Изучение адаптации студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время проблема адаптации студентов занимает одно из значимых мест в педагогической науке и практике. Это обусловлено тем, что система образования высшей школы оказалась не подготовленной к трансформациям общественно-политической жизни, когда одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации студентов.

Содержание

I. Программа социологического исследования
1. Методологический раздел программы
1.1 Описание проблемной ситуации……………………………………………
1.2 Определение объекта и предмета СИ……………………………………….
1.3 Определение цели и задач СИ…………………………………………………
1.4 Формулировка гипотез………………………………………………………
1.5 Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий……..
2. Методический раздел программы
2.1 Обоснование выборки………………………………………………………….
2.2 Обоснование методов сбора социологической информации…………….
2.3 Календарный план ……………………………………………………………
2.4 Метод обработки данных………………………………………………………
II. Отчет по проведенному социологическому исследованию
1. Таблица результатов…………………………………………………………
2. Анализ результатов по задачам …………………………………………….
3. Анализ результатов по гипотезам………………………………………….
4. Вывод………………………………………………………………………..
5. Методические рекомендации……………………………………………
6. Практические рекомендации……………………………………………..
7. Приложение 1.Анкета………………………………………………………..
8. Список литературы………

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 240.68 Кб (Скачать)

     Известно, что процесс адаптации к обучению в вузе - явление весьма сложное, многогранное. Выделяют две стороны  социальной адаптации студентов:

     -профессиональную  адаптацию, под которой понимается  приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного  процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

     -социально-психологическую  адаптацию - приспособление индивида  к группе, взаимоотношениям в  ней, выработка собственного стиля  поведения. 

     Социально-профессиональную адаптацию принято рассматривать  в трех аспектах:

     - медико-биологический аспект (результат  приспособления организма индивида  и его психики к условиям  профессиональной деятельности  и общения);

     - психолого-педагогический аспект (процесс  социализации индивида в труде  и результат этого процесса);

     - социологический аспект (особый  этап жизненного пути молодого  человека, совпадающий по времени  с окончанием обучения в системе  народного образования и началом  профессиональной трудовой деятельности)7.

     Профессиональная  адаптация - предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом заключено положительное  значение адаптации для успешного  функционирования индивида (студента) в той или иной социальной роли.

     Различают три формы адаптации студентов  к условиям вуза:

     -адаптация  формальная, касающаяся познавательно-информационного  приспособления студентов к новому  окружению, к структуре высшей  школы, к содержанию обучения  в ней, ее требованиям к своим  обязанностям;

     -адаптация  общественная, то есть процесс  внутренней интеграции (объединения)  групп студентов-первокурсников  и интеграция этих же групп  со студенческим окружением в  целом;

     -адаптация  дидактическая, касающаяся подготовки  студентов к новым формам и  методам учебной работы в высшей  школе.

     Для успешной адаптации необходимым  является проявление активной позиции, которая должна быть не только у  преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и  выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной  цели, а преподаватель - создавать  для этого условия.

     В настоящее время проблема адаптации  студентов занимает одно из значимых мест в педагогической науке и  практике. Это обусловлено тем, что  система образования высшей школы  оказалась не подготовленной к трансформациям общественно-политической жизни, когда  одни только знания в традиционном понимании не могут выступать  в качестве средства успешной адаптации  студентов.  

      1.2.Определение  объекта и предмета  социологического  исследования

Объект  социологического исследования:

студенты  АГНИ проживающие в «Доме студентов  №1»

Предмет социологического исследования:

мнение студентов  об условиях проживания в «ДС №1»

1.3.Определение  цели и задач  социологического  исследования

Цель  социологического  исследования:

проанализировать  проблемы проживания в общежитии  и способы их решения.

Задачи  социологического исследования: 

1.Определить  мнения студентов о способах  получении мест в общежитии.

2.Определить  факторы и степень удовлетворенности  студентов :

      а) условиями  проживания в  «ДС №1»

     б)  организацией досуга( интернет, телевизор  и т.д)

     в)  работой « студенческого совета»  в « ДС №1»

3. Определить  качество работы  сотрудников  «ДС №1» и факторы оценки  качества.

     а)  руководства  

     б)воспитателя

     в)  обслуживающего персонала ( технический  персонал)

     г)  службы охраны

    д)психолога

4. Сформулировать  рекомендации по совершенствованию  работы общежития.

1.4.Формулировка гипотез

1) Студенты в целом  удовлетворены условиями проживания в общежитии .

2) Многие студенты, проживающие в общежитии, не  знают, что в общежитии работает  психолог услугами которого, при  необходимости можно воспользоваться  . 

1.5. Теоретическая интерпретация основных понятий

     Социальная  адаптация – «процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование адекватного самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими»8.

     Дезадаптированность, расстройство адаптации – состояние, которое проявляется следующими «симптомами»:

     - депрессивное настроение, тревога,  беспокойство;

     - чувство неспособности справиться  с ситуацией, приспособиться к  ней;

     - некоторое снижение продуктивности  в повседневных делах;

     - склонность к драматическому  поведению, вспышки агрессии. 

      Эмпирическая  интерпретация основных понятий 

      В качестве индикаторов проблем, обуславливающих  адаптацию студентов, нами были введены  следующие:

      а) проблемы с заселением в общежитие

      б) отношение с руководством и работниками общежития

      в) бытовые проблемы

      г) удовлетворенность работой студенческого  совета

      Для этого были сформулированы вопросы: 2,3,9, 10,11,12,13,21. 
 
 
 

2. Методический раздел  программы

2.1.  Обоснование выборки

Генеральная совокупность – студенты  АГНИ проживающие в «Доме студентов №1» . Общий объем выборочной совокупности, с учетом возможных ошибок, планируется определить в 110 человека. Нами используется целенаправленная стихийная выборка, которая осуществляется по следующему критерию:

    Место проживания:

  • В общежитии;

          Время проживания в общежитии:

           - меньше 2 лет

           - больше 2 лет

2.2. Обоснование методов  сбора информации

     Нами  выбирается метод анкетного опроса как основной метод сбора социологической  информации, так как он имеет следующие  преимущества:

  • является относительно простым методом;
  • позволяет в короткий срок с небольшим числом анкетеров опросить большое количество людей;
  • квалификация опрашивающих практически не влияет на результаты опроса.

2.3. Календарный план

февраль- выбор темы;

март – составление  методологической части исследования(разработки задач, гипотез, анкеты);

апрель- проведение анкетирования,  обработки и анализ результатов;

май – написание  отчета.

2.4. Метод обработки  данных

             Обработка данных будет проводиться  с помощью программного пакета  MicrosoftÒ Office – программ Microsoft Excel и Microsoft Word. Варианты ответов будут пронумерованы и будет произведен подсчет числа респондентов, выбравших определенный вариант. Результаты будут сведены в таблицы. По данным наиболее важных вопросов будут построены диаграммы. 
 
 
 
 
 
 
 

II Отчет по проведенному социологическому исследованию

1. Таблица результатов

 
Варианты  ответов Проживающие менее 2 лет  Проживающие более 2 лет Всего
1)Сколько лет Вы проживаете в «Доме студентов №1»?
  Кол-во % Кол-во % Кол-во
а)  1 27 54     27
б)  2 23 46     23
в)  3     29 58 29
г)  4     14 28 14
д)  5     7 14 7
2) Кто (или что)  повлиял(о) на Ваше заселение «Дом студентов №1»?
а ) деканат 13 26 3 6 16
б) социальное положение 8 16 14 28 44
в) спортивные достижения 12 24 11 22 23
г ) ректорат 2 4 2 4 4
д ) через  знакомых (взятничество) 1 2 5 10 6
е) удаленность проживания 24 48 28 56 52
ж ) свой вариант  1 2 1 2 2
3) Довольны ли Вы  условиями проживания  в «Доме студентов  №1»?
 а  ) безусловно доволен(-а) 24 48 26 52 50
б) скорее доволен(-а), чем нет 25 50 19 38 44
в) скорее не доволен(-а), чем доволен(-а) - 0 5 10 5
г) полностью  не удовлетворен(-а)       1    2 - 0 1
д) свой вариант -    0 - 0 0
 
 
4) Если не довольны, то чем именно?
 а)  качеством работы технического  персонала(чистотой) 1 3,8 3 12,5 4
б) количеством  мест в комнатах 6 23 8 33,3 14
в) отношением студентов, проживающих в общежитие, между собой 2 7,6 2 8,3 4
г) грубостью  со стороны служащих общежития 2 7,6 2 8,3 4
д) свой вариант 2 7,6 1 4,2 3
5 ) Проводятся ли  досуго-развлекательные  мероприятия в  Вашем общежитии?
 а  ) да   50 100 49 98 99
б ) нет - 0 1 2 1
6) Если да, то как  часто?
 а)  2 раза в месяц 11 22 4 8,1 15
б) )  1 раз в месяц 14 28 22 44,9 36
в) 2-3 раза за семестр 24 48 22 44,9 46
г) практически  не устраиваются 1 2 1 2,1 2
7) Удовлетворяет ли  Вас организация  досуго-развлекательных  мероприятий в  общежитии?
а) удовлетворяет  полностью 25 50 18 36 43
б) удовлетворяет  частично 22 44 28 56 50
в) абсолютно  не удовлетворяет 2 4 3 6 5
г) свой вариант 1 2 1 2 2
8)Если  не удовлетворяет  то, что именно?
 а)  частота проведения мероприятий 2 8,3 5 16,1 7
б) организованность проведения мероприятий 7 29,2 6 19,4 13
в) организаторы мероприятий - 0 5 16,1 5
г)свой вариант 2 8,3 - 0 2
9.1) Оцените, пожалуйста, работу руководство общежития по пятибалльной шкале. (где 1-абсолютно не удовлетворяет… 5-удовлетворяет полностью)
а ) 1 1 2 1 2 2
б ) 2 - 0 4 8 4
в ) 3 3 6 7 14 10
г ) 4 12 24 16 32 28
д) 5 34 68 22 44 56
 
9.2) Оцените, пожалуйста, работу воспитателя по пятибалльной шкале. (где 1-абсолютно не удовлетворяет… 5-удовлетворяет полностью)
а ) 1 - 0 2 4 2
б ) 2 5 10 6 12 11
в ) 3 9 18 7 14 16
г ) 4 13 26 15 30 28
д) 5 23 46 20 40 43
9.3) Оцените, пожалуйста, работу технического персонала по пятибалльной шкале. (где 1-абсолютно не удовлетворяет… 5-удовлетворяет полностью)
а ) 1 - 0 2 4 2
б ) 2 2 4 1 2 3
в ) 3 4 8 5 10 9
г ) 4 10 20 18 36 28
д) 5 34 68 24 48 58
9.4) Оцените, пожалуйста, работу охраны по пятибалльной шкале. (где 1-абсолютно не удовлетворяет… 5-удовлетворяет полностью)
а ) 1 2 4 - 0 2
б ) 2 1 2 3 6 4
в ) 3 7 14 9 18 16
г ) 4 17 34 20 40 37
д) 5 23 46 18 32 41
10) Пользуетесь ли Вы интернетом  в «Доме студентов №1»
а) да 39   78 44 88 83
г) нет 11 22 6 12 17
 
11) На сколько Вас  удовлетворяет качество  интернета?
а) удовлетворяет  полностью 1 2 3 6 4
 б)  удовлетворяет частично 29 58      18 36 47
в) абсолютно  не удовлетворяет 18 36 29 58 47
 
12) Существует мнение, что место в  общежитии можно  получить, дав взятку. Как Вы думаете,  верно ли это  суждение?
а) скорее верно       22 44 21 42 43
 б)  скорее не верно 7 14 7 14 14
в) не знаю       21 42 22 44 43
г) свой вариант - 0 - 0 0
13) Как Вы думаете,  на сколько студенческий  совет справляется  со своими обязанностями?

(Оцените  по пятибалльной  шкале, где 1-абсолютно    не удовлетворен(-а), 5-абсолютно  удовлетворен(-а))

а ) 1 1 2 - 0 1
б ) 2 3 6 5 10 8
в ) 3 20 40 20 40 40
г ) 4 16 32 22 44 38
д) 5 10 20 3 6 13
14) Посещаете ли Вы  культурно-развлекательные  мероприятия, организованные  в общежитии?
а ) все 7 14 1 2 8
б) большинство 11 22 13 26 24
в) многие 5 10 5 10 10
г) лишь некоторые      20 40 26 52 46
д) не посещаю                                                                                                                            7 14 5 10 12
 
15) Как часто студенческий  совет проводит  культурно-развлекательные  мероприятия?                                                                                                                                
 а  ) 2 раза в месяц                                                                                                                                       10       20 2 4 12
б) 1 раз  в месяц       13 26 24 48 37
в) 2-3 раза в семестр 27 54 24 48 47
г) не устраивает совсем нет       - 0 - 0 0
16) Кто, по Вашему  мнению, решает вопрос  о заселении в  общежитие?
 а  ) деканат 18 36 17 34 35
б) ректорат 22 44 28 56 50
в) всё  решают деньги 7 14 4 8 11
г) профсоюз 1 2 - 0 1
д) свой вариант 2 4 1 2 3
 
17) Какие новшества  Вы бы ввели,  в первую очередь,  в «Доме студентов  №1»?
а ) тренажерный  зал 34 68 36 72 70
б) буфет 12 24 7 14 19
в) стиральные машины 37 74 32 64 69
г) свой вариант 3 6 2 4 5
 
 
18) Имеется ли в «Доме студентов №1» психолог?
а) да      34 68 33 66 67
б) нет 5 10 3 6 8
в ) не знаю 11 22 14 28 25
19) Как часто Вы  пользуетесь услугами  психолога в общежитии?
 а) 2-3 раза в месяц       1 2 - 0 1
б) 2-3 раза в год - 0 1 2 1
в) по мере необходимости 4 8 9 18 13
г) не посещаю совсем 45 90 40 80 85
д) свой вариант - 0 - 0 0
20) Удовлетворены ли  Вы услугами психолога?
 а)  удовлетворен(-а) полностью 6 12 7 14 13
б) скорее удовлетворен(-а),чем не удовлетворен(-а) 1   2 5 10 6
в) скорее не удовлетворен(-а) , чем удовлетворен(-а) - 0 2 4 2
г) абсолютно  не удовлетворен(-а) - 0 - 0 0
д) затрудняюсь  ответить 28 56 31 62 59
21) Вы давали когда  нибудь взятку  для того, чтобы  получить место  в общежитие?
 а)  да 1 2 4 8 5
  б)  нет 49 98 46 92 95
22) Если да, то кому?
 а)  ректорат 1 100 3 75 4
б) деканат - 0 - 0 0
в) руководство  общежития - 0 - 0 0
г) профком - 0 - 0 0
д) ДОЦ - 0 1 25 1
е) свой вариант - 0 - 0 0
 
23) Если бы Вы могли  повлиять ( имели  бы власть ), что  бы Вы сделали  прежде всего,  для более справедливого  распределения мест  в общежитие?
 а)  ввел(-а) бы дополнительный контроль  за лицами распределяющими места 25 50 28 56 53
б) автоматизировал(-а) бы распределение мест ( с помощью  компьютеров ) в общежитие 16 32 12 24 28
в) ужесточил(-а) бы меры наказания за взятничество 11 22 19 38 30
г) увеличил(-а) бы заработную плату лицам, распределяющим места в общежитие 4 8 4 8 8
д) свой вариант 3 6 2 4 5
24) На каком факультете Вы учитесь?
 а)  ФНГ      11 22 16 32 27
б) ФИМ 6 12 16 32 22
в) ФЭА 17 34 14 28 31
г) ФЭУ 16 32 4 8 20
 
25) На каком курсе  Вы учитесь?
а) I 20 40 - 0 20
б) II 16 32 - 0 16
в) III 6 12 18 36 24
г) IV 8 16 23 46 31
д) V - 0 9 18 9
 
 
 
26) Ваш пол?
а) мужской 32 64 41 82 73
б) женский 18 36 9 18 27
 
 
 

 

     Мы  провели социологическое исследование в виде анкетирования на тему «Проблемы проживания в общежитии «ДС №1» », в котором приняло участие 100 человек, из них 50% - студенты которые проживают в общежитии меньше двух лет, 50%- студенты которые проживают в общежитии больше двух лет.

Рис. 1. Распределение  ответов респондентов на вопрос «Сколько лет Вы проживаете в «Доме студентов №1»? (в %).

     Вывод: Из 100 опрошенных респондентов ,50% занимают студенты проживающие в общежитии меньше двух лет, 50% - студенты проживающие в общежитии больше двух лет.

2. Анализ результатов по задачам

Задача 1. Определить мнения студентов о способах получении мест в общежитии.

     Для раскрытия данной задачи в анкету были введены вопросы №2,№12,№16,№21,№22.

     График  построен по следующему вопросу:

Кто, по Вашему мнению, решает вопрос о заселении в общежитие?

Ответы  распределились следующим образом:

 

Рис.2. Распределение  ответов респондентов на опрос «Кто, по Вашему мнению, решает вопрос о заселении в общежитие?» (в %)

     Вывод: Из диаграммы видно, что из 50-ти опрошенных  студентов, 44%  респондентов, проживающих в общежитии меньше двух  лет, считают , что вопрос о заселении в общежитие решает ректорат, 36% опрошенных , считают что вопрос о заселении в общежитию решает деканат ,14% полагают что все решают деньги,  4%  опрошенных респондентов  предложили свои варианты, 2% считают что вопрос о заселении в общежитию решает профсоюз.

       Из 50-ти опрошенных студентов, 56% респондентов, проживающих в общежитии больше двух  лет, считают, что вопрос о заселении в общежитию решает ректорат, 34% опрошенных , считают, что вопрос о заселении в общежитие решает деканат, 8% полагают, что все решают деньги, 4%  опрошенных респондентов  предложили свои варианты . 

Задача  №2. Определить факторы и степень удовлетворенности студентов :

      а) условиями  проживания в  «ДС №1»

     б)  организацией досуга( интернет, телевизор  и т.д)

     в)  работой « студенческого совета»  в « ДС №1»

Информация о работе Изучение адаптации студентов