История социальной помощи глухонемым в 19-20 веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение процесса организации помощи глухонемым людям.
Задачи исследования: изучить особенности попечительской деятельности императрицы Марии Федоровны, охарактеризовать просветительскую деятельность глухих во время царствования императора Николая II, проанализировать особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху, рассмотреть Положение глухих в обществе и их обучение в МГТУ им. Баумана.

Содержание

Введение с. 2
Глава 1.Исторические тенденции благотворительной помощи глухонемым в России под покровительством императорской фамилии (конец 19 – начало 20 века)…………………………………………………………..2- 15
§ 1. Особенности попечительской деятельности императрицы
Марии Федоровны …………………………………………………………2
§ 2. Характеристика просветительской деятельности глухих во время царствования императора Николая II ……………….11
Выводы ……………………………………………………………………14
Глава 2.Система обучения глухонемых ……………………………..15-26
§1. Особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху ………………………………………………...15
§2. Положение глухонемых в обществе и их обучение в МГТУ им. Баумана …………………….23
Выводы ……………………………………………………………………26
Заключение ……………………………………………………………….26
Глоссарий …………………………………………………………………28
Литература ………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

курсоваяWord.docx

— 72.89 Кб (Скачать)

 «История социальной помощи глухонемым в 19-20 вв»

Содержание

Введение                                                                                                    с.  2                                                                                              

Глава 1.Исторические тенденции  благотворительной помощи глухонемым в России под покровительством императорской фамилии (конец 19 – начало 20 века)…………………………………………………………..2- 15

§ 1. Особенности попечительской деятельности императрицы

Марии Федоровны …………………………………………………………2

§ 2. Характеристика просветительской деятельности глухих во время царствования императора Николая II ………………………………………….11

Выводы ……………………………………………………………………14                                                                                 

Глава 2.Система обучения глухонемых ……………………………..15-26

§1. Особенности духовного воспитания глухих в

дореволюционную эпоху ………………………………………………...15

§2. Положение глухонемых в обществе и их обучение в

МГТУ им. Баумана ……………………………………………………….23

Выводы ……………………………………………………………………26

Заключение ……………………………………………………………….26

Глоссарий …………………………………………………………………28

Литература ………………………………………………………………..30

 

 

 

Введение

Актуальность  темы 

По статистике нарушениями слуха страдает каждый девятый житель нашей планеты. Травмы, болезни или врожденные пороки – все это может стать причиной потери слуха.  В России же насчитывается 12 млн. глухих, из них более 600 тыс. детей и подростков.

Никто из людей, не имеющих  слуха, не считает себя немым - у глухих есть язык жестов, такой же полноценный  и богатый, как язык вербального  общения.  На Земле существует более 2,5 тысяч языков, но есть и ещё одна форма общения, в последнее время все больше и больше интересующая ученых, — язык взгляда и жестов. Всемирная Федерация глухих в 50-е годы ХХ века для обслуживания международных мероприятий глухих, то есть конгрессов, симпозиумов, конференций, в том числе и спортивных, разработала Жестуно — систему жестов. Первый словарь Жестуно был опубликован в 1965 году и содержал 300 жестов, а третье издание 1975 года включало уже 1,5 тысячи жестов.

Сегодня во всем мире действуют  различные программы реабилитации больных с тугоухостью и глухотой, у них есть свой язык, специальные  школы, свои общества по интересам и  другие объединения. Конечно, все это  помогает людям с дефектами слуха  жить более полноценной жизнью. Несмотря на это, таким людям порой приходится очень тяжело из-за отсутствия полного  понимания их проблемы со стороны  общественности и госвласти. Наше общество порой бывает очень несправедливым и равнодушным к глухонемым. В  результате чего люди с дефектами  слуха и речи не могут устроиться на работу, испытывают материальные, социальные, психологические трудности. Именно поэтому проблема трудоустройства  и организации досуга глухонемых заслуживает самого серьезного внимания.

Между тем, среди инвалидов  по слуху много энергичных, деятельных и талантливых людей. Примером могут  служить такие небезызвестные исторические личности, как поэт эпохи Возрождения Пьер де Ронсар, Виктор Гюго, Бетховен, художник Антонио Станьоли, скульптор Десен, Жан Жак Руссо – все они были глухими.

Объект исследования – история социальной помощи глухонемым людям в 19-20 веках.

Предмет исследования – виды и формы помощи глухонемым людям в 19-20 веках.

Цель исследования – изучение процесса организации помощи глухонемым людям.

Задачи исследования: изучить особенности попечительской деятельности императрицы Марии Федоровны, охарактеризовать просветительскую деятельность глухих во время царствования императора Николая II, проанализировать особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху, рассмотреть Положение глухих в обществе и их обучение в МГТУ им. Баумана.

 

Глава 1. Исторические тенденции благотворительной помощи глухонемым в России под покровительством императорской фамилии (конец 19 –  начало 20 века)

 

§1.Особенности  попечительской деятельности императрицы  Марии Федоровны

К концу XIX столетия власть и общественность осознали необходимость организации  системы социальной и медицинской  помощи глухонемым в общегосударственных  масштабах.

