Коллектив. Социально-психологический климат в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы заключается в том, что бы выявить наиболее важные проблемы, связанные с с.п. климатом в коллективе.
Я выбрал тему курсовой работы «Коллектив . С . П . климат в коллективе» потому что :

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Коллектив. Социально – психологический климат в коллективе……………………5
1.1.1Коллектив. Понятие и признаки коллектива .............................………………..........…..5
1.1.2 Коллектив и его развитие ………………………………………………………….…..…7
1.1.3 Структура трудового коллектива ……………………………………………………..…9
1.1.4 Характеристика социально – психологического климата ……………………………10
1.1.5 Структура социально - психологического климата …………………………………...11
1.1.6 Роль руководителя в социально – психологическом климате коллектива …………..13
1.1.7 Социально – психологическая характеристика коллектива и управление им …….....14
1.1.8 Модели социально – психологического климата …………………………………..….16
2. Описание методики социально – психологического климата …………………….....18
2.2 Результаты по тесту «Определение социально – психологического климата в коллективе» …………………………………………………………………………………...41
2.3 Анализ по тесту «Определение социально – психологического климата в коллективе»…………………………………………………………………………………….42
3.Заключение ………………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы ……………………………………………………........44
Приложение………………………………………………………………………………….….45

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа ПДЮ. Коллектив.С П климат в коллективе.docx

— 63.08 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3

1. Коллектив. Социально  – психологический климат в  коллективе……………………5

1.1.1Коллектив. Понятие и признаки коллектива .............................………………..........…..5

1.1.2 Коллектив и его развитие ………………………………………………………….…..…7

1.1.3 Структура трудового коллектива ……………………………………………………..…9

1.1.4 Характеристика социально – психологического климата ……………………………10

1.1.5 Структура социально - психологического климата …………………………………...11

1.1.6 Роль руководителя в социально – психологическом климате коллектива …………..13

1.1.7 Социально – психологическая характеристика коллектива и управление им …….....14

1.1.8 Модели социально – психологического климата …………………………………..….16

2. Описание методики социально – психологического климата …………………….....18

2.2 Результаты по тесту  «Определение социально – психологического  климата в коллективе» …………………………………………………………………………………...41

2.3 Анализ по тесту «Определение  социально – психологического  климата в коллективе»…………………………………………………………………………………….42

3.Заключение ………………………………………………………………………………….43

Список использованной литературы ……………………………………………………........44

Приложение………………………………………………………………………………….….45

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Введение 

Социально-психологический  климат коллектива связан с определенной эмоциональной окраской психологических  связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей. 

Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом  и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические  условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений  в группе, доминирующее в ней настроение. Для обозначения психологического состояния группы используются такие  понятия как «социально-психологический  климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «климат  организации», «микроклимат» и др.

Можно провести аналогию с  природно-климатическими условиями, в  которых живет и развивается  растение. В одном климате оно  может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и  о социально-психологическом климате: в одних условиях группа функционирует  оптимально и ее члены получают возможность  максимально полно реализовать  свой потенциал, в других — люди чувствуют себя некомфортно, стремятся  покинуть группу, проводят в ней  меньше времени, их личностный рост замедляется. Актуальность этой проблемы связана  с ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его  противоречащими, социальными и  социально-психологическими тенденциями  и последствиями неразрывно связаны  многие острые проблемы социально-психологического климата коллектива.

 

3

Цель моей работы заключается  в том, что бы выявить наиболее важные проблемы, связанные с с.п. климатом в коллективе.

Я выбрал тему курсовой работы «Коллектив . С . П . климат в коллективе»  потому что :

1) В наше время, на мой взгляд, коммуникации между людьми и отношения являются неотъемлемой частью рабочего процесса.

2) Формирование благоприятного социально-психологического климата

трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и  качество выпускаемой продукции.

3) Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и

внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

1. Коллектив. Социально  – психологический климат в  коллективе

1.1.1Коллектив. Понятие и признаки коллектива

Коллектив -  группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

Сегодня люди, как  правило, работают не в одиночку, а  в составе группы (совокупности лиц, объединенных в силу пространственной общности, деятельности, профессии, случайных обстоятельств и т. п.), всегда выступающей по отношению к другим группам как единое целое. Главное здесь — включение в определенную систему межличностных отношений. Такие отношения могут быть положительными, отрицательными, или асимметричными. Гармоничными являются или только положительные, или только отрицательные отношения. Пока отсутствует осознанная, разделяемая всеми цель, члены группы не в состоянии осуществлять совместную деятельность, понимание значимости которой для человека является одной из основ коллектива.

Другим признаком коллектива является психологическое признание его членами друг друга. В основе этого лежат общие интересы, идеалы, принципы, сходство или дополняемость характеров и т. п.

Психологическое признание делает возможным практическое взаимодействие людей, направленное на достижение цели, которое можно рассматривать как третий признак коллектива.

В результате взаимодействия возможности группы оказываются  большими, чем сумма возможностей ее участников в отдельности.

На это существует несколько причин.

Во-первых, взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого человека.

Во-вторых, вследствие неминуемо возникающей специализации  труда удается существенно повысить его производительность.

В-третьих, в процессе совместной деятельности у участников помимо их воли возникает дух соревнования, мобилизующий скрытые резервы и существенно повышающий интенсивность труда.

В-четвертых, создаются  условия успешного решения проблем  там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными участниками.

Четвертым признаком  коллектива можно считать наличие  определенной культуры, представленной общими ценностями, нормами, правилами поведения, традициями, требованиями к физическому и моральному облику участников, символикой и т. п.

