История социальной помощи глухонемым в 19-20 веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение процесса организации помощи глухонемым людям.
Задачи исследования: изучить особенности попечительской деятельности императрицы Марии Федоровны, охарактеризовать просветительскую деятельность глухих во время царствования императора Николая II, проанализировать особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху, рассмотреть Положение глухих в обществе и их обучение в МГТУ им. Баумана.

Содержание

Введение с. 2
Глава 1.Исторические тенденции благотворительной помощи глухонемым в России под покровительством императорской фамилии (конец 19 – начало 20 века)…………………………………………………………..2- 15
§ 1. Особенности попечительской деятельности императрицы
Марии Федоровны …………………………………………………………2
§ 2. Характеристика просветительской деятельности глухих во время царствования императора Николая II ……………….11
Выводы ……………………………………………………………………14
Глава 2.Система обучения глухонемых ……………………………..15-26
§1. Особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху ………………………………………………...15
§2. Положение глухонемых в обществе и их обучение в МГТУ им. Баумана …………………….23
Выводы ……………………………………………………………………26
Заключение ……………………………………………………………….26
Глоссарий …………………………………………………………………28
Литература ………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

курсоваяWord.docx

— 72.89 Кб (Скачать)

В своем очерке о Санкт-Петербургском  училище глухонемых, Н.М.Лаговский  указывает на то, что ученики четвертого класса на последнем экзамене заинтересовали своими ответами всех присутствующих. Он пишет, что глухие давали точные определения об инстинктах животных, о разуме, о свободе и вообще, о разных отвлеченных понятиях. «Развитие  учеников этого класса, - отмечает Лаговский, - дало возможность ввести их в обладание  самыми высокими истинами; им был преподано  о создании духов, о возмущении их, о свержении их с неба в преисподню, о сотворении мира и человека, который  состоит из тела и души…» .

С третьего класса дети знакомятся с теорией вопроса и притяжательных местоимений, со спряжением в трех временах и пр. Говоря о знаниях учеников первого класса, Лаговский отмечает, что они толково отвечают на вопросы из области религии и искусств и что «знанием вещей, сделанных человеком, они были подготовлены к разумению того, что было сделано Создателем».

Во втором классе глухие воспитанники, по словам Лаговского, были «доведены до познания о Боге, о  творении мира, о двух естествах  человека – тале и душе».

Говоря далее о воздействии  духовного воспитания на глухонемых учащихся, Лаговский отмечает, что  дети оплакивали падение прародителей, негодовали на злого духа, который  научил их непослушанию, и «стали надеяться  на лучшую участь на небе за бесконечные  заслуги Спасителя».

Таким образом, привитие глухонемым учащимся основ религиозно-нравственных понятий и представлений глубоко воздействует на их эмоциональную сферу.

Судя по объявлению 1819г, предметы, составляющие курс обучения при Жоффре, включают в себя:  1. Закон Веры; 2. Правильное познание российского  и французского языков; 3. Основы геометрии; 4. История; 5. Рисование;

 В 1824 г, после смерти Жоффре, директором училища становится Г.А.Гурцов, который делает первую попытку создать методику обучения глухонемых, написав «Энциклопедический курс методических и практических уроков, составленных и кратких назидательных фраз, приспособленных к мимическому языку, относящихся к человеку, житейским нуждам, познаниям и ко всем обязанностям в обществе 7

Анализ этого труда  свидетельствует, что данное сочинение  разделяется на десять книжек с таблицами  картин (54 шт.) и двумя картами: природы  и геометрических фигур и тел. С помощью «Энциклопедического курса …» происходит также и духовно-нравственное воспитание глухонемых учащихся.

 30 июля 1835 г. утвержден новый Устав училища. После его утверждения в курсе предметов к Закону Божьему добавляется «Священная история и нравственность». В преподавании в училище, по-прежнему руководствуются методой аббата Эпе со всеми изменениями и улучшениями, которые он получил в Германии и Франции и с применением сведений из собственного опыта преподавателей училища.

Следующим директором училища  в 1838 году становится В.И.Флери, сыгравший  значительную роль в развитии отечественной  сурдопедагогики и написавший первую книгу в этой области «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе» Обосновывая убеждение, что глухонемота не лишает человека способностей, Флери излагает приемы обучения и воспитания глухонемого, как сознательной личности, показывает роль мимики и различных форм словесной речи.

