Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:23, реферат
Социальные противоречия, возникающие по мере обретения постиндустриальным обществом зрелых форм, превосходят по уровню их комплексности любой прежний тип социального противостояния. Они способны не только серьезно дестабилизировать функционирующие общественные институты, но и реально воспрепятствовать дальнейшему прогрессивному развитию общества. Конфликт, вызревающий сегодня в недрах постиндустриальных социальных структур, представляется гораздо более опасным, нежели классовая борьба пролетариата и буржуазии, по целому ряду причин.
Введение
Основные противоречия в обществе индустриального и постиндустриального типа
Современное социальное противостояние отличается от предшествующих и в институциональном аспекте
Эволюция взглядов на природу современного социального противостояния
Интеллектуальное расслоение в постиндустриальном обществе
Вызревание социального конфликта
Литература
Начиная с 70-х годов стало очевидно, что снижение роли классового противостояния между буржуазией и пролетариатом не тождественно устранению социального конфликта как такового. Широкое признание постиндустриальной концепции способствовало упрочению мнения о том, что классовые противоречия вызываются к жизни отнюдь не только экономическими проблемами. Р. Ингельгарт в связи с этим писал: «В соответствии с марксисткой моделью, ключевым политическим конфликтом индустриального общества является конфликт экономический, в основе которого лежит собственность на средства производства и распределение прибыли... С возникновением постиндустриального общества влияние экономических факторов постепенно идет на убыль. По мере того как ось политической поляризации сдвигается во внеэкономическое измерение, все большее значение получают неэкономические факторы». Несколько позже на это обратил внимание и А. Турен; исследователи все глубже погружались в проблемы статусные, в том числе связанные с самоопределением и самоидентификацией отдельных страт внутри среднего класса, мотивацией деятельности в тех или иных социальных группах и так далее. Поскольку наиболее активные социальные выступления 60-х и 70-х годов не были связаны с традиционным классовым конфликтом и инициировались не представителями рабочего класса, а скорее различными социальными и этническими меньшинствами, преследовавшими свои определенные цели, центр внимания сместился на, отдельные социальные группы и страты. Распространенное представление об общественной системе эпохи постиндустриализма отразилось во мнении о том, что «простое разделение на классы сменилось гораздо более запутанной и сложной социальной структурой,. . сопровождающейся бесконечной борьбой статусных групп и статусных блоков за доступ к пирогу "всеобщего благосостояния" и за покровительство государства».
К началу 90-х годов
в среде исследователей получила
признание позиция, в соответствии
с которой формирующаяся
В 80-е годы стали
общепризнанными исключительная роль
информации и знания в современном
производстве, превращение науки в
непосредственную производительную силу
и зависимость от научно-технического
прогресса всех сфер общественной жизни;
в то же время обращало на себя внимание
быстрое становление ин
Именно к концу
80-х, по мнению многих исследователей,
буржуазия и пролетариат не только
оказались противопоставленными друг
другу на крайне ограниченном пространстве,
определяемом сокращающимся масштабом
массового материального
В дальнейшем, однако,
и эта позиция подверглась
пересмотру, когда Р. Ингельгарт и
его последователи перенеcли акцент
с анализа типов поведения
на исследование структуры ценностей
человека, усугубив субъективизацию
современного противостояния как конфликта
«материалистов» и «
Однако реальная
ситуация далеко не исчерпывается подобными
формулами. Говоря о людях как о носителях
материалистических или постматериалистических
ценностей, социологи так или иначе рассматривают
в качестве критерия нового социального
деления субъективный фактор. Но сегодня
реальное классовое противостояние еще
не определяется тем, каково самосознание
того или иного члена общества, или тем,
к какой социальной группе или страте
он себя причисляет. В современном мире
стремление человека влиться в ряды работников
интеллектуального труда, не говоря уже
о том, чтобы активно работать в сфере
производства информации и знаний, ограничено
отнюдь не только субъективными, но и вполне
объективными обстоятельствами, и в первую
очередь — доступностью образования.
