История Социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:52, реферат

Описание работы

Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Дело в том, что каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. И хотя сам термин социология связан с именем О. Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
§1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии…
4
§2. Западноевропейская социология XIX – начала XX века……………...
7
§3. Классическая зарубежная социология………………………………..
13
§4. Современная зарубежная социология………………………………...
17
Заключение……………………………………………………………………
19
Список литературы…………………………………………………………...
20

Работа содержит 1 файл

Реферат Социология.doc

— 80.00 Кб (Скачать)


 

 

Реферат по дисциплине

«Социология и политология»

 

Тема

История Социологии

 

 

 

 

 

Студент: Литвиненко

Анастасия Александровна

Группа ВВ 1013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

Введение………………………………………………………………………

  3

     §1. Предыстория и  социально-философские предпосылки социологии…

  4

     §2. Западноевропейская  социология XIX – начала XX века……………...

  7

     §3. Классическая  зарубежная  социология………………………………..

13

     §4. Современная  зарубежная  социология………………………………...

17

Заключение……………………………………………………………………

19

Список литературы…………………………………………………………...

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Социология имеет очень  много определений, но все они  сводятся к одному, что предметом  и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь, а знания в этой области, мне кажется очень важны для современного человека.

Но  изучать что-либо, в частности  науку, не зная её историю возникновения, развития - просто невозможно.

История каждой науки свидетельствует, что вначале  зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Дело в том, что каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. И хотя сам термин социология связан с именем О. Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку.

В своей курсовой работе я попытаюсь осветить только часть истории социологии, т.е. речь пойдёт только об истории социологии за рубежом. Так же я постараюсь охватить большие исторические рамки возникновения и развития зарубежной социологии, начиная с Аристотеля и Платона, становлением социологии как науки и заканчивая уже современной социологией.

Первый параграф моей работы будет посвящён предыстории и предпосылкам возникновения социологии, т.е. трудам Аристотеля и Платона, и их последователей.

 

§1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии.

 

Первые в  истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии. Наиболее значительные из них принадлежат двум крупнейшим древнегреческим философам — Платону (428/427—348/347 до н.э.) и Аристотелю (384—322 до н.э.).

Социальные взгляды Платона  наиболее полно отражены в диалоге  «Государство». Главная его мысль заключается в том, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности.

Принадлежность  к интеллектуальной элите, согласно Платону, обусловлена только происхождением. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими качествами души, — мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть абсолютным образцом поведения для низших слоев общества.

У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное среднее сословие. Кроме него, существуют еще два сословия: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство лучше всего управляется в том случае, когда масса лишенных собственности бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатой плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других.

Аристотель  учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов.

Первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям  Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства Никколо Макиавелли (1469—1527).

В его главном  произведении «Государь» описываются  принципы создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели, но акцент делается не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Макиавелли сформулировал законы поведения правителя, желающего добиться успеха.

Томас Гоббс (1588—1679) сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора, ставшую  основой учения о гражданском обществе.

Жан Жак Руссо (1712—1778) разработал концепцию «ordre naturel» (естественного порядка), который благодаря общественному договору превращается в «ordre positif» («порядок позитивный»).

Джамбаттиста  Вико (1668—1744) в эпоху Просвещения разрабатывал принципы исторического метода и познания «гражданского мира», полностью сотворенного людьми.

Вообще социология своими корнями уходит в эпоху  Просвещения и исторические события  Французской революции, оказавшей  существенное влияние на дальнейшее развитие человечества.

В этот период под влиянием Великой  французской революции происходило формирование гражданского общества со всеми присущими ему качественными характеристиками 
и гуманистическими особенностями, в центр которого по степенно становился человек в его специфическом общественном измерении. Здесь следует назвать таких мыслителей, как Монтескье (1689 - 1755), Вальтер (1694 - 1778), Гельвеций (1715 - 1771), Тюрго (1727 - 1781), Кондорсе (1743 - 1794), и про которых я уже упомянул – Вико и Руссо.

Но я бы хотел  обратится к названию этого параграфа, который нам говорит что это  только предыстория и различные  предпосылки появления социологии, а о дальнейшем изучении и развитии, я бы даже сказал о становлении  социологии как науки, пойдёт речь в следующем параграфе моей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

XIX—начала XX века.

 

Термин социология в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил Опост Конт (1798—1857). В главных своих сочинениях — «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики» — он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений.

В своем главном произведении «Курс позитивной философии» (1842) он устанавливает единый закон движения истории и человеческого познания, переформулировав предложенные уже Джамбаттиста Вико три стадии истории человечества в стадии познания, которые последовательно должен пройти человеческий дух: теологическая, или фиктивная; метафизическая, или абстрактная; научная, или позитивная.

На первой, теологической стадии человеческий ум объясняет мир и совершающиеся вокруг него процессы прямым и постоянным действием сверхъестественных сил. На второй стадии, метафизической, антропоморфные божества заменяются отвлечёнными силами, различными рода абстракциями, воплощенными в разных сущностях мира. Что касается третей стадии, позитивной то Конт характеризует её так: «человеческий ум отказывается от решения вопроса о происхождении и назначении Вселенной», чтобы заниматься лишь «открытием путём соединения рассуждений и наблюдений действительных законов этих явлений».

