Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:24, курсовая работа
Цель моей работы заключается в том, что бы выявить наиболее важные проблемы, связанные с с.п. климатом в коллективе.
Я выбрал тему курсовой работы «Коллектив . С . П . климат в коллективе» потому что :
Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Коллектив. Социально – психологический климат в коллективе……………………5
1.1.1Коллектив. Понятие и признаки коллектива .............................………………..........…..5
1.1.2 Коллектив и его развитие ………………………………………………………….…..…7
1.1.3 Структура трудового коллектива ……………………………………………………..…9
1.1.4 Характеристика социально – психологического климата ……………………………10
1.1.5 Структура социально - психологического климата …………………………………...11
1.1.6 Роль руководителя в социально – психологическом климате коллектива …………..13
1.1.7 Социально – психологическая характеристика коллектива и управление им …….....14
1.1.8 Модели социально – психологического климата …………………………………..….16
2. Описание методики социально – психологического климата …………………….....18
2.2 Результаты по тесту «Определение социально – психологического климата в коллективе» …………………………………………………………………………………...41
2.3 Анализ по тесту «Определение социально – психологического климата в коллективе»…………………………………………………………………………………….42
3.Заключение ………………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы ……………………………………………………........44
Приложение………………………………………………………………………………….….45
Климат коллектива представляет
собой преобладающий и
В структуре СПК становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения друг к другу.
В свою очередь отношения
друг к другу дифференцируются на
отношения между товарищами по работе
и отношения в системе
В конечном итоге всё многообразие
отношений рассматривается
Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под эмоциональным – его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.
То обстоятельство, что отношение к миру (система ценностных ориентаций личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой – сугубо личностных. Действительно, отношения человека к миру формируются в рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива.
Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе. Самосознание человека складывается в течение всей его жизни, а самочувствие находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида.
Это, разумеется, не снимает возможности рассмотрения самооценки и самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от него.
На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе.
Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.
Самочувствие личности в определенной мере может служить и известным показателем степени развернутости ее духовного потенциала. В данном случае подразумевается психическое состояние, определяемое во многом атмосферой производственного коллектива.
С этой точки зрения самo самочувствие личности может рассматриваться как один из наиболее общих показателей СПК.
Роль непосредственного руководителя на производстве – мастера, бригадира и т.п., а также роль администрации предприятия огромна в создании благоприятного социально-психологического климата.
Именно эти представители управления призваны самым активным образом участвовать в постоянном, устойчивом воспроизводстве таких психических состояний, как симпатия и притяжение, положительный эмоциональный фон общения, межличностная привлекательность, чувство сопереживания, соучастия, возможность в любой момент оставаться самим собой, быть понятым и положительно воспринятым (независимо от своих индивидуально-психологических особенностей). При этом особо нужно выделить чувство защищенности, когда каждый знает, что в случае неудачи (в сфере труда, быта, семьи) за его спиной «стоит» коллектив, что он обязательно придет ему на помощь.
Часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность и т.п. могут послужить причиной или поводом для возникновения конфликта.
Социальная группа – это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности. Эта общность обладает рядом существенных признаков:
Мы часто не можем понять, откуда исходят отрицательные эмоции, конфликтные ситуации в группе. Оказывается, их источники можно найти, если рассмотреть схему ролевого поведения человека, предложенную американским психологом Олпортом. Все начинается с необходимости выполнения социальной роли. Например, человека хотят назначить на должность руководителя. Критерии ожидания могут быть разными в разных группах: одни ждут демократического или даже либерального руководителя (особенно в творческих и научных группах), другие – более строгого и авторитарного (в производительных группах). Далее роль передается человеку и очень важным становиться фактор его личности и индивидуальности. Человек должен как бы понять, чего от него хотят и какие требования у нему предъявляют. Без понимания своей роли и основных функций очень трудно справиться со своей ролью. Часто на это не обращают внимания, а при возникновении конфликта оказывается, что человек даже не понял, чего от него ждут. Некоторые люди сознательно принимают на себя ту или иную роль, заранее понимая, что они не будут делать того, чего от них ждут, но надеются, что «авось пронесет».
После того как человек
понял роль, он должен ее принять
или отклонить, как не соответствующую
его индивидуально-
Психологические механизмы общения и взаимовлияния можно выстроить в определенный ряд. Самым первым в этом ряду окажется свойство заражения - эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Заражение происходит на бессознательном уровне и особенно сильно проявляется в толпе, в очереди, в публике, но заражение происходит и на уровне небольших групп людей. Есть выражение – заразительный смех, так же может быть заразительной злость и другие эмоции.
Внушение. Внушение или суггестия, может быть индивидуальным или групповым и происходит на сознательном или несознательном уровне в зависимости от цели общения. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи и действия, чувства, что они непроизвольно становятся как бы его собственными.
Подражание – это сложное динамическое свойство. Его возможные проявления – от слепого копирования поведения, жестов, интонации до сознательного, мотивированного подражания.
Выделение моделей основывается на оценке трех сторон:
1) уровень развернутости
психологического потенциала
2) степень реализации его в данный момент;
3) тенденцию дальнейших изменений психологического потенциала
коллектива .
Модель А.
Высокий уровень развернутости
социально-психологического потенциала
коллектива, которому соответствует
и степень его реализации.
При работе с полной отдачей
сохраняется необходимый резерв
сил для дальнейшего совершенствования
условий и организации труда,
не происходит работы на износ.
Четкая организация труда и
Модель Б.
Высокий
уровень развернутости
Модель В.
Невысокий уровень развернутости
социально-психологического потенциала
коллектива компенсируется работой (хоть
и устаревшими методами, но с
полной отдачей – на износ). Данный
случай в перспективе сулит срыв
в работе и резкое падение
социально-экономической
Эти варианты СПК, разумеется, не исчерпывают их реального
многообразия. СПК аптечного коллектива имеет свои особенности. Они обусловлены прежде всего целями и задачами, стоящими перед аптекой как организацией здравоохранения. И в тоже время аптека – организация, осуществляющая торговые функции, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Получение прибыли – это обязательное условие существования.
2. Описание методики социально – психологического климата
Тест на определение психологического климата в коллективе
Определить психологическую атмосферу в группе можно следующим методом .
Ниже приведены
Вывод
Минимальное кол-во баллов = 10.
Максимальное кол-во баллов = 80.
Чем меньше ваш результат, тем благоприятнее ваше отношение к коллективу.
10 – 25 баллов : в этом случае психологический климат коллектива благоприятный.
25 – 40 баллов : в этом случае психологический климат в целом благоприятный.
40 – 60 баллов : в этом случае психологический климат неудовлетворительный.
60-80 баллов :
в целом психологический
Рекомендации
Совершенствование условий формирования СПК означает выработку и практическую реализацию комплекса технических, экономических и организационно обеспеченных мер по планомерному изменению факторов, имеющих неблагоприятную оценку.
start="4"
Совершенствование организации и стимулирования труда. Совершенствование организации труда осуществляется по следующим направлениям: совершенствование форм разделения и кооперации труда, улучшение, организации и обслуживания рабочих мест, совершенствование нормирования труда, подготовка и повышение квалификации работников, рационализация режимов труда и отдыха.
Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников, трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он является итогом систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществления специальных мероприятий, направленных на организацию отношений.
Информация о работе Коллектив. Социально-психологический климат в коллективе