Действовавшая в императорской  России система социальной помощи, основанная на благотворительности, постоянно  развивалась. Усилиями власти и общества расширялся круг благотворителей, совершенствовались формы и методы призрения нуждавшихся  в социальной помощи, в том числе  специализированной. Одной из категорий  нуждавшихся в такой помощи являлись глухонемые.

На государственном уровне социальное попечение о глухих, как  и их религиозное просвещение, началось в России в 1810 г. с образования  Санкт-Петербургского училища глухонемых. В этом добром деле инициатива принадлежала императрице Марии Федоровне. Поводом для открытия первого училища для глухонемых в Санкт-Петербурге стала встреча императрицы Марии Федоровны, супруги Императора Павла Первого, с глухонемым мальчиком в парке. Это был племянник ее знакомой придворной дамы. И буквально в этот же день она поручила выписать из-за границы одного из наиболее известных профессоров, чтобы учредить в Санкт-Петербурге училище глухонемых.  По ее инициативе в 1898 г. было создано «Попечительство императрицы Марии Федоровны о глухонемых» – специализированное благотворительное ведомство для оказания социальной и медицинской помощи. Попечительство вошло в состав Ведомства учреждений императрицы Марии – одного из особых благотворительных ведомств и комитетов под покровительством императорской фамилии. В числе учреждений Ведомства действовало единственное в России специализированное учебно-воспитательное детско-юношеское учреждение призрения – Училище глухонемых, созданное в 1806 г. в Павловске и в 1810 г. переведенное в Петербург. Опыт этого ведомства использовался при организации помощи глухонемым. Попечительство о глухонемых вошло в состав Ведомства императрицы Марии, сохранив внутреннюю самостоятельность.

«Положение о состоящем  под августейшим покровительством их императорских величеств «Попечительстве  государыни императрицы Марии Федоровны  о глухонемых», установившее правовую основу его деятельности, было утверждено императором 2 мая 1900 г.

Цель деятельности нового ведомства определялась Положением как «…попечение о глухонемых всех возрастов». Призрение взрослых глухонемых заключалось в создании мастерских, домов трудолюбия для частично трудоспособных, богаделен для немощных, в поисках работы и т.д.

Для «малолетних глухонемых»  предполагалось открытие школ, учебных  мастерских, приютов, оказание помощи денежными пособиями бедным семьям, в которых проживали глухонемые дети. Кроме того, Попечительство «озабочивалось» созданием курсов по подготовке учителей для школ глухонемых, разработкой методик обучения глухонемых.1

 

По своему организационному устройству Попечительство о глухонемых  состояло из Комитета, Совета при нем и неограниченного числа членов. Они подразделялись на почетных членов, действительных членов и членов-сотрудников. В почетные члены принимались лица, «…оказавшие Попечительству услуги значительными пожертвованиями или иным образом способствовавшие успешному развитию деятельности Попечительства».

  Главной руководящей  структурой Попечительства был  Комитет, осуществлявший «высший  надзор» за всеми учреждениями, входившими в состав Попечительства. В состав Комитета входили  шесть членов, утверждавшихся сроком  на три года императрицей Марией  Федоровной.

Комитет устанавливал правила  хранения и использования финансовых средств Попечительства, рассматривал прошения об оказании помощи глухонемым, утверждал в должностях руководителей  региональных отделений Попечительства и их заместителей, почетных членов Попечительства и членов Совета Попечительства. Совет при Комитете предназначался для обсуждения вопросов учебно-воспитательной и хозяйственной деятельности Попечительства. Возглавлял Совет председатель Комитета. Число членов Попечительства о глухонемых не ограничивалось. Они подразделялись на почетных членов, действительных членов и членов-сотрудников. В почетные члены принимались лица, «…оказавшие Попечительству услуги значительными пожертвованиями или иным образом способствовавшие успешному развитию деятельности Попечительства». Почетные члены утверждались в звании императрицей Марией Федоровной. В число действительных членов могли входить лица, внесшие 500 руб. единовременно или вносившие не менее 50 руб. ежегодно. Членами-сотрудниками могли быть лица, пожертвовавшие 100 руб. единовременно или не менее 5 руб. ежегодно. Пребывание в звании члена Попечительства о

глухонемых не давало никаких  служебных, социальных и сословных преимуществ, а служило лишь общественному признанию заслуг 2благотворителей. Однако благотворителям, занимавшим должности попечителей учреждений призрения, Попечительство о глухонемых присваивало чины и мундиры. 

Средства Попечительства о глухонемых в основном складывались из сумм, поступавших в качестве благотворительных пожертвований. К ним относились суммы, поступавшие  от имени императрицы Марии Федоровны, а также в форме взносов  членов Попечительства, различных нерегулярных пожертвований, средств, полученных от проведения благотворительных мероприятий: балов, концертов, базаров, спектаклей, от кружечного сбора. Воспитанники содержались  за счет Попечительства о глухонемых и пансионерской платы, которая  вносилась родными и близкими либо благотворителями со стороны. Кроме  того, в распоряжение Попечительства поступали средства, полученные за содержание призреваемых на внештатных вакансиях, от продажи изделий призреваемых, доходы от операций с недвижимостью. Среди сумм, поступавших в распоряжение Попечительства, в Положении упоминаются  и «субсидии, какие могут быть назначаемы правительством». Выделение  государственных средств Попечительству Положением не гарантировалось, а лишь допускалось.