Флери пишет о связи  умственного и нравственного  воспитания глухонемых, о роли семьи  и необходимости семейного воспитания, о необходимости большой самоотдачи педагогов. Флери обосновывает важность индивидуального подхода в процессе обучения и выступает за комбинирование приемов обучения, осуждая абсолютизацию  какого-либо одного способа.  

Флери рекомендует обращать внимание глухонемых детей на различные  явление природы (грозу, дождь, яркое  солнце, радугу), обогащая их чувственный  опыт и подводя их к осознанию величия Бога, проявляющего себя во всем, что ребенок видит. Он советует объяснять ребенку щедрость, милость и любовь беспредельного Существа.

Флери показывает независимость  религиозных и нравственных чувств глухонемого от словесной речи. «Познание  Верховного Существа совершенно независимо от пособий языка устного», - пишет  Флери, считая, что чувства добра  и зла, справедливости и несправедливости являются врожденными у любого человека. Наказав невиновного, мы увидим негодование  глухонемого, наказав его самого за кражу, мы увидим его смирение; «…к  чему здесь язык – глас естественного  закона предшествует всякому языку», - считает Флери.

Чтобы привить глухонемому  понятие о нравственности, нужно  прибегать к самому ребенку, научить  его «нисходить в сердце свое», советоваться с голосом своей совести, и  тогда, радость его при всяком добром деле и страх, сопровождающий его дурные поступки, покажут ребенку  нравственные различия добра и зла, - считает Флери, полагая, что такой  способ является наиболее надежным и  способным утвердить в сердце глухонемого ребенка чувство добродетели и отвращения его от порока. Флери указывает на важную роль наследственности в нравственном воспитании глухонемых.

Несмотря на то, что  в первичном преподавании духовно-нравственных представлений глухонемым детям  Флери не уделяет достаточно внимания обучению их словесной речи, (в частности, устной), в дальнейшем, в развитии религиозно-нравственных качеств личности глухого, в их утверждении и закреплении, языку Флери отводит главнейшую роль.

В 1847 г Флери пишет книгу «Правила нравственности», которая предназначается для самих глухонемых и отпечатывается ими в типографии училища. Книга отличается простотой и подробностью изложения и разделяется на две части:1) Правила нравственности собственно; 2) Объяснительная часть.

В первой части пять разделов, в каждом из которых трактуется об отдельном предмете. Например, раздел первый имеет своим предметом  «Первоначальные истины»: о Боге, о естестве человека, о Законе Божьем и пр. Во втором разделе излагаются обязанности каждого к Богу, к  ближнему, к родителям и т.д. В  самом обширном, третьем разделе, имеющем 21 главу, даются понятия добродетели, благочестия, послушания и др.

Вторая часть книги  – «Объяснительная…», - тесно связана  с текстом первой.

Флери признает огромную роль самого педагога в духовном воспитании неслышащих. Таким образом, он видит большие возможности духовного воспитания и развития глухонемого, признает важную роль словесной речи в формировании религиозно-нравственных представлений, роль печатных изданий и, в то же время считает, что даже малоспособные дети могут развиться духовно и нравственно, как и «безграмотный крестьянин, не разбиравшийся в богословии».8

В 1856г директором Санкт-Петербургского училища становится Я.Т. Спешнев, который  отдает много сил на совершенствование  организации и методов обучения глухонемых воспитанников. В 1859г под  руководством Спешнева составляются программы  всего курса обучения глухонемых учащихся. Весь курс разделяется на части. Дети от семи до десяти лет получают подготовку к «разумному настроению», получают понятия об окружающих их вещах и явлениях. Постепенно затрагиваются  и отвлеченные понятия. Для детей  от десяти до пятнадцати лет предполагается умственное развитие с помощью мимики, письма и устной речи. В программу  также входит обучение молитвам и  Священной истории, изъяснение формы  языка (этимология и орфография). Дети пятнадцати – двадцати лет упражняются  в чтении для умственного развития и знакомятся с языком литературным. Когда такой язык становится доступным  для глухонемых учащихся, им преподают  Закон Божий, в программу которого входит история Нового Завета, катехизис, объяснение богослужений и христианских обязанностей. В курс предметов входит также арифметика, география и  курс общеполезных знаний.