Интеллектуальное расслоение, достигающее
беспрецедентных масштабов, становится
основой всякого иного социального расслоения.
Интеллектуальное расслоение в постиндустриальном обществе.
Проблемы, порождаемые информационной революцией, не сводятся к технологическим аспектам, они имеют выраженное социальное измерение. Их воздействие на общество различные исследователи оценивают по-разному. Так, П. Дракер относится к возникающим проблемам достаточно спокойно: «Центр тяжести в промышленном производстве — особенно в обрабатывающей промышленности, — пишет он, — перемещается с работников физического труда на работников интеллектуального. В ходе этого процесса создается гораздо больше рабочих мест для представителей среднего класса, чем закрывается устаревших рабочих мест на производстве. В целом, он сравним по своему положительному значению с процессом создания высокооплачиваемых рабочих мест в промышленности на протяжении последнего столетия. Иными словами, он не создает экономической проблемы, не чреват "отчуждением" и новой "классовой войной"... Все большее число людей из рабочей среды обучаются достаточно долго, чтобы стать работниками умственного труда. Тех же, кто этого не делает, их более удачливые коллеги считают "неудачниками", "отсталыми", "ущербными", "гражданами второго сорта" и вообще "нижестоящими". Дело здесь не в деньгах, дело в собственном достоинстве» В то же время существует много исследователей, обращающих внимание на существенную эрозию прежних принципов построения общественной структуры. Такие известные авторы, как Д. Белл, Дж. К. Гэлбрейт, Ч. Хэнди, Ю. Хабермас, Р. Дарендорф и другие, отмечают, что новая социальная группа, которая обозначается ими как «низший класс (underclass)», фактически вытесняется за пределы общества, формируя специфическую сферу существования людей, выключенных из прежнего типа социального взаимодействия. Дальше всех идет в подобных утверждениях Ж. Бодрийяр, считающий, что низший класс представляет собой некую анонимную массу, не способную даже выступать в качестве самостоятельного субъекта социального процесса; при этом характерно, что радикализм таких взглядов не встречает в научном сообществе заметного стремления оппонировать их автору. Вынесение конфликта за пределы традиционной классовой структуры может, конечно, создать впечатление его преодоления или ослабления, но впечатление это обманчиво, и недооценка возникающего противостояния может стоить очень дорого.
Таким образом, основанием классового деления современного социума становятся образованность людей, обладание знаниями. Следует согласиться с Ф. Фукуямой, утверждающим, что «в развитых странах социальный статус человека в очень большой степени определяется уровнем его образования. Например, существующие в наше время в Соединенных Штатах классовые различия (курсив мой—В. И. ) объясняются главным образом разницей полученного образования. Для человека, имеющего диплом хорошего учебного заведения, практически нет препятствий в продвижении по службе. Социальное неравенство возникает в результате неравного доступа к образованию; необразованность — вечный спутник граждан второго сорта». Именно это явление представляется наиболее характерным для современного общества и вместе с тем весьма опасным. Все ранее известные принципы социального деления — от базировавшихся на собственности до предполагающих в качестве своей основы область профессиональной деятельности или положение в бюрократической иерархии — были гораздо менее жесткими и в гораздо меньшей мере заданными естественными и неустранимыми факторами. Право рождения давало феодалу власть над его крестьянами; право собственности приносило капиталисту положение в обществе; политическая или хозяйственная власть поддерживала статус бюрократа или государственного служащего. При этом феодал мог быть изгнан из своих владений, капиталист мог разориться и потерять свое состояние, бюрократ мог лишиться должности и вместе с ней — своих статуса и власти. И фактически любой другой член общества, оказавшись на их месте, мог с большим или меньшим успехом выполнять соответствующие социальные функции. Именно поэтому в экономическую эпоху классовая борьба могла давать представителям угнетенных социальных групп желаемые результаты.
