Когнитивный диссонанс

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:55, контрольная работа

Описание работы

Издавна людей интересовали вопросы: что такое человек? Чем он отличается от животных? По этому поводу написана масса научных трудов, проведено множество научных конференций. Если попытаться обобщить изыскания ученых в данной области, то можно дать следующее определение, которое приводится во многих учебниках по философии, психологии, педагогике: человек — это живое существо, обладающее сознанием, речью, изготавливающее и использующее орудия труда. Как видим, на первом месте стоит сознание. Именно сознание является главным отличием человека от животных. В то же время дать определение понятию «сознание» оказалось более сложным делом, чем дать определение понятию «человек».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА ФЕСТИНГЕРА__________4
1. Природа человеческой самости и существующая самоконцепция_____4
2. Структура Я-концепции_______________________________________ 8
3. Теория когнитивного диссонанса как модель организации системы Я-концепции__________________________________________________13
4. Когнитивный диссонанс как реакция на угрозу Я-концепции_______15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_______________________20

Работа содержит 1 файл

Когнитивный диссонанс.doc

— 510.50 Кб (Скачать)

    1. Между когнитивными элементами  могут существовать отношения  несовместимости или диссонанса.

    2. Возникновение диссонанса  обусловливают  стремление к снижению диссонанса  с целью избежания возможности его усиления.

    3. Проявление этого стремления  включают изменение поведения,  изменения знаний и осмотрительности  в отношении к новой информации  и к новым взглядам.

    4. Максимально возможный диссонанс  между двумя любыми элементами  равен общему сопротивлению изменению между всеми менее диссонирующими элементами. Величина диссонанса не может превышать эту суммарную величину потому, что она является предельно возможной и изменение ценности этих менее устойчивых элементов может привести к снижению диссонанса [10].

    Само  понятие  диссонанс определяется как несоответствие между когнитивными элементами. В случае же если когнитивные  элементы логически последовательно  вытекают один из другого имеет место  когнитивный консонанс. Когнитивные  элементы представляют взгляды. Представления и знания человека об окружении и самом себе и своем поведении. именно отношения между элементами и создают возможность возникновения как диссонанса, так и консонанса. Причем эти элементы должны находиться в значимой для человека связи. Величина диссонанса может быть представлена при помощи приводимой формулы: 

    Величина          Значимость X второго когнитивного элемента

                          

    диссонанса       Значимость X первого когнитивного элемента 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Когнитивный диссонанс как реакция на угрозу Я-концепции
 

     Непосредственное  переживание угрозы Я чаще всего  описывается при помощи теории когнитивного диссонанса. По классическому определению  Л. Фестингера, когнитивный диссонанс – это несоответствие между двумя когнитивными элементами (когнициями) – мыслями, опытом, информацией и т.д. – при котором отрицание одного элемента вытекает из существования другого, и связанное с этим несоответствием ощущение дискомфорта.

     Параллельно с Фестингером Брем (Brehm, 1956) проводил исследования по психологии принятия решений. Брем предполагал, что при выборе из нескольких возможностей индивид будет испытывать когнитивный диссонанс, так как ему всегда желательно иметь в запасе больше одной альтернативы. В результате своих экспериментов Брем обнаружил паттерн редукции диссонанса: когда выбор из ряда возможностей уже осуществлен, он начинает казаться индивиду более правильным и предпочтительным, чем раньше, а отвергнутые возможности он стремиться обесценить.

     Аронсон (Aronson, 1992) так объясняет лежащий в основе этого феномена когнитивный процесс: “Принятие решения продуцирует диссонанс: когниции, касающиеся негативных аспектов выбранного объекта, диссонируют с фактом его выбора, а когниции, касающиеся позитивных аспектов невыбранного объекта, диссонируют с фактом его отвержения. Чтобы уменьшить диссонанс, люди подчеркивают позитивные атрибуты выбранного объекта, игнорируя негативные,.. и подчеркивают негативные атрибуты отвергнутого, забывая о его позитивных качествах [2].”

     Брем, таким образом, нашел эмпирическое подтверждение существования процесса защитного механизма рационализации, который используется для разрешения противоречия между двумя когнициями. В качестве примера защиты подобного рода Г. Олпорт  приводит рассуждения человека, который допускает, что он “медлительный”, но тут же добавляет: “Но надежный.“ Он признает в себе качество, обладающее негативной нагрузкой, и с тем, чтобы ослабить эту угрозу своему самоуважению, добавляет к “медлительности“ позитивный атрибут – “надежность“. Другой человек, юноша довольно хрупкого телосложения, говорит о том, что ему надоело, как ему в пример ставят парней, у которых “кровь с молоком” и комментирует это так: “Я решил для себя, что это за кровь с молоком – это кровь, которая никогда не течет через мозг.“ В этом примере молодой человек ощущает угрозу своему Я, так как не обладает социально одобряемыми качествами атлета. Чтобы редуцировать диссонанс, он обесценивает то, чего не имеет. Олпорт добавляет: “Тот, кто решает, что ему не нужно того, чего у него нет, прибегает к рационализации типа “виноград зелен”, а тот, кто делает достоинством свой недостаток, фактически утверждает, что “лимон сладок“.

     Долгое  время использование теории диссонанса применительно к Я-концепции было просто заимствованием более общей модели, описывающей когнитивное функционирование индивида. Однако в начале 80-х годов Steele и Liu продемонстрировали, что феномен диссонанса базируется не на потребности в общем соответствии между двумя когнициями вне зависимости от того, связаны они с Я-концепцией или нет, как то утверждает классическая теория Фестингера, а на стремлении к конгруэнтности между (1) представлением о себе и (2) другой когницией или действием.

     Таким образом, “диссонанс тесно связан с  Я-концепцией в том смысле, что он возникает из несоответствия между Я-концепцией и угрозой Я” (Neilands, 1993). Эта точка зрения получила название позиции “неодиссонанса”.

     В соответствии с классической теорией  диссонанса у индивида есть две возможности  избавиться от Я-угрозы – либо изменить представление о себе в соответствии с воспринятой информацией, либо игнорировать последнюю, принять ее за ошибку или неточность [10,c.200].

     Bednar, Wells и Poterson (1991) высказывают мысль,  что негативную обратную связь  склонны обесценивать индивиды с низким самоуважением. Этот способ уменьшения Я-угрозы, однако, нельзя назвать оптимальным, так как неспособность принять обратную связь связана с неспособностью увидеть ее рациональность и изменить к лучшему мысли, чувства и поведение. Индивид с низким самоуважением “застревает”, в том смысле, что он не может позволить себе принять правду, содержащуюся в негативной обратной связи, так как абсолютизирует свое видение мира и принятые им атрибуты своих низких личных способностей. Если он принимает негативную обратную связь, он сразу начинает делать глобальные обобщения, распространяя негативную оценку на все свои атрибуты.

     Индивид с высоким самоуважением весьма вероятно переживает короткий всплеск  защитного отрицания негативной обратной связи сразу после ее получения. Но через какой-то период времени он способен перейти к ее рациональному анализу в отличие от индивида с низким самоуважением. Если негативная обратная связь содержит рациональное зерно, индивид с высоким самоуважением более вероятно примет ее и сделает соответствующие изменения в своем поведении, так как обладает значительными ресурсами. Он сосредотачивается на рациональном анализе угрожающей информации, а не на ее вытеснении.

     Помимо  прямой угрозы, для индивидов с  низким самоуважением, может быть особенно угрожающей ситуация выбора или принятия решения, так как они особенно дефенсивны в своей потребности казаться компетентными. Принятие рискованных решений несет потенциальную угрозу самоуважению индивида, поскольку выбранная альтернатива может привести к менее желательному результату, чем отброшенная. Когда это происходит, индивид может начать сомневаться в своих способностях и суждениях, особенно когда последствия принятого решения оказываются весьма серьезными. Индивид, обладающий низкими ресурсами в поддержании своего самоуважения, может оказаться неспособным удержать в равновесии свое Я, оказавшееся под угрозой в результате принятия ошибочного решения.

     С другой стороны, тот, кто обладает большими ресурсами самозащиты и более  эффективным доступом к ним, с большей легкостью справляется с угрозой. Индивиды с высоким самоуважением с большей готовностью идут на принятие рискованных решений, веря, что они смогут адекватно защитить свое Я от угрозы в случае неправильного выбора [10,c.202-203].

     Самоподкрепление. Steele считает, что редукция диссонанса может быть осуществлена путем подкрепления индивидом значимой части Я-концепции, иначе говоря с помощью самоподкрепления (self-affirmation).

     Когда индивиды с низким самоуважением  сразу после вынесения им негативной оценки получают возможность выбрать область, в которой они хотели бы получить дополнительную обратную связь, большинство из них предпочитает выбрать некую область, в которой они видят себя позитивно (Swann, Pelham & Krull, 1989). Steele (1988) также показал, что подкрепление значимой части Я-концепции снижает важность, а следовательно, и влияние угрозы несовместимости Я. Как Swann, так и Steele видят индивидов с высоким и низким самоуважением запускающими идентичные процессы для снижения Я-угрозы.

     В своей теории самоподкрепления Steele (1988) полагает, что индивид с высоким  самоуважением обладает много большим  числом самоатрибуций, которые заставляют его чувствовать свою ценность. В  ситуации угрозы части А Я-концепции  индивид начинает подчеркивать часть Б, с которой у него связано высокое чувство самоуважения. При этом ему не нужно размышлять об истинности содержания обратной связи, так как он переключает свое внимание совсем на другую схему [10,c.245-247].

     Эта точка зрения связана с принятым в когнитивном подходе представлением, что Я-концепция – это не некая монолитная сущность, но скорее система внутренних идентичностей или схем Я, которые соответствуют различным сферам опыта и деятельности индивида (Markus, 1977; Stryker, 1987). Являясь фундаментальными элементами самоопределения, схемы Я оказывают систематическое и глубокое влияние на то, как перерабатывается информация, касающаяся Я.

     Steele (1988) считает, что редукция диссонанса  – просто специфическая форма  самоподкрепления. Ранее Walster (1964) предположила, что процесс редукции когнитивного диссонанса в ситуации свободного выбора – это поддающаяся измерениям последовательность событий сразу после принятия решения: (1) латентный период, когда индивид еще не успел оценить ситуацию, (2) несколько минут сомнений относительно сделанного выбора, (3) повышение рейтинга привлекательности отвергнутой возможности и (4) изменение рейтинга в пользу осуществленного выбора. Далее, в эксперименте Gerard, Blevans и Malcolm только те испытуемые, чье самоуважение получило подкрепление, продемонстрировали стандартный паттерн редукции диссонанса Брема [10,c.250].

     Опираясь  на перечисленные выше данные, Neilands (1993) провел серию экспериментов, в  результате которых подтвердил гипотезу, что индивидам с высоким самоуважением требуется меньше времени для того, чтобы успешно уменьшить диссонанс, чем индивидам с низким самоуважением. С его точки зрения, первые в ситуации угрозы Я прибегают к самоподкреплению автоматически, тогда как для вторых это более принудительный, контролируемый процесс. Индивиду с низким самоуважением требуется больше времени на то, чтобы переключить свое внимание с угрожающей информации на информацию в памяти, которая могла бы сыграть роль “якоря” для переживания чувства высокого самоуважения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, быть человеком — значит иметь сознание, т. е. обладать умением выделять себя из окружающего внешнего мира, формировать определенное отношение к этому миру, взаимодействовать с ним, вносить в него целенаправленные изменения. Если же вместо «не Я» внешнего мира поставить Я, образуется система «ЯЯ», и мы получаем абсолютно иную психическую реальность, которая называется самосознанием. Другими словами, человек, имея сознание, неизбежно имеет и самосознание, т.е. способность к самопознанию, эмоционально-ценностному отношению к себе, способность к самоконтролю и саморегулированию.

     Существенный  вклад в изучение диссонанса внес Steele, предложив в своей теории самоподкрепления фактически универсальное объяснение процессов редукции. Значительная часть работ в этой области связана с фактором самоуважения в уменьшении Я-угрозы. Главным расширением теории диссонанса, пожалуй, явилось возникновение позиции “неодиссонанса” и так называемого “эго-фокусированного” объяснения этого феномена, подчеркивающего роль, которую играет в нем Я-концепция. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под  ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Белинская, Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов/ Е.П. Белинская,  О.А.  Тихомандрицкая. – М: Аспект Пресс, 2001. – 222 с.
  3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/Р. Бернс. – М.: Педагогика, 1996. – 369 с.
  4. Гришина, В.Н. Конфликтология: Учеб. пособие для студ. высших. учеб, заведений. — 2-е изд., стер. /В.Н. Гришина.— М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с.
  5. Маралов, В. Г. Развитие самосознания и проблема формирования социально активной личности/ В.Г. Маралов, В.А. Ситаров— М.: Когнитоцентр,  1997. – 371 с.
  6. Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. – 400 с.
  7. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. — М.: Советский спорт, 1992.- 160 с.
  8. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штребе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  9. Шефер, Б. Социальная идентичность и групповое сознание/Б. Шефер // Психологический журнал, № 1, 1993. – С.78-80.
  10. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию/В.А. Янчук. – Минск: Асар, 2005. – 255 с.

Информация о работе Когнитивный диссонанс