Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:27, реферат
Проблема качества жизни стала играть такую же роль в осмыслении динамики жизни общества, как стремление построить обобщающий показатель развития экономики. В настоящее время таким показателем признан валовой внутренний продукт (ВВП). Однако совершенно ясно, что показатель ВВП нуждается в серьезном дополнении со стороны социальной политики, наиболее функционально связанной с качеством жизни.
Два следующих предлагаемых показателя, а именно доля расходов на питание и относительный коэффициент смертности, безусловно, показывают разницу в уровнях жизни, но вряд ли они считаются интегральными. Скорее всего, они характеризуют собой частные показатели и их место в определенных, соответствующих для них группах. И наконец, средняя продолжительность жизни не всегда четко анализирует общее улучшение уровня жизни. В развивающихся странах рост такого показателя может быть связан с улучшением санитарных условий, использованием современных лекарств и тому подобное, что, в свою очередь, может не сопровождаться улучшением питания, жилищного обслуживания и прочее.
В статистике нашей страны также часто какой-либо из показателей выходит за обобщающий анализ уровня жизни населения, например тот же показатель национального дохода в расчете на душу населения (можно рассчитать с помощью системы национальных счетов).5 При этом случается оговорка, что его материально-вещественный состав (соотношение фондов потребления и накопления) отвечает составу социальных потребностей. Или предоставлять употребление показателя общего фонда потребления населением материальных благ и услуг, в том же числе и на душу населения. Этот показатель, безусловно, лучше, чем показатели национального дохода и тем более общественного (социального) продукта, но и он не выражает многих составляющих уровня жизни и особенно всего условий жизни. Также, кроме того, его размерность (руб., py6./чeл.) не подходит для обобщающего показателя, даже если цены и тарифы, которые применяются в расчетах отвечают потребительским свойствам благ и услуг.
Похожего недостатка был лишен и показатель свободного времени, выходящий недавно в качестве возможного всеобщего анализа уровня жизни, который исходит из известного высказывания К. Маркса о том, что свободное время, которое используется на досуг, учебу, самообразование, спорт и прочее, в будущем станет мерой общественного (социального) богатства и. Такое будущее еще не настало, и нынешняя статистика не осуществляет каждодневного наблюдения и контроля за этим показателем, а его исследование возможно только с помощью промежуточных, специально организованных выборочных обследований. Информация собирается с помощью статистического наблюдения, которое состоит из 3 этапов: 1) сбор и отбор данных; 2) группировка данных по определенному признаку; 3) анализные выводы и выявления закономерностей. И таким образом, показатель свободного времени невыгоден при международных соотношениях уровня жизни населения.
В современной научной литературе рассуждают различные предложения по разработке и усовершенствованию интегрального показателя уровня жизни на основании частных показателей.
Было сказано предположение о расчете интегрального показателя в виде средней взвешенной величины из групп показателей уровня жизни (частных показателей). Весами считаются экспертные анализы их долевой весомости, то есть сумма весов равна единице. При этом особо значимо предварительно предоставить все частные показатели уровня жизни к единой шкале, и эта задача решается с употреблением относительных величин их движения.
В качестве примера такого показателя может служить «индикатор напряженности». Его элементами являются: 1) уровень обеспеченности потребительскими товарами; 2) степень преступности; 3) уровень неудовлетворенности населения комплексом нерешенных социально-политических, экономических и экологических проблем. На основе этих данных более чем в 100 городах и во всех регионах страны был рассчитан индекс. Величина индекса от 0 до 0,4 соответствует социальной стабильности; от 0,4 до 0,8 - общественной напряженности; от 0,8 до 1,4 - местным конфликтам; от 1,4 до 2,0 - общественным взрывам в регионе; свыше 2,0 - массовым общественным взрывам.
Так как частных показателей уровня и качества жизни достаточно много и они несут разную размерность, построение совокупного показателя предполагает переход к некоторым похожим характеристикам. В качестве таковых могут быть употреблены ранги стран по каждому из показателей. В таком случае страны принимают порядок по каждому из рассматриваемых показателей от 1 до n (n - это число стран) для показателей-стимулянт (таких, например, как средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении или число телевизоров на 10 000 жителей и прочее); для показателей-дестимулянт порядок сартировки обратный, то есть на первом месте будет та страна, для которой показатель-дестимулянта имеет слишком маленькое значение (примерами дестимулянт считаются коэффициент младенческой смертности, показатель смертности женщин при родах, число несчастных случаев и тому подобное).
