Когнитивный диссонанс

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:55, контрольная работа

Описание работы

Издавна людей интересовали вопросы: что такое человек? Чем он отличается от животных? По этому поводу написана масса научных трудов, проведено множество научных конференций. Если попытаться обобщить изыскания ученых в данной области, то можно дать следующее определение, которое приводится во многих учебниках по философии, психологии, педагогике: человек — это живое существо, обладающее сознанием, речью, изготавливающее и использующее орудия труда. Как видим, на первом месте стоит сознание. Именно сознание является главным отличием человека от животных. В то же время дать определение понятию «сознание» оказалось более сложным делом, чем дать определение понятию «человек».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА ФЕСТИНГЕРА__________4
1. Природа человеческой самости и существующая самоконцепция_____4
2. Структура Я-концепции_______________________________________ 8
3. Теория когнитивного диссонанса как модель организации системы Я-концепции__________________________________________________13
4. Когнитивный диссонанс как реакция на угрозу Я-концепции_______15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_______________________20

Работа содержит 1 файл

Когнитивный диссонанс.doc

— 510.50 Кб (Скачать)

     Рисунок 1. Структура Я-концепции

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основу  у Я-концепции, ее содержание составляют знания о себе, т. е. своеобразная картина собственной личности. Например, человек говорит о себе: я умный, общительный, немного эгоцентричный, внимательный, приятной наружности и т.д.

     На  эту «картину» тут же накладывается  отношение. Например: в целом я собой удовлетворен и принимаю себя таким, какой есть, — высокое самоуважение. Возможны разные варианты, например: удовлетворен своими способностями, но не удовлетворен внешностью и т.д. [4,c.30-31]

     Проявленная картина того или иного качества в структуре Я-концепции, или Я-концепция в целом подвергается оценке путем сравнения себя с другими людьми или каким-то идеалом (литературный герой, придуманный идеал и др.). В результате формируется самооценка: высокая, средняя, низкая, адекватная — неадекватная, устойчивая—неустойчивая, которая вносит свои коррективы в уровень эмоционального отношения к себе, обогащая также знания и представления о себе. Самооценка выступает мощным регулятором поведения. На этом мы остановимся чуть позже.

     Наконец, у человека возникают определенные мысли о себе, о своих качествах и свойствах личности, о личности в целом, о своем отношении к себе, своих самооценках за счет функционирования особого механизма, который называется «рефлексия». В результате отыскиваются причины низких или высоких самооценок, удовлетворенности — неудовлетворенности собой, формируются намерения самосовершенствоваться или, наоборот, все оставляется как есть [4,c.50-51].

     На  схеме показано также, что все  эти структурные компоненты у  Я-концепции характерны не только для Реального Я, но в равной степени и для Идеального Я, и для Зеркального Я. Разумеется, концепции Реального, Идеального и Зеркального Я могут значительно различаться, вступать в противоречие и даже в конфликт.

     Понятно, что человек может выделять в  себе разные аспекты Я: физическое, социальное, интеллектуальное, эмоциональное — и в отношении каждого аспекта выстраивать свое представление о нем, формировать частные Я-концепции. Кроме того, все эти аспекты в рамках Реального, Идеального, Зеркального Я могут еще рассматриваться и во временном отношении.

     Попытаемся  теперь описать некоторые общие  психологические особенности, которые  расширяют наши представления о  Я-концепции человека. К ним можно  отнести следующие.

     Полнота —фрагментарность Я-концепции — определяется тем, насколько полно и обстоятельно человек знает свою личность, насколько взвешенно может объяснить, в том числе и самому себе, почему он такой, а не иной, чем обусловлены его сильные и слабые стороны.

     Глубина —поверхностность знаний о себе — способность познать себя не только на уровне сознания, но и на уровне бессознательного, а также того, что знают о тебе другие и что сначала с трудом поддается самоанализу. Поверхностное знание себя, наоборот, характеризуется отрывочностью, несистематичностью и только тех качеств, которые доступны быстрому осознанию. Глубокое познание себя — это стремление к постоянному расширению Арены (вспомним «Окно Джогари») [4,c.19-20].

     Гармоничность конфликтность Я-концепции определяется тем, насколько различные части личности, даже противоречивые, «уживаются» друг с другом, составляя целостное единство, которое и осознается человеком как таковое. С конфликтной Я-концепцией мы имеем дело тогда, когда человек принимает какие-то определенные качества и отвергает другие или когда он одним и тем же в себе свойством и качеством и удовлетворен, и

не удовлетворен одновременно, когда возникают коллизии между «Хочу», «Могу» и «Надо».

