Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:36, курсовая работа
Цель исследования – изучение процесса организации помощи глухонемым людям.
Задачи исследования: изучить особенности попечительской деятельности императрицы Марии Федоровны, охарактеризовать просветительскую деятельность глухих во время царствования императора Николая II, проанализировать особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху, рассмотреть Положение глухих в обществе и их обучение в МГТУ им. Баумана.
Введение с. 2
Глава 1.Исторические тенденции благотворительной помощи глухонемым в России под покровительством императорской фамилии (конец 19 – начало 20 века)…………………………………………………………..2- 15
§ 1. Особенности попечительской деятельности императрицы
Марии Федоровны …………………………………………………………2
§ 2. Характеристика просветительской деятельности глухих во время царствования императора Николая II ……………….11
Выводы ……………………………………………………………………14
Глава 2.Система обучения глухонемых ……………………………..15-26
§1. Особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху ………………………………………………...15
§2. Положение глухонемых в обществе и их обучение в МГТУ им. Баумана …………………….23
Выводы ……………………………………………………………………26
Заключение ……………………………………………………………….26
Глоссарий …………………………………………………………………28
Литература ………………………………………………………………..30
В своем очерке о Санкт-Петербургском училище глухонемых, Н.М.Лаговский указывает на то, что ученики четвертого класса на последнем экзамене заинтересовали своими ответами всех присутствующих. Он пишет, что глухие давали точные определения об инстинктах животных, о разуме, о свободе и вообще, о разных отвлеченных понятиях. «Развитие учеников этого класса, - отмечает Лаговский, - дало возможность ввести их в обладание самыми высокими истинами; им был преподано о создании духов, о возмущении их, о свержении их с неба в преисподню, о сотворении мира и человека, который состоит из тела и души…» .
С третьего класса дети знакомятся
с теорией вопроса и
Во втором классе глухие воспитанники, по словам Лаговского, были «доведены до познания о Боге, о творении мира, о двух естествах человека – тале и душе».
Говоря далее о воздействии духовного воспитания на глухонемых учащихся, Лаговский отмечает, что дети оплакивали падение прародителей, негодовали на злого духа, который научил их непослушанию, и «стали надеяться на лучшую участь на небе за бесконечные заслуги Спасителя».
Таким образом, привитие глухонемым учащимся основ религиозно-нравственных понятий и представлений глубоко воздействует на их эмоциональную сферу.
Судя по объявлению 1819г, предметы, составляющие курс обучения при Жоффре, включают в себя: 1. Закон Веры; 2. Правильное познание российского и французского языков; 3. Основы геометрии; 4. История; 5. Рисование;
В 1824 г, после смерти Жоффре, директором училища становится Г.А.Гурцов, который делает первую попытку создать методику обучения глухонемых, написав «Энциклопедический курс методических и практических уроков, составленных и кратких назидательных фраз, приспособленных к мимическому языку, относящихся к человеку, житейским нуждам, познаниям и ко всем обязанностям в обществе 7
Анализ этого труда свидетельствует, что данное сочинение разделяется на десять книжек с таблицами картин (54 шт.) и двумя картами: природы и геометрических фигур и тел. С помощью «Энциклопедического курса …» происходит также и духовно-нравственное воспитание глухонемых учащихся.
30 июля 1835 г. утвержден новый Устав училища. После его утверждения в курсе предметов к Закону Божьему добавляется «Священная история и нравственность». В преподавании в училище, по-прежнему руководствуются методой аббата Эпе со всеми изменениями и улучшениями, которые он получил в Германии и Франции и с применением сведений из собственного опыта преподавателей училища.
Следующим директором училища в 1838 году становится В.И.Флери, сыгравший значительную роль в развитии отечественной сурдопедагогики и написавший первую книгу в этой области «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе» Обосновывая убеждение, что глухонемота не лишает человека способностей, Флери излагает приемы обучения и воспитания глухонемого, как сознательной личности, показывает роль мимики и различных форм словесной речи.
Флери пишет о связи
умственного и нравственного
воспитания глухонемых, о роли семьи
и необходимости семейного
Флери рекомендует обращать внимание глухонемых детей на различные явление природы (грозу, дождь, яркое солнце, радугу), обогащая их чувственный опыт и подводя их к осознанию величия Бога, проявляющего себя во всем, что ребенок видит. Он советует объяснять ребенку щедрость, милость и любовь беспредельного Существа.
