Качественные методы в социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 15:04, реферат

Описание работы

В социологии существует несколько типов методов: количественные и качественные. Приемы шкалирования, сбора данных и их анализа относятся к так называемым "жестким" методам. Их теоретико-методологическая основа — представление об обществе как системно-организованной целостности и предположение о способности научного знания рационально упорядочить и логически объяснить объективную реальность, построить достаточно стройную теорию этой целостности. К середине 60-х гг. в западной социологии использование "жестких" количественных методов достигло своего апогея. По некоторым подсчетам, до 90% публикаций в ведущих социологических журналах опирались на количественные методы анализа

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………………..… 3
1.Методологические основания качественных исследований личности в социологической науке..4
2.Феноменологический подход……………………………………………………………………………………4
3.Экзистенциальный анализ………………………………………………………………………………………5
4.Качественные методы социологического анализа личности…………………………………………...5
5.Методкейс-стади (case study)…………………………………………………………………………………6
6.Этнографические и исторические исследования………………………………………………………….6
7.Биографический метод…………………………………………………………………………………………6
8.Метод фокус-группы …………………………………………………………………………………………...7
9. Интервью ………………………………………………………………………………………………………...8
10. Тестирование …………………………………………………………………………………………………..9
11. Измерение социальных установок …………………………………………………………………………9
12. Шкала самооценок ……………………………………………………………………………………….……9
13. Шкала ранжирования …………………………………………………………………………………….…10
Заключение……………………………………………………………………………………………………….…11
Список литературы ………………………………………………………………………..……………………12

Работа содержит 1 файл

реферат 1.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

  4. Смысл жизни человека следует  определить как субъективное, так  и относительное (зависящее только  от конкретной ситуации) явление.  Ситуация обуславливает смысловой  контекст жизни человека, его внешние рамки. Необходимо учитывать также и внутренний регулятор смысла - совесть. <Ее можно было бы определить как интуитивную способность почувствовать единственный и неповторимый смысл, скрытый в каждой ситуации. Другими словами, совесть - это смысловой орган>.

  Таким образом, осуществление человеком  жизненного выбора является нравственно-психологическим  процессом. Именно в этом смысле В.Франкл определяет индивидуальное существование  человека, наделяя его такими характеристиками, как смысл и ценности, свобода и судьба, долг и ответственность, смерть и жизнь.

  4.Качественные методы социологического анализа личности.

  Большинство методов, используемых для социокультурного анализа личности, относится к  группе качественных методов, т.е. методов, связанных с изучением индивидуального аспекта жизни человека, его жизненного пути.

  По  мнению В.В.Семеновой, качественным методам  присущи следующие черты: (1) естественный способ познания объекта, находящегося в естественных условиях; (2) частный (не обобщающий) характер исследования; (3) аналитическое (не статистическое) обобщение; (4) субъективизм в исследовании; (5) многомерное исследование объекта; (6) ориентация на выявление субъективных смыслов и значений[4].

  С точки зрения Дж.Кресуэла, качественные методы имеют следующие разновидности: кейс-стади, этнографическое исследование, <устная история>, <история жизни> (биографический метод), феноменологическое исследование и др. К ним следует добавить также неформализованное интервью, метод фокус-группа и некоторые другие. 

  5.Методкейс-стади (case study)

  Специфика этого метода состоит в глубинном  изучении своеобразия и уникальности человеческой жизни. За основу берется  не вся совокупность фактов, а отдельный  случай или отдельная общность, т.е. локальные характеристики объекта. Данное исследование направлено на определение всего контекста ситуации. Его выводы имеют исключительно прикладной характер, позволяющий ответить на вопрос, какие уроки можно извлечь из конкретного случая.

  Для изучения личности указанный метод имеет важнейшее значение. С его помощью можно, например, определить то, какое из локальных событий жизни повлияло на выбор личностью того или иного жизненного пути. Такого рода событийный кейс-стади чаще всего берется за основу описания направленности личности. 

  6.Этнографические и исторические исследования

  Данная  группа исследования личности берет  свое происхождение в исследованиях  культуры, в т.ч. в культурной антропологии. Поэтому ее в полной мере можно  отнести к методам социокультурного анализа феномена личности.

  Этнографическое исследование используется при описании и сравнении традиционных и современных  компонентов деятельности.

  <Результат  в этнографических исследованиях, - пишет В.В.Семенова, - новое знание  как многосторонний социально-культурный  портрет группы или индивида. Он включает описание <смыслов> действий, высказываний как с точки зрения представителей данной культуры, так и с позиции аналитика>.[4]

  Историческое  исследование, или устная история, описывает, как правило, субъективный опыт переживания исторических событий в контексте собственной жизни. Исследователь обращается к личным документам участников переживаемых событий, сверяя их с официальными источниками и документальными свидетельствами других очевидцев. 

  7.Биографический метод

  В научной литературе применяются различные средства анализа ретроспективных ориентаций личности - биографический метод или метод <рассказов о жизни>, анализ жизнеописаний и жизненных траекторий, сравнительный анализ жизненного пути, контент-анализ и др.

  Одно из самых популярных определений биографического метода принадлежит Н. Дензину. <Биографический метод, - писал он, - представляет переживания одного лица, одной группы или одной организации в той форме, в которой это лицо, группа или организация интерпретируют эти переживания>. Иными словами, биографический метод направлен <на то, чтобы представить субъективный опыт деятеля через его собственные категории и определения:>.

  В последние годы в социологической  науке отмечается рост публикаций по проблемам жизненного ориентирования личности в прошлом. Интерес к ретроспективным ориентациям (ориентациям в прошлой личной жизни) личности можно обнаружить как в работах западных ученых, в особенности тех из них, кто разрабатывает направление психосоциологии, в т.ч. клинической социологии (Ж.-П.Альмодавар, М.Бургос, В. де Гольжак, Ф.Знанецкий, М.Пажес, Р.Тернер, П.Томпсон и др.), так и отечественных исследователей (Е.И.Головаха, В.Б.Голофаст, А.А.Кроник, Н.Ф.Наумова и др.).

  В качестве распространенных приемов  биографического анализа личностных событий, в т.ч. биографических интервью, используются следующие процедуры: (1) синхронное описание событий для выявления индивидуальной траектории и истории жизни; (2) учет разнообразных ориентаций личности при описании ее жизненного пути; (3) согласование индивидуальных рассказов о жизни с представлениями других участников жизненного процесса (близкими, друзьями и знакомыми); (4) тематизация основных фрагментов индивидуальной истории жизни (выявление приоритетных тем рассказов о жизни, например, <предыстория жизни> (детство, отрочество, юность), <профессиональное самоопределение>, <любовный роман>, <динамика семейной жизни>, <история материального благосостояния>, <изменения в карьере>, <культурное развитие и досуг> и т.д.); (5) выделение и анализ различных конструкций жизнеописания, используемых людьми в рассказах о жизни; (6) определение характера временной перспективы в биографических повествованиях (линейное или циклическое, физическое, биологическое или социальное время).

  Существуют и другие схемы анализа и описания <историй жизни>. Одну из них (<девять шагов> Н.Дензина) приводит в своей работе И.Ф.Девятко.

  Таким образом, качественная методология  и качественные методы служат надежным и весьма эффективным инструментом социологических исследований личности и ее жизненного мира. Разумеется, их применение в социологии личности необходимо увязывать с использованием традиционной социологической методологии и количественными методами исследования. [1] 

  8.Метод фокус-группы

  Фокус-группы - это другой полезный метод получения  идей и предложений. В случае фокус-группы небольшая группа людей собирается вместе в помещении, чтобы выяснить некоторые интересующие заказчика  исследования вопросы. Дискуссия направляется модератором, который старается следовать примерному направлению вопроса, одновременно отмечая комментарии, сделанные каждым участником в ходе обсуждения. Таким образом, каждый собеседник остается открытым для мыслей другого и предоставляет свои соображения на суд остальных.

  Фокус-группы являются одним из наиболее часто  используемых методов маркетинговых  исследований; они могут оказаться  продуктивными в достижении многих целей, включая следующие:

  Выдвижение  гипотез, которые в дальнейшем могут быть проверены количественно.

  Предоставление  информации, которая может оказаться  полезной при создании опросной анкеты.

  Предоставление  дополнительной базовой информации по товарным категориям.

  Высказывание  впечатлений по концепциям нового продукта.

  Хотя  фокус-группы различаются по размеру, большинство их составляет от 8 до 12 человек. Меньшие группы легко подчиняются  мнению одного или двух человек; в  больших по размеру могут установиться беспорядок и путаница, в связи  с тем что люди должны будут долго ждать возможности ответить или поучаствовать в обсуждении. Респонденты обычно отбираются таким образом, чтобы группы были однородными, с минимальной возможностью конфликтов между членами группы по вопросам, не относящимся к предмету исследования, различиям в восприятии, опыте и способности к разговору.

  Большинство фирм, использующих фокус-группы, проводят отборочные собеседования, чтобы определить людей для участия в конкретной группе. Один из типов людей, которых  они пытаются устранить, это те, кто раньше участвовал в работе фокус-групп, поскольку такие люди могут захотеть вести себя как "эксперты". Их присутствие может вызвать нефункциональное поведение группы, поскольку опытные участники постоянно пытаются сделать свое присутствие заметным. Фирмы также стараются избегать формировать такие группы, в которых участвуют друзья или родственники, поскольку они склонны спонтанно мешать проведению обсуждения, когда начинают по-свойски разговаривать между собой.

  Проводя фокус-групы, необходимо добиться того, чтобы был представлен широкий спектр точек зрения. Это возможно только при проведении нескольких фокус-групп. Не только характеристики участников могут изменяться между всеми группами, но и кон-туры вопросов могут быть разными. Идеи, выдвинутые в одной из групп, могут быть предложены на обсуждение в другой. Типовой проект включает 4 группы, но некоторые могут насчитывать до 12. Критерий выбора состоит в том, вносят ли более поздние группы дополнительный вклад в освещение предмета исследования. Если они показывают уменьшающиеся результаты, то работа с группами прекращается.

  Типичный  срок работы фокус-группы - от полутора до двух часов. Группы могут быть размещены  в разных местах, включая офис самого клиента, нейтральные территории, офис исследовательской фирмы или даже дом одного из респондентов. Каждое место имеет свои преимущества и недостатки в отношении способности собрать респондентов, стоимости, получаемого отклика, возможностей для записи интервью для дальнейшей расшифровки и анализа.

  Модератору  принадлежит ключевая роль в фокус-группе. С одной стороны, модератор обычно вбрасывает объект исследования в русло  дискуссии. Чтобы сделать это, ему  или ей надо понимать основы проблемы и ту наиболее важную информацию, которую  клиент рассчитывает получить в результате процесса исследования. Модератор должен вести обсуждение так, чтобы затронуть все объекты и задачи исследования, и делать это так, чтобы взаимодействие между членами группы стимулировалось и поощрялось. Это очень деликатная роль. Она требует профессионального владения навыками общения, управления процессами группообразования, тесного знакомства с целями и задачами исследования.

  Заказчики могут получить некоторые преимущества от использования соответствующих  фокус-групп. Одним из них является то, что они позволяют прояснять вопрос. Идея может быть вброшена в течение совершенно внезапно. В ходе дальнейшего обсуждения группа имеет возможность развить представленные идеи, добавляя одну к другой подобно снежному кому. Высказывание одного из участников способно вызвать цепную реакцию ответов со стороны остальных. Некоторые чувствуют себя более раскованно в групповой среде, чем, если бы их опрашивали по одиночке, так как осознают, что могут распространить свои соображения без необходимости их защищать или изменять. Соответственно ответы часто становятся более спонтанными и менее последовательными, чем они могли бы быть при индивидуальной беседе[13]. 

  9. Интервью

  Глубинное интервью является методом сбора  информации, который представляет собой неструктурированную беседу респондента и интервьюера.

  Нарративное интервью - свободное повествование  рассказчика (респондента) без всякого  вмешательства со стороны интервьюера.

  Полуструктурированное интервью предусматривает составление  общего плана разговора с перечислением тематических блоков.

  Биографическое - тематические блоки соответствуют  жизненным циклам индивида;

  Лейтмотивное - отслеживание динамики какого-либо аспекта  жизнедеятельности индивида на протяжении его биографического пути;

  Фокусированное - получение более подробной информации об одном из жизненных циклов индивида.

  Экспертная  оценка - это компетентное мнение, мнение эксперта по какой-либо u:s проблем, находящихся в сфере его компетенции. Собираются они обычно в ходе экспертных интервью, то есть опросов лиц, профессионально разбирающихся в обсуждаемой проблеме.

Информация о работе Качественные методы в социологии