Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 07:56, контрольная работа
К середине XIX века социология оформляется как самостоятельная наука. Ее родоначальник О. Конт (1789— 1857 гг.) свое учение, основными частями которого были социальная статика (изучение структур общества, взятых как бы в застывшем виде) и социальная динамика (анализ последовательности социальных изменений), назвал «социальной физикой». Обнаружив, что А. Кетле уже использует этот термин, О. Конт в 1839 г. назвал свое учение социологией.
I. Классический период в развитии социологии
Введение………………………………………………………………………….......3
1. Анализ классического периода в развитии социологии…………………...4
2. Классический период в развитии отечественной социологической
школы………………………………………………………………………....8 Заключение………………………………………………………………………….11
II. Проблемы формирования «среднего» класса в России
Введение…………………………………………………………………………….12
1. Анализ среднего класса в России……………………………………….…..13
2. Проблемы формирования среднего класса.………………………….…….15
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………..……………….19
1.
Анализ среднего класса
в России.
В современном российском обществе средний класс формируется как за счет предпринимателей, так и за счет менеджеров. В социальной литературе понятие средний класс используется довольно часто. Предметом анализа является его качественный состав, содержание, структура. Заславская (автор статьи «Средние слои в современной России») ввела в научный оборот понятие «срединная часть». Она исследовала эту основную срединную часть российского общества, куда не входят представители политической и экономической элиты, а также «социальное дно». Заславская разделила средний класс на четыре подслоя:
- верхний слой;
- средний слой;
- базовый слой;
- нижний слой.
С точки зрения социальной стратификации следует говорить не о среднем слое, а о среднем классе, поскольку здесь имеет место процесс классовой кристаллизации, то есть сближения социальных позиций основных социальных групп по таким критериям как власть (на Западе представители среднего класса оказывают весьма существенное влияние на политические процессы) доход, престиж профессии, уровень образования. На основе этих признаков формируется общая идеология, мораль, образ жизни, характеризующее поведение среднего класса. Термин «средний класс» в своем первоначальном значении относится к достаточно большой по численности социальной группе (в промышленно развитых странах она составляет около 60% самодеятельного населения), занимающей серединное положение между двумя крайними полюсами социальной стратификации, которые образуют с одной стороны, политическая элита и наиболее богатые слои населения, а с другой – бедные, деклассированные элементы. Графически этот тип социальной стратификации может быть представлен в форме ромбовидной модели, основной объем которой как раз и занимает средний класс.
Среди функций среднего класса выделяют две «классические». Прежде всего – это основной экономический донор: бюджет страны складывается из налогов широкого слоя налогоплательщиков, рассматривающих себя как опору государства и по этой причине наделенных правом контролировать его расходы.
Другая важнейшая функция среднего класса – его ведущая роль в процессе вертикальной мобильности. Основные социальные перемещения в обществе происходят как внутри среднего класса, так и между ним и другими элементами социальной структуры. Именно свободные каналы восходящей вертикальной мобильности, ясные перспективы социального роста, базой которого выступают образование и уровень квалификации, должны обеспечивать высокий уровень благосостояния представителей среднего класса.
При всей пестроте структуры среднего класса (что видно из данных по тем странам, где он наличествует) можно выделить какие-то существенные общие, либо сближенные черты статусов этих групп:
1.уровень дохода, благосостояния, позволяющий реализовать современный образ жизни, его социальный стандарт;
2.относительную устойчивость экономического статуса, его стабильность; устойчивое экономическое самообеспечение;
3.владение собственностью либо условиями, безусловно, необходимыми для ее эффективного функционирования на современном уровне: знаниями и умениями в сфере организации и управления, высокой квалификацией, информацией;
4.признанную особо ценной для общества деятельность в сфере науки, культуры, осуществляемую на основе обладания уникальными творческими способностями;
5.повышенную
(по сравнению с нижерасположенными на
социальной лестнице группами) субъектность:
на рынке труда, в выборе образцов социального
поведения и т.д.; способность влиять
более или менее существенно на общественный
процесс и управление им: средний класс
– один из важнейших компонентов системы
социального партнерства.
2.
Проблемы формирования
среднего класса.
Непременным признаком среднего класса следует считать его количественную масштабность. Во всяком случае, доля среднего класса в населении должна быть не меньше суммарной доли тех групп, социальный статус которых ниже статуса среднего класса. Именно с этого количественного порога начинается функционирование среднего класса как такового. До того – это лишь один из слоев в социальной структуре общества. Те 10% российского общества, на которые некоторые исследователи ссылаются как на средний класс, являются таким слоем, но отнюдь еще не средним классом.
Исходя из вышеизложенного, можно указать социальные группы, которые, в перспективе, составят у нас средний класс:
собственники среднего и мелкого капитала, часть владельцев мелкой трудовой частной собственности (исключая часть владельцев среднего капитала, вошедших в более высокие слои);
1. лица, работающие по найму:
2. лица, осуществляющие гражданскую власть (кроме тех, кто входит в элиту и высшие слои) и часть служащих (чиновников) – исполнителей, обеспечивающих деятельность власти и обладающих влиянием на нее («группа влияния»);
3. деятели науки, свободных профессий (творческая интеллигенция), если их статус имеет изложенные выше признаки;
4. часть среднего офицерства и др.
Является ли средний класс действительно классом в строгом смысле понятия? Думается, нет, так как он весьма разнообразен по отношению к средствам производства и по источникам доходов (от доходов с капитала до зарплаты наемного работника). Таким образом, понятие «средний класс» обозначает в постиндустриальных странах не класс, а сложный социально-структурный конгломерат.
Каковы перспективы формирования среднего класса в нашей стране сегодня? Во многом они зависят от успешной адаптации населения, формирования продуктивных моделей социально-экономического поведения, адекватных сложившейся хозяйственной ситуации. Характеристики процесса адаптации в настоящее время очевидны. Прежде всего, на смену доминировавшим ранее надеждам на государство приходит существенно большая ориентация населения на собственные силы и возможности. Жестко заданные и органические типы социально-экономического поведения уступают место разнообразию типов социального действия. На смену прямому и непосредственному властному хозяйственному и идеологическому контролю приходят такие универсальные регуляторы как деньги и правовые нормативы. Новые способы и стандарты поведения обусловлены различными источниками формирования, хотя часто они не корректируются ни устойчивыми нравственными нормами, ни правовыми санкциями.
В
настоящее время две первые группы
могут рассматриваться как
Невостребованность квалифицированного персонала или востребованность только при наличии нужных связей деформирует цепочку: образование – квалификация – доходы – долгосрочные сбережения – уровень потребления, обеспечивающую формирование и развитие среднего класса. Образование не гарантирует получение работы с перспективами роста. Работа не гарантирует доход: зарплата у представителей одной профессии в частном и государственном секторах различается на порядок. Доход не гарантирует статус, поскольку многие источники высоких доходов незаконны. А противоречивость законодательства, несовершенство налоговой системы превращают практически любое предприятие в правонарушителя и вынуждают владельцев предприятий при найме работников обращать внимание не только на их профессиональные и деловые качества, сколько на факторы, подтверждающие их безусловную «надежность».
Так, слабо адаптированные слои в половине случаев рассматривают свой социальный статус как средний, что, прежде всего, свидетельствует о нереализованности образовательно и профессионально – квалификационного потенциала в процессе адаптации: сформированные в прежнее время статусные позиции не подтверждаются практикой адаптации, но сохраняются в сознании респондентов. Для «группы успеха», скорее, характерно занижение социального статуса. На наш взгляд, главной причиной заниженной социальной самооценки здесь является тот факт, что способы адаптации (например, источники дохода, формирующего «достойное материальное положение») не престижны по меркам, ранее принятым в обществе.
Таким
образом, о кризисном характере
адаптации говорит и
Нельзя
обойти вниманием и политическую
самоидентификацию
Результаты исследований определенность свидетельствуют о наличии социальной базы, поддерживающей реформаторов-прагматиков, которые обладают рычагами реальной власти. Для этой части населения электората важны не столько идеологический контекст и популистская риторика, сколько гарантия стабильности и преемственности власти, обеспечивающая сохранение правил, по которым значительная часть населения уже научилась жить.
Таким образом, структурное оформление среднего класса возможно при наличии непротиворечивого и взаимодополняющего комплекса внутренних и внешних факторов. К числу внутренних можно отнести развитие автономной активности, четкое очерчивание круга социальных интересов, групповую идентификацию, формирование системы социокультурных ценностей, норм и санкций, а к числу внешних – стабилизацию социально-экономических и политических институтов и способность общества к воспроизводству этой стабильности, под которой следует понимать не консервацию существующего порядка, а предсказуемость и открытость действий власти.
Это
крайне важный вопрос, ибо успех
реформ, создание нового демократического
общества с рыночным механизмом во
многом зависит от возможностей формирования
среднего класса. По некоторым данным,
сегодня около 15% занятого в народном
хозяйстве населения может быть
отнесено к этой социальной категории,
но, вероятно, что его социальное созревание
до « критической массы» потребует немало
времени. Уже сейчас наметилась тенденция
формирования отдельных социальных слоев,
относимых к среднему классу – бизнесмены,
предприниматели, менеджеры, отдельные
категории научно-технической интеллигенции,
высококвалифицированные рабочие, которые
заинтересованы в осуществлении реформ.
Однако эта тенденция весьма противоречива,
т.к. общие социально- политические интересы
различных социальных слоев, потенциально
образующих средний класс, не подкрепляются
процессами сближения их по такому важному
критерию как уровень доходов и престиж
профессий.
Заключение.
Исходя из всего выше сказанного, можно говорить о том, что средний класс в Российском обществе не достаточно велик и границы его сильно «размыты».
Появление среднего класса сопровождается изменением всей социальной структуры общества. Традиционные классы и слои теряют четкие очертания, размываются. Высококвалифицированный рабочий может оказаться одновременно представителем и рабочего класса и среднего класса. По каким-то признакам, сферам жизнедеятельности «сильнее» может оказаться его принадлежность к своему классу, к своей страте в нем, а по другим признакам – к среднему классу. Появляется как бы вторая социальная структура притом, что первая (традиционная классовая) тоже еще отнюдь не потеряла своего значения. Оставляя в стороне вопрос о функциях среднего класса, остановимся на препятствиях, на которые наталкивается сейчас процесс формирования среднего класса в России. Такими препятствиями являются:
Информация о работе Классический период в развитии социологии