Китайская модель развития СОМРЭ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 12:49, реферат

Описание работы

Национальная самобытность «особого пути» социально-экономического развития Китая.
«Четыре модернизации » Дэн Сяопина и их реализация.
Сельское хозяйство как «первая модернизация» Китая.
«Вторая модернизация» Китая - базовые отрасли промышленности.
Армия и высокие технологии – «третья и четвертая модернизации » Китая.
В поисках оптимального сочетания плановых и рыночных рычагов управления Китая.

Работа содержит 1 файл

СОМРЭ.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

    Здесь хорошо сознавали непреходящие значение технологической безопасности и  смогли, в отличие от большинства посткоммунистических стран, не только сохранить ее, но и постоянно повышать ее уровень. Так действовали ранее Япония, Тайвань, Южная Корея. Особым спросом на рынке патентов пользовались русские идеи- отклоненные в СССР заявки на изобретения.

    Развивая  концепцию свободных экономических  зон как своеобразных социально-технологических  полигонов «второй модернизации», Китай сумел в короткие сроки  создать диверсифицированные промышленные комплексы в разных регионах страны. Наибольшее влияние на практическую реализацию этой задачи оказали и оказывают два основных фактора: научно-технический потенциал и экономическая политика правительства. Правительство Китая за счет субсидий и налоговых льгот стимулирует структурные и технологические преобразования производства и определяет новые векторы развития приоритетных отраслей промышленности. Таким образом, роль правительства в преобразовании экономики, его умение прогнозировать и улавливать новые веяния в международном разделении труда являются весьма значительными.

    Возрастающий  поток зарубежных инвестиций в Китай  обусловлен исключительно быстрой  и весьма прибыльной для инвесторов финансовой отдачей современных  отраслей производства, основу которых  составляют импортзамещающая продукция и дешевые рабочие ресурсы. Стратегия импортзамещения позволила провести быструю индустриализацию базовых отраслей военной промышленности, существенно сократила отставания Китая от Запада и России. Быстрыми темпами стал возрастать и научный потенциал в военной, информационной, космической, ядерно-энергетической, электронной, судостроительной и других областях. Не случайно поэтому западные страны под воздействием всеобъемлющей китайской конкуренции на мировом рынке вынашивают намерения ограничить сотрудничество с КНР именно по этим направлениям. Ажиотаж шпиономании в Америке о похищении китайскими учеными – хуацяо – секретов  нейтронной бомбы и малогабаритной ядерной боеголовки для подводных лодок – новейшего ядерного достижения – существенно усилил этот эффект. В ответ на эти обвинения Китай объявил о начале программы по созданию 19-миллионной армии интеллектуалов, готовых работать на благо страны в духе патриотизма и преданности, невзирая на возможные скромные личные доходы.

    В одном из последних докладов Всемирного банка содержится попытка сопоставления китайского, российского и восточноевропейского опыта преобразований и экономической стратегии. В нем констатируется, что правительству, экономическим кругам и руководителям высшего и среднего звена различных отраслей экономики под патронажем КПК удалось полностью контролировать сроки и интенсивность реформ , использовать модель участия в международном разделении труда в качестве прерогативы управленческих решений, предотвратить переход огромных ресурсов и собственность рыночной верхушки, создать социально - ориентированные условия для функционирования рыночных структур. Это явилось решающим факторам общественной поддержки проводимых модернизаций.  

 

     
 

    1.4. Армия и высокие  технологии –  «третья и четвертая  модернизации »  Китая. 

    В настоящее время армия КНР, насчитывающая 5 млн. человек, представляет собой достаточно мощную силу по новейшим вооружениям, но уступает Западу в средствах ПВО, авиации и судостроении . Наиболее слабым звеном является подводный флот. Тем не менее страна использует все возможные меры, чтобы преодолеть эти отставание, умело обращая противоречия между Западом и Востоком в свою пользу.

    К целенаправленной государственной  политике Китая по «работе с диаспорой» можно отнести криминальный и  полулегальный бизнес китайских специалистов и стажеров в области технологий «двойного назначения» в странах нового и старого света. Основой промышленного прогресса Китая можно считать заимствование научных идей и технологических решений. Но заимствование – это только одна сторона решения проблемы ликвидации диспаритета в сфере высоких технологий и военного строительства. Другая ее сторона состоит в том, что китайцы с давних времен славились способностью к утонченному копированию. В наши дни Китай в массовом порядке тиражирует заимствованные технологии и выдающиеся военные и технические разработки других стран.

    Но  кроме тиражирования для собственного производства, он, опираясь на доктрину о многополярности мира, расширяет поставки другим странам заимствованные ядерные и ракетные технологии – китайские аналоги самого современного оружия.

    Какое же оружие современного уровня есть сегодня  армии Китая ?

    Самые простые расчеты, основанные на годовом производстве урана-235 и плутония-239, показывают, что у Китая имеется по меньшей мере 2500 ядерных боеголовок ( Америка и Россия вместе имеют 30000-50000 ядерных боеголовок). Китай располагает межконтинентальными баллистическими ракетами МБР ДР-5, которые потенциально могут достигнуть любого пункта всех без исключения ядерных стран. Законной гордостью китайцев  являются ракетные носители CZ-2, способные нести ядерные устройства до 10 мегатонн. Этими носителями уже выведены на орбиту 18 спутников-шпионов.

    Армия Китая – это гигантская корпорация, которая обеспечивает не только себя, но и помогает другим. Официально же по бюджету страны на армию (оборону) расходуется порядка 20-22% госбюджета, или 4-5% ВНП, в действительности масштабы финансирования армии во много раз больше.

    Назначение  и цель «четвертой модернизации»  состоят в том, чтобы довести технологическое развитие базовых отраслей промышленности до среднего мирового уровня с упором на наукоемкие производства с использованием новейших научных открытий, на обеспечение роста научно-технического потенциала страны. Она началась с развития системы свободных экономических зон (СЭЗ), новую разновидность которых стали именовать «зонами высших новых технологий» (ЗВНТ). Такие зоны функционируют в льготном экономическом режиме СЭЗ и имеют существенные привилегии, в частности, при получении международных кредитов при экспорте капитала, в сфере внешнеэкономических связей и в социальной сфере. В последнем случае нет ограничений на оплату труда, разрешена практически беспрепятственная возможность привлечения персонала , в том  числе из-за границы, а также установлены минимальные ограничения на источники экономического роста при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Действующий в этих зонах режим «финансовой амнистии» на ввозимый из-за рубежа капитал обеспечивает практически безграничный и беспрепятственный отмыв криминального капитала. Должны соблюдаться только главные условия: высокие валютные доходы, не менее чем среднемировая научно-техническая оснащенность в области ключевых направлений развития страны, высокая скорость оборота валютных фондов.

    Модернизация, направленная на превращение научных  и технологических достижений в  «экономическую силу развития общества», располагает надежным инвестиционным базисом. Наибольшее значение имеют три вида инвестиций:

    Во-первых, финансовые средства государства, армии, банков и частного бизнеса;

    Во-вторых, капиталовложения в науку и промышленность с целью внедрения новых  комплексных  технологий, закупленных государством за рубежом;

    В-третьих, привлечение специалистов из-за рубежа, главным образом китайского происхождения.

 

     
 

    Глава 2. В поисках оптимального сочетания плановых и рыночных рычагов  управления Китая. 

    Реформирование  механизма управления экономикой и социальной сферы жизнедеятельности общества началась в КНР с середины 80-х годов. На что было обращено особое внимание?

    Во-первых, на расширение хозяйственно- оперативной  самостоятельности государственных  предприятий, наделение их правом распоряжаться сверхплановой продукцией (свыше одной трети объема промышленного производства), включая установление цен (под государственным контролем) на эту продукцию, развитие прямых связей между предприятиями. После принятия «Закона о компаниях» (1996 г.) оживилось создание на высокорентабельных предприятиях акционерных обществ с ограниченной ответственностью. Было разрешено на этих предприятиях оставлять до 25% прибыли, которая направляется на формирование трех фондов: развития производства, социального развития и премиального фонда.

      Госпредприятия продолжают давать  около половины (49,4%) промышленной  продукции, коллективные чуть  больше трети (37,1%), частные, в  том числе с иностранным участием,-13,5%. В результате на долю государственной  торговли приходится 41,3%, общего розничного товарооборота, коллективной-27,9, частной-20,8%. Как видим, многоукладность отвечает требованиям развития производительных сил на современном этапе, однако руководство КНР и академические круги твердо убеждены, что общественная собственность должна оставаться господствующей.

    Во- вторых, на создание крупных межотраслевых и межрегиональных образований (только в 1997 г. их число увеличилось почти вдвое), наделение их правом принятия решений и самостоятельного осуществления импортно-экспортных операций. Все это диктовалось необходимостью повышения конкурентоспособности китайской промышленности как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

    В-третьих, на государственное регулирование  занятости трудоспособного населения  в общественном производстве. Государство в директивном порядке устанавливает численность рабочих и служащих на подведомственных ему предприятиях, методику расчета заработной платы, организует их снабжение по льготным расценкам, получение льготных кредитов и т. д. В то же время почти на 70% госпредприятий действуют собрания представителей рабочих и служащих, решения которых по социальным вопросам обязательны для предприятий.

    В-четвертых, на реализацию разработанной в ходе реформ концепции ценообразования. С конца 80-х и до середины 90-х годов цены на продукцию сельского хозяйства выросли в КНР на 220%, продукцию добывающей промышленности в среднем на 210%, а обрабатывающей - почти на 180%. Это вынудило китайское руководство провести шесть «урегулирований» и три «больших раскрепощения» цен на потребительские товары, включая продукцию животноводства и овощеводства. Как правило, цены освобождались на продукты, спрос на которые удовлетворялся полностью.

      Но наряду с рыночными в  Китае сохраняются твердые цены  на: А) ресурсы, влияющие на социально-политическую стабильность в обществе и стратегию развития страны (сырье, нефть, газ, некоторые редкоземельные металлы и т. д.); Б) товары и услуги, производимые «естественными» монополистами (тарифы на транспортные перевозки, бытовое электро-, водо- и теплоснабжение, услуги связи); В) жилье, предоставляемое госслужащим и лицам с низкими доходами; Г) некоторые особые товары (к примеру, лекарства); Д) тарифы в социально-культурной сфере ( на образование, медицинские услуги и т. п.)

    В- пятых, на проведение реформы финансовой  и , в частности, налоговой системы (налоговая реформа была проведена в начале 1994 г.). Была унифицирована ставка подоходного налога и установлена в среднем на уровне 33%, индивидуальный подоходный налог стал взиматься с дохода, превышающего 800 юаней в месяц, установлены две ставки косвенного налогообложения: НДС- общая (17%) и льготная (13%) для производителей зерна, растительного масла, удобрений, сельхозтехники и химикатов, а также для производителей коммунальных услуг, печатных изданий. Кроме того, был установлен налог с коммерческих операций (от3 до 5%), операций с землей (от 30 до 60%), акцизы, кА с производителей, так и с импортеров товаров по ставкам от 3-5% (на автомобили), 15-20% (спиртные напитки), 40-45% (сигареты) и т.д., налог на ресурсы, т.е. фактически рентный платеж.

    В-шестых, на формирование эффективной денежно-кредитной  политики, как действенного средства регулирования народного хозяйства и реформирования банковско-финансовой сферы, включающего: реформу Народного банка Китая (НБК), преобразование спецбанков в коммерческие банки, оживление деятельности низовых органов банков, сокращение использования административных методов управления финансами в пользу активизации рыночных рычагов, либерализацию допуска в страну иностранных банков, развитие фондового рынка. Помимо рынка товаров ,начали создаваться рынки капиталов, машин и оборудования, рабочей силы, других необходимых для производства элементов. Таким образом, рынок становится важнейшим регулятором в распределении экономических ресурсов.

    Как видим , важнейшим направлением реформирования КНР стало сочетание плана  и рынка. Механизм такого сочетания  включает три составные части: директивный  план, индикативный (направляющий) план и рыночное регулирование. В последнее десятилетие имела место устойчивая тенденция в сторону увеличения роли рыночных рычагов в управлении экономикой Китая. Однако это нисколько не снизило роли государственного плана. В стране продолжают действовать годовые и пятилетние планы развития народного хозяйства. В 2000 г. завершился 9-й пятилетний план (1996-2000 гг. и началась новая 10-я пятилетка).

    Еще раз подчеркнем, что оптимальное  сочетание плановых и рыночных рычагов  позволило создать новый хозяйственный  механизм, отвечающий самым современным требованиям. В КНР начала образовываться социальная инфраструктура, соединяющая принцип распределения по труду с другими его видами. Началось создание системы социального обеспечения населения. По словам Дэн Сяопина, только те преобразования можно считать удавшимися, которые способствуют развитию производительных сил, усилению мощи страны, повышению уровня жизни населения. Исходя из этих критериев китайскую реформу можно оценить как весьма успешную.

    С каждым годом повышается качество жизни  населения. Реальные ( с учетом повышения цен) среднегодовые темпы роста доходов крестьян за период реформ составил 7%, рабочих-5%. Остаточная сумма вкладов на счетах населения повысилась с 21 млрд. юаней в 1978 г. до 3500 млрд. юаней в 1998 г., т. е. в 142 раза. Социально-экономические результаты реформирования экономики В КНР создали условия для дальнейшего совершенствования планово-рыночного механизма. Разработанная в этом отношении Программа рассчитана на начало 21 века (2001-2010 гг.) и содержит пять основных направлений. Рассмотрим, в чем состоит их суть. 

 

     

    2.1. Направление первое- реформа государственных  предприятий. 

    Сейчас  госпредприятия составляют около 19% общего количества предприятий Китая. На их долю приходится 53% выпуска продукции, 67%- налогов и прибыли, передаваемых государству, 76%-стоимости основных фондов. Госпредприятия, как уже подчеркивалось, продолжают оставаться и занимать командные высоты в ключевых отраслях народного хозяйства, а это энергетика, транспорт, ВПК, производство важнейших видов сырья, материалов и оборудования и др. Их дальнейшее реформирование не предполагает аннулирование госсобственности и проведение приватизации, а касается изменение механизма хозяйствования. В Китае считают, что государственная собственность совместима с рынком по следующим обстоятельствам:

Информация о работе Китайская модель развития СОМРЭ