Пятый признак  коллектива состоит в наличии  системы социального контроля, позволяющего группе воздействовать на участников через надзор, санкции, поощрения. Такой контроль обеспечивает соответствие их поведения установившимися требованиям, прежде всего в социально значимых ситуациях.

Шестой признак коллектива — наличие достаточно четко выраженной структуры. Структура может быть функциональной (с учетом производственных задач, выполняемых каждым); политической (исходя из принадлежности к тем или иным группировкам); социально-демографической (например, по полу, возрасту, образованию и др.); социально-психологической (в соответствии с симпатиями и антипатиями); поведенческой, определяемой активностью людей (ядро, недифференцированная часть); мотивационной (в зависимости от движущих факторов поведения) и проч.

 

 

 

      1. Коллектив и его развитие

 

Сплоченный работоспособный  коллектив возникает не сразу.

Этому предшествует длительный процесс его становления  и развития, успех которого определяется рядом обстоятельств, мало зависящих от того, складывается ли коллектив стихийно или формируется целенаправленно. К ним относятся:

1) ясные, понятные, близкие людям цели деятельности;

2) наличие определенных, пусть даже незначительных, выгод  совместной работы

3) сильный руководитель (лидер), которому люди готовы  подчиняться и с которым готовы идти к поставленной цели.

Официальный коллектив  проходит длительный процесс организации (неофициальный — самоорганизации), состоящий из нескольких этапов.

На первом этапе  в поведении людей преобладает  индивидуализм. Они наблюдают окружающих, знакомятся друг с другом, демонстрируют собственные возможности, но еще не стремятся к тесным контактам.

Часто этот этап завершается выявлением лидера, что  происходит тем скорее, чем слабее административная власть. Его роль, влияние на коллектив необходимо сразу же всесторонне анализировать, чтобы выбрать по отношению к нему верный тип поведения (нейтрализация, эффективное сотрудничество и т. д.).

На втором этапе  происходят осознание и кристаллизация интересов, сближение людей, установление между ними более тесных контактов. Одновременно возникает дифференциация участников, образуются группировки со своими лидерами (так называемый коллективный индивидуализм), появляются попытки захвата ими власти, приводящие к конфликтам.

На третьем  этапе коллектив стабилизируется, формируются общие ценности и нормы, постепенно налаживается надежное сотрудничество, позволяющее получать гарантированные результаты.

На четвертом  этапе появляется ведущая группировка, пытающаяся подчинить себе остальных, навязывающая свою политику другим группировкам, а также активистам-одиночкам, колеблющимся, аутсайдерам. В результате возникает временный спад в работе коллектива, что считается вполне нормальным явлением.

С ростом зрелости наступает этап консолидации, и коллективу становятся по плечу все более сложные задачи. Доверие, существующее между людьми, хорошее знание ими друг друга в ряде случаев позволяют ему функционировать на принципах самоуправления.

Если задачи четко  определены, воспринимаются как важные и значимые, люди чувствуют свою ответственность, их цели совпадают, накапливается опыт совместной работы, все стадии формирования коллектива сменяют друг друга достаточно быстро. Любой коллектив подстерегает опасность групповщины — появления раскольнических группировок, преследующих узкокорыстные интересы, безразличных к нуждам и потребностям остальных и стремящихся захватить власть, считающих себя непогрешимыми, неуязвимыми, непобедимыми.

 

 

 

 

      1. Структура трудового коллектива

При изучении трудового коллектива его следует представлять не только как совокупность личностей, а более  укрупнено – как совокупность малых групп.

Малой группой принято считать  такую общность людей, члены которой  поддерживают между собой непосредственные контакты, и чья деятельность часто  осуществляется на виду друг у друга.

Трудовой коллектив состоит  из нескольких малых групп. Каждая группа выполняет определенные функции  и занимает в технологическом  процессе определенное место, она обладает некоторой обособленностью.

Значение малых групп в трудовом коллективе определяется для руководителя тем, что они являются непосредственными  проводниками и исполнителями целей  коллектива.

В процессе совместного труда группы прямо или косвенно связаны между  собой. Поэтому для практики управления важны не только особенности группы, но ее связи и отношения с другими  группами.

Состав и отношения малых  групп образуют структуру трудового  коллектива. Знание закономерностей  формирования и развития структуры  трудового коллектива облегчает  управление им.

Отношения, как и люди, характеризуются  разнообразием. Структуру трудового  коллектива можно рассматривать  и оценивать с разных позиций, по разным признакам.

Наиболее часто структура трудового  коллектива рассматривается с позиции  отношений между отдельными группами. Отношения в трудовом коллективе могут протекать на формальном уровне (формальные или функциональные отношения) и на неформальном уровне (межличностные  и групповые отношения). С этих позиций различают формальную и  неформальную структуры трудового  коллектива.

В каждом коллективе существует сложное  переплетение формальных и неформальных структур.

 

 

 

 

1.1.4 Характеристика социально-психологического климата

 

Понятие социально-психологического климата

Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято ставить  в один ряд с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения.

СПК коллектива всегда характеризуется  специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и  эмоционального состояния каждого  его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера  той или иной общности или группы проявляется через характер психической  настроенности людей, которая может  быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной  или праздничной и т.д.

Не только в социологии, но и в психологии утвердилась  точка зрения,

согласно которой главной  структурой образующей СПК является настроение.

Сошлемся, в частности, на высказывание известного советского психолога  К.К. Платонова , по мнению которого социально-психологический климат (как свойство группы) является одним (хотя и важнейшим) из компонентов внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей.

Информация о работе Коллектив. Социально-психологический климат в коллективе