Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 15:04, реферат
В социологии существует несколько типов методов: количественные и качественные. Приемы шкалирования, сбора данных и их анализа относятся к так называемым "жестким" методам. Их теоретико-методологическая основа — представление об обществе как системно-организованной целостности и предположение о способности научного знания рационально упорядочить и логически объяснить объективную реальность, построить достаточно стройную теорию этой целостности. К середине 60-х гг. в западной социологии использование "жестких" количественных методов достигло своего апогея. По некоторым подсчетам, до 90% публикаций в ведущих социологических журналах опирались на количественные методы анализа
Введение …………………………………………………………………………………………………………..… 3
1.Методологические основания качественных исследований личности в социологической науке..4
2.Феноменологический подход……………………………………………………………………………………4
3.Экзистенциальный анализ………………………………………………………………………………………5
4.Качественные методы социологического анализа личности…………………………………………...5
5.Методкейс-стади (case study)…………………………………………………………………………………6
6.Этнографические и исторические исследования………………………………………………………….6
7.Биографический метод…………………………………………………………………………………………6
8.Метод фокус-группы …………………………………………………………………………………………...7
9. Интервью ………………………………………………………………………………………………………...8
10. Тестирование …………………………………………………………………………………………………..9
11. Измерение социальных установок …………………………………………………………………………9
12. Шкала самооценок ……………………………………………………………………………………….……9
13. Шкала ранжирования …………………………………………………………………………………….…10
Заключение……………………………………………………………………………………………………….…11
Список литературы ………………………………………………………………………..……………………12
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра
социологии
«Качественные
методы в социологии»
Москва
2010 г.
Содержание
Введение
………………………………………………………………………………
1.Методологические основания качественных исследований личности в социологической науке..4
2.Феноменологический
подход………………………………………………………………
3.Экзистенциальный
анализ………………………………………………………………
4.Качественные
методы социологического
анализа личности……………………………………
5.Методкейс-стади
(case study)………………………………………………………………
6.Этнографические
и исторические
исследования………………………………………………
7.Биографический
метод…………………………………………………………………
8.Метод
фокус-группы ……………………………………………
9.
Интервью ………………………………………………………
10.
Тестирование ……………………………………………
11. Измерение социальных установок …………………………………………………………………………9
12.
Шкала самооценок
………………………………………………………………………………
13.
Шкала ранжирования
………………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы ………………………………………………………………………..…
Введение
В социологии существует несколько типов методов: количественные и качественные. Приемы шкалирования, сбора данных и их анализа относятся к так называемым "жестким" методам. Их теоретико-методологическая основа — представление об обществе как системно-организованной целостности и предположение о способности научного знания рационально упорядочить и логически объяснить объективную реальность, построить достаточно стройную теорию этой целостности. К середине 60-х гг. в западной социологии использование "жестких" количественных методов достигло своего апогея. По некоторым подсчетам, до 90% публикаций в ведущих социологических журналах опирались на количественные методы анализа [1].
К сегодняшнему дню ситуация в мировой да и в отечественной социологии изменилась.
Количественные
методы были подвергнуты критике
прежде всего из методологических соображений.
Социологи разочаровались в способности
макросоциологических теорий должным
образом объяснить "
Для
современной социологии настал период
гуманизации, переориентации от рационального
познания глобальных проблем к познанию
и пониманию локальных
В классической социологии жизнь индивидов — это проявления надындивидуальных и от них не зависящих общесоциальных законов. Индивид рассматривается как представитель социального типа. Если же мы хотим понять социальный мир человека, восприятие им внешней реальности и мир его самосознания, то здесь недостаточно рационального языка категорий и абстракций. Необходимо приблизиться к адекватному пониманию смыслов, которые человек вкладывает в различные суждения и действия. Кроме того, поступки человека далеко не всегда адекватно осознаются им самим. Чтобы уяснить их глубинный смысл надо приложить немало усилий для расшифровки внешне наблюдаемых действий и высказываний и для интерпретации их в социологических понятиях. Рационализация представлений о человеческом поведении так же требует определенных теорий, в рамках которых эти действия могут быть объяснимы.
Другими словами, если количественная социология преимущественно направлена на изучение проблем социального взаимодействия между структурами, социальными институтами и организациями (например, медицина и система образования как социальные институты: каковы их функции и отношения между ними в данном обществе), то качественная социология занимается субъективным аспектом реальной практики этих отношений: что значит в данном обществе "быть врачом" или "быть учителем" и какова практика отношений "врача" и "учителя" в реальности.
Для познания первого ряда проблем необходимо социальное знание, основанное на описании и объяснении обобщенных данных; для познания опыта, переживаний, чувств конкретных людей, их практики — второго ряда проблем — необходимо знание, основанное преимущественно на понимании и интерпретации.
