Китайская модель развития СОМРЭ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 12:49, реферат

Описание работы

Национальная самобытность «особого пути» социально-экономического развития Китая.
«Четыре модернизации » Дэн Сяопина и их реализация.
Сельское хозяйство как «первая модернизация» Китая.
«Вторая модернизация» Китая - базовые отрасли промышленности.
Армия и высокие технологии – «третья и четвертая модернизации » Китая.
В поисках оптимального сочетания плановых и рыночных рычагов управления Китая.

Работа содержит 1 файл

СОМРЭ.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Введение. 
 

      В последние годы в научной литературе и обыденной практике все чаще можно встретить термин «Большой Китай». В политическом плане это материковый Китай плюс Тайвань, Гонконг и Макао. В более широком плане так говорят о Китае, когда речь идет о связях с интернациональной китайской общиной, разбросанной по всему миру, главным образом в Юго- Восточной Азии. За пределами Китая сейчас проживает свыше 50 млн. этнических китайцев, богатство которых по сведениям аналитиков, равно богатству населения собственно Китая, насчитывающего по меньшей мере 1,3 млрд. человек. В историческом ракурсе Китай- это уникум- долгожитель, переживший намного не только древние государства, но и гораздо более поздние территориальные образования. Самое поразительное состоит в том, что удивительная страна с ее почтенным пятитысячным возрастом ныне переживает невиданный подъем. И многие страны мира с невольным уважением смотрят на исполина, примеряя на себя его поступь. Немало и пессимистов, которые без какого- либо серьезного обоснования пророчат, что стремительный взлет Китая может внезапно прерваться и падение окажется ужасным.

      «Китайские реформаторы отвергают  саму мысль о том, что жесткие,  быстрые и всеобъемлющие реформы  в России, проведенные в середине 90-х годов, содержат в себе положительные моменты...,- утверждает, к примеру, английский журнал «Экономист»в статье «Величие и слабость этой страны». – Сейчас спонтанные реформы в Китае исчерпали себя и резко выявились острые внутренние противоречия в государстве. Эти противоречия колоссальны, и пока нет признаков, что их вообще собираются разрешить. Самое лучшее, что может сделать руководство, это объявить, что оно больше не намерено терпеть недостатки государственной системы. По всем нормальным канонам банковская система уже обанкротилась и в любой момент может произойти ее полный крах». Договорились даже до того, что стали настойчиво рекомендовать Китаю осуществить приватизацию госсобственности, «отбросив надежду на бесконечные и путанные «реформы», ликвидировать государственную банковскую системы и т. д.

      Эти «советы»,на наш взгляд  носят ущербный характер, что  подтверждает десятилетний отечественный  опыт следования им.

    «Все  цивилизованное и историческое своеобразие  страны,- подчеркивает М.Л. Татаренко, директор Института Дальнего Востока РАН,- как в длительном историческом прошлом, так и в настоящем и будущем, ее удивительную способность к выживанию и умение находить ответы на самые драматические вызовы мы называем китайским феноменом. Не употребляем лишь слово «чудо», ибо данная уникальность научно объяснима особенностями цивилизации этой древнейшей страны».

 

     Глава 1. Национальная самобытность «особого пути» социально-экономического развития Китая. 

    Реальное  возрождение Китая началось после  десятилетнего пароксизма (от греч. раздражение, возбуждение) «культурной революции», во время которой развитие народного хозяйства практически застопорилось. Но польза от нее, на наш взгляд, в перспективном отношении была: в соответствии с установкой Мао Цзэдуна- «огонь по штабам»- она вычистила из местных, региональных и тем более государственных структур замшелые кадры бюрократов, обладающих способностью стричь купоны (коррупция),  слабых управленцев и специалистов, не отвечающих требованиям времени. Оставались или возвращались только наиболее достойные.

    Два последних десятилетия прошедшего века являлись самыми яркими не только после образования КНДР (1949 г.), но и за всю долголетнюю историю  Китая. Это был период политики реформ по Дэн Сяопину, заслужившему репутацию  «человека века». Дэн Сяопин ушел из жизни 19 февраля 1997 г., но до последних дней своей жизни он мудро и расчетливо направлял курс реформ в Китае. Это по его инициативе исторический третий пленум ЦК КПК в декабре 1978 г. Принял решение «перенести центр тяжести партийной работы на рельсы социалистической модернизации». Дэн Сяопин призвал «раскрепостить мышление», считая борьбу с догматизмом в экономической политике вопросом огромной важности.

