История социальной помощи глухонемым в 19-20 веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение процесса организации помощи глухонемым людям.
Задачи исследования: изучить особенности попечительской деятельности императрицы Марии Федоровны, охарактеризовать просветительскую деятельность глухих во время царствования императора Николая II, проанализировать особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху, рассмотреть Положение глухих в обществе и их обучение в МГТУ им. Баумана.

Содержание

Введение с. 2
Глава 1.Исторические тенденции благотворительной помощи глухонемым в России под покровительством императорской фамилии (конец 19 – начало 20 века)…………………………………………………………..2- 15
§ 1. Особенности попечительской деятельности императрицы
Марии Федоровны …………………………………………………………2
§ 2. Характеристика просветительской деятельности глухих во время царствования императора Николая II ……………….11
Выводы ……………………………………………………………………14
Глава 2.Система обучения глухонемых ……………………………..15-26
§1. Особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху ………………………………………………...15
§2. Положение глухонемых в обществе и их обучение в МГТУ им. Баумана …………………….23
Выводы ……………………………………………………………………26
Заключение ……………………………………………………………….26
Глоссарий …………………………………………………………………28
Литература ………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

курсоваяWord.docx

— 72.89 Кб (Скачать)

В связи с этим в 1994 году в МГТУ им. Н.Э. Баумана создается Головной учебно-исследовательский и методический Центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) (далее ГУИМЦ) - структурное подразделение университета.

Цель создания Центра состоит в осуществлении комплексной  реабилитации инвалидов и иных лиц  с дефектами слуха путем обеспечения  им возможностей получения высшего  профессионального образования  по широкому спектру направлений  и специальностей университетской  подготовки в МГТУ им. Н.Э.Баумана  в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

В настоящее время можно утверждать, что причина успеха МГТУ им. Н.Э. Баумана в области высшего профессионального образования инвалидов заключается в том, что специальные образовательные программы, с одной стороны, остаются в рамках государственного образовательного стандарта по соответствующим специальностям, с другой - учитывают специальные образовательные потребности инвалидов (потребности в дополнительных образовательных мероприятиях и поддержке, в специальных (индивидуализированных) условиях обучения, технических средствах, в особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, непосредственно связанных с образованием и необходимых для успешного обучения).10

Функционирование специальных  образовательных программ в вузе требует специального ресурсного, учебно-методического, штатно-кадрового и финансового  обеспечения. Реализация программ высшего  профессионального интегрированного образования осуществляется в рамках существующего нормативно–правового поля Российской Федерации и при  использовании социальной инфраструктуры МГТУ им. Н.Э.Баумана (информационно-образовательной, социокультурной, психолого-педагогической и др.). Задача ГУИМЦ состоит в  координации деятельности всех структур вуза в области реализации специальных  программ для студентов-инвалидов  по слуху.

Выводы

Таким образом, изучение вопроса истории помощи глухонемым позволяет сделать вывод, что идея обучения инвалидов по программам профессионального интегрированного образования была прогрессивной для своего времени и отражала актуальные тенденции наших дней: общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, которые вне зависимости от состояния здоровья способны мыслить творчески и создавать новое в различных областях профессиональной деятельности.

 

Заключение

Становление социальной помощи глухонемым людям в России – это явление длительного характера. Оно пока не имеет своего исторического завершения и оформления. Складывающаяся парадигма помощи и поддержки нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов и индивидуальных иррациональных действий и поступков.

Можно утверждать, что сегодня милосердие – это помощь нуждающимся, формы которой могут быть очень разнообразными. Это и призрение осиротевших детей, и опека над инвалидами и престарелыми, помощь многодетным семьям, людям, лишённым слуха и зрения.

Отрадно отметить, что  в наши дни, вместе с возрастанием роли в жизни российского общества возрождённой Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий, в народе вновь утверждаются понятия  духовности и нравственности, активно  возрождаются вековые традиции российской благотворительности.

На глазах образуются новые и воссоздаются исторические российские благотворительные организации, фонды, общества милосердия. В стране стали создаваться добровольные молодёжные группы – общества милосердия, где молодые люди помогают одиноким старикам и инвалидам, где помощь нуждающимся является не повинностью, а потребностью души.

В общественной жизни  вновь заметны сословные союзы: дворян, купцов, казаков, мещан. Российским Дворянским Собранием воссоздан  имеющий большую историю Дамский  попечительский комитет о бедных. С 1991 года регулярно на свою Родину приезжают члены Российского  Императорского Дома в изгнании. Их благотворительные акции известны уже во многих регионах страны.

Всё громче звучит голос  общественности, призывающий не только повысить престиж благотворительности, но и осознать, наконец, что отношение  к делу призрения глухонемых людей  отражает уровень не только экономической, но и духовной зрелости общества.

 

 

Глоссарий

Мари́я Фео́доровна; до перехода в православие — София-Доротея-Августа-Луиза (Sophia Dorothea Augusta Luisa von Wьrttemberg) (14 октября 1759, Штеттин — 24 октября 1828, Павловск) — российская императрица (с 1796, с 1801 вдовствующая), вторая супруга императора Павла I, мать Александра I и Николая

Уезд - в дореволюционной  России — административно-территориальная  единица, сложившаяся в процессе образования единого Русского государства (15—16 вв.). В начале 18 в. У. стал составной  частью губернии (подразделялся на волости). В соответствии с губернской реформой 1775 уездную администрацию возглавлял исправник. По земской реформе 1864 в У. создавались земские собрания. 2) В СССР до 1930 — административно-территориальная единица среднего звена, входившая в состав губернии (на территории Латвийской ССР, Литовской ССР, Эстонской ССР У. существовали до 1949—50).

Глухонемота и глухота —страдание, при котором не только потеряна способность восприятия звуковых ощущений (тонов и шумов), но и способность членораздельной речи. Глухота часто встречается без немоты, но в высшей степени редко… (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

Общественное призрение - культурная форма благотворительности (см.). Первичная форма последней  есть подаяние милостыни нищему, встречающееся  в самые отдаленные времена, например уже в эпоху, описываемую Гомером, и впоследствии возведенное в  религиозную обязанность. От милостыни  общественное П. отличается организацией, мотивами и целями

Социальная помощь - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной  обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием.

Никола́й II Алекса́ндрович (6 (18) мая 1868, Царское Село — 17 июля 1918, Екатеринбург) — последний император Всероссийский, Царь Польский и великий князь Финляндский (20 октября (1 ноября) 1894 года — 2 марта (15 марта) 1917 года). Фельдмаршал британской армии (18 декабря 1915 года). Из династии Романовых.

Сурдопедаго́гика (лат. surdus глухой + греч. paidagōgikē искусство  воспитания) — раздел сурдологии, изучающий проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентами

Опека и попечительство - правовые формы защиты прав и интересов  недееспособных или неполностью  дееспособных граждан. Над несовершеннолетними  опека и попечительство устанавливаются  тж. в цепях их воспитания.

Благотворительность—  оказание безвозмездной помощи (материальной и денежной) нуждающимся лицам  и организациям, обеспечение людей  благами и услугами за счет благотворителя.

Уста́в — свод правил, регулирующих организацию и порядок  деятельности в какой-либо определенной сфере отношений или какого-либо государственного органа, предприятия, учреждения. Общие уставы утверждаются, как правило, высшими органами государственной  власти, уставы отдельных организаций — их учредителями либо соответствующими министерствами и ведомствами. Уставы имеют общественные организации (добровольные спортивные общества, творческие союзы и др.). Уставы имеются у большинства международных организаций в качестве основных актов, определяющих задачи, принципы образования и деятельности данной организации.

Нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом.

 

 

         Литература

1. Дъячков  А. И. "Воспитание  и  обучение  глухонемых  детей" М. 1957 г.  Стр.  85.

2. Основные положения состоящего  под августейшим покровительством…  Попечительства государыни императрицы  Марии Федоровны о глухонемых. СПб., 1898; Векслер А.Ф. Попечитель // Родина. 1992. № 11/12. С. 123-128.

3. Отчёт Попечительства  за  1903  год  М. 1903 г.  Стр.  139.

4.М. В. Фирсов История  социальной работы 2004 г.  ст.-606

5. По Материалам Третьего Московского симпозиума по истории глухих. Москва. Издательство «Загрей». 2001

 6. WWW. chudo-v-honeh.info›content/view/83/

7. Д.А. Заварицкий Своеобразие духовного воспитания глухих учащихся в дореволюционную эпоху 

8. Большой Энциклопедический словарь. 2000; Русский биографический словарь А. А. Половцова ; ЦГИА СПб, ф.347, оп. 1, д. 19, зап.№ 269

9. Акт выпуска воспитывающихся из Спб. Училища глухонемых  1867году . ст-59

10. http://  www.  BiblioFond.ru›view.aspx

1 Дъячков  А. И. "Воспитание  и  обучение  глухонемых  детей" М. 1957 г.  Стр.  85.

2 Основные положения состоящего под августейшим покровительством… Попечительства государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых. СПб., 1898; Векслер А.Ф. Попечитель // Родина. 1992. № 11/12. С. 123-128.

3 Отчёт Попечительства  за  1903  год  М. 1903 г.  Стр.  139.

4 М. В. Фирсов История социальной работы 2004 г. ст-248

5 По Материалам Третьего Московского симпозиума по истории глухих.

   Москва. Издательство «Загрей». 2001.

6 WWW. chudo-v-honeh.info›content/view/83/

7 Д.А. Заварицкий   СВОЕОБРАЗИЕ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯВ ДОРЕВОЛЮЦИОННУЮ ЭПОХУ

 

8 Большой Энциклопедический словарь. 2000; Русский биографический словарь А. А. Половцова ; ЦГИА СПб, ф.347, оп. 1, д. 19, зап.№ 269

9 Акт выпуска воспитывающихся из Спб. Училища глухонемых  2012

10 http://  www.  BiblioFond.ru›view.aspx

 


Информация о работе История социальной помощи глухонемым в 19-20 веках