Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 12:49, реферат
Национальная самобытность «особого пути» социально-экономического развития Китая.
«Четыре модернизации » Дэн Сяопина и их реализация.
Сельское хозяйство как «первая модернизация» Китая.
«Вторая модернизация» Китая - базовые отрасли промышленности.
Армия и высокие технологии – «третья и четвертая модернизации » Китая.
В поисках оптимального сочетания плановых и рыночных рычагов управления Китая.
Здесь хорошо сознавали непреходящие значение технологической безопасности и смогли, в отличие от большинства посткоммунистических стран, не только сохранить ее, но и постоянно повышать ее уровень. Так действовали ранее Япония, Тайвань, Южная Корея. Особым спросом на рынке патентов пользовались русские идеи- отклоненные в СССР заявки на изобретения.
Развивая
концепцию свободных
Возрастающий поток зарубежных инвестиций в Китай обусловлен исключительно быстрой и весьма прибыльной для инвесторов финансовой отдачей современных отраслей производства, основу которых составляют импортзамещающая продукция и дешевые рабочие ресурсы. Стратегия импортзамещения позволила провести быструю индустриализацию базовых отраслей военной промышленности, существенно сократила отставания Китая от Запада и России. Быстрыми темпами стал возрастать и научный потенциал в военной, информационной, космической, ядерно-энергетической, электронной, судостроительной и других областях. Не случайно поэтому западные страны под воздействием всеобъемлющей китайской конкуренции на мировом рынке вынашивают намерения ограничить сотрудничество с КНР именно по этим направлениям. Ажиотаж шпиономании в Америке о похищении китайскими учеными – хуацяо – секретов нейтронной бомбы и малогабаритной ядерной боеголовки для подводных лодок – новейшего ядерного достижения – существенно усилил этот эффект. В ответ на эти обвинения Китай объявил о начале программы по созданию 19-миллионной армии интеллектуалов, готовых работать на благо страны в духе патриотизма и преданности, невзирая на возможные скромные личные доходы.
В
одном из последних докладов Всемирного
банка содержится попытка сопоставления
китайского, российского и восточноевропейского
опыта преобразований и экономической
стратегии. В нем констатируется, что правительству,
экономическим кругам и руководителям
высшего и среднего звена различных отраслей
экономики под патронажем КПК удалось
полностью контролировать сроки и интенсивность
реформ , использовать модель участия
в международном разделении труда в качестве
прерогативы управленческих решений,
предотвратить переход огромных ресурсов
и собственность рыночной верхушки, создать
социально - ориентированные условия для
функционирования рыночных структур.
Это явилось решающим факторам общественной
поддержки проводимых модернизаций.
1.4.
Армия и высокие
технологии –
«третья и четвертая
модернизации »
Китая.
В настоящее время армия КНР, насчитывающая 5 млн. человек, представляет собой достаточно мощную силу по новейшим вооружениям, но уступает Западу в средствах ПВО, авиации и судостроении . Наиболее слабым звеном является подводный флот. Тем не менее страна использует все возможные меры, чтобы преодолеть эти отставание, умело обращая противоречия между Западом и Востоком в свою пользу.
К целенаправленной государственной политике Китая по «работе с диаспорой» можно отнести криминальный и полулегальный бизнес китайских специалистов и стажеров в области технологий «двойного назначения» в странах нового и старого света. Основой промышленного прогресса Китая можно считать заимствование научных идей и технологических решений. Но заимствование – это только одна сторона решения проблемы ликвидации диспаритета в сфере высоких технологий и военного строительства. Другая ее сторона состоит в том, что китайцы с давних времен славились способностью к утонченному копированию. В наши дни Китай в массовом порядке тиражирует заимствованные технологии и выдающиеся военные и технические разработки других стран.
Но
кроме тиражирования для
Какое же оружие современного уровня есть сегодня армии Китая ?
Самые простые расчеты, основанные на годовом производстве урана-235 и плутония-239, показывают, что у Китая имеется по меньшей мере 2500 ядерных боеголовок ( Америка и Россия вместе имеют 30000-50000 ядерных боеголовок). Китай располагает межконтинентальными баллистическими ракетами МБР ДР-5, которые потенциально могут достигнуть любого пункта всех без исключения ядерных стран. Законной гордостью китайцев являются ракетные носители CZ-2, способные нести ядерные устройства до 10 мегатонн. Этими носителями уже выведены на орбиту 18 спутников-шпионов.
Армия Китая – это гигантская корпорация, которая обеспечивает не только себя, но и помогает другим. Официально же по бюджету страны на армию (оборону) расходуется порядка 20-22% госбюджета, или 4-5% ВНП, в действительности масштабы финансирования армии во много раз больше.
Назначение и цель «четвертой модернизации» состоят в том, чтобы довести технологическое развитие базовых отраслей промышленности до среднего мирового уровня с упором на наукоемкие производства с использованием новейших научных открытий, на обеспечение роста научно-технического потенциала страны. Она началась с развития системы свободных экономических зон (СЭЗ), новую разновидность которых стали именовать «зонами высших новых технологий» (ЗВНТ). Такие зоны функционируют в льготном экономическом режиме СЭЗ и имеют существенные привилегии, в частности, при получении международных кредитов при экспорте капитала, в сфере внешнеэкономических связей и в социальной сфере. В последнем случае нет ограничений на оплату труда, разрешена практически беспрепятственная возможность привлечения персонала , в том числе из-за границы, а также установлены минимальные ограничения на источники экономического роста при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Действующий в этих зонах режим «финансовой амнистии» на ввозимый из-за рубежа капитал обеспечивает практически безграничный и беспрепятственный отмыв криминального капитала. Должны соблюдаться только главные условия: высокие валютные доходы, не менее чем среднемировая научно-техническая оснащенность в области ключевых направлений развития страны, высокая скорость оборота валютных фондов.