    Начиная с 1979 г. Среднегодовой прирост валового внутреннего продукта (ВВП) в Китае  составляет в среднем 9%, в начале 90-х годов этот показатель выражался уже двухзначной цифрой: 13-14%! При этом среднегодовые доходы населения увеличились более чем на порядок: С 133 юаней в 1978 г.на селе и 343 юаней в городах до соответственно 2150 и 5454 в 1998 г. Если же сравнить ВВп 1999 г. с показателем одного из первых лет КНР (например, 1952 г.), то он возрос в…127 раз. По основным показателям, характеризующим уровень экономического подъема, Китай давно уже обогнал все страны мира и к 2010-2020 гг. будет обладать крупнейшей экономикой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.1. «Четыре модернизации » Дэн Сяопина и их реализация. 
 

    Экономическая реформа в Китае началась после  пленума ЦК КПК в 1978 г., на котором  Дэн Сяопин изложил суть намечавшихся преобразований. Идейно- политической платформой внутренней политики руководства КНР стала концепция строительства социализма с китайской спецификой или так называемого конфуцианского социализма. С этого времени в КНР наступила эпоха Дэн Сяопина- нового идеолога, вождя и реформатора. Экономическая часть его программ исходила из того, что рыночная система неотделима от социалистического строя. В структуре собственности общественная ее форма, включающая общенародную и коллективную, должна занимать господствующее место. Что касается частной собственности (в том числе с иностранным участием), то она должна иметь подчиненное положение. Государственным предприятиям предстояло выйти на рынок через равноправную конкуренцию и защищать свое доминирующее положение в экономике.

    В КНР хорошо понимают, что рыночное регулирование носит двойственный характер. С одной стороны, рынок быстрее реагирует на экономические сигналы, чем план, что полезно  для своевременной ориентации производства, с другой- рыночное регулирование отличается стихийными отклонениями в сторону сиюминутного получения прибыли, что в перспективе может нанести вред, Поэтому нельзя ослаблять макроэкономический контроль государства в сфере экономики, необходимо ее всемерно совершенствовать.

    Определяющими направлениями перестройки хозяйственного механизма в КНР стали:

    Во-первых, децентрализация управления и передача ряда полномочий центра в провинции ( В Китае в настоящее время 22 провинции без Тайваня, 5 автономных районов и 3 города центрального подчинения: Пекин, Шанхай и Тяньцзинь);

    Во-вторых, последовательное внедрение рыночных отношений посредством замены старых блоков регулирования новыми, использования разнообразных переходных, смешанных форм;

    В-третьих, развитие многообразных форм собственности (в том числе смешанных и  переходных) при сохранении ведущей роли (в идеологическом, политическом и экономическом смысле) государственной собственности;

    В-четвертых, использование в управлении экономикой как директивных , так и индикативных и рыночных рычагов; государственных, договорных и рыночных цен;

    В-пятых, социальная ориентация хозяйственного механизма, его направленность на сочетание  реформ с общественной стабильностью, создание благоприятного климата в  экономике.

    В чем состоят основные черты и  особенности формирующегося В КНР  хозяйственного механизма? Поскольку экономические преобразования в Китае начались с так называемых «четырех модернизаций», рассмотрим их основное содержание. 
 
 
 

    1.2. Сельское хозяйство  как «первая модернизация»  Китая. 

    Разработанная Дэн Сяопином и объявленная в Китае в 1975 г. программа «четырех модернизаций»- сельского хозяйства, промышленной индустрии, национальной безопасности, науки и техники_ стала с конца 1978 г. решающим фактором развития, поднявшим ее до уровня современной мировой цивилизации.

    Не  случайно, что модернизация экономики Китая началась с сельского хозяйства, где численность крестьян, фанатичных «трудоголиков» , по выражению западной прессы, составляет 900млн. следует отметить, что в отличие от России, где, к сожалению, почти не осталось крестьян, а есть только крайне недостаточное количество узкоспециализированных сельскохозяйственных рабочих, в Китае это действительно крестьяне, умеющие и желающие трудиться на земле. Но, несмотря на изобилие трудовых ресурсов, огромная крестьянская страна не могла прокормить 1млрд. 200 млн. своих жителей. В Китае практически всегда, в том числе и в годы правления Мао Цзэдуна, несмотря на постоянную помощь социалистических стран, существовал голод. Особенно большие проблемы с продовольствием наблюдались в глубинных и засушливых районах страны

    Как и в других сферах, реформа в  сельском хозяйстве началась с перестройки  здесь хозяйственного механизма  и в, частности, во-первых, с ликвидации просуществовавшей более 20 лет системы  «народных коммун» и передачи земельных участков в аренду крестьянским дворам на правах «семейного подряда » сроком до 15 лет и более ( уже с середины 80-х годов такая система охватывала 96% крестьянских хозяйств); во-вторых, в установлении государственного заказа на зерно и хлопок, в развитии материально-технической базы аграрного сектора  в экономике за счет бюджетных ассигнований (около 40%) и банковского кредита ( почти 20%), в создании так называемой «сельской промышленности»- промышленных предприятий волостей и поселков ( к настоящему времени число занятых на них составляет около 150 млн. человек, на долю этих предприятий приходиться почти треть ВВП) .

