Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:21, курсовая работа
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский социолог и философ; позитивист, последователь Конта, профессор в Сорбонне. Дюркгейм утверждал, что социология должна изучать общество как особую духовную реальность, законы которой отличны от законов индивидуальной психики. Любое общество, по Дюркгейму, основано на общезначимых коллективных представлениях; «ученый имеет дело с социальными фактами - коллективными представлениями (право, мораль, религия, чувства, привычки и т.д.), которые принудительно навязываются человеческому сознанию общественной средой».
Введение
1.Теоретико-методологические принципы социологии Эмиля Дюркгейма
1.1. Краткая биография Эмиля Дюркгейма
1.2.Идея социальной солидарности социологии Эмиля Дюркгейма
2.Процессы социальной дезинтеграции и девиации в концепции Эмиля Дюркгейма
2.1.Феномен аномии как форма общественной дезинтеграции
2.2.Самоубийство как вид общественной девиации
Заключение
Среди работ Французской социологической школы, на которые книга Дюркгейма оказала наибольшее влияние, необходимо отметить исследования С. Бугле «Уравнительные идеи» (1899) и «Опыты о кастовом строе» (1908), работу П. Фоконне «Ответственность» и, наконец, знаменитое исследование Мосса «Опыт о даре» (1925)34.
33 Эта проблема до конца жизни волновала Дюркгейма не только как ученого, но и как гражданина. «Прежние боги стареют или умирают, а новые не родились»,— писал он в 1912 г. (Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religieuse. P., 1912. P. 610-611).
33 См.: Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социол. исслед. 1992, №№ 3, 4.
34
См.: Бугле С. Эгалитаризм: (Идея равенства).
Одесса, 1905; Bougie С.
Essais sur le regime des castes. P., 1908; Fauconnet P.
La Responsabilite P., 1920; Mauss M.
Essai sur le don // Mauss M. Sociologie et anthropologie. P., 1950.
2.Процессы социальной дезинтеграции и девиации в концепции Эмиля Дюркгейма
2.1.Феномен аномии как форма общественной дезинтеграции.
Управление
социальными процессами обусловлено
множеством факторов, среди которых
особое место занимает аномия. Латентное
влияние социальной аномии на управляемость
в обществе привело к тому, что
эта проблема часто остается в
тени. Между тем социальная аномия
снижает эффективность
Понятие «аномия» возникло более двадцати веков назад. Древнегреческое понятие «anomos» означает «беззаконный», «неуправляемый». Оно встречается еще у Еврипида и Платона. В Новое время понятие аномии мы находим в работах английского историка XIX века Уильяма Мэбейрда, французского философа и социолога XIX века Ж.М. Гюйо. В социологию этот термин ввел выдающийся французский социолог Эмиль Дюркгейм, а позднее существенно развил американский социолог Роберт Мертон.
Аномия (от фр. anomie – буквально «беззаконие, безнормность»; от греч. a – отрицательная частица и nomos – закон) – такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязующих норм, относится к ним негативно или равнодушно.
Впервые явление социальной аномии описал французский социолог Эмиль Дюркгейм. Аномия – отсутствие закона, организации, норм поведения, их недостаточность. Э. Дюркгейм отмечал, что аномичные состояния в обществе возникают особенно часто в условиях экономических кризисов и динамичных реформ. «В момент общественной дезорганизации, – считает он, – будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований – общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека…»1
Понятие аномии характеризует
состояние общества, при котором
наступают дезинтеграция и
Позднее аномия понимается также как состояние в обществе, вызванное избыточностью норм, причем противоречивых (Р. Мертон). В этих условиях личность теряется, не зная, каким нормам следовать. Разрушается единство нормативной системы, системы регулирования общественных отношений. Люди социально дезориентированы, переживают чувство тревоги, изолированности от общества. Это закономерно ведет к девиантному поведению, маргинальности, преступности и другим асоциальным явлениям.
Э.