С помощью социологии Конт пытается преодолеть социальные катаклизмы своего времени и объединить оба полюса — порядок и прогресс. Прогресс без порядка — это анархия, порядок без прогресса превращается в реакцию. В позитивной политике порядок и прогресс — это две неразрывные стороны одного и того же принципа. Конт воспринимает порядок и прогресс прежде всего как два вида общественных закономерностей, которые фиксируют две части социологии — социальную статику и социальную динамику, из чего и состоит теория А. Конта.

Социальная статика имеет дело с общественным порядком, который понимается как гармония элементов, основывающихся на отношениях общности, и акцентирует внимание на «структуре коллективного существа» (общества), исследует условия его существования и законы социальной гармонии.

Социальная  динамика основывается на определенной последовательности этапов развития. Согласно законам развития общества, по Конту, имеют место три стадии политико-социальных форм организации:

- теологическая  стадия — военное господство;

- метафизическая  стадия — феодальное господство;

- позитивная  стадия — промышленная цивилизация.

Эти стадии закономерно следуют друг за другом; поэтому неравенство между социальными группами связано с определенным уровнем развития.

Также его замысел состоял в стремлении уподобить науку об обществе «социальной физике», чтобы ее исследователь мог так же оперировать конкретными данными, 
фактами, их взаимосвязями, как это делает естествоиспытатель. Он сформулировал закон интеллектуальной эволюции человечества.

Огюст Конт по праву  может считаться основателем  социологии, и не только потому, что он первым начал заниматься обществом и социальными процессами (социологические идеи имеют давнюю историю), но и потому, что своим проектом систематизации наук и включением в них социологии он заложил основы для придания ей академического статуса как отдельной науки.

Труды Конта оказали огромное влияние  на многих выдающихся социологов, особенно на Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма.

Герберт Спенсер (1820—1903), английский философ и социолог, разделял мнение Конта о социальной статике и социальной динамике. Он придерживался мнения, что общество имеет ряд важных сходств с биологическим организмом, и описывал его как систему, как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. В последствии Спенсер заинтересовался и поддерживал идею «естественного отбора» (Ч. Дарвин) применительно к общественной жизни: выживают те, кто больше всего приспособлен к превратностям жизни. Этот подход был определён как «социальный дарвинизм».

Социальный дарвинизм  Спенсера свидетельствует о том, что наши представления о самих себе и Вселенной формируются под влиянием той социальной эпохи, в которую мы живем.

Вместе с тем концепция  «однолинейной» эволюции, социал-дарвинистские  установки Г. Спенсера были подвергнуты критике, преимущественно со стороны психологической школы, которая в истории социологии представлена Л. Гум-пловичем (1838-1909), Г. Тардом (1843—1904), Г. Лебоном (1841—1931) и особенно Ф. Теннисом (1855—1936), а также в известной степени Дж. С. Миллем (1806—1873).

Отказавшись от биологизации общества, эти ученые пытались преодолеть ограниченности эволюционизма, что в конечном счете привело к появлению социально-психологической концепции социологии, к анализу социально-психологических явлений и попыткам объяснить роль субъективного фактора в историческом процессе.

Г. Тард известен своей теорией  подражания, так как элементарным социальным отношением он считал передачу или попытку передачи верования или желания. Его концепция впоследствии была использована в теории массовых коммуникаций.

Г. Лебон обратил внимание на феномен «толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием.

Ф. Теннис придавал первостепенное значение понятию 
воли, которая и определяет сущность и направление человеческого поведения. А так как он фактически отождествлял волю и разум, то, по его мнению, побуждение к действию осуществляется не государством или Богом, а рационализмом, ярким воплощением чего является разум.

Географическое  направление в социологии представлен Э. Реклю (1830-1905) и Ф. Ратцелем (1844—1904). Так, Ратцель преувеличивал влияние природно-географической среды на политическую жизнь общества. Вместе с тем ему удалось проследить   некоторые закономерности влияния природных условий на развитие народов и их культур в разных географических условиях, что в дальнейшем было использовано геополитиками например, Ю. Челленом, О. Мауллем, Э. Обетом и др.).

В XIX веке возникла марксистская ветвь социологии, названная по имени своего основателя К. Маркса (1818—1883), которая существует уже более полутора сотен лет. На Маркса значительное влияние оказало творчество немецкого философа Г.В.Ф.  Гегеля (1770—1831) и особенно его учение о диалектике.

Маркс и Энгельс  использовали   диалектический   подход   с   его   содержательно-логическим принципом единства и борьбы противоположностей при рассмотрении общественных отношений в материальном мире. В дальнейшем он получил название диалектический и исторический материализм. Марксистская концепция заключается в том, что развитие зиждется на единстве и борьбе противоположностей и создании новых, более совершенных структур в ходе этого процесса.

Маркс утверждал, что политические идеологии, право, религия,   институт  семьи,   образование  и  правительство   составляют надстройку общества. Экономический базис общества, т.е. способ производства материальных благ и классовая структура общества, оказывает воздействие на формирование всех общественных институтов.

Кроме того, ими  была разработана концепция социального  конфликта в виде грядущих социалистических революций, изучены основные классы современного им общества — пролетариат, буржуазия, крестьянство — и проанализированы все формы классовой борьбы. Особой заслугой Маркса было то, что он отказался от рассуждений об обществе вообще и дал научно обоснованную картину одного общества и одного прогресса — капиталистического.

Информация о работе История Социологии