Китайская модель развития СОМРЭ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 12:49, реферат

Описание работы

Национальная самобытность «особого пути» социально-экономического развития Китая.
«Четыре модернизации » Дэн Сяопина и их реализация.
Сельское хозяйство как «первая модернизация» Китая.
«Вторая модернизация» Китая - базовые отрасли промышленности.
Армия и высокие технологии – «третья и четвертая модернизации » Китая.
В поисках оптимального сочетания плановых и рыночных рычагов управления Китая.

Работа содержит 1 файл

СОМРЭ.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

    - для  создания рыночной экономики  достаточным условием является  право участников рынка на  хозяйствование и самостоятельные  экономические интересы;

    - первое  условие достигается путем отделения  права на хозяйствование от права на собственность по принципу- «государственная собственность, самостоятельное предпринимательство, самоокупаемость».

    Функции и ответственность четко распределяются между правительством и предприятием. Правительство как полномочный  представитель собственника, каким является китайский народ, и как макроэкономический регулятор имеет право контролировать деятельность предприятия. Предприятие, получив статус юридического лица, должно нести ограниченную материальную ответственность за счет и в рамках своего имущества. Рекомендуется объединение предприятий, создание консорциумов и групп. Мелкие предприятия могут использовать подряд, аренду и акционирование.  
 

    4.2. Направление второе- создание комплексной  системы рынков. 

    Помимо  рынка потребительских товаров, в эту систему включаются рынки средств производства, рабочей силы, недвижимости, технологий и информации, а также фондовый рынок. Последний в целях предотвращения спекуляций и других нарушений предполагает поставить под жесткий контроль государства.

    Для создания равноправной конкуренции предприятий и оптимизации распределения экономических ресурсов намечено усовершенствовать систему ценообразования. Государство, как и прежде, будет устанавливать цены на продукцию естественных монополий (нефть, природный газ, редкие и цветные металлы и др.), специфические товары (медикаменты, оружие), а также услуги таких сфер, как здравоохранение, образование, культура и спорт. Кроме того, оно возьмет на себя обязанность следить за уровнем цен на потребительские товары массового спроса и предотвращать чрезмерную инфляцию. 
 

    4.3. Направление третье- углубление реформы  систем распределения   и социального  обеспечения. 

    Разработана четкая система распределения доходов  для государственных нужд, а также  для удовлетворения потребностей коллектива, личности, центрального правительства и местных администраций.

    Преобразовывается система заработной платы на предприятиях, в учреждениях и государственных  органах, исходя из их специфики. В отношении  каждого отдельно взятого работника  действует принцип «главное- эффективность, но обязательно с учетом справедливости». В этом случае, если человек получает доходы от своего капитала и имущества. Этот принцип носит дополнительный характер. Для предотвращения социально опасного расслоения общества личные доходы регулируются через налоговые рычаги.

    Важной  задачей становится совершенствование  системы социального обеспечения, ускоренная разработка законов по борьбе с безработицей, а также о пенсиях  и здравоохранении. Городские рабочие  и их коллективы несут солидарные расходы на пенсионное и медицинское страхование. 
 

    4.4. Направление четвертое  – создание механизма  косвенного регулирования  макроэкономики. 
 

    Главная задача макроэкономического регулирования  в условиях рынка- обеспечить баланс совокупного спроса и предложения, стимулировать оптимизацию структуры народного хозяйства, обеспечить длительное, быстрое и здоровое развитие экономики. Для создания эффективного механизма такого регулирования предполагается провести реформы плановой, банковской и налоговой систем.

    Плановая  система должна перейти от прямого  к косвенному управлению, от преобладания натуральных показателей к доминированию  стоимостных, от контроля только государственных  предприятий к контролю предприятий всех форм собственности.

    Банковская реформа включает в себя дальнейшее распределение функций банков разных категорий и развитие кредитно-банковских институтов, связанных с различными формами собственности.

    Ядром налоговой реформы становится система  распределения налогов. Центральное  правительство получает таможенные пошлины, часть налогов на потребление и добавленную стоимость, подлежащую таможенному обложению, налоги на потребление и доход госпредприятий, находящихся в ведении центрального правительства. В совместное ведение с местными администрациями включаются: НДС, налоги на биржевые сделки и использование природных ресурсов.

    Только  в местные администрации поступают  налоги на доходы предприятий, находящихся  на их территории, налоги на индивидуальные доходы граждан, на пользование землей, сельскохозяйственными угодьями и  пастбищами, на муниципальное строительство, с владельцев строений и транспортных средств. 
 

    4.5. Направление пятое-  совершенствование  планово-рыночного  механизма, связанное  с изменением функций  правительства.  
 
 
 

    Эти функции включают: планирование, разработку экономической политики, предоставление информации, согласование спорных вопросов, оказание разного рода государственных услуг, контроль за исполнением плановых заданий и правительственных решений. Местные администрации не должны вмешиваться в работу предприятий, разрешенную законом и входящую в полномочия последних. Ставится задача правильно распределять полномочия в управлении экономикой между центром и местными администрациями с целью поощрения инициативы обеих структур. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение. 
 
 
 
 
 

    Таким образом, как подчеркивает Чжоу Синьгэн - директор института Восточной Европы и Средней Азии: « Все звенья радикальных преобразований взаимосвязаны. Китайские реформы в отличие от шоковой терапии проводятся постепенно и комплексно, каждое звено тщательно обдумывается. Практика показала, что с помощью шоковой терапии можно лишь разрушить старый механизм, но нельзя создать новый. В результате страна вообще лишается экономического механизма, что приводит к хаосу. Не могут увенчаться успехом и реформы в отдельных сферах экономики при отсутствии радикальных преобразований в других областях. К концу 20 в. в Китае в основном будет создан механизм социалистической рыночной экономики социалистической рыночной экономики. В течение последующих лет мы усовершенствуем его, узаконив правила, выработанные в ходе преобразований. Тогда преимущества социализма станут очевидными, и общество достигнет еще больших успехов в экономическом и социальном развитии.»

    Следует особо подчеркнуть , что опыт успешного  функционирования созданной в КНР  национальной экономической системы переходного типа, сочетающей ускоренное развитие механизмов рыночной самоорганизации с активным государственным регулированием экономики, весьма важен для правильной оценки возможностей и перспективных направлений экономический преобразований в России. 
 
 

Информация о работе Китайская модель развития СОМРЭ