В постиндустриальном обществе положение меняется. Люди, составляющие сегодня элиту, вне зависимости от того, как она будет названа — новым классом, технократической прослойкой или меритократией —обладают качествами, не обусловленными внешними социальными факторами. Не общество, не социальные отношения делают теперь человека представителем господствующего класса, и не они дают ему власть над другими людьми; сам человек формирует себя как носителя качеств, делающих его представителем высшей социальной страты. В свое время Д. Белл отмечал, что до сих пор остается неясным, «является ли интеллектуальная элита (knowledge stratum) реальным сообществом, объединяемым общими интересами в той степени, которая сделала бы возможным ее определение как класса в смысле, вкладывавшемся в это понятие на протяжении последних полутора веков»; это объясняется отчасти и тем, что информация есть наиболее демократичный источник власти, ибо все имеют к ней доступ, а монополия на нее невозможна. Однако в то же самое время информация является и наименее демократичным фактором производства, так как доступ к ней отнюдь не означает обладания ею. В отличие от всех прочих ресурсов, информация не характеризуется ни конечностью, ни истощимостью, ни потребляемостью в их традиционном понимании, однако ей присуща избирательность — редкость того уровня, который и наделяет владельца этого ресурса подлинной властью. Специфика личностных качеств человека, его мироощущение, условия его развития, психологические характеристики, способность к обобщениям, наконец, память и так далее — все то, что называют интеллектом и что служит самой формой существования информации и знаний, — все это является главным фактором, лимитирующим возможности приобщения к этому ресурсу. Поэтому значимые знания сосредоточены в относительно узком круге людей — подлинных владельцев информации, социальная роль которых не может быть в современных условиях оспорена ни при каких обстоятельствах. Впервые в истории условием принадлежности к господствующему классу становится не право распоряжаться благом, а способность им воспользоваться.
Новое социальное деление
вызывает и невиданные ранее проблемы.
До тех пор, пока в обществе главенствовали
экономические ценности, существовал
и некий консенсус относительно средств
достижения желаемых результатов. Более
активная работа, успешная конкуренция
на рынках, снижение издержек и другие
экономические методы приводили к достижению
экономических целей — повышению прибыли
и уровня жизни. В хозяйственном успехе
предприятий в большей или меньшей степени
были заинтересованы и занятые на них
работники. Сегодня же наибольших достижений
добиваются те предприниматели, которые
ориентированы на максимальное использование
высокотехнологичных процессов и систем,
привлекают образованных специалистов
и, как правило, сами обладают незаурядными
способностями к инновациям в избранной
ими сфере бизнеса. Имея перед собой цели,
в содержании которых экономический
контекст занимает отнюдь не главное место,
стремясь самореализоваться в своем деле,
обеспечить общественное признание разработанным
ими технологиям или предложенным нововведениям,
создать и развить новую корпорацию, выступающую
выражением индивидуального «я», эти представители
интеллектуальной элиты добиваются тем
не менее наиболее впечатляющих экономических
результатов. Напротив, люди, чьи ценности
имеют чисто экономический характер, как
правило, не могут качественно улучшить
свое благосостояние. Дополнительный
драматизм ситуации придает и то, что
они фактически не имеют шансов присоединиться
к высшей социальной группе, поскольку
оптимальные возможности для получения
современного образования даются человеку
еще в детском возрасте, а не тогда, когда
он осознает себя недостаточно образованным,
помимо этого, способности к интеллектуальной
деятельности нередко обусловлены наследственностью
человека, развивающейся на протяжении
поколений.
Вызревание социального конфликта.
Именно на этом пункте
мы и начинаем констатировать противоречия,
свидетельствующие о нарастании
социального конфликта, который
ранее не принимался в расчет в
большинстве постин
С одной стороны,
происходящая трансформация выводит
всех, кто находит на своем рабочем
месте возможности для
Информация о работе Классовая борьба в постиндустриальном обществе