В 1865 г утверждается Новый (третий по счету) Устав училища. Директором училища к тому времени становится И.Я. Селезнев. Вырабатываются новые программы, к которым педагогами училища разрабатываются учебники, руководства и пособия. Анализируя эти программы с точки зрения развития глухонемых учащихся, следует заметить, что на седьмом году обучения программой предусматривается чтение церковных книг, изучение Закона Божьего, уроки по которому состояли из повторения всего предыдущего с дополнением необходимых подробностей и изъяснением литургии и других богослужений. На протяжении всех лет обучения молитвы читаются устно, а Символ Веры и десять заповедей заучиваются наизусть. На восьмом году обучения, начатое в предыдущие годы знакомство с церковным языком выражается в свободном чтении книг церковно-славянского языка, преимущественного Евангелия. В приложении к изучению Закона Божьего училищем издаются следующие книги: «Молитвы утренние, вечерние и в продолжении дня, Символ Веры и десять заповедей», Издание училища в пособии наставникам. Отпечатано в 1867 г самими воспитанниками; «Букварь для обучения юношества церковному и гражданскому чтению"»;  «Зачатки христианского православного учения»; «Начальное чтение человекам, хотящим учится книге Божественного писания»; «Объяснение православного Богослужения», священника Михайловского и др. У более грамотных, взрослых воспитанников в постоянном пользовании находится Евангелие и «Краткое изложения Литургии Иоанна Златоустого» , отмечает Лаговский.

Роли языка в духовном воспитании глухонемых учащихся Селезнев придает решающее значение. «…Изучение языка составляет основу и цель разумного развития и нравственного воспитания глухонемых», - утверждает Селезнев, не отвергая, однако мимику и считая ее в некоторых случаях необходимой. Произношение, однако, не было целью обучения глухих детей, но в обучении языку Селезнев видит отличное средство для нравственного воспитания неслышащих.

С 1868 года в училище наблюдается «книжный голод» из-за отсутствия специально приноровленных для глухонемых учебников и руководств.

Служивший при училищной  церкви протоирей А.Я. Братолюбов, как  законоучитель училища, по словам Лаговского, «знавший глухонемых в отношении  размеров возможностей их развития», составляет для них целый ряд учебников  по своему предмету:

1. Краткая Священная  история Ветхого и Нового завета;

2. Краткие понятия  о всенощной и литургии;

3. Краткий очерк истории  христианской Церкви;

4. Пантомима молитв  или описание мимических молитвенных  знаков с приложением ручной  азбуки

Так, «Пантомима молитв…» включает в себя описание целого ряда молитв, таких как: Символ Веры, Достойно есть…, Пасхальные молитвы и др. При составлении молитв, автор старается сблизить выражение знаков со значением письменных слов или перевести слова на знаки. Братолюбов отмечает большую выразительность и внушаемость пантомимы для глухонемых, нежели книжные переводы «буква в букву» и предлагает комбинировать в преподавании мимику, дактилологию, устную и письменную речь. Он считает, что благодаря пантомиме, владеющий ей глухонемой, с помощью синоним, сравнений и уподоблений, способен усваивать понятия «об отвлеченных предметах даже из области умозрительной и метафизической».

Говоря о пользе дактилологии, письменной и устной речи в чтении молитв глухими учащимися, Братолюбов указывает на необходимость отрыва мимических знаков от словесного их обозначения  и более свободного перевода письменных слов.

Таким образом, дореволюционный период деятельности Санкт-Петербургского училища глухонемых, являясь своеобразным учебно-методическим и научным центром, характеризуется повышенным вниманием

к проблеме духовно-нравственного воспитания неслышащих. Достигнутые при этом успехи (овладение отвлеченными понятиями религиозно-нравственного характера, безукоризненное поведение, высокий уровень нравственности) говорят о правильности, точности и разнообразии применяемых в училище методов духовного воспитания, о заботе и любви педагогов к своим воспитанникам, об их моральном облике и о той атмосфере доброжелательности, которая, наполняя училище, способствовала развитию лучших сторон характера глухонемых учащихся. Познавательная мотивация обеспечивала привлечение к обучению детей с отклонениями в развитии учителей массовой школы, ученых.9 
 
§2. Положение глухонемых в обществе и их обучение в МГТУ им. Баумана

 

Социально-экономические  пpеобpазования в обществе, начавшиеся после 1917 г., коснулись и pоссийской суpдопедагогики.

После революции в  России формируется единая система  коррекционного начