Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 15:04, реферат
В социологии существует несколько типов методов: количественные и качественные. Приемы шкалирования, сбора данных и их анализа относятся к так называемым "жестким" методам. Их теоретико-методологическая основа — представление об обществе как системно-организованной целостности и предположение о способности научного знания рационально упорядочить и логически объяснить объективную реальность, построить достаточно стройную теорию этой целостности. К середине 60-х гг. в западной социологии использование "жестких" количественных методов достигло своего апогея. По некоторым подсчетам, до 90% публикаций в ведущих социологических журналах опирались на количественные методы анализа
Введение …………………………………………………………………………………………………………..… 3
1.Методологические основания качественных исследований личности в социологической науке..4
2.Феноменологический подход……………………………………………………………………………………4
3.Экзистенциальный анализ………………………………………………………………………………………5
4.Качественные методы социологического анализа личности…………………………………………...5
5.Методкейс-стади (case study)…………………………………………………………………………………6
6.Этнографические и исторические исследования………………………………………………………….6
7.Биографический метод…………………………………………………………………………………………6
8.Метод фокус-группы …………………………………………………………………………………………...7
9. Интервью ………………………………………………………………………………………………………...8
10. Тестирование …………………………………………………………………………………………………..9
11. Измерение социальных установок …………………………………………………………………………9
12. Шкала самооценок ……………………………………………………………………………………….……9
13. Шкала ранжирования …………………………………………………………………………………….…10
Заключение……………………………………………………………………………………………………….…11
Список литературы ………………………………………………………………………..……………………12
Вопрос отбора экспертов - это вопрос о том, кого можно считать экс-пертом в данной области - связан с обоснованием применения данного метода и решается каждой раз в соответствии с целями и задачами исследования, сформулированными в программе.
Среди несомненных плюсов этого метода - тот, что экспертный опрос не требует большого количества участников.
Еще одним его плюсом является то, что организация экспертного опроса представляет собой относительно простую работу. После того, как определен круг экспертов, практически все интересующие исследователя вопросы можно адресовать экспертам напрямую. Здесь нет необходимости убеждать экспертов и актуальности проблематики, а также готовить инструкцию.
Приходится
иметь в виду также и определенную
ограниченность экспертного опроса, поскольку
это, во-первых, результаты наблюдения
со стороны. Надо постоянно помнить, что
опрос дает нам не точную копию предметов
и фактов поведения, не отражение подлинных
мнений и настроений, а показывает субъективную
реальность - реальность мнений о поведении,
о фактах, о мнениях же. Эта картина рисуется
профессионалами, но все же это картина,
а не сама реальность. К тому же не следует
забывать о трудностях организации встреч
экспертов, людей обычно более занятых,
чем другие респонденты. [13]
10. Тестирование
В
некоторых социологических
Непременная особенность тестовой методики - многократный контроль информации относительно измеряемой характеристики. В сущности, тест представляет серию испытаний, по совокупному выполнению которых определяется степень выраженности данного свойства. Тестовые показатели всегда относительны.
Обоснование надежности теста можно искать в корреляции с другими показателями, измеряющими то же свойство, и с данными, измеряющими частные составляющие данного свойства. Но важнейшие критерии обоснования содержатся в теоретических представлениях об объекте исследования. В основе любой психодиагностической процедуры - некоторая концепция личности, определенная "модель" человека.
Следует также помнить, что обычно тест имеет так называемый "ключ", т.е. сопровождается инструкцией, в которой указаны правила итогового шкалирования по oтесту. Неопытный исследователь может принять за "ключ" весовые характеристики шкальных пунктов, часто указываемые в литературе. Но работа с тестом предполагает определенный порядок соотнесения пунктов по их "весам", причем в разных тестах - разный. Не зная "ключа", пользоваться тестом нельзя.
Особенно полезны в социологии групповые тесты. Они весьма широко распространены при изучении отношений в коллективах, в прикладных исследованиях широкого профиля. [13]
11. Измерение социальных установок
В последнее время в связи с бурным всплеском социальной, в том числе и политической, активности населения особую актуальность приобрели исследования взаимоотношений различных групп общества (национальных, политических и т.д.), а также отношений между этими группами и социальными институтами (органами власти, ассоциациями, средствами массовой информации и др.).