Модернизация, направленная на превращение научных и технологических достижений в «экономическую силу развития общества», располагает надежным инвестиционным базисом. Наибольшее значение имеют три вида инвестиций:
Во-первых, финансовые средства государства, армии, банков и частного бизнеса;
Во-вторых, капиталовложения в науку и промышленность с целью внедрения новых комплексных технологий, закупленных государством за рубежом;
В-третьих, привлечение специалистов из-за рубежа, главным образом китайского происхождения.
Глава
2. В поисках оптимального
сочетания плановых
и рыночных рычагов
управления Китая.
Реформирование механизма управления экономикой и социальной сферы жизнедеятельности общества началась в КНР с середины 80-х годов. На что было обращено особое внимание?
Во-первых,
на расширение хозяйственно- оперативной
самостоятельности
Госпредприятия продолжают
Во- вторых, на создание крупных межотраслевых и межрегиональных образований (только в 1997 г. их число увеличилось почти вдвое), наделение их правом принятия решений и самостоятельного осуществления импортно-экспортных операций. Все это диктовалось необходимостью повышения конкурентоспособности китайской промышленности как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
В-третьих,
на государственное регулирование
занятости трудоспособного
В-четвертых, на реализацию разработанной в ходе реформ концепции ценообразования. С конца 80-х и до середины 90-х годов цены на продукцию сельского хозяйства выросли в КНР на 220%, продукцию добывающей промышленности в среднем на 210%, а обрабатывающей - почти на 180%. Это вынудило китайское руководство провести шесть «урегулирований» и три «больших раскрепощения» цен на потребительские товары, включая продукцию животноводства и овощеводства. Как правило, цены освобождались на продукты, спрос на которые удовлетворялся полностью.
Но наряду с рыночными в
Китае сохраняются твердые
В- пятых, на проведение реформы финансовой и , в частности, налоговой системы (налоговая реформа была проведена в начале 1994 г.). Была унифицирована ставка подоходного налога и установлена в среднем на уровне 33%, индивидуальный подоходный налог стал взиматься с дохода, превышающего 800 юаней в месяц, установлены две ставки косвенного налогообложения: НДС- общая (17%) и льготная (13%) для производителей зерна, растительного масла, удобрений, сельхозтехники и химикатов, а также для производителей коммунальных услуг, печатных изданий. Кроме того, был установлен налог с коммерческих операций (от3 до 5%), операций с землей (от 30 до 60%), акцизы, кА с производителей, так и с импортеров товаров по ставкам от 3-5% (на автомобили), 15-20% (спиртные напитки), 40-45% (сигареты) и т.д., налог на ресурсы, т.е. фактически рентный платеж.
В-шестых, на формирование эффективной денежно-кредитной политики, как действенного средства регулирования народного хозяйства и реформирования банковско-финансовой сферы, включающего: реформу Народного банка Китая (НБК), преобразование спецбанков в коммерческие банки, оживление деятельности низовых органов банков, сокращение использования административных методов управления финансами в пользу активизации рыночных рычагов, либерализацию допуска в страну иностранных банков, развитие фондового рынка. Помимо рынка товаров ,начали создаваться рынки капиталов, машин и оборудования, рабочей силы, других необходимых для производства элементов. Таким образом, рынок становится важнейшим регулятором в распределении экономических ресурсов.
Как видим , важнейшим направлением реформирования КНР стало сочетание плана и рынка. Механизм такого сочетания включает три составные части: директивный план, индикативный (направляющий) план и рыночное регулирование. В последнее десятилетие имела место устойчивая тенденция в сторону увеличения роли рыночных рычагов в управлении экономикой Китая. Однако это нисколько не снизило роли государственного плана. В стране продолжают действовать годовые и пятилетние планы развития народного хозяйства. В 2000 г. завершился 9-й пятилетний план (1996-2000 гг. и началась новая 10-я пятилетка).
Еще
раз подчеркнем, что оптимальное
сочетание плановых и рыночных рычагов
позволило создать новый
С
каждым годом повышается качество жизни
населения. Реальные ( с учетом повышения
цен) среднегодовые темпы роста доходов
крестьян за период реформ составил 7%,
рабочих-5%. Остаточная сумма вкладов на
счетах населения повысилась с 21 млрд.
юаней в 1978 г. до 3500 млрд. юаней в 1998 г., т.
е. в 142 раза. Социально-экономические результаты
реформирования экономики В КНР создали
условия для дальнейшего совершенствования
планово-рыночного механизма. Разработанная
в этом отношении Программа рассчитана
на начало 21 века (2001-2010 гг.) и содержит
пять основных направлений. Рассмотрим,
в чем состоит их суть.
2.1.
Направление первое-
реформа государственных
предприятий.
Сейчас госпредприятия составляют около 19% общего количества предприятий Китая. На их долю приходится 53% выпуска продукции, 67%- налогов и прибыли, передаваемых государству, 76%-стоимости основных фондов. Госпредприятия, как уже подчеркивалось, продолжают оставаться и занимать командные высоты в ключевых отраслях народного хозяйства, а это энергетика, транспорт, ВПК, производство важнейших видов сырья, материалов и оборудования и др. Их дальнейшее реформирование не предполагает аннулирование госсобственности и проведение приватизации, а касается изменение механизма хозяйствования. В Китае считают, что государственная собственность совместима с рынком по следующим обстоятельствам: