Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 07:56, контрольная работа
К середине XIX века социология оформляется как самостоятельная наука. Ее родоначальник О. Конт (1789— 1857 гг.) свое учение, основными частями которого были социальная статика (изучение структур общества, взятых как бы в застывшем виде) и социальная динамика (анализ последовательности социальных изменений), назвал «социальной физикой». Обнаружив, что А. Кетле уже использует этот термин, О. Конт в 1839 г. назвал свое учение социологией.
I. Классический период в развитии социологии
Введение………………………………………………………………………….......3
1. Анализ классического периода в развитии социологии…………………...4
2. Классический период в развитии отечественной социологической
школы………………………………………………………………………....8 Заключение………………………………………………………………………….11
II. Проблемы формирования «среднего» класса в России
Введение…………………………………………………………………………….12
1. Анализ среднего класса в России……………………………………….…..13
2. Проблемы формирования среднего класса.………………………….…….15
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………..……………….19
Таким образом, в концепциях Тарда и Дюркгейма уже внутри собственно социологического знания глубоко проработаны два способа решения основного вопроса социологии.
Развитие процесса становления социологической школы в США, явилось в дальнейшем наиболее яркой страницей истории социологии постклассического периода. На рубеже XIX и XX вв. в американской социологии осуществляются ассимиляция европейских социологических теорий и выработка специфического ракурса анализа социальной реальности. Самое пристальное внимание уделяется проблемам структуры общества, анализу его неоднородности. Практически во всех теориях американских социологов, обеспечивших более интенсивную, чем в Европе, институционализацию новой науки, произошел постепенный переход в области проблематики социологической теории — от истолкования социальных процессов в их единстве, от изучения общества как целого (такой подход вслед за В. Дильтеем стал определяться как псевдонаучная алхимия) к исследованию социальных групп, от создания метатеорий к созданию теорий сугубо специализированных. Практичность как одна из доминирующих черт национального характера отразилась на направленности исследований в рамках американской социологической школы.
Такого
рода трансформация, «американизация»
прослеживается в развитии социологических
концепций У. Самнера (1840—1910 гг.) (от
следования теории Г. Спенсера, социальному
дарвинизму, к разработке понятий
«мы — группа», «они — группа»,
анализу влияния этнической
группы на оценку человеком
окружающего мира); А. Смолла (1854—1926 гг.)
(от социального дарвинизма к обоснованию
необходимости выражения социологических
выводов в «социальных технологиях»,
призванных способствовать улучшению
социальных институтов); Ч. Кули
(1864—1929 гг.), преодолевшего
биологический детерминизм
и явившегося одним из основоположников
теории малых групп; Ф. Гиддингса
(1855—1931 гг.), эволюционировавшего от следования
Г. Спенсеру и Г. Тарду к активной разработке
новых концепций позитивизма,
рассмотрению объекта социологии
как «плюралистического поведения»
индивидов, формированию эмпирической
социологии США; Э. Росса (1866— 1951
гг.) и других американских социологов.
В американской социологии развитие
шло в направлении ослабления интереса
к общей социологической теории и перехода
к частным эмпирическим исследованиям.
2. Классический период в развитии отечественной социологической школы.
Становление российской традиции анализа общественной жизни по форме прошло те же этапы, что и на Западе, но имело значительное своеобразие по содержанию, так как было сосредоточено вокруг ключевой для существования российского общества, складывания структуры общения как условия самосохранения и развития россиян. Анализ этой проблемы начат в XI в. в «Слове о законе и благодати» Иллариона и продолжается по сей день. Он присущ изучению общества проблемы — проблемы целостности огромной страны, создания из разноплеменных, рассредоточенных по необъятной территории людей единого общественного устройства В. Н. Татищевым, М. В. Ломоносовым, А. Н. Радищевым, декабристами, западниками и славянофилами, революционерами- демократами, А. И. Герценым, блестящей плеядой русских философов рубежа XIX- XX вв.