Дюркгейм рассматривает аномию как
часть своей историко-
Необходимым условием возникновения аномии является противоречие между двумя рядами социально порождаемых явлений (первый – потребности и интересы, второй – возможности их удовлетворения). Предпосылкой целостной личности служит, по Дюркгейму, устойчивое и сплоченное общество. При традиционных общественных порядках человеческие способности и потребности обеспечивались относительно просто, так как соответствующее коллективное сознание удерживало их на низком уровне, препятствуя развитию индивидуализма, освобождению личности и устанавливая строгие принципы (границы) тому, что законно мог добиваться индивид в данном общественном положении. Иерархическое традиционное общество (феодальное) было устойчивым, так как ставило разные цели разным социальным слоям и позволяло каждому ощущать свою жизнь осмысленной внутри узкого замкнутого слоя. Ход общественного процесса увеличивает «индивидуализацию» и одновременно подрывает силу коллективного надзора, твердые моральные границы, характерные для старого времени. В новых условиях резко расширяется степень свободы личности от традиций, коллективных нравов и предрассудков, возможности личного выбора знаний и способов действия. Но относительно свободная структура промышленного общества больше не определяет жизнедеятельность людей и словно с естественной необходимостью и постоянно воспроизводит аномию в смысле отсутствия твердых жизненных целей, норм и образов поведения. Это ставит многих в неопределенное положение, лишает коллективной солидарности, чувства связи с конкретной группой и со всем обществом, что ведет к росту в нем отклоняющего и саморазрушающего поведения.
Аномия—это состояние беззакония, отсутствие правовых норм. Фундамент для теории аномии, используемой при объяснении причин преступности, заложил Эмиль Дюркгейм. Он считал, что социально отклоняющееся поведение и преступность — это вполне нормальные явления. Если в обществе нет такого поведения, значит, оно до болезненности законтролировано. Когда ликвидируется преступность, прекращается прогресс. Преступность—это плата за социальные изменения. В той же мере, в какой гений должен иметь возможность к самосовершенствованию, преступник должен иметь шанс на преступление. Общество без преступности немыслимо. Если бы перестало совершаться все то, что сейчас зовется преступным, в категорию преступности пришлось, бы зачислить какие-то новые виды поведения. Ибо преступность неизбежна, неистребима. И причина этого не в том, что люди слабы и злы, а в том, что в обществе существует бесконечное множество самых различных видов поведения. Солидарность же в человеческом обществе достигается только тогда, когда против этого разнообразия в поведении используют конформистский прессинг. Этот прессинг обеспечивают наказания. Преступность—это фактор общественного здоровья, в обществе без преступности давление коллективного сознания было бы настолько сильным и жестким, что никто не смог бы ему противостоять. В этом случае преступность была бы, конечно, уничтожена. Но вместе с ней исчезла бы и всякая возможность прогрессивного социального развития. И если оригинальность идеалиста, чьи мечты опережают свой век, самовыражается, то должна найти свое выражение и «оригинальность» преступника, который изрядно отстает от своего века. Преступник — это не какое-то неспособное к социализации существо, не паразит, не чуждый элемент, не приспособившийся к обществу, а фактор, играющий в жизни общества определенную роль.
По
Дюркгейму, преступность бывает незначительной
в обществе, где человеческой солидарности
и социальной сплоченности достаточно.
В результате социальных изменений,
которые могут идти как в сторону
экономического краха, так и в
направлении расцвета, создаются
благоприятные условия для
В
деле поддержания общественной солидарности
большую роль играет, по Дюркгейму,
наказание преступников. Изначальный
и важнейший источник солидарности
общества — это правильное понимание
честности и порядочности. Наказание
преступника необходимо, чтобы сохранить
приверженность рядового гражданина к
данной социальной структуре. Без угрозы
наказания средний гражданин
может потерять свою глубокую привязанность
к данному обществу и свою готовность
принести необходимую жертву ради сохранения
этой привязанности. Кроме того, наказание
преступника служит видимым общественным
подтверждением его неполноценности
и оправданности порицания
2.2. Самоубийство как вид общественной девиации
Для
того чтобы рассмотреть
Когда люди объединены и связаны любовью с той группой, к которой они принадлежат, то они легко жертвуют своими интересами ради общей цели и с большим упорством борются за свое существование. Одно и то же чувство побуждает их преклоняться перед стремлением к общему благу и дорожить своею жизнью, а сознание великой цели, стоящей перед ними, заставляет их забыть о личных страданиях. Наконец, в сплоченном и жизненном обществе можно наблюдать постоянный обмен идей и чувств между всеми и каждым, и поэтому индивид не предоставлен своим единичным силам, но имеет долю участия в коллективной энергии, находит в ней поддержку в минуты слабости и упадка.
Рассмотрим
более подробно семейные отношения.
Что такое брак? Для одних это
супружеская пара, а для других
- семейная группа. Эти два образования
имеют различную природу и
различное происхождение и
Отношения
родителей с детьми, к сожалению,
не всегда строятся на фундаменте открытых,
полностью искренних отношений,
которые являются надежной защитой
от многих суровых испытаний, с которыми
встречаются подростки в наше
время. И не случайно, что многие
попытки суицида у молодых
рассматриваются психологами
Информация о работе Эмиль дюркгейм как исследователь процессов социальной дезинтеграции и девиации