочувствие личности в  определенной мере может  служить  и  известным показателем степени  развернутости ее духовного потенциала. В  данном  случае подразумевается  психическое состояние,  определяемое  во  многом  атмосферой производственного  коллектива.

С этой точки зрения самo самочувствие личности  может рассматриваться как один из наиболее общих показателей СПК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Роль руководителя в социально – психологическом климате коллектива

 

Роль  непосредственного  руководителя  на  производстве   –   мастера, бригадира и т.п., а также роль администрации предприятия  огромна в  создании благоприятного социально-психологического климата.

Именно эти представители  управления призваны  самым  активным  образом участвовать  в  постоянном,  устойчивом  воспроизводстве  таких  психических состояний,  как  симпатия  и  притяжение,  положительный  эмоциональный  фон общения, межличностная  привлекательность, чувство сопереживания,  соучастия, возможность  в  любой  момент  оставаться  самим  собой,  быть   понятым   и положительно воспринятым (независимо от своих  индивидуально-психологических  особенностей). При этом особо нужно  выделить  чувство  защищенности,  когда каждый знает, что в случае неудачи (в  сфере  труда,  быта,  семьи)  за  его спиной «стоит»  коллектив, что он обязательно придет ему на помощь.

Часто в коллективе появляются  люди,  которые  недовольны  какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных  личностей.  В  этом  случае личная неприязнь, излишняя принципиальность и т.п. могут послужить  причиной или поводом для возникновения  конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

      1. Социально – психологическая характеристика коллектива и управление им

 

Социальная группа – это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности. Эта общность обладает рядом существенных признаков:

  • Внутренней организацией, которая состоит из органов управления, социального контроля и санкций;
  • Групповыми ценностями, на основе которых развивается социальное чувство общности, выражаемое словом  «мы», а так же формируется общественное мнение группы;
  • Собственным принципом обособления, отличающим ее от других, «чужих» групп;
  • Групповым давлением, то есть воздействием на поведение членов группы;
  • Общими целями и задачами деятельности;
  • Стремлением к устойчивости благодаря механизмам отношений, возникающих между людьми в ходе решения групповых задач;
  • Закреплением традиций, символики (знаки, одежда, флаги и т.д.).

Мы часто не можем понять, откуда исходят отрицательные эмоции, конфликтные ситуации в группе. Оказывается, их источники можно найти, если рассмотреть  схему ролевого поведения человека, предложенную американским психологом Олпортом. Все начинается с необходимости выполнения социальной роли. Например, человека хотят назначить на должность руководителя. Критерии ожидания могут быть разными в разных группах: одни ждут демократического или даже либерального руководителя (особенно в творческих и научных группах), другие – более строгого и авторитарного (в производительных группах). Далее роль передается человеку и очень важным становиться фактор его личности и индивидуальности. Человек должен как бы понять, чего от него хотят и какие требования у нему предъявляют. Без понимания своей роли и основных функций очень трудно справиться со своей ролью. Часто на это не обращают внимания, а при возникновении конфликта оказывается, что человек даже не понял, чего от него ждут. Некоторые люди сознательно принимают на себя ту или иную роль, заранее понимая, что они не будут делать того, чего от них ждут, но надеются, что «авось пронесет».

После того как человек  понял роль, он должен ее принять  или отклонить, как не соответствующую  его индивидуально-психологическим  особенностям.

Психологические механизмы  общения и взаимовлияния можно  выстроить в определенный ряд. Самым  первым в этом ряду окажется свойство заражения  - эффект многократного  взаимного усиления эмоциональных  состояний общающихся между собой  людей. Заражение происходит на бессознательном  уровне и особенно сильно проявляется  в толпе, в очереди, в публике, но заражение происходит и на уровне небольших групп людей. Есть выражение  – заразительный смех, так же может быть заразительной злость и другие эмоции.

Внушение. Внушение или суггестия, может быть индивидуальным или групповым  и происходит на сознательном  или  несознательном уровне в зависимости  от цели общения. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи и действия, чувства, что они непроизвольно  становятся как бы его собственными.

Подражание – это сложное динамическое свойство. Его возможные проявления – от слепого копирования поведения, жестов, интонации до сознательного, мотивированного подражания.

 

      1. Модели социально – психологического климата

 

Выделение моделей основывается на оценке трех сторон:

     1) уровень развернутости  психологического потенциала коллектива;

     2) степень реализации  его в данный момент;

     3)  тенденцию   дальнейших   изменений   психологического   потенциала

          коллектива .

Модель А.

