Изучение адаптации студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время проблема адаптации студентов занимает одно из значимых мест в педагогической науке и практике. Это обусловлено тем, что система образования высшей школы оказалась не подготовленной к трансформациям общественно-политической жизни, когда одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации студентов.

Содержание

I. Программа социологического исследования
1. Методологический раздел программы
1.1 Описание проблемной ситуации……………………………………………
1.2 Определение объекта и предмета СИ……………………………………….
1.3 Определение цели и задач СИ…………………………………………………
1.4 Формулировка гипотез………………………………………………………
1.5 Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий……..
2. Методический раздел программы
2.1 Обоснование выборки………………………………………………………….
2.2 Обоснование методов сбора социологической информации…………….
2.3 Календарный план ……………………………………………………………
2.4 Метод обработки данных………………………………………………………
II. Отчет по проведенному социологическому исследованию
1. Таблица результатов…………………………………………………………
2. Анализ результатов по задачам …………………………………………….
3. Анализ результатов по гипотезам………………………………………….
4. Вывод………………………………………………………………………..
5. Методические рекомендации……………………………………………
6. Практические рекомендации……………………………………………..
7. Приложение 1.Анкета………………………………………………………..
8. Список литературы………

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 240.68 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Программа социологического исследования
  1. Методологический раздел программы

    1.1 Описание  проблемной ситуации……………………………………………

    1.2 Определение  объекта и предмета СИ……………………………………….

    1.3 Определение   цели и задач СИ…………………………………………………

    1.4 Формулировка  гипотез………………………………………………………

    1.5 Теоретическая  и эмпирическая интерпретация  основных понятий……..

  1. Методический раздел программы

   2.1 Обоснование  выборки………………………………………………………….

   2.2 Обоснование  методов сбора социологической  информации…………….

   2.3 Календарный  план ……………………………………………………………

   2.4 Метод  обработки данных………………………………………………………

  1. Отчет по проведенному социологическому исследованию
  1. Таблица результатов…………………………………………………………
  1. Анализ результатов по задачам …………………………………………….
  2. Анализ результатов по гипотезам………………………………………….
  3. Вывод………………………………………………………………………..
  4. Методические рекомендации……………………………………………
  5. Практические  рекомендации……………………………………………..
  6. Приложение 1.Анкета………………………………………………………..
  7. Список литературы…………………………………………………………….

Программа социологического исследования

1. Методологический  раздел программы

1.1. Формулировка проблемы

 

     Любое развивающееся общество предъявляет  адекватные целям своего социально-культурного  развития требования к специалистам той или иной области. Во все времена  главной задачей высшей школы  являлось формирование творческой, инициативной, всесторонне развитой личности. В  наши дни, в период социально-экономических  перемен эти требования возрастают: цель личностного и профессионального  развития студентов стала особенно значимой. Молодой специалист ХХI века - это прекрасно образованный, конкурентоспособный  профессионал, умеющий широко и нестандартно мыслить, принимать смелые решения. Его главный капитал активная гражданская позиция, глубокая нравственность и ответственность перед обществом, семьей, коллективом и перед самим собой.

     Уникальность  и неповторимость каждой личности составляют богатство всего общества, и всякое искусственное ограничение свободного проявления и развития личности подрывает  ее творческий потенциал, препятствует ее самоактуализации1. Именно в студенческом возрасте достигают максимума не только физические, но и когнитивные процессы. На этом основании Ананьев Б.Г. сделал вывод о том, что данный период жизни наиболее сенситивен обучению и профессиональной подготовке. По мнению Климов Е.А. в этот период происходит активное формирование индивидуального стиля деятельности.

     Рассматривая  сущность психологической адаптации  как создание «благоприятных условий» посредством расширения адаптивного  многомерного пространства личностных факторов, следует отметить, что  расширение спектра психологических  дисциплин, преподаваемых студентам  вузов, и создание «центров психологической  поддержки студентов» для психолого-педагогического  сопровождения учебно-воспитательного процесса позволяет повысить эффективность воспитательной работы и успешность студентов в учебной деятельности.

     В социальной психологии мы понимаем адаптацию  как процесс взаимодействия индивида с социальной средой, будь то студенческая группа или другая референтная группа.

     Рассмотрим  подробнее понятие адаптация  как фактор, влияющий на успешность в процессе учебной деятельности. Известны работы по исследованию адаптации  студентов к учебной деятельности. (Д.А. Андреева, Л.И. Рувинский, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.А. Реан, с-н. Костромина, Т.Г. Хамаганова, Н.С. Кантонистова, С.Б. Семке).

     Адаптация студента - это сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс  перестройки потребностно-мотивационной  сферы. Для адаптации личности в  обществе особое значение имеют солидаризация, идентификация целей и задач  личности и общества2.

     Л.И. Рувинский исследовал проблемы адаптации  студентов младших курсов к условиям вуза. Он отмечает, что стихийная  адаптация студентов младших  курсов не дает достаточно хороших  результатов. Поэтому необходимо организовать целенаправленную адаптацию - процесс  оптимального и активного включения  студентов в новые вузовские  условия обучения и воспитания, осуществляющийся посредством организации и самоорганизации  деятельности студентов, направленной на преодоление адаптационных трудностей. Л.И. Рувинский отмечает, что процесс  адаптации студента к условиям вуза протекает под влиянием как специально организованных воздействий, так и  всего учебно-воспитательного процесса в вузе, а также невузовских факторов.

       Л.И. Рувинский обозначает ряд  задач, возникающих в процессе  адаптации студентов к условиям  учебной деятельности:

     1) Методы воздействия на атмосферу  формирующегося коллектива в  период сближения студентов - привитие культуры общения, выработка  критериев выделения лидеров  внутренней жизни коллектива - людей  с высокими личностными качествами (Идейно-политическими, нравственными,  эстетическими). На основе этого - осознанное структурирование общественной жизни коллектива, безусловно, при опоре на принцип самоуправления студенческого коллектива3.

