Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:24, курсовая работа
Цель моей работы заключается в том, что бы выявить наиболее важные проблемы, связанные с с.п. климатом в коллективе.
Я выбрал тему курсовой работы «Коллектив . С . П . климат в коллективе» потому что :
Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Коллектив. Социально – психологический климат в коллективе……………………5
1.1.1Коллектив. Понятие и признаки коллектива .............................………………..........…..5
1.1.2 Коллектив и его развитие ………………………………………………………….…..…7
1.1.3 Структура трудового коллектива ……………………………………………………..…9
1.1.4 Характеристика социально – психологического климата ……………………………10
1.1.5 Структура социально - психологического климата …………………………………...11
1.1.6 Роль руководителя в социально – психологическом климате коллектива …………..13
1.1.7 Социально – психологическая характеристика коллектива и управление им …….....14
1.1.8 Модели социально – психологического климата …………………………………..….16
2. Описание методики социально – психологического климата …………………….....18
2.2 Результаты по тесту «Определение социально – психологического климата в коллективе» …………………………………………………………………………………...41
2.3 Анализ по тесту «Определение социально – психологического климата в коллективе»…………………………………………………………………………………….42
3.Заключение ………………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы ……………………………………………………........44
Приложение………………………………………………………………………………….….45
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Коллектив. Социально – психологический климат в коллективе……………………5
1.1.1Коллектив. Понятие и признаки
коллектива .............................…
1.1.2 Коллектив и его развитие ………………………………………………………….…..…7
1.1.3 Структура трудового коллектива ……………………………………………………..…9
1.1.4 Характеристика социально – психологического климата ……………………………10
1.1.5 Структура социально - психологического климата …………………………………...11
1.1.6 Роль руководителя в социально – психологическом климате коллектива …………..13
1.1.7 Социально – психологическая характеристика коллектива и управление им …….....14
1.1.8 Модели социально – психологического климата …………………………………..….16
2. Описание методики социально – психологического климата …………………….....18
2.2 Результаты по тесту
«Определение социально –
2.3 Анализ по тесту «Определение
социально – психологического
климата в коллективе»………………………
3.Заключение ………………………………………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………………………........44
Приложение……………………………………………………
2
Введение
Социально-психологический климат коллектива связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей.
Условия, в которых происходит
взаимодействие членов рабочей группы,
влияют на успешность их совместной деятельности,
на удовлетворенность процессом
и результатами труда. В частности,
к ним относят санитарно-
Можно провести аналогию с
природно-климатическими условиями, в
которых живет и развивается
растение. В одном климате оно
может расцвести, в другом — зачахнуть.
То же самое можно сказать и
о социально-психологическом
3
Цель моей работы заключается в том, что бы выявить наиболее важные проблемы, связанные с с.п. климатом в коллективе.
Я выбрал тему курсовой работы «Коллектив . С . П . климат в коллективе» потому что :
1) В наше время, на мой взгляд, коммуникации между людьми и отношения являются неотъемлемой частью рабочего процесса.
2) Формирование благоприятного социально-психологического климата
трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.
3) Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и
внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность.
4
1. Коллектив. Социально – психологический климат в коллективе
1.1.1Коллектив. Понятие и признаки коллектива
Коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.
Сегодня люди, как правило, работают не в одиночку, а в составе группы (совокупности лиц, объединенных в силу пространственной общности, деятельности, профессии, случайных обстоятельств и т. п.), всегда выступающей по отношению к другим группам как единое целое. Главное здесь — включение в определенную систему межличностных отношений. Такие отношения могут быть положительными, отрицательными, или асимметричными. Гармоничными являются или только положительные, или только отрицательные отношения. Пока отсутствует осознанная, разделяемая всеми цель, члены группы не в состоянии осуществлять совместную деятельность, понимание значимости которой для человека является одной из основ коллектива.
Другим признаком коллектива является психологическое признание его членами друг друга. В основе этого лежат общие интересы, идеалы, принципы, сходство или дополняемость характеров и т. п.
Психологическое признание делает возможным практическое взаимодействие людей, направленное на достижение цели, которое можно рассматривать как третий признак коллектива.
В результате взаимодействия возможности группы оказываются большими, чем сумма возможностей ее участников в отдельности.
На это существует несколько причин.
Во-первых, взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого человека.
Во-вторых, вследствие
неминуемо возникающей
В-третьих, в процессе совместной деятельности у участников помимо их воли возникает дух соревнования, мобилизующий скрытые резервы и существенно повышающий интенсивность труда.
В-четвертых, создаются
условия успешного решения
Четвертым признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, представленной общими ценностями, нормами, правилами поведения, традициями, требованиями к физическому и моральному облику участников, символикой и т. п.
Пятый признак коллектива состоит в наличии системы социального контроля, позволяющего группе воздействовать на участников через надзор, санкции, поощрения. Такой контроль обеспечивает соответствие их поведения установившимися требованиям, прежде всего в социально значимых ситуациях.
Шестой признак коллектива — наличие достаточно четко выраженной структуры. Структура может быть функциональной (с учетом производственных задач, выполняемых каждым); политической (исходя из принадлежности к тем или иным группировкам); социально-демографической (например, по полу, возрасту, образованию и др.); социально-психологической (в соответствии с симпатиями и антипатиями); поведенческой, определяемой активностью людей (ядро, недифференцированная часть); мотивационной (в зависимости от движущих факторов поведения) и проч.
Сплоченный работоспособный коллектив возникает не сразу.
Этому предшествует длительный процесс его становления и развития, успех которого определяется рядом обстоятельств, мало зависящих от того, складывается ли коллектив стихийно или формируется целенаправленно. К ним относятся:
1) ясные, понятные,
близкие людям цели
2) наличие определенных, пусть даже незначительных, выгод совместной работы
3) сильный руководитель (лидер), которому люди готовы подчиняться и с которым готовы идти к поставленной цели.
Официальный коллектив проходит длительный процесс организации (неофициальный — самоорганизации), состоящий из нескольких этапов.
На первом этапе в поведении людей преобладает индивидуализм. Они наблюдают окружающих, знакомятся друг с другом, демонстрируют собственные возможности, но еще не стремятся к тесным контактам.
Часто этот этап завершается выявлением лидера, что происходит тем скорее, чем слабее административная власть. Его роль, влияние на коллектив необходимо сразу же всесторонне анализировать, чтобы выбрать по отношению к нему верный тип поведения (нейтрализация, эффективное сотрудничество и т. д.).
На втором этапе происходят осознание и кристаллизация интересов, сближение людей, установление между ними более тесных контактов. Одновременно возникает дифференциация участников, образуются группировки со своими лидерами (так называемый коллективный индивидуализм), появляются попытки захвата ими власти, приводящие к конфликтам.
На третьем
этапе коллектив
На четвертом этапе появляется ведущая группировка, пытающаяся подчинить себе остальных, навязывающая свою политику другим группировкам, а также активистам-одиночкам, колеблющимся, аутсайдерам. В результате возникает временный спад в работе коллектива, что считается вполне нормальным явлением.
С ростом зрелости наступает этап консолидации, и коллективу становятся по плечу все более сложные задачи. Доверие, существующее между людьми, хорошее знание ими друг друга в ряде случаев позволяют ему функционировать на принципах самоуправления.
Если задачи четко определены, воспринимаются как важные и значимые, люди чувствуют свою ответственность, их цели совпадают, накапливается опыт совместной работы, все стадии формирования коллектива сменяют друг друга достаточно быстро. Любой коллектив подстерегает опасность групповщины — появления раскольнических группировок, преследующих узкокорыстные интересы, безразличных к нуждам и потребностям остальных и стремящихся захватить власть, считающих себя непогрешимыми, неуязвимыми, непобедимыми.
При изучении трудового коллектива его следует представлять не только как совокупность личностей, а более укрупнено – как совокупность малых групп.
Малой группой принято считать такую общность людей, члены которой поддерживают между собой непосредственные контакты, и чья деятельность часто осуществляется на виду друг у друга.
Трудовой коллектив состоит из нескольких малых групп. Каждая группа выполняет определенные функции и занимает в технологическом процессе определенное место, она обладает некоторой обособленностью.
Значение малых групп в
В процессе совместного труда группы прямо или косвенно связаны между собой. Поэтому для практики управления важны не только особенности группы, но ее связи и отношения с другими группами.
Состав и отношения малых групп образуют структуру трудового коллектива. Знание закономерностей формирования и развития структуры трудового коллектива облегчает управление им.
Отношения, как и люди, характеризуются разнообразием. Структуру трудового коллектива можно рассматривать и оценивать с разных позиций, по разным признакам.
Наиболее часто структура
В каждом коллективе существует сложное переплетение формальных и неформальных структур.
1.1.4 Характеристика социально-психологического климата
Понятие социально-психологического климата
Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято ставить в один ряд с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения.
СПК коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д.
Не только в социологии, но и в психологии утвердилась точка зрения,
согласно которой главной структурой образующей СПК является настроение.
Сошлемся, в частности, на высказывание известного советского психолога К.К. Платонова , по мнению которого социально-психологический климат (как свойство группы) является одним (хотя и важнейшим) из компонентов внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей.
Информация о работе Коллектив. Социально-психологический климат в коллективе