Флери показывает независимость религиозных и нравственных чувств глухонемого от словесной речи. «Познание Верховного Существа совершенно независимо от пособий языка устного», - пишет Флери, считая, что чувства добра и зла, справедливости и несправедливости являются врожденными у любого человека. Наказав невиновного, мы увидим негодование глухонемого, наказав его самого за кражу, мы увидим его смирение; «…к чему здесь язык – глас естественного закона предшествует всякому языку», - считает Флери.
Чтобы привить глухонемому понятие о нравственности, нужно прибегать к самому ребенку, научить его «нисходить в сердце свое», советоваться с голосом своей совести, и тогда, радость его при всяком добром деле и страх, сопровождающий его дурные поступки, покажут ребенку нравственные различия добра и зла, - считает Флери, полагая, что такой способ является наиболее надежным и способным утвердить в сердце глухонемого ребенка чувство добродетели и отвращения его от порока. Флери указывает на важную роль наследственности в нравственном воспитании глухонемых.
Несмотря на то, что в первичном преподавании духовно-нравственных представлений глухонемым детям Флери не уделяет достаточно внимания обучению их словесной речи, (в частности, устной), в дальнейшем, в развитии религиозно-нравственных качеств личности глухого, в их утверждении и закреплении, языку Флери отводит главнейшую роль.
В 1847 г Флери пишет книгу «Правила нравственности», которая предназначается для самих глухонемых и отпечатывается ими в типографии училища. Книга отличается простотой и подробностью изложения и разделяется на две части:1) Правила нравственности собственно; 2) Объяснительная часть.
В первой части пять разделов, в каждом из которых трактуется об отдельном предмете. Например, раздел первый имеет своим предметом «Первоначальные истины»: о Боге, о естестве человека, о Законе Божьем и пр. Во втором разделе излагаются обязанности каждого к Богу, к ближнему, к родителям и т.д. В самом обширном, третьем разделе, имеющем 21 главу, даются понятия добродетели, благочестия, послушания и др.
Вторая часть книги – «Объяснительная…», - тесно связана с текстом первой.
Флери признает огромную роль самого педагога в духовном воспитании неслышащих. Таким образом, он видит большие возможности духовного воспитания и развития глухонемого, признает важную роль словесной речи в формировании религиозно-нравственных представлений, роль печатных изданий и, в то же время считает, что даже малоспособные дети могут развиться духовно и нравственно, как и «безграмотный крестьянин, не разбиравшийся в богословии».8
В 1856г директором Санкт-Петербургского училища становится Я.Т. Спешнев, который отдает много сил на совершенствование организации и методов обучения глухонемых воспитанников. В 1859г под руководством Спешнева составляются программы всего курса обучения глухонемых учащихся. Весь курс разделяется на части. Дети от семи до десяти лет получают подготовку к «разумному настроению», получают понятия об окружающих их вещах и явлениях. Постепенно затрагиваются и отвлеченные понятия. Для детей от десяти до пятнадцати лет предполагается умственное развитие с помощью мимики, письма и устной речи. В программу также входит обучение молитвам и Священной истории, изъяснение формы языка (этимология и орфография). Дети пятнадцати – двадцати лет упражняются в чтении для умственного развития и знакомятся с языком литературным. Когда такой язык становится доступным для глухонемых учащихся, им преподают Закон Божий, в программу которого входит история Нового Завета, катехизис, объяснение богослужений и христианских обязанностей. В курс предметов входит также арифметика, география и курс общеполезных знаний.
