Качественные методы в социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 15:04, реферат

Описание работы

В социологии существует несколько типов методов: количественные и качественные. Приемы шкалирования, сбора данных и их анализа относятся к так называемым "жестким" методам. Их теоретико-методологическая основа — представление об обществе как системно-организованной целостности и предположение о способности научного знания рационально упорядочить и логически объяснить объективную реальность, построить достаточно стройную теорию этой целостности. К середине 60-х гг. в западной социологии использование "жестких" количественных методов достигло своего апогея. По некоторым подсчетам, до 90% публикаций в ведущих социологических журналах опирались на количественные методы анализа

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………………..… 3
1.Методологические основания качественных исследований личности в социологической науке..4
2.Феноменологический подход……………………………………………………………………………………4
3.Экзистенциальный анализ………………………………………………………………………………………5
4.Качественные методы социологического анализа личности…………………………………………...5
5.Методкейс-стади (case study)…………………………………………………………………………………6
6.Этнографические и исторические исследования………………………………………………………….6
7.Биографический метод…………………………………………………………………………………………6
8.Метод фокус-группы …………………………………………………………………………………………...7
9. Интервью ………………………………………………………………………………………………………...8
10. Тестирование …………………………………………………………………………………………………..9
11. Измерение социальных установок …………………………………………………………………………9
12. Шкала самооценок ……………………………………………………………………………………….……9
13. Шкала ранжирования …………………………………………………………………………………….…10
Заключение……………………………………………………………………………………………………….…11
Список литературы ………………………………………………………………………..……………………12

Работа содержит 1 файл

реферат 1.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра социологии 
 
 

Реферат

По  дисциплине «Социология»

«Качественные методы в социологии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2010 г. 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………………..… 3

1.Методологические  основания качественных  исследований личности  в социологической  науке..4

2.Феноменологический  подход……………………………………………………………………………………4

3.Экзистенциальный анализ………………………………………………………………………………………5

4.Качественные  методы социологического  анализа личности…………………………………………...5

5.Методкейс-стади  (case study)…………………………………………………………………………………6

6.Этнографические  и исторические  исследования………………………………………………………….6

7.Биографический  метод…………………………………………………………………………………………6

8.Метод  фокус-группы …………………………………………………………………………………………...7

9. Интервью ………………………………………………………………………………………………………...8

10. Тестирование …………………………………………………………………………………………………..9

11. Измерение социальных установок …………………………………………………………………………9

12. Шкала самооценок  ……………………………………………………………………………………….……9

13. Шкала ранжирования  …………………………………………………………………………………….…10

Заключение……………………………………………………………………………………………………….…11

Список  литературы ………………………………………………………………………..……………………12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    В социологии существует несколько типов  методов: количественные и качественные. Приемы шкалирования, сбора данных и их анализа относятся к так называемым "жестким" методам. Их теоретико-методологическая основа — представление об обществе как системно-организованной целостности и предположение о способности научного знания рационально упорядочить и логически объяснить объективную реальность, построить достаточно стройную теорию этой целостности. К середине 60-х гг. в западной социологии использование "жестких" количественных методов достигло своего апогея. По некоторым подсчетам, до 90% публикаций в ведущих социологических журналах опирались на количественные методы анализа [1].

    К сегодняшнему дню ситуация в мировой да и в отечественной социологии изменилась.

    Количественные  методы были подвергнуты критике  прежде всего из методологических соображений. Социологи разочаровались в способности  макросоциологических теорий должным  образом объяснить "человеческую сущность" социальных явлений и процессов.

    Для современной социологии настал период гуманизации, переориентации от рационального  познания глобальных проблем к познанию и пониманию локальных сообщностей, специфики меньшинств и каждодневной социальной практики людей; от макро- к микроанализу социальных явлений.

    В классической социологии жизнь индивидов — это проявления надындивидуальных и от них не зависящих общесоциальных законов. Индивид рассматривается как представитель социального типа. Если же мы хотим понять социальный мир человека, восприятие им внешней реальности и мир его самосознания, то здесь недостаточно рационального языка категорий и абстракций. Необходимо приблизиться к адекватному пониманию смыслов, которые человек вкладывает в различные суждения и действия. Кроме того, поступки человека далеко не всегда адекватно осознаются им  самим. Чтобы уяснить их глубинный смысл надо приложить немало усилий для расшифровки внешне наблюдаемых действий и высказываний и для интерпретации их в социологических понятиях. Рационализация представлений о человеческом поведении так же требует определенных теорий, в рамках которых эти действия могут быть объяснимы.

    Другими словами, если количественная социология преимущественно направлена на изучение проблем социального взаимодействия между структурами, социальными институтами и организациями (например, медицина и система образования как социальные институты: каковы их функции и отношения между ними в данном обществе), то качественная социология занимается субъективным аспектом реальной практики этих отношений: что значит в данном обществе "быть врачом" или "быть учителем" и какова практика отношений "врача" и "учителя" в реальности.

    Для познания первого ряда проблем необходимо социальное знание, основанное на описании и объяснении обобщенных данных; для познания опыта, переживаний, чувств конкретных людей, их практики — второго ряда проблем — необходимо знание, основанное преимущественно на понимании и интерпретации.

    Рассмотрим  подробнее качественные методы в социологии.[1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.Методологические основания качественных исследований личности в социологической науке

  Качественные  исследования и их методы имеют длинную  историю в социальной науке. В  качестве их первых разработчиков называют Б. Малиновского, английских социальных исследователей Ч. Бута, С. Уэбба и Б. Уэбба, представителей Чикагской школы (Р. Парк, Р. Берджесс, Н. Андерсон, К. Шоу и др.), российского этнографа В.Н. Тенишева и др.