Для анализа качества и уровня жизни могут служить экспертные оценки.6 Например, американская некоммерческая организация - «Комитет по демографическому кризису» на базе данных деловой статистики, результатов опросов анкетирования и экспертных оценок за 1989 г. провела изучение качества жизни в 100 крупнейших городах мира. Качество жизни анализировалось по 10-балльной шкале со следующими частными показателями, а именно: стоимость питания (доля семейных затрат на питание), жилищные условия (число проживающих на 1 комнату), качество жилья (доля домов и квартир с водопроводом и электричеством), связь (число телефонов на 100 проживающих), образование (доля детей, которые обучаются в школе), здравоохранение (детская смертность на 1000 живорожденных), социальная безопасность (число убийств в год на 100 тыс. человек), тишина (уровень наружного шума), уличное движение (средняя скорость в час пик), чистота воздуха. Самыми, наиболее лучшими для жизни по всем показателям были города: Монреаль, Мельбурн, Сиэтл (они набрали по 86 баллов каждый), а наихудшим был Лагос (19 баллов). В некоторых наших (в том числе бывших) городах оценки качества жизни составили: в Киеве - 74 балла, в Москве - 64, в Ленинграде - 62, в Ташкенте - 60 баллов.
Глава III. Европейская политика в
области качества жизни
В результате экономического и политического развития в развитых странах Запада и Азии увеличилась продолжительность жизни населения и улучшились условия труда. Но наряду с положительными, эти достижения имеют и негативные стороны, например возрастающая стоимость медицинских услуг, старение населения, деградация окружающей среды.
Европейская программа «Качество жизни» нацелена на открытие новых природных ресурсов и улучшение качества жизни.7 Для достижения этого необходимо укрепить связь между всеми этапами создания продукции - разработкой, производством и ее использованием. Повышение уровня материального благосостояния населения, создание дополнительных рабочих мест и улучшение состояния окружающей среды приведут к устойчивому развитию европейского общества.
Особая значимость при проведении
исследований придается социально-
Европейская политика исследований в области качества жизни содержит следующие направления:8
1. Продовольствие, питание и здоровье.
1.1. Разработка безопасных, гибких
новых и/или
1.2. Разработка тестов и методов
для обнаружения и исключения
инфекционных и токсичных
1.3. Роль пищи в укреплении
здоровья населения с учетом
диеты и характера питания,
требований токсикологии, эпидемиологии,
влияния окружающей среды,
2. Контроль над инфекционными заболеваниями.
2.1. Усовершенствованные или новые моно-, мультикомпонентные и смешанные вакцины.
2.2. Методы диагностики и контроля за возникновением и распространением инфекционных заболеваний.
2.3 Аспекты здравоохранения и
организации медицинского
3. «Фабрика клетки».
3.1. Улучшение диагностической и
терапевтической базы
3.2. Повышение устойчивости
3.3. Новые биологические и
4. Окружающая среда и здоровье населения.
4.1. Аллергические и другие
4.2. Разработка новых методов диагностики, оценки риска и возникновения причин вредных влияний окружающей среды на здоровье населения.
5. Устойчивое ведение сельского,
рыбного и лесного хозяйства
и интегрированное развитие
5.1. Новые и устойчивые системы
производства в сельском и
рыбном хозяйстве и в
5.2. Комплексное производство и
использование биологических
5.3. Устойчивое и многоцелевое
использование лесных ресурсов;
комплексное производство
5.4. Поддержка общего направления политики: разработка методов контроля, наблюдения и защиты, включая защиту почв от эрозии. Проведение исследований с целью обеспечения научной базы для законодательства ЕС.
5.5. Новые методы и модели для
интегрированного и
6. Проблемы пожилого и
6.1. Возрастные заболевания и проблемы ухудшения здоровья.
6.2. Факторы, влияющие на процессы
старения организма и
6.3. Аспекты демографической и
социальной политики в
6.4. Преодоление функциональных
ограничений в пожилом
6.5 Услуги здравоохранения и социальных служб для пожилых людей.
7. Хронические и дегенеративные заболевания, рак, диабет, сердечнососудистые и редкие заболевания.
7.1. Объяснение общих
7.2. Оценка традиционных и
7.3. Оптимизированное
8. Исследования генома и
8.1. Исследование генома.
8.2. Функциональная геномика и протеомика.
8.3. Разработка новых
8.4. Разработка и применение
8.5. Объединенные проекты «Геномика и здоровье».
9. Нейрологии.
9.1. Клеточные взаимодействия.
9.2. Теории мозга, компьютерная нейрология и нейроинформатика.
9.3. Изучение процессов развития
мозга, его расстройства и
9.4. Изучение поведенческих и познавательных функций мозга.
10. Здоровье населения и система здравоохранения.
10.1. Службы здравоохранения и охрана труда.
10.2. Борьба с наркотиками.
11. Исследование проблем,
11.1. Определяющие факторы
11.2. Методологии для оценки
11.3. Инновационные технологии для
оказания помощи и
11.4. Здоровье и социальное
12. Биоэтика.
12.1. Этические аспекты научного и технологического развития.
12.2. Этические рамки наук о жизни.
12.3. Государственная политика, закон и биоэтика.
12.4. Инфраструктуры и методологии биоэтики.
13. Социально-экономические
13.1. Разработка показателей и основ знаний, относящихся к проводимой социальной политике.
13.2. Влияние новых технологий на общество.
13.3. Исследование социально-
14. Поддержка исследовательских инфраструктур.
14.1. Биологические коллекции.
14.2. Источники биологической
14.3. Создание условий для
14.4. Создание условий для
14.5. Создание условий для
14.6. Использование высокочастотных,