В 1865 г утверждается Новый (третий по счету) Устав училища. Директором училища к тому времени становится И.Я. Селезнев. Вырабатываются новые программы, к которым педагогами училища разрабатываются учебники, руководства и пособия. Анализируя эти программы с точки зрения развития глухонемых учащихся, следует заметить, что на седьмом году обучения программой предусматривается чтение церковных книг, изучение Закона Божьего, уроки по которому состояли из повторения всего предыдущего с дополнением необходимых подробностей и изъяснением литургии и других богослужений. На протяжении всех лет обучения молитвы читаются устно, а Символ Веры и десять заповедей заучиваются наизусть. На восьмом году обучения, начатое в предыдущие годы знакомство с церковным языком выражается в свободном чтении книг церковно-славянского языка, преимущественного Евангелия. В приложении к изучению Закона Божьего училищем издаются следующие книги: «Молитвы утренние, вечерние и в продолжении дня, Символ Веры и десять заповедей», Издание училища в пособии наставникам. Отпечатано в 1867 г самими воспитанниками; «Букварь для обучения юношества церковному и гражданскому чтению"»; «Зачатки христианского православного учения»; «Начальное чтение человекам, хотящим учится книге Божественного писания»; «Объяснение православного Богослужения», священника Михайловского и др. У более грамотных, взрослых воспитанников в постоянном пользовании находится Евангелие и «Краткое изложения Литургии Иоанна Златоустого» , отмечает Лаговский.
Роли языка в духовном воспитании глухонемых учащихся Селезнев придает решающее значение. «…Изучение языка составляет основу и цель разумного развития и нравственного воспитания глухонемых», - утверждает Селезнев, не отвергая, однако мимику и считая ее в некоторых случаях необходимой. Произношение, однако, не было целью обучения глухих детей, но в обучении языку Селезнев видит отличное средство для нравственного воспитания неслышащих.
С 1868 года в училище наблюдается «книжный голод» из-за отсутствия специально приноровленных для глухонемых учебников и руководств.
Служивший при училищной церкви протоирей А.Я. Братолюбов, как законоучитель училища, по словам Лаговского, «знавший глухонемых в отношении размеров возможностей их развития», составляет для них целый ряд учебников по своему предмету:
1. Краткая Священная
история Ветхого и Нового
2. Краткие понятия о всенощной и литургии;
3. Краткий очерк истории христианской Церкви;
4. Пантомима молитв
или описание мимических
Так, «Пантомима молитв…» включает в себя описание целого ряда молитв, таких как: Символ Веры, Достойно есть…, Пасхальные молитвы и др. При составлении молитв, автор старается сблизить выражение знаков со значением письменных слов или перевести слова на знаки. Братолюбов отмечает большую выразительность и внушаемость пантомимы для глухонемых, нежели книжные переводы «буква в букву» и предлагает комбинировать в преподавании мимику, дактилологию, устную и письменную речь. Он считает, что благодаря пантомиме, владеющий ей глухонемой, с помощью синоним, сравнений и уподоблений, способен усваивать понятия «об отвлеченных предметах даже из области умозрительной и метафизической».
Говоря о пользе дактилологии, письменной и устной речи в чтении молитв глухими учащимися, Братолюбов указывает на необходимость отрыва мимических знаков от словесного их обозначения и более свободного перевода письменных слов.
Таким образом, дореволюционный период деятельности Санкт-Петербургского училища глухонемых, являясь своеобразным учебно-методическим и научным центром, характеризуется повышенным вниманием
к проблеме
духовно-нравственного
§2. Положение глухонемых в обществе
и их обучение в МГТУ им. Баумана
Социально-экономические пpеобpазования в обществе, начавшиеся после 1917 г., коснулись и pоссийской суpдопедагогики.
После революции в
России формируется единая система
коррекционного начального и среднего
образования: руководство воспитанием
и обучением инвалидов
В СССР сложилась система специальных профессиональных училищ и техникумов для инвалидов. При этом в наборе специальностей, предлагаемых человеку с ограниченными возможностями здоровья (швея, столяр, резчик по дереву и т.д.), отражается утилитарное представление о целях обучения. После окончания СПТУ и техникумов инвалиды попадали по распределению в специальные группы на производстве, что способствовало их изоляции в обществе.
Система высшего профессионального образования инвалидов в СССР отсутствовала. Доступ инвалидов к качественному высшему профессиональному образованию оставался ограниченным: случаи обучения инвалидов – «талантливых одиночек» в вузах носили скорее исключительный характер.
Попытки создать сегрегированную
(коррекционную) систему высшего
профессионального образования
для инвалидов потерпели
Начало новому подходу
к профессиональному
Жизнеспособность бауманского
подхода доказана временем: в течение
75 лет МГТУ им. Н.Э. Баумана является
практически единственным в России
высшим техническим учебным заведением
общего типа, где реализована система
высшего образования инвалидов
в обычной образовательной
К началу 1990-х годов, в
связи с социально-
Информация о работе История социальной помощи глухонемым в 19-20 веках