    В Китае вся земля остается собственностью народа и государства. И только введение законодательно закрепленных гарантий пожизненного владения и пользования ею ( без права продажи ) оказалось достаточным для того, чтобы не  только накормить страну, но и начать подъем всей экономики. «В начале аграрной реформы, получившей название «первой модернизации», был разрешен поразивший весь мир своей эффективностью пожизненный семейный подряд на землю и частные крестьянские поселково-волостные предприятия».

    «Первая модернизация» завершилась в  Китае принятием закона о земле. В нем устанавливается, что, несмотря на рост городов и интенсивное  строительство, площадь пахотных земель должна быть сохранена. Обязательный показатель вторичного посева за сезон предполагается увеличить на 160-165%. Одна из основных целей закона- создание правовой базы для восстановления пахотного слоя истощившихся земель.

    Примечательно, что китайская национальная валюта- юань- оказалась единственной валютой в Азии, которая не была девальвирована в результате финансового кризиса осенью 1997 г. Она устояла во многом благодаря крестьянству, товарному и ценовому рынку сельскохозяйственной продукции Китая. Сумма зарубежных инвестиций в сельское хозяйство Китая составляет в среднем около 15 млрд. долларов. За последние годы резко возросли вложения в сельское хозяйство со стороны государственных и местных бюджетных органов. Эффективность этих вложений усиливается тем, что половина из них носит безвозмездный характер и только вторая половина осуществляется на компенсационной основе. Важная особенность сельскохозяйственной политики Китая состоит в том, что государство щедро финансирует науку о земле. Земля и люди- основное богатство любой страны. В Китае многие проблемы решаются именно благодаря этой, доступной пониманию, мудрости.

    На  основе сочетания коллективной собственности  и семейного подряда  в сельском хозяйстве сформировалась двухслойная  хозяйственная система.

    За  годы интенсивного развития, особенно после 1989 г., объем производственных основных фондов возрос с 94,4 млрд. юаней ( 1 доллар= 8,26 юаней) до 214,7 млрд. юаней  при среднегодовом приросте за последние 10 лет на 13%. Услуги, бесплатные или на льготных условиях, предоставляемые коллективным сектором крестьянским дворам, удовлетворяют ежегодно 62% общей потребности в машинной распашке земель; 66- в ирригационных работах; 68,4- в защите посевов от вредителей и болезней; почти 50- в семенах, 52- в химических удобрениях; 41%- в борьбе с болезнями домашних животных и птиц. Это способствует развитию семейного подряда. Кроме того, в коллективном секторе появилось большое количество волостно-поселковых предприятий, создавших рабочие места для 150 млн.крестьян.

    Реформы на селе повлекли за собой перестройку  хозяйственного механизма и в  других отраслях экономики, и прежде всего в промышленности.

 

     

    1.3. «Вторая модернизация»   Китая - базовые  отрасли промышленности. 
 

    Экономическая программа, предложенная Дэн Сяопином, предусматривала перевод всей экономической системы на качественно новый уровень, достижение резкого увеличения ВВП при сохранении стабильных темпов развития менее 6% в год и поднятие уровня жизни населения до «конфуцианского» критерия «малого благополучия» в среднем до 900-1100 долларов на человека по всей стране. То есть она была прямо направлена на создание социально-ориентированной рыночной экономики, тем более, что в руках государства остались все бюджетообразующие отрасли.

    Следует отметить, что в основе реформ в базовых отраслях промышленности лежат так называемые «азиатские модели» экономических процессов, определившие динамику достижений Китая. Особенное значение имеют две основные модели ,реализованные в Китае и ныне реализуемые в других азиатских странах. Первая из них ориентировалась на создание самодостаточной индустриальной экономики, сообразованной с потребностями и возможностями внутреннего рынка и ограниченным привлечения иностранного капитала . Ее сменила вторая модель, направленная на комплексное структурное и технологическое преобразование базовых отраслей экономики с максимальным привлечением иностранного капитала и возможно широким участием в международном разделении труда. Руководствуясь этим планом, Китай буквально начал охоту за техническими достижениями и новыми технологиями всех стран мира вне зависимости от их политической ориентации и прежних межгосударственных отношений.

Информация о работе Китайская модель развития СОМРЭ