Часто
в основе таких, порой конфликтных
взаимоотношений лежит различие
интересов, ценностных ориентаций или
мировоззренческих
Учитывая
назревшую актуальность использования
точных и эффективных методик
для изучения новых социальных явлений
и процессов, порождённых перестройкой
общественной жизни страны, в настоящем
разделе расскажем о правилах
конструирования наиболее эффективных
шкал для измерения установок. [13]
12. Шкала самооценок
Это наиболее простой вид шкалы измерения установки. Она может быть сконструирована в форме обычного вопроса или в виде числовой оси с положительными и отрицательными градациями.
При
конструировании шкалы самооценки в форме
"традиционного" вопроса её позиции
обязательно располагаются симметрично
и состоят из равного числа положительных
и отрицательных оценок, разделённых "нейтральной"
позицией. [13]
13. Шкала ранжирования
Она отличается той особенностью, что результаты измерения установок при её помощи анализируются в соответствии с правилами, применимыми для ранговых шкал.
Наиболее
простой приём измерения
Более
сложный вариант измерения
Сложность
применения метода парных сравнений заключается
в том, что с ростом числа объектов, подлежащих
оценке респондентом, резко возрастает
число пар. [13]
Заключение
В социологической практике под качественными данными понимают данные, которые выражаются нечисловым способом. Их носителями могут быть рисунки, фотографии, видеоматериалы, различного рода символы и знаки, вещи, предметы и пр. Но чаще всего они представлены в виде вербальной информации
- текста или речи. От количественных данных качественные отличаются тем, что содержание последних несет в себе смысл, непосредственно характеризующий самого их носителя, в то время как количественные указывают на масштаб, объем, интенсивность характеристик изучаемого явления.
Качественные данные позволяют раскрыть значения социального явления, количественные показывают, насколько часто оно случается или насколько интенсивно представлено в социальной реальности. Качественные данные обозначают предмет исследования, количественные - показывают, насколько сильно он проявлен в объекте. Продолжая такого рода рассуждения, можно сделать вывод, что одни данные в большей степени ориентированы на создание суждения о социальном явлении, другие - на оценку значимости или тестирование этого суждения. Эти различия в природе двух типов данных привели к тому, что так называемые качественные исследования (исследования, основанные на сборе и анализе качественных данных) стали связывать в большей степени с этапом генерирования или построения теории, а количественные исследования - с ее верификацией.
Качественные методы дают возможность выделить мотивационную составляющую восприятия людьми объектов социологического исследования, повышая таким образом информативность выводов и даже серьезно изменяя их.
Можно выделить две основные проблемы социологического исследования, основанного только на анализе статистических данных:
-
большинство опрошенных не
-
при анализе
Зачастую заказчик, получив пухлую папку с результатами стандартного социологического исследования, не понимает, что ему дальше с этим делать.
Качественные методы направлены на изучение максимально широкого спектра мнений. Раскрытие наиболее полной картины ситуации является одним из условий, позволяющих анализировать внутреннюю структуру и взаимосвязи изучаемого явления, а значит - воздействовать на него.
Качественные
методы наиболее применимы для решения
практических задач по анализу общественного
мнения в сфере средств массовой
информации и маркетинга. Они позволяют
исследовать глубинные
1.
Сознательных факторов, доступных
для структурированных
2.
Личных чувств и языка, для
которых требуется «
3.
Интуитивных ассоциаций, для выявления
которых используются
4.
Бессознательных, спонтанных
Качественные методы можно использовать не только для уточнения внутренней структуры и динамики общественного мнения, но и как вспомогательные при подготовке количественных исследований - например при формировании анкеты (получение спектра ответов, их предварительная кластеризация), или при разработке рабочей гипотезы исследования (выяснение специфических закономерностей восприятия изучаемого феномена и уточнение направлений исследования).
Грамотно
проведенное качественное исследование
дает возможность четко
Список литературы.
1.Костюченко Л.Г. Методология и методы качественных исследований личности в социологии
2.Костюченко Л.Г., Резник Ю.М. Введение в теорию личности: социокультурный подход. М., 2003.Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.
3.Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., 2003.
4.Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. М., 1998.
5.Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение). М., 1998.
6.Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий // Вопросы социологии.1992. Том 1. № 1.
7.Томпсон П. История жизни и анализ социальных изменений //Там же. 1993. № 1-2.
8.Франкл В. Человек в поисках смысла. Сборник. М., 1990.
9.Фукс-Хайнритц В. Биографический метод // Биографический метод в социологии: история, методология, практика. М., 1993.
10.Холл К.С., Линдсей Г. Теория личности. М., 1997
11.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. СПб., 1997.
12.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.
13.Ионин Л.Г. Социология культуры. М., Логос, 1996.