     Адекватность  —неадекватность  представлений о себе — еще одна важная характеристика. Суть ее понятна. Человек может создать такой образ самого себя и поверить в него, какой на самом деле не соответствует действительности и приводит к конфликтам с реальностью; причины этого конфликта, как правило, приписываются другим. Адекватная же Я-концепция — залог более успешного приспособления к миру, к другим людям.

     Устойчивость динамичность Я-концепции может быть рассмотрена в двух аспектах. Во-первых, это временной аспект. Он характеризуется тем, насколько человек способен сохранять устойчивое представление о себе в течение определенного промежутка времени. Во-вторых, это аспект личностного роста, определяемый тем, насколько быстро по времени человек способен расширять и углублять представление о себе, самосовершенствоваться в случае необходимости.

     Принятие непринятие себя — когда люди, которые обладают низким самоуважением, считают себя значительно хуже других, в результате у них формируется низкий уровень самопринятия. Низкое самопринятие приводит либо к борьбе с собой, либо к смирению и апатии, а иногда и к мыслям о самоубийстве. Считается, что для полноценной жизни человек должен обладать высоким самопринятием даже тех качеств, которые с точки зрения других не являются положительными. С этим вполне можно согласиться, однако с одной существенной оговоркой: высокий уровень самопринятия только тогда дает положительный эффект, когда он органически сочетается с тенденцией к позитивному саморазвитию. Без этого самопринятие перерастает в снобизм и самодовольство. Мы привели здесь лишь некоторые важные характеристики Я-концепции, которые позволяют более содержательно понять ее своеобразие и специфику, придать самопознанию определенную направленность, задают систему координат для более глубокого самоанализа.

     В заключение хотелось бы поставить еще  несколько важных вопросов: как «работает» Я-концепция? Как она регулирует поведение человека, определяет его поступки, действия, жизненные сценарии? [5,c.44]

     Попытаемся  раскрыть эту проблему на примере  формирования конкретного уровня притязаний. Дело в том, что в любой деятельности, в процессе общения мы соотносим свои возможности (оцениваем себя) с требованиями деятельности, или требованиями, которые предъявляют к нам другие люди. В силу этого мы ставим либо более трудные, либо более легкие цели, иными словами, формируется определенное отношение к цели, или уровень притязаний. Чем труднее цель ставит человек перед собой, тем выше его притязания; наоборот, если он предпочитает ставить легкие цели, это свидетельствует о его низких притязаниях, боязни потерпеть неуспех, а через это — изменить отношение к себе [6,c.89]. Схематически этот процесс можно представить следующим образом (рисунок 2): 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2. Влияние Я-концепции на уровень притязаний

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Поясним данную схему, затем проиллюстрируем  ее на конкретном примере. На формирование Я-концепции личности влияние оказывают очень многие факторы. К важнейшим из них относятся способность человека к самопознанию и самооцениванию (внутренний фактор), реальные достижения и оценки личности окружающими (внешние факторы). Например, если у того или иного человека в какой-либо сфере реально высокие достижения, он постоянно добивается успеха и это подтверждается другими, значимым социальным окружением, то это является существенной предпосылкой для развития соответствующей Я-концепции, высокой самооценки в данном виде деятельности. И если такая деятельность становится значимой, то у него формируются и высокие ожидания, притязательность как свойство личности, выражающееся в стремлении добиваться высоких результатов.

     Притязательность  в конкретной ситуации будет стимулировать  высокий уровень притязаний. Это  понятный и естественный процесс. Однако здесь существуют несколько интересных «но». Во-первых, многое будет зависеть от того, насколько человек воспринимает цель (ситуацию) как значимую и трудную для себя. Во-вторых, он обязательно оценит свою подготовленность к достижению данной цели. В-третьих, не последнюю роль сыграют ситуативные мотивы деятельности. В-четвертых, достижение успеха будет зависеть от того, какие волевые качества он проявит в ходе преодоления неизбежных преград [8,c.100-101].