  В последние годы интерес к разработке качественных методов значительно возрос среди российских социальных ученых. Так, в книге известного отечественного социолога В.А. Ядова появился новый раздел, посвященный методологии качественных исследований[2]. По его мнению, <общий фокус качественного исследования концентрирует внимание на частном, особенном в описании целостной картины социальных практик>[3]. При этом исследователя интересует в первую очередь субъективный аспект этих практик. Другими словами, он <концентрирует внимание на субъекте, агенте социального действия и обращается прежде всего к его личностному повседневному опыту и взаимодействиям с другими, выраженным в словах, высказываниях, рассказах о собственной жизни>[4].

  По  мнению В.В.Семеновой, главная задача качественных исследований - <отделить социальную роль от ее реального исполнения и субъективных смыслов>[5]. В центре внимания социолога находится <практика повседневного взаимодействия людей, которая исследуется с точки зрения социального (социальный статус, социальная роль) или культурного дискурса (нормы, образцы поведения, культурные символы)>[6].

  Качественные  исследования опираются на методологию <понимающей> социологии и символической (или интерпретативной) культурной антропологии, в т.ч. теорию социального  взаимодействия Дж.Мида, социологию повседневности А.Шюца, этнометодологию Г.Гарфинкеля, концепцию социального конструирования реальности П.Бергера и Т.Лукманна, экзистенциальный анализ В.Франкла, социоанализ П.Бурдье, символико-интерпретативный подход К.Гирца и пр.

  Теоретико-методологической основой качественных социологических исследований личности выступают, прежде всего, феноменологический подход и экзистенциальный анализ, которые ориентируют исследователя на раскрытие социального контекста жизненного мира личности.  

  2.Феноменологический подход

  Реализация  феноменологического подхода в  практике исследования предполагает онтологический и гносеологический аспекты.

  В онтологическом плане исследователь  имеет дело с нетрадиционным пониманием объекта. <Феноменологический подход предполагает, что каждая личность конструирует собственную социальную реальность и живет в своем мире, где восприятие одних частей этой реальности в основном разделяется с другими членами общества, а других - может заметно отличаться>[7].

  Данный  подход последовательно реализуется в концепции повседневности А.Шюца[8]. Он рассматривает мир повседневности наряду с другими сферами, которые получили название <конечных областей значений>.Это - игра, наука, искусство, сон, душевная болезнь и т.д. Чем же отличается повседневность от этих сфер человеческого опыта? В качестве ее конституирующих характеристик необходимо вслед за Шюцем выделить трудовую деятельность, ориентированную на внешний мир, специфическая уверенность в существовании мира, напряженное и деятельное отношение к жизни, особое - восприятие времени, личностную определенность действующего индивида, определяемую степенью его включенности в деятельность.

  В результате взаимодействия указанных  выше специфических признаков возникает  особая форма социальности, образуемая на основе интерсубъективного понимания. А.Шюц формулирует свой тезис о взаимозаменяемости перспектив, суть которого состоит в предположении человека о том, что его партнеры по взаимодействию видят и понимают мир в сущности так же, как и он сам.

  В гносеологическом смысле исследователь является частью изучаемого социального явления. В результате взаимодействия с респондентом у него формируется новое представление о социальной реальности. Другими словами, исследователь феноменологического толка все время находится в позиции <двойной рефлексивности>, изучая рефлексивность респондента по отношению к объекту исследования[9].

  Однако  этого недостаточно для понимания  методологической роли феноменологического  подхода. Его главное предназначение состоит в ориентации <на поиск общего смысла, значения жизненного опыта личности. При этом жизненный опыт рассматривается безотносительно к реальным фактам жизни, а строится его общая картина, основываясь на воображении и интуиции исследователя. Из значения опыта одного индивида строится его общее универсальное значение для всех, кто имел аналогичный прожитый опыт. При этом предполагается, что такой смысл действительно есть, и он исследуется как определенный социальный феномен>[10]. 

  3.Экзистенциальный анализ

  Основные  положения экзистенциального анализа применительно к практике исследований и психотерапии наиболее полно изложены В.Франклом[11].

  В отличие от классической психологии, использующей методы психоанализа (выявления  бессознательных состояний и  влечений человека), логотерапия стремится к осознанию духовного при помощи экзистенциального анализа, направленного на то, чтобы довести до сознания человека ответственность за свою жизнь. <Ответственность же в каждом конкретном случае означает ответственность перед смыслом. Таким образом, вопрос о смысле человеческой жизни следует поставить в центр обсуждения>[12].

  Каковы  же процедуры экзистенциального  анализа? В своем исследовании В.Франкл выделяет несколько значимых этапов работы с клиентами.

  1. Человеческое бытие рассматривается  как сущностно обусловленное (осмысленное) и помещенное в историческое пространство (имеющее судьбоносный характер). <Быть человеком - значит ясно осознавать свое бытие и свою ответственность перед ним>.

  2. Человек ответствен за реализацию  своего смысла жизни, выражающегося в ее ценностях. Он реализует в своей жизни три типа ценностей: (1) ценностей реализации и творчества; (2) ценностей восприятия и переживания; (3) ценностей отношения, выражающих саму общую связь человека с миром, его ответственность за собственное бытие.

  3. Человек обладает не только  ответственностью за свою жизнь  и ее осмысленное осуществление,  но свободой выбора. "Каждый  человек может в каждый данный  момент иметь только одну-единственную  задачу: Следовательно, хотя мир  и рассматривается в перспективе, но каждому участку его соответствует лишь одна верная перспектива>.

Информация о работе Качественные методы в социологии