Образование отдельного специализированного  ведомства по призрению глухонемых создало основу для перемен в  существовавших к тому времени учреждениях  призрения глухонемых и для открытия новых заведений. Перемены коснулись  и Училища глухонемых в Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербургском Училище глухонемых содержались 142 питомца, 96 из которых призревались за счет Попечительства о глухонемых. Остальные были пансионерами различных ведомств, общественных организаций и частных лиц, в том числе членов императорской фамилии.

В марте 1900 г. был принят новый  Устав Училища, положивший конец  экспериментам со способами обучения глухонемых.

 Устав утвердил «устный»  способ обучения, то есть обучение  по специальным методикам с  помощью устной речи. «Мимическое»  обучение (языком жестов), применявшееся  ранее, было сохранено в специальных  отделениях для взрослых при  Училище, позже ликвидированных.

Согласно Уставу целью  Училища глухонемых являлось воспитание, общее и специальное (трудовое) обучение детей обоего пола как родившихся глухонемыми, так и потерявших слух или дар речи в результате заболевания.

Плата за содержание в Училище  была для того времени довольно высока – 350 руб. в год за пансион, 120 руб. в год за полупансион (дневное  пребывание) и 40 руб. в год за «приходящего»  ученика. Бесплатные вакансии предназначались, главным образом, для сирот, полусирот (детей, имевших только отцов), питомцев Санкт-Петербургского и Московского Воспитательных домов Ведомства императрицы Марии и детей «беднейших» родителей.

Профессиональное обучение ремеслам и рукоделиям осуществлялось в ремесленных мастерских при  училище, созданных еще в первой половине XIX в. Санкт-Петербургское  Училище глухонемых служило образцом для создания других подобных учебно-воспитательных заведений.

С конца ХIХ столетия Училище  выполняло роль общероссийского  учебно-методического и просветительского  центра, готовившего административно-педагогические кадры для работы с глухонемыми  и глухими, привлекавшего внимание общественности к вопросам социальной и медицинской помощи этим лицам.

Ведущие специалисты-медики в этой области в вечернее время  читали в Училище лекции «для лиц, желавших посвятить себя воспитанию и обучению глухонемых»

Вскоре после своего образования  Попечительство императрицы Марии  Федоровны о глухонемых приступило к созданию системы специализированных учреждений для оказания различной  социальной и медицинской помощи глухонемым в столицах и губерниях. Период активного развития Попечительства о глухонемых продолжался до1905–1907 гг.

Наибольшее число учреждений Попечительства было сосредоточено  в Петербурге и Петербургской  губернии: Педагогические курсы, приют  для глухонемых со школой для девочек, ремесленные мастерские в Петербурге; приют-школа в Сестрорецке; школа  в Нарве и Мурзинская колония  глухонемых, включавшая ряд учебно-воспитательных, производственных и лечебных учреждений, располагавшихся в местечке Мурзинка по Шлиссельбургскому тракту.

В этот комплекс входили  Мариинская школа для наиболее способных  к обучению детей, сочетавшая общее  и трудовое обучение, учебные –  ферма, прачечная, мастерские, а также  больница. В Мурзинской колонии единовременно  могли призреваться до полутораста  человек. Призрение взрослых глухонемых (за исключением немощных) заключалось, главным образом, в трудовом обучении и трудовой помощи.

Для этого в Петербурге в 1899 г. Были организованы мастерские, состоявшие из трех отделений: столярного, токарного и переплетного. Глухонемые не только обучались в них, но могли  использовать производственные помещения, инструменты и материалы для  работы. Часть заработка удерживалась в пользу Попечительства о глухонемых, часть оставалась призреваемым. Обучавшиеся в мастерских находились на полном обеспечении Попечительства, приходящие могли воспользоваться той или помощью только в рабочее время.

В течение 1904 г. в мастерских прошли обучение 24 пансионера Попечительства и работали 11 приходящих. За указанный  год мастерские реализовали изготовленной  учениками и работавшими продукции  на сумму 7500 руб. В Петербурге действовало и медицинское учреждение для глухонемых – амбулатория, открытая в 1901 г.Она предназначалась для оказания помощи страдавшим болезнями органов слуха и расстройством речи. За 1905 г. амбулатория оказала помощь 1237 больным. Подобно Попечительству императрицы Марии Александровны о слепых, Попечительство о глухонемых имело отделы в губерниях. В 1905 г. действовали уже 14 отделов: Александровский в городе Александровск Екатеринославской губернии, Донской в Новочеркасске, Калужский, Костромской в городе Юрьевец Костромской губернии, Московский, Полтавский, Смоленский, Тифлисский, Уфимский, Харьковский, Черниговский, Одесский.

Информация о работе История социальной помощи глухонемым в 19-20 веках