Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 17:35, курсовая работа
В настоящее время проблема адаптации студентов занимает одно из значимых мест в педагогической науке и практике. Это обусловлено тем, что система образования высшей школы оказалась не подготовленной к трансформациям общественно-политической жизни, когда одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации студентов.
I. Программа социологического исследования
1. Методологический раздел программы
1.1 Описание проблемной ситуации……………………………………………
1.2 Определение объекта и предмета СИ……………………………………….
1.3 Определение цели и задач СИ…………………………………………………
1.4 Формулировка гипотез………………………………………………………
1.5 Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий……..
2. Методический раздел программы
2.1 Обоснование выборки………………………………………………………….
2.2 Обоснование методов сбора социологической информации…………….
2.3 Календарный план ……………………………………………………………
2.4 Метод обработки данных………………………………………………………
II. Отчет по проведенному социологическому исследованию
1. Таблица результатов…………………………………………………………
2. Анализ результатов по задачам …………………………………………….
3. Анализ результатов по гипотезам………………………………………….
4. Вывод………………………………………………………………………..
5. Методические рекомендации……………………………………………
6. Практические рекомендации……………………………………………..
7. Приложение 1.Анкета………………………………………………………..
8. Список литературы………
Содержание
1.1 Описание
проблемной ситуации……………………………
1.2 Определение
объекта и предмета СИ………………………
1.3 Определение
цели и задач СИ………………………………………
1.4 Формулировка гипотез………………………………………………………
1.5 Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий……..
2.1 Обоснование выборки………………………………………………………….
2.2 Обоснование методов сбора социологической информации…………….
2.3 Календарный план ……………………………………………………………
2.4 Метод
обработки данных……………………………………
Любое
развивающееся общество предъявляет
адекватные целям своего социально-культурного
развития требования к специалистам
той или иной области. Во все времена
главной задачей высшей школы
являлось формирование творческой, инициативной,
всесторонне развитой личности. В
наши дни, в период социально-экономических
перемен эти требования возрастают:
цель личностного и
Уникальность
и неповторимость каждой личности составляют
богатство всего общества, и всякое
искусственное ограничение
Рассматривая
сущность психологической адаптации
как создание «благоприятных условий»
посредством расширения адаптивного
многомерного пространства личностных
факторов, следует отметить, что
расширение спектра психологических
дисциплин, преподаваемых студентам
вузов, и создание «центров психологической
поддержки студентов» для психолого-педагогического
сопровождения учебно-
В социальной психологии мы понимаем адаптацию как процесс взаимодействия индивида с социальной средой, будь то студенческая группа или другая референтная группа.
Рассмотрим
подробнее понятие адаптация
как фактор, влияющий на успешность
в процессе учебной деятельности.
Известны работы по исследованию адаптации
студентов к учебной
Адаптация
студента - это сложный, динамический,
многоуровневый и многосторонний процесс
перестройки потребностно-
Л.И.
Рувинский исследовал проблемы адаптации
студентов младших курсов к условиям
вуза. Он отмечает, что стихийная
адаптация студентов младших
курсов не дает достаточно хороших
результатов. Поэтому необходимо организовать
целенаправленную адаптацию - процесс
оптимального и активного включения
студентов в новые вузовские
условия обучения и воспитания, осуществляющийся
посредством организации и
Л.И. Рувинский обозначает ряд
задач, возникающих в процессе
адаптации студентов к
1)
Методы воздействия на
2)
Выявление возможностей более
интенсивного культурного
3)Организация
художественного просвещения с
первых дней обучения
4)Ориентирование
вкусовых предпочтений в
Решение этих и других проблем включения молодежи в культурную среду студенчества поможет успешно преодолеть основные трудности адаптационного процесса.
Проблема адаптации студентов
к условиям обучения в вузе
представляет собой одну из
важных проблем, которую
Мотивация получения знаний и хорошего образования - первый шаг на пути подготовки специалиста. Сформировать это понимание у студентов - одна из важнейших задач вузовской психологии.
В концепции воспитательной работы АГНИ большое внимание уделяется проблеме адаптации студентов в новых социально психологических условиях вуза.
Целью воспитательной работы
в институте должно стать
Важной составляющей частью этой работы является поддержка студентов в процессе их социальной адаптации с тем, чтобы они были адекватны возникающим условиям, позитивно адаптировались к ним, формировались как специалисты, сохраняли свою индивидуальность.
Возможны
два основных вида адаптации студентов:
образовательная и социально-
Позитивная адаптация обеспечивает личности необходимые условия для творческой само реализации и саморазвития. Регрессивная адаптация ведет к социальной неудовлетворенности, пассивности, к различны социальным девиациям. Позитивной адаптации субъекта способствует наличие адаптационных ресурсов. К ним относятся социально психологические особенности субъекта: уровень и качество образования, материальное положение, характер взаимоотношений с окружающими людьми, профессиональный статус, возраст, социальное происхождение, жизненные ценности и приоритеты.
Адаптация студентов к новому социуму является одним из направлений исследований социологической лаборатории, т.к. от ее успешности во многом зависит, и успех подготовки молодого специалиста способного занять достойное место в обществе.
Подходы к определению понятия
адаптации имеют разные
а) состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и потребности среды, с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой;
б)
процесс, посредством которого это
гармоничное состояние
Социальная
адаптация - процесс (или состояние,
достигающееся как результат
этого процесса) физических, социально-экономических
или организационных изменений
в специфически-групповом
Адаптированность
выражается как принятие и эффективный
ответ на те социальные ожидания, с
которыми встречается каждый в соответствии
со своим возрастом и полом. Адаптационное
поведение характеризуется
Основными признаками эффективной адаптированности являются:
-адаптированность
в сфере "внеличности"
-адаптированность
в сфере личностных отношений,
где устанавливаются интимные, эмоционально
насыщенные связи с другими
людьми, а для успешной адаптации
требуются чувствительность, знание
мотивов человеческого
Адаптация студентов к обучению в вузе имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в систему вузовского обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности.