История социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 21:14, реферат

Описание работы

Изучение социальных явлений и процессов имеет давнюю традицию. Уже в трудах философов Древнего мира были предприняты первые попытки решения таких проблем, как построение идеального государства и совершенствование социальной структуры общества (Платон), политическая стабильность в небольших (Аристотель) и сверхбольших государствах (Полибий, Цицерон), воспитание и социализация личности (Сократ) и др.

Работа содержит 1 файл

).docx

— 94.98 Кб (Скачать)

Другими словами, антипозитивисты  в отличие от позитивистов, признавших мир как объективную реальность, утверждали, что законы, по которым  развивается природа и общество, различны, что дойти до сути общественных законов невозможно, что сущность, лежащая в основе социальных процессов  и явлений, в принципе непознаваема.

Если для естественных наук характерен генерализирующий (обобщающий) метод познания, то для социальных наук – индивидуализирующий, означающий установление индивидуальных неповторимых фактов действительности. Эти неповторимые, своеобразные социальные факты могут  быть идентифицированы соотнесением с  устойчивыми идеальными представлениями-ценностями.

В. Дильтей считал, что  мир, жизнь создаются представлениями  людей. И задача социолога-антипозитивиста  не пытаться вскрыть сущность социальных фактов, а понять их.

Концепцию «понимающей социологии»  разработал немецкий социолог Макс Вебер. Понимание как прямое постижение противопоставляется М. Вебером  свойственному естественным наукам непрямому, выводному знанию, объяснению. Важно не объективное знание, а  понимание социальных действий. На место оценки социальных явлений  М. Вебер выдвигает принцип свободы  от оценочных суждений. Данный принцип  означает, что достоверность и  истинность социальных явлений и  их значимость для социального поведения  есть вещи совершенно различные и  подчас несовместимые. Отсюда следует, что нет плохого или хорошего, положительного или отрицательного социального действия, что любое  социальное поведение следует понимать из его соотнесения с теми социальными  ценностями, которые присущи данной социальной группе (принцип отнесения  к ценностям).

«Понимающая социология»  активно развивалась в первой половине XX в. в Европе (в том числе и в России) и в США. Ее сторонниками становятся Г. Зиммель, А. Фиркандт, Ф. Знанецкий, Г. Блумер, Э. Хьюз, Р. Мертон, Т. Парсонс, П. Струве, Н. Кареев и др.

Одним из влиятельных направлений  антипозитивизма было антропологическое, основанное Максом Шелером (1874–1929). Он считал, что человек занимает особое положение на «лестнице существ». У него отсутствуют некоторые  необходимые инстинкты, например способность  ориентироваться в лесу, в темноте, слабо развитое обоняние, осязание и т. д. Человек разорвал свою прямую связь с природой, и как единичное существо, индивид, он не самодостаточен. Свои недостатки он компенсирует культурой, т. е. знаниями и навыками, которые он получает от общества.

Дальнейшее развитие цивилизации  будет только увеличивать разрыв человека с природой. Отсюда вытекает задача развития социальных институтов – семьи, школы, церкви, государства, которые насыщают индивида культурой  и регулируют его поведение.

Кризис позитивизма в 80-х гг. XIX в. дал толчок развитию не только различным направлениям антипозитивизма. Примерно в эти же годы социологическая наука испытывает влияние развивающейся психологии. Социологи, сторонники психологического подхода, стремились объяснить социальные события исходя из психических явлений. Это течение социологии можно подразделить на такие направления:

психологический эволюционизм (Л. Уорд, Ф. Гиддинс), который развитие общества рассматривал как часть космической эволюции, в отличие от природной эволюции, базирующейся на техническом (целенаправленном), сознательном управлении социальными процессами. Социальное воздействие людей становится возможным на основе так называемого «сознания рода», «телезиса», – психического ощущения общности целей развития человеческой цивилизации;

инстинктивизм (У. Мак-Дугал), который искал основу жизни в инстинктах и эмоциях, представляющих собой проявления психического склада индивида;

психология масс (Г. Лебон, Г. Тард), которая стремилась объяснить поведение больших неорганизованных групп людей с помощью таких групповых свойств, как анонимность индивида в толпе, внушаемость, психическое заражение. Отсюда неуправляемость, иррациональность, быстрая смена настроения толпы;

бихевиоризм (Э. Торндайк, Д. Уотсон) объясняет поведение животных и человека, которое представляет собой совокупность двигательных и вербальных реакций, как ответ на стимулы (воздействия) внешней среды. Методологической базой бихевиоризма стало положение позитивизма о том, что социология должна основываться на опыте, эксперименте. Отсюда бихевиористы делают вывод, что социология (и психология) должна изучать поведение, а не психику и сознание. Согласно бихевиоризму, в каждом человеке заложено определенное количество «схем поведения» (дыхание, принятие пищи и др.). Над этими элементами в процессе научения надстраиваются более сложные. Научение основано на принципе проб и ошибок, но результативная эффективная реакция закрепляется. Таким образом, регулируя стимулы, можно получить определенные реакции индивидов и групп. Однако результаты у бихевиористов получались неадекватными затраченным усилиям. Основным недостатком этой теории явилось исключение из цепочки поведенческого акта человека сознания.

В 20-е гг. XX в. возрождается позитивистская традиция. Неопозитивизм базируется на достижениях технических и естественных наук, новых разработках философии, логики, социологии науки.

Принципы неопозитивизма заключаются в следующем:

натурализм, т. е. подчинение социальных явлений природным законам;

сциентизм, т. е. методы социологии должны быть точными, строгими, объективными, как и методы естественных наук;

бихевиоризм, т. е. мотивацию социального поведения можно исследовать только через открытое поведение;

верификационизм, т. е. истинность научных утверждений должна утверждаться на основе опыта и эксперимента;

квантификация, т. е. все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно;

объективизм, т. е. социология должна быть свободна от ценностных суждений и идеологических схем.[6]

Неопозитивистские установки  разделяют такие видные социологи, как П. Лазарсфельд, Г. Зеттербергер, Г. Блейлок, К. Поппер, Дж. Хол-тон, Р. Кит, Т. Бентон.


Информация о работе История социологии