     2) Выявление возможностей более  интенсивного культурного развития  начинающих студентов в рамках  учебного процесса, как с помощью  преподавателей кураторов, так  и с использованием воспитательного  воздействия коллектива, а также  средств самовоспитания личности.

     3)Организация  художественного просвещения с  первых дней обучения студентов  по про грамме, охватывающей различные  виды искусства с целью воздействовать  на развитие эстетических оценочных  представлений, а также на избирательность  молодежи в сфере искусства.

     4)Ориентирование  вкусовых предпочтений в предметно-вещественной  среде, что особенно касается  организации работы в общежитии.

     Решение этих и других проблем включения  молодежи в культурную среду студенчества поможет успешно преодолеть основные трудности адаптационного процесса.

       Проблема адаптации студентов  к условиям обучения в вузе  представляет собой одну из  важных проблем, которую приходится  решать руководству вуза, психологам  и преподавателям. Как чувствует  себя вчерашний школьник, оказавшийся  в новой для него среде высшей  школы? Как помочь ему приспособиться  к новым условиям? Как ускорить  процесс адаптации? Это немногие  из вопросов, которые встают перед  преподавателями и психологами.  от того, как долго по времени  и с какими затратами происходит  процесс адаптации, зависят текущие  и предстоящие успехи студентов,  процесс их профессионального  становления. Студенты нуждаются  в особой помощи со стороны  психологов и педагогов в преодолении  трудностей этого периода. Вузы XXI века не могут развиваться  без качественно новых форм  психологического обеспечения их  деятельности.

     Мотивация получения знаний и хорошего образования - первый шаг на пути подготовки специалиста. Сформировать это понимание у  студентов - одна из важнейших задач  вузовской психологии.

     В концепции воспитательной работы АГНИ большое внимание уделяется проблеме адаптации студентов в новых  социально психологических условиях вуза.

       Целью воспитательной работы  в институте должно стать формирование  общечеловеческих ценностей в  сознании молодого человека в  нелегкой обстановке, когда наш  социум находится в глубоком  кризисе, не только экономическом,  но и в сфере духовной жизни.  Именно они должны стать основой  его мировоззрения, мироощущения. Только тогда молодые люди  приобретут необходимую жизненную  силу, и сумеют противостоять  ударам судьбы и не превратятся,  как писал американский социолог  э. Эриксон в благородных «тихих  страдальцев». Обязательным условием  успешности гуманизации технического  образования должно стать непосредственное  участие каждого субъекта образовательного  процесса в воспитательной работе. Ведь педагог воспитывает не  только через лекции, но и своим  образом жизни: манерой общения,  отношением с коллегами, студентами, отношением к своему делу и  жизни.

     Важной  составляющей частью этой работы является поддержка студентов в процессе их социальной адаптации с тем, чтобы  они были адекватны возникающим  условиям, позитивно адаптировались к ним, формировались как специалисты, сохраняли свою индивидуальность.

     Возможны  два основных вида адаптации студентов: образовательная и социально-психологическая. Образовательная - это привыкание к  формам занятий, формам контроля знаний, к объемам научной информации, формам самостоятельной работы4. Социально-психологическая – это адаптация к новым условиям, к особенностям общения в студенческой группе, к формам взаимоотношений с преподавателями, самоорганизации.

     Позитивная  адаптация обеспечивает личности необходимые  условия для творческой само реализации и саморазвития. Регрессивная адаптация  ведет к социальной неудовлетворенности, пассивности, к различны социальным девиациям. Позитивной адаптации субъекта способствует наличие адаптационных  ресурсов. К ним относятся социально психологические особенности субъекта: уровень и качество образования, материальное положение, характер взаимоотношений с окружающими людьми, профессиональный статус, возраст, социальное происхождение, жизненные ценности и приоритеты.

     Адаптация студентов к новому социуму является одним из направлений исследований социологической лаборатории, т.к. от ее успешности во многом зависит, и  успех подготовки молодого специалиста  способного занять достойное место  в обществе.

       Подходы к определению понятия  адаптации имеют разные характеристики:

     а) состояние, в котором потребности  индивида, с одной стороны, и потребности  среды, с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между  индивидом и природой или социальной средой;

     б) процесс, посредством которого это  гармоничное состояние достигается.

     Социальная  адаптация - процесс (или состояние, достигающееся как результат  этого процесса) физических, социально-экономических  или организационных изменений  в специфически-групповом поведении, социальных отношений и в культуре; это итог процесса изменений социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических  отношений между людьми, приспособление к социальной среде5.

     Адаптированность  выражается как принятие и эффективный  ответ на те социальные ожидания, с  которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Адаптационное  поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением  инициативы и ясным определением собственного будущего.

     Основными признаками эффективной адаптированности являются:

     -адаптированность  в сфере "внеличности" социально-экономической  активности, где индивид приобретает  знания, умения и навыки, добивается  компетенции и мастерства6;

     -адаптированность  в сфере личностных отношений,  где устанавливаются интимные, эмоционально  насыщенные связи с другими  людьми, а для успешной адаптации  требуются чувствительность, знание  мотивов человеческого поведения,  тонкого и точного отражения  изменений взаимоотношений. 

     Адаптация студентов к обучению в вузе имеет  свои особенности. Вхождение молодых  людей в систему вузовского обучения, приобретение ими нового социального  статуса студента требуют от них  выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени  соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может  проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается  активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для  него виды деятельности.

Информация о работе Изучение адаптации студентов