Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:55, контрольная работа
Издавна людей интересовали вопросы: что такое человек? Чем он отличается от животных? По этому поводу написана масса научных трудов, проведено множество научных конференций. Если попытаться обобщить изыскания ученых в данной области, то можно дать следующее определение, которое приводится во многих учебниках по философии, психологии, педагогике: человек — это живое существо, обладающее сознанием, речью, изготавливающее и использующее орудия труда. Как видим, на первом месте стоит сознание. Именно сознание является главным отличием человека от животных. В то же время дать определение понятию «сознание» оказалось более сложным делом, чем дать определение понятию «человек».
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА ФЕСТИНГЕРА__________4
1. Природа человеческой самости и существующая самоконцепция_____4
2. Структура Я-концепции_______________________________________ 8
3. Теория когнитивного диссонанса как модель организации системы Я-концепции__________________________________________________13
4. Когнитивный диссонанс как реакция на угрозу Я-концепции_______15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_______________________20
1.
Между когнитивными элементами
могут существовать отношения
несовместимости или
2.
Возникновение диссонанса обусловливают
стремление к снижению
3.
Проявление этого стремления
включают изменение поведения,
изменения знаний и
4.
Максимально возможный
Само
понятие диссонанс определяется
как несоответствие между когнитивными
элементами. В случае же если когнитивные
элементы логически последовательно
вытекают один из другого имеет место
когнитивный консонанс. Когнитивные
элементы представляют взгляды. Представления
и знания человека об окружении и самом
себе и своем поведении. именно отношения
между элементами и создают возможность
возникновения как диссонанса, так и консонанса.
Причем эти элементы должны находиться
в значимой для человека связи. Величина
диссонанса может быть представлена при
помощи приводимой формулы:
Величина Значимость X второго когнитивного элемента
диссонанса
Значимость X первого когнитивного
элемента
Непосредственное переживание угрозы Я чаще всего описывается при помощи теории когнитивного диссонанса. По классическому определению Л. Фестингера, когнитивный диссонанс – это несоответствие между двумя когнитивными элементами (когнициями) – мыслями, опытом, информацией и т.д. – при котором отрицание одного элемента вытекает из существования другого, и связанное с этим несоответствием ощущение дискомфорта.
Параллельно с Фестингером Брем (Brehm, 1956) проводил исследования по психологии принятия решений. Брем предполагал, что при выборе из нескольких возможностей индивид будет испытывать когнитивный диссонанс, так как ему всегда желательно иметь в запасе больше одной альтернативы. В результате своих экспериментов Брем обнаружил паттерн редукции диссонанса: когда выбор из ряда возможностей уже осуществлен, он начинает казаться индивиду более правильным и предпочтительным, чем раньше, а отвергнутые возможности он стремиться обесценить.
Аронсон (Aronson, 1992) так объясняет лежащий в основе этого феномена когнитивный процесс: “Принятие решения продуцирует диссонанс: когниции, касающиеся негативных аспектов выбранного объекта, диссонируют с фактом его выбора, а когниции, касающиеся позитивных аспектов невыбранного объекта, диссонируют с фактом его отвержения. Чтобы уменьшить диссонанс, люди подчеркивают позитивные атрибуты выбранного объекта, игнорируя негативные,.. и подчеркивают негативные атрибуты отвергнутого, забывая о его позитивных качествах [2].”
Брем, таким образом, нашел эмпирическое подтверждение существования процесса защитного механизма рационализации, который используется для разрешения противоречия между двумя когнициями. В качестве примера защиты подобного рода Г. Олпорт приводит рассуждения человека, который допускает, что он “медлительный”, но тут же добавляет: “Но надежный.“ Он признает в себе качество, обладающее негативной нагрузкой, и с тем, чтобы ослабить эту угрозу своему самоуважению, добавляет к “медлительности“ позитивный атрибут – “надежность“. Другой человек, юноша довольно хрупкого телосложения, говорит о том, что ему надоело, как ему в пример ставят парней, у которых “кровь с молоком” и комментирует это так: “Я решил для себя, что это за кровь с молоком – это кровь, которая никогда не течет через мозг.“ В этом примере молодой человек ощущает угрозу своему Я, так как не обладает социально одобряемыми качествами атлета. Чтобы редуцировать диссонанс, он обесценивает то, чего не имеет. Олпорт добавляет: “Тот, кто решает, что ему не нужно того, чего у него нет, прибегает к рационализации типа “виноград зелен”, а тот, кто делает достоинством свой недостаток, фактически утверждает, что “лимон сладок“.
Долгое
время использование теории диссонанса
применительно к Я-концепции
Таким образом, “диссонанс тесно связан с Я-концепцией в том смысле, что он возникает из несоответствия между Я-концепцией и угрозой Я” (Neilands, 1993). Эта точка зрения получила название позиции “неодиссонанса”.
В соответствии с классической теорией диссонанса у индивида есть две возможности избавиться от Я-угрозы – либо изменить представление о себе в соответствии с воспринятой информацией, либо игнорировать последнюю, принять ее за ошибку или неточность [10,c.200].
Bednar, Wells и Poterson (1991) высказывают мысль, что негативную обратную связь склонны обесценивать индивиды с низким самоуважением. Этот способ уменьшения Я-угрозы, однако, нельзя назвать оптимальным, так как неспособность принять обратную связь связана с неспособностью увидеть ее рациональность и изменить к лучшему мысли, чувства и поведение. Индивид с низким самоуважением “застревает”, в том смысле, что он не может позволить себе принять правду, содержащуюся в негативной обратной связи, так как абсолютизирует свое видение мира и принятые им атрибуты своих низких личных способностей. Если он принимает негативную обратную связь, он сразу начинает делать глобальные обобщения, распространяя негативную оценку на все свои атрибуты.
Индивид с высоким самоуважением весьма вероятно переживает короткий всплеск защитного отрицания негативной обратной связи сразу после ее получения. Но через какой-то период времени он способен перейти к ее рациональному анализу в отличие от индивида с низким самоуважением. Если негативная обратная связь содержит рациональное зерно, индивид с высоким самоуважением более вероятно примет ее и сделает соответствующие изменения в своем поведении, так как обладает значительными ресурсами. Он сосредотачивается на рациональном анализе угрожающей информации, а не на ее вытеснении.
Помимо прямой угрозы, для индивидов с низким самоуважением, может быть особенно угрожающей ситуация выбора или принятия решения, так как они особенно дефенсивны в своей потребности казаться компетентными. Принятие рискованных решений несет потенциальную угрозу самоуважению индивида, поскольку выбранная альтернатива может привести к менее желательному результату, чем отброшенная. Когда это происходит, индивид может начать сомневаться в своих способностях и суждениях, особенно когда последствия принятого решения оказываются весьма серьезными. Индивид, обладающий низкими ресурсами в поддержании своего самоуважения, может оказаться неспособным удержать в равновесии свое Я, оказавшееся под угрозой в результате принятия ошибочного решения.
С другой стороны, тот, кто обладает большими ресурсами самозащиты и более эффективным доступом к ним, с большей легкостью справляется с угрозой. Индивиды с высоким самоуважением с большей готовностью идут на принятие рискованных решений, веря, что они смогут адекватно защитить свое Я от угрозы в случае неправильного выбора [10,c.202-203].
Когда индивиды с низким самоуважением сразу после вынесения им негативной оценки получают возможность выбрать область, в которой они хотели бы получить дополнительную обратную связь, большинство из них предпочитает выбрать некую область, в которой они видят себя позитивно (Swann, Pelham & Krull, 1989). Steele (1988) также показал, что подкрепление значимой части Я-концепции снижает важность, а следовательно, и влияние угрозы несовместимости Я. Как Swann, так и Steele видят индивидов с высоким и низким самоуважением запускающими идентичные процессы для снижения Я-угрозы.
В своей теории самоподкрепления Steele (1988) полагает, что индивид с высоким самоуважением обладает много большим числом самоатрибуций, которые заставляют его чувствовать свою ценность. В ситуации угрозы части А Я-концепции индивид начинает подчеркивать часть Б, с которой у него связано высокое чувство самоуважения. При этом ему не нужно размышлять об истинности содержания обратной связи, так как он переключает свое внимание совсем на другую схему [10,c.245-247].
Эта точка зрения связана с принятым в когнитивном подходе представлением, что Я-концепция – это не некая монолитная сущность, но скорее система внутренних идентичностей или схем Я, которые соответствуют различным сферам опыта и деятельности индивида (Markus, 1977; Stryker, 1987). Являясь фундаментальными элементами самоопределения, схемы Я оказывают систематическое и глубокое влияние на то, как перерабатывается информация, касающаяся Я.
Steele
(1988) считает, что редукция
Опираясь
на перечисленные выше данные, Neilands
(1993) провел серию экспериментов, в
результате которых подтвердил гипотезу,
что индивидам с высоким самоуважением
требуется меньше времени для того, чтобы
успешно уменьшить диссонанс, чем индивидам
с низким самоуважением. С его точки зрения,
первые в ситуации угрозы Я прибегают
к самоподкреплению автоматически, тогда
как для вторых это более принудительный,
контролируемый процесс. Индивиду с низким
самоуважением требуется больше времени
на то, чтобы переключить свое внимание
с угрожающей информации на информацию
в памяти, которая могла бы сыграть роль
“якоря” для переживания чувства высокого
самоуважения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, быть человеком — значит иметь сознание, т. е. обладать умением выделять себя из окружающего внешнего мира, формировать определенное отношение к этому миру, взаимодействовать с ним, вносить в него целенаправленные изменения. Если же вместо «не Я» внешнего мира поставить Я, образуется система «Я—Я», и мы получаем абсолютно иную психическую реальность, которая называется самосознанием. Другими словами, человек, имея сознание, неизбежно имеет и самосознание, т.е. способность к самопознанию, эмоционально-ценностному отношению к себе, способность к самоконтролю и саморегулированию.
Существенный
вклад в изучение диссонанса внес
Steele, предложив в своей теории
самоподкрепления фактически универсальное
объяснение процессов редукции. Значительная
часть работ в этой области связана с фактором
самоуважения в уменьшении Я-угрозы. Главным
расширением теории диссонанса, пожалуй,
явилось возникновение позиции “неодиссонанса”
и так называемого “эго-фокусированного”
объяснения этого феномена, подчеркивающего
роль, которую играет в нем Я-концепция.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