Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:36, курсовая работа
Цель исследования – изучение процесса организации помощи глухонемым людям.
Задачи исследования: изучить особенности попечительской деятельности императрицы Марии Федоровны, охарактеризовать просветительскую деятельность глухих во время царствования императора Николая II, проанализировать особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху, рассмотреть Положение глухих в обществе и их обучение в МГТУ им. Баумана.
Введение с. 2
Глава 1.Исторические тенденции благотворительной помощи глухонемым в России под покровительством императорской фамилии (конец 19 – начало 20 века)…………………………………………………………..2- 15
§ 1. Особенности попечительской деятельности императрицы
Марии Федоровны …………………………………………………………2
§ 2. Характеристика просветительской деятельности глухих во время царствования императора Николая II ……………….11
Выводы ……………………………………………………………………14
Глава 2.Система обучения глухонемых ……………………………..15-26
§1. Особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху ………………………………………………...15
§2. Положение глухонемых в обществе и их обучение в МГТУ им. Баумана …………………….23
Выводы ……………………………………………………………………26
Заключение ……………………………………………………………….26
Глоссарий …………………………………………………………………28
Литература ………………………………………………………………..30
В связи с этим в 1994 году в МГТУ им. Н.Э. Баумана создается Головной учебно-исследовательский и методический Центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) (далее ГУИМЦ) - структурное подразделение университета.
Цель создания Центра
состоит в осуществлении
В настоящее время можно утверждать, что причина успеха МГТУ им. Н.Э. Баумана в области высшего профессионального образования инвалидов заключается в том, что специальные образовательные программы, с одной стороны, остаются в рамках государственного образовательного стандарта по соответствующим специальностям, с другой - учитывают специальные образовательные потребности инвалидов (потребности в дополнительных образовательных мероприятиях и поддержке, в специальных (индивидуализированных) условиях обучения, технических средствах, в особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, непосредственно связанных с образованием и необходимых для успешного обучения).10
Функционирование специальных
образовательных программ в вузе
требует специального ресурсного, учебно-методического,
штатно-кадрового и
Выводы
Таким образом, изучение вопроса истории помощи глухонемым позволяет сделать вывод, что идея обучения инвалидов по программам профессионального интегрированного образования была прогрессивной для своего времени и отражала актуальные тенденции наших дней: общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, которые вне зависимости от состояния здоровья способны мыслить творчески и создавать новое в различных областях профессиональной деятельности.
Заключение
Становление социальной помощи глухонемым людям в России – это явление длительного характера. Оно пока не имеет своего исторического завершения и оформления. Складывающаяся парадигма помощи и поддержки нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов и индивидуальных иррациональных действий и поступков.
Можно утверждать, что сегодня милосердие – это помощь нуждающимся, формы которой могут быть очень разнообразными. Это и призрение осиротевших детей, и опека над инвалидами и престарелыми, помощь многодетным семьям, людям, лишённым слуха и зрения.
Отрадно отметить, что в наши дни, вместе с возрастанием роли в жизни российского общества возрождённой Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий, в народе вновь утверждаются понятия духовности и нравственности, активно возрождаются вековые традиции российской благотворительности.
На глазах образуются новые и воссоздаются исторические российские благотворительные организации, фонды, общества милосердия. В стране стали создаваться добровольные молодёжные группы – общества милосердия, где молодые люди помогают одиноким старикам и инвалидам, где помощь нуждающимся является не повинностью, а потребностью души.
В общественной жизни
вновь заметны сословные союзы:
дворян, купцов, казаков, мещан. Российским
Дворянским Собранием воссоздан
имеющий большую историю
Всё громче звучит голос общественности, призывающий не только повысить престиж благотворительности, но и осознать, наконец, что отношение к делу призрения глухонемых людей отражает уровень не только экономической, но и духовной зрелости общества.
Глоссарий
Мари́я Фео́доровна; до перехода в православие — София-Доротея-Августа-Луиза (Sophia Dorothea Augusta Luisa von Wьrttemberg) (14 октября 1759, Штеттин — 24 октября 1828, Павловск) — российская императрица (с 1796, с 1801 вдовствующая), вторая супруга императора Павла I, мать Александра I и Николая
Уезд - в дореволюционной
России — административно-
Глухонемота и глухота —страдание, при котором не только потеряна способность восприятия звуковых ощущений (тонов и шумов), но и способность членораздельной речи. Глухота часто встречается без немоты, но в высшей степени редко… (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)
Общественное призрение - культурная форма благотворительности (см.). Первичная форма последней есть подаяние милостыни нищему, встречающееся в самые отдаленные времена, например уже в эпоху, описываемую Гомером, и впоследствии возведенное в религиозную обязанность. От милостыни общественное П. отличается организацией, мотивами и целями
Социальная помощь - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием.
Никола́й II Алекса́ндрович (6 (18) мая 1868, Царское Село — 17 июля 1918, Екатеринбург) — последний император Всероссийский, Царь Польский и великий князь Финляндский (20 октября (1 ноября) 1894 года — 2 марта (15 марта) 1917 года). Фельдмаршал британской армии (18 декабря 1915 года). Из династии Романовых.
Сурдопедаго́гика (лат. surdus глухой + греч. paidagōgikē искусство воспитания) — раздел сурдологии, изучающий проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентами
Опека и попечительство - правовые формы защиты прав и интересов недееспособных или неполностью дееспособных граждан. Над несовершеннолетними опека и попечительство устанавливаются тж. в цепях их воспитания.
Благотворительность— оказание безвозмездной помощи (материальной и денежной) нуждающимся лицам и организациям, обеспечение людей благами и услугами за счет благотворителя.
Уста́в — свод правил,
регулирующих организацию и порядок
деятельности в какой-либо определенной
сфере отношений или какого-
Нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом.
Литература
1. Дъячков А. И. "Воспитание и обучение глух
2. Основные положения состоящего
под августейшим
3. Отчёт Попечительства за 1903 год М. 1903 г. Стр. 139.
4.М. В. Фирсов История социальной работы 2004 г. ст.-606
5. По Материалам Третьего Московского симпозиума по истории глухих. Москва. Издательство «Загрей». 2001
6. WWW. chudo-v-honeh.info›content/
7. Д.А. Заварицкий Своеобразие духовного воспитания глухих учащихся в дореволюционную эпоху
8. Большой Энциклопедический словарь. 2000; Русский биографический словарь А. А. Половцова ; ЦГИА СПб, ф.347, оп. 1, д. 19, зап.№ 269
9. Акт выпуска воспитывающихся из Спб. Училища глухонемых 1867году . ст-59
10. http:// www. BiblioFond.ru›view.aspx
1 Дъячков А. И. "Воспитание и обучение глух
2 Основные положения состоящего под августейшим покровительством… Попечительства государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых. СПб., 1898; Векслер А.Ф. Попечитель // Родина. 1992. № 11/12. С. 123-128.
3 Отчёт Попечительства за 1903 год М. 1903 г. Стр. 139.
4 М. В. Фирсов История социальной работы 2004 г. ст-248
5 По Материалам Третьего Московского симпозиума по истории глухих.
Москва. Издательство «Загрей». 2001.
6 WWW. chudo-v-honeh.info›content/
7 Д.А. Заварицкий СВОЕОБРАЗИЕ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯВ ДОРЕВОЛЮЦИОННУЮ ЭПОХУ
8 Большой Энциклопедический словарь. 2000; Русский биографический словарь А. А. Половцова ; ЦГИА СПб, ф.347, оп. 1, д. 19, зап.№ 269
9 Акт выпуска воспитывающихся из Спб. Училища глухонемых 2012
10 http:// www. BiblioFond.ru›view.aspx
Информация о работе История социальной помощи глухонемым в 19-20 веках