Высокий уровень  развернутости  социально-психологического  потенциала коллектива, которому соответствует  и степень его реализации.  При  работе  с полной  отдачей  сохраняется  необходимый   резерв   сил   для   дальнейшего совершенствования  условий и  организации  труда,  не происходит  работы  на износ. Четкая организация труда и управления  в  коллективе  в  сочетании  с необходимым резервом сил и  удовлетворенностью от ощутимой  отдачи  открывают перспективу дальнейшего развертывания социально-психологического  потенциала коллектива.

Модель Б.

      Высокий  уровень развернутости психологического  потенциала  коллектива при крайне  низкой степени его реализации  в  данный  момент,  что   связано  с несовершенством  сложившейся в рамках системы,  выходящей за  пределы  данного  коллектива, организации труда и  управления. Отсюда – наметившаяся  тенденция свертывания социально-психологического  потенциала коллектива  и  снижения  в целом уровня его профессиональной  социально-экономической  эффективности   и тенденции  роста  неудовлетворенности   системой  организации  и   управления, выходящей   за   рамки   данного    коллектива,    и    перерастание    этой неудовлетворенности в конфликт.

Модель В.

Невысокий уровень развернутости  социально-психологического  потенциала коллектива компенсируется работой (хоть и устаревшими методами, но с  полной отдачей – на износ). Данный случай в перспективе  сулит  срыв  в  работе  и резкое падение  социально-экономической эффективности.

Эти  варианты   СПК,   разумеется,   не   исчерпывают   их реального

многообразия. СПК аптечного  коллектива  имеет  свои  особенности. Они  обусловлены прежде всего  целями и задачами,  стоящими  перед  аптекой  как  организацией здравоохранения.  И  в  тоже  время  аптека  –  организация,  осуществляющая торговые функции,  со  всеми  вытекающими  отсюда  последствиями.  Получение прибыли  – это обязательное условие существования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Описание методики  социально – психологического  климата

 

Тест на определение  психологического климата в коллективе

Определить психологическую  атмосферу в группе можно следующим  методом .

Ниже приведены противоположные  по смыслу пары слов , с помощью которых  вы можете описать атмосферу в  вашей группе . Чем ближе к правому  или левому слову в каждой паре вы обведете в кружок цифру , тем  более выражен признак в вашей  группе . Итак для атмосферы в  вашей группе характерны :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Минимальное кол-во баллов = 10.

Максимальное кол-во баллов = 80.

Чем меньше ваш результат, тем благоприятнее  ваше отношение  к коллективу.

10 – 25 баллов : в этом случае психологический климат коллектива благоприятный.

25 – 40 баллов : в  этом случае психологический  климат в целом благоприятный.

40 – 60 баллов : в  этом случае психологический  климат  неудовлетворительный.

60-80   баллов : в целом психологический климат  неудовлетворительный и  считается,  что направленности группы  противоречивы  и неопределенны.

 

Рекомендации

Совершенствование условий  формирования СПК означает выработку  и практическую реализацию комплекса  технических, экономических и организационно обеспеченных мер по планомерному изменению  факторов, имеющих неблагоприятную  оценку.

  1. Улучшение условий труда. При исследовании условий труда необходим их пофакторный анализ применительно к конкретному рабочему месту. Это важно, так как условия труда не только формируют отношение к нему, но и объективно обусловливают конечный результат.

 

 

  1. Совершенствование  взаимоотношений и стиля управления. Взаимоотношения в коллективе - важнейший индикатор, указывающий на состояние СПК в коллективе. Часто о взаимоотношениях судят по степени конфликтности на определенном отрезке  времени.  При этом нежелательны не сами по себе конфликты,  без них не может быть жизненного процесса.  Главное, чтобы в результате их разрешения уходило все старое, мешающее развитию коллективов и росту людей как личностей.

 

  1. Совершенствование  социально-демографических  характеристик коллектива.  Социально-психологическая структура коллектива  непосредственным образом влияет на процесс формирования СПК,  так как выражает сущностную  сторону  личностных черт работника. Совершенствование структуры коллектива необходимо связывать с его  производственными  целями,  кадровым потенциалом, общими условиями деятельности.

 

 

start="4"

 Совершенствование организации и стимулирования труда. Совершенствование организации труда осуществляется по следующим направлениям: совершенствование форм разделения и кооперации труда, улучшение, организации и обслуживания рабочих мест, совершенствование нормирования труда, подготовка и повышение квалификации работников, рационализация режимов труда и отдыха.

 

 

Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников, трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он является итогом систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществления специальных мероприятий, направленных на организацию отношений.

Информация о работе Коллектив. Социально-психологический климат в коллективе