     Отсюда  вариантов поведения может быть значительное число, все зависит  от сочетания и взаимодействия приведенных  факторов. Могут быть низкими самооценка и притязательность, а конкретный уровень притязаний высоким, а может и наоборот — личность высоко оценивает себя, имея высокую притязательность, а вот конкретный уровень притязаний будет на уровне среднего или низким. Пример (описывается лишь одна стратегия поведения). Представим себе студента, которому предстоит сдавать экзамен. Высокая результативность предшествующей деятельности, высокие оценки преподавателей и сокурсников способствовали формированию позитивного отношения к себе, высокой (адекватной) самооценки: «Я умный, способный, у меня хорошая память, я быстро схватываю материал, у меня развитое воображение, хорошие речевые данные и т.п.». Разумеется, все это способствует возникновению высокой притязательности как стремления добиваться значимых результатов. Логично предположить, что он будет претендовать на экзамене на высокую отметку. Однако это предположение носит лишь гипотетический характер. Конкретный уровень притязаний будет зависеть от оценки степени подготовленности, от значимости экзамена для будущей профессиональной деятельности, от мотивации и т. п. Студент снизит свои притязания, если он не готовился или у него не сложились отношения с преподавателями. Наоборот, студент с невысокой самооценкой

и притязательностью  повысит свои притязания, если воспринимает экзамен как легкий, хорошо к нему готов, желает в следующем семестре получать стипендию. 

     В любом случае влияние Я-концепции  на отношение к цели деятельности прослеживается однозначно. То же самое  можно сказать и о нашем  общении, поведении. На основе образа Я (самооценки) осуществляется саморегуляция, сопровождающаяся самоконтролем.

     Итак, мы показали, что самопознание является неотъемлемой частью и структурным  компонентом самосознания. Без самопознания невозможно было бы возникновение Я-концепции  личности. Мы попытались раскрыть структуру этой Я-концепции, показать ее роль в саморегулировании поведения и деятельности. В то же время сами механизмы самопознания как специфической деятельности пока нами не анализировались. Это требует специального разговора [9,c.40]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теория  когнитивного диссонанса как модель организации системы Я-концепции
 

     Первоначально, в середине — конце 50-х годов  теория когнитивного диссонанса существовала исключительно как социально-психологическая  концепция и старалась объяснить  влияние на человека различных когнитивных элементов (верований, ценностей, желаний, намерений).

     Все это, периодически находясь в логических противоречиях друг с другом, вызывало когнитивный диссонанс. Фестингер  предположил, что когда хотя бы два  каких-либо фактора (знания, мнения, понятия) относительно чего-либо вступают в противоречие друг с другом, то человек инстинктивно старается избавиться от этого диссонанса. Человек как бы защищается от несоответствий, иначе это может привести к разрушению целостности его мироощущения.

     Таким образом, получается, что когнитивный  диссонанс является главной побудительной  движущей силой, управляющей поступками человека. В том числе и его  решениями относительно приобретения чего-либо [10,c.22].

     Понятно, что за эту теорию должны были ухватиться исследователи рекламной эффективности. Тем более что сам Фестингер со временем переформулировал свое определение и утверждал, что диссонанс — это следствие недостаточного оправдания своего выбора.

     Следовательно, у рекламы появлялась новая цель: создать новые (или использовать существующие) противоречия, которых потребитель всеми силами пытается избежать. Например, активно рекламировать ему новые предметы и услуги, с помощью которых можно снять какие-либо проблемы, облегчить работу по дому или на предприятии, или просто повысить свою самооценку.

     С появлением цели, появляется мера эффективности  рекламы: в терминах когнитивного диссонанса мы должны замерить степень противоречия (неудовлетворенности собой), которое  возникает у представителя целевой аудитории в результате просмотра ТВ-ролика или газетного объявления.

     Теория  когнитивного диссонанса была опубликована в 1957 году. Исходную основу теории составили  принципы теории поля Kurt Lewin подчеркивавшие общую тенденцию когнитивных процессов к установлению и поддержанию равновесия в системе.

    В своих размышлениях Festinger попытался дать ответы на поставленные Lewin кардинальные вопросы. Что лежит в основе выбора определенной линии поведения человеком в той или иной ситуации?  Почему он реагирует именно данным образом, а не каким-либо иным? Исходным тезисом для него являлось положение теории поля о том, что « человеческий организм стремится к установлению внутренней гармонии, последовательности или соответствия между своими взглядами, аттитюдами, знаниями и ценностями» [7]. Суть теории представлена в следующих основоположениях:

Информация о работе Когнитивный диссонанс