Рассмотрим
подробнее качественные методы в социологии.[1]
1.Методологические основания качественных исследований личности в социологической науке
Качественные исследования и их методы имеют длинную историю в социальной науке. В качестве их первых разработчиков называют Б. Малиновского, английских социальных исследователей Ч. Бута, С. Уэбба и Б. Уэбба, представителей Чикагской школы (Р. Парк, Р. Берджесс, Н. Андерсон, К. Шоу и др.), российского этнографа В.Н. Тенишева и др.
В последние годы интерес к разработке качественных методов значительно возрос среди российских социальных ученых. Так, в книге известного отечественного социолога В.А. Ядова появился новый раздел, посвященный методологии качественных исследований[2]. По его мнению, <общий фокус качественного исследования концентрирует внимание на частном, особенном в описании целостной картины социальных практик>[3]. При этом исследователя интересует в первую очередь субъективный аспект этих практик. Другими словами, он <концентрирует внимание на субъекте, агенте социального действия и обращается прежде всего к его личностному повседневному опыту и взаимодействиям с другими, выраженным в словах, высказываниях, рассказах о собственной жизни>[4].
По мнению В.В.Семеновой, главная задача качественных исследований - <отделить социальную роль от ее реального исполнения и субъективных смыслов>[5]. В центре внимания социолога находится <практика повседневного взаимодействия людей, которая исследуется с точки зрения социального (социальный статус, социальная роль) или культурного дискурса (нормы, образцы поведения, культурные символы)>[6].
Качественные исследования опираются на методологию <понимающей> социологии и символической (или интерпретативной) культурной антропологии, в т.ч. теорию социального взаимодействия Дж.Мида, социологию повседневности А.Шюца, этнометодологию Г.Гарфинкеля, концепцию социального конструирования реальности П.Бергера и Т.Лукманна, экзистенциальный анализ В.Франкла, социоанализ П.Бурдье, символико-интерпретативный подход К.Гирца и пр.
Теоретико-методологической
основой качественных социологических
исследований личности выступают, прежде
всего, феноменологический подход и экзистенциальный
анализ, которые ориентируют исследователя
на раскрытие социального контекста жизненного
мира личности.
2.Феноменологический подход
Реализация феноменологического подхода в практике исследования предполагает онтологический и гносеологический аспекты.
В онтологическом плане исследователь имеет дело с нетрадиционным пониманием объекта. <Феноменологический подход предполагает, что каждая личность конструирует собственную социальную реальность и живет в своем мире, где восприятие одних частей этой реальности в основном разделяется с другими членами общества, а других - может заметно отличаться>[7].
Данный подход последовательно реализуется в концепции повседневности А.Шюца[8]. Он рассматривает мир повседневности наряду с другими сферами, которые получили название <конечных областей значений>.Это - игра, наука, искусство, сон, душевная болезнь и т.д. Чем же отличается повседневность от этих сфер человеческого опыта? В качестве ее конституирующих характеристик необходимо вслед за Шюцем выделить трудовую деятельность, ориентированную на внешний мир, специфическая уверенность в существовании мира, напряженное и деятельное отношение к жизни, особое - восприятие времени, личностную определенность действующего индивида, определяемую степенью его включенности в деятельность.
В
результате взаимодействия указанных
выше специфических признаков
В гносеологическом смысле исследователь является частью изучаемого социального явления. В результате взаимодействия с респондентом у него формируется новое представление о социальной реальности. Другими словами, исследователь феноменологического толка все время находится в позиции <двойной рефлексивности>, изучая рефлексивность респондента по отношению к объекту исследования[9].
Однако
этого недостаточно для понимания
методологической роли феноменологического
подхода. Его главное предназначение
состоит в ориентации <на поиск
общего смысла, значения жизненного опыта
личности. При этом жизненный опыт рассматривается
безотносительно к реальным фактам жизни,
а строится его общая картина, основываясь
на воображении и интуиции исследователя.
Из значения опыта одного индивида строится
его общее универсальное значение для
всех, кто имел аналогичный прожитый опыт.
При этом предполагается, что такой смысл
действительно есть, и он исследуется
как определенный социальный феномен>[10].
3.Экзистенциальный анализ
Основные положения экзистенциального анализа применительно к практике исследований и психотерапии наиболее полно изложены В.Франклом[11].
В отличие от классической психологии, использующей методы психоанализа (выявления бессознательных состояний и влечений человека), логотерапия стремится к осознанию духовного при помощи экзистенциального анализа, направленного на то, чтобы довести до сознания человека ответственность за свою жизнь. <Ответственность же в каждом конкретном случае означает ответственность перед смыслом. Таким образом, вопрос о смысле человеческой жизни следует поставить в центр обсуждения>[12].
Каковы же процедуры экзистенциального анализа? В своем исследовании В.Франкл выделяет несколько значимых этапов работы с клиентами.
1.
Человеческое бытие
2.
Человек ответствен за
3.
Человек обладает не только
ответственностью за свою