Данный анализ явился организующим при формировании во второй половине XIX в. русской социологической школы. С основными идеями О. Конта русская публика знакомилась по публикациям В. А. Милютина, П. Л. Лаврова, Д. И. Писарева, Е. В. Де Роберти практически одновременно с европейской. Авторы этих статей (среди них в качестве одного из первых русских социологов и родоначальника особого «субъективного» направления, рассматривавшего укрепление солидарности как закономерность развития общества, следует выделить П. Л. Лаврова) относились весьма критично к концепции основателя социологии и давали ей собственную оценку.
Н. К. Михайловский (1842—1904 гг.) одним из первых обобщил явления психического взаимодействия людей в толпе, исследовал социально- психологические закономерности взаимоотношений лидеров и масс (теория «героя и толпы»), явился одним из создателей субъективной социологии, автором «субъективного метода» в социологии. Данный метод исключает беспристрастность, отстраненность исследователя от объекта социологического анализа, отделение социологии от этики, социолог-наблюдатель не может, по Михайловскому, не ставить себя в положение наблюдаемого. Социальный идеал Михайловского — развитие всесторонней, «разнородной» личности, осуществимое только при преодолении «разнородности» общества, торжество личного начала видится возможным лишь при посредничестве начала общинного.
Религиозно-консервативное панславистское течение в русской социологии представлено Н. Я. Данилевским (1822—1885 гг.), выдвинувшим в работе «Россия и Европа» теорию обособленных культурно-исторических типов (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам. Самым перспективным в истории культурно-историческим типом Данилевский считал «славянский», наиболее выраженный в русском народе. Эта концепция была подвергнута жесткой критике со стороны российских социологов.
На начальном этапе становления социологии в России (60—80-е годы XIX в.) развивались одновременно два направления — объективная и субъективная школы, принципиальные разногласия и борьба между которыми сохранялись до начала XX в.
Школа русского объективизма оформлена в трудах М. М. Ковалевского (1851 — 1916 гг.), Е. В. Де Роберти (1843—1915 гг.), П. Ф. Лилиенфельда (1829—1903 гг.), А. И. Стронина (1827—1889 гг.) и др. В центре социологической концепции Ковалевского — учение о солидарности как основе общественного процесса. Он одним из первых применил сравнительно- исторический метод в социологии, подходя к социальным процессам с точки зрения анализа своеобразия каждого цивилизационного уклада.
В 80-е годы XIX в. в российской социологии наиболее активно развивались неокантианские, антипозитивистские идеи — в трудах Б. А. Кистяковского, В. М. Хвостова, Л. И. Петражицкого, П. И. Новгородцева, П. Б. Струве.
Начало XX в. связано в российской социологии с утверждением неопозитивизма (А. С. Звоницкая, К. М. Тахтарев, П. А. Сорокин). В отличие от позитивизма 60-х годов XIX в., который исходным моментом социологического анализа считал «факт», неопозитивизм начала XX в. Делает акцент на законах функционирования социальных структур, институтов, явлений. Подобный анализ, с одной стороны, требует эмпирических исследований, а с другой — теоретических обоснований, так как само вычленение того или иного социального процесса или социального института должно быть теоретически обосновано.
Один из виднейших представителей неопозитивизма П. А. Сорокин (1889—1968 гг.) оказал громадное влияние на развитие всей социологии XX в. Ученик М. М. Ковалевского, основателя русской социологической школы, Сорокин еще до 1922 г. (года высылки из России) вполне сформировал свою социологическую позицию, отраженную в двухтомной «Системе социологии», изданной в 1920 г. Этот труд явился основой для разработки им в дальнейшем теории социальной стратификации и мобильности.
До конца жизни Сорокин работал в США, где приобрел авторитет одного из ведущих социологов, стал первым деканом социологического факультета Гарвардского университета; его влияние испытали создатели основных школ современной социологии Т. Парсонс, Р. Мертон и др. Здесь он осуществляет анализ социокультурной динамики, стремясь проследить всемирно-историческое развитие человечества и возникновение социокультурной «суперсистемы».
Сорокин выделяет три стадии — «чувственную», «умозрительную» и «идеалистическую» — выступающие одновременно как своеобразные парадигмы социокультурного существования, воспроизводящиеся в циклической эволюции суперсистемы. В поздних работах Сорокина возрождаются на новом уровне в социологическом контексте идеи альтруистической любви, нравственного возрождения, этической ответственности и солидарности, т. е. те идеи, которые определяют этическую направленность всей российской социологии.
Становление социологической мысли в России проходило в обстановке острой конфронтации немарксистской и марксистской социологии. Она охватывала как идейные, теоретические, так и политические проблемы, поскольку большинство русских социологов активно занимались политической деятельностью или были с ней связаны (народники П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский, «легальный марксист» П. Б. Струве, эсер П. А. Сорокин и др.).
Видными учеными и политиками была представлена марксистская социология. Среди них назовем Г. В. Плеханова (1856—1918 гг.), В. И. Ленина (1870—1924 гг.) А. А. Богданова (1873— 1928 гг.).
С начала XX в. в России интенсивно осуществлялась институционализация социологии. В 1901 г. в Париже М. М. Ковалевским была основана русская Высшая школа социальных наук, в 1908 г. в Психоневрологическом институте была создана первая кафедра по социологии, где работали М. М. Ковалевский, Е. В. Де Роберти, П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев, в 1912 г. в Петербургском университете при Историческом обществе — секция по социологии. После Февральской революции в России вводятся ученые степени по социологии, в университетах создаются кафедры, секции, ассоциации, появляются первые учебники по социологии.
После
Октябрьской революции в развитии
отечественной социологической школы
еще некоторое время действовала инерция
мощного подъема, характерного для
предшествующего периода. Однако к
концу 20-х годов доминирование
в обществознании марксизма вылилось
в его узаконение в качестве
единственно верной теории, что
наряду с тотальными гонениями
социологов сделало окончательно
невозможным существование социологии
в России как официально изучаемой
и разрабатываемой науки. Последнее обстоятельство,
разумеется, не могло привести к полному
прекращению развития социологической
мысли, однако существенно исказило
процесс изучения социальных теорий. Официальный
статус не утратила лишь
статистика, но и она
попала под жесточайший административный
контроль.
Заключение.
К
концу 20-х годов XX в. заканчивается
классический этап в развитии
социологии. Социальная жизнь обретает
новые черты, определяемые в западном
мире развитием «общества массового потребления»
как способа не допускать разрушительных
экономических кризисов. Пережив
последний, самый ошеломляющий
кризис 1929 г. — великую экономическую
депрессию, Запад принял новую модель.
На Востоке же, прежде всего в СССР,
1929—1930 годы также стали переломными
— годами утверждения культа личности,
что исключало возможность ведения
официальных научных разработок в области
социологии.
II.
Проблемы формирования
«среднего» класса в
России.
Введение
Средний класс — уникальное явление в мировой истории. Скажем так: его не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс — стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Он состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который представил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чём тоньше средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. И наоборот.
Средний класс — самый широкий потребительский рынок для мелкого и среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах малый бизнес. Как правило, в средний класс входят те, кто обладает экономической независимостью, т. е. владеет предприятием, фирмой, офисом, частной практикой, своим делом, ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, мелкая буржуазия — социальный хребет общества.
Нынешний
средний класс является историческим
преемником «четвертого сословия», которое
на заре промышленной революции взорвало
сословную систему. Само понятие «средний
класс» возникло в XVII веке в Англии. Оно
обозначало особую группу предпринимателей,
противостоявших, с одной стороны, верхушке
крупных землевладельцев, с другой — «пролетарской
голытьбе». Постепенно к нему стали причислять
мелких и средних буржуа, менеджеров, лиц
свободных профессий.
Информация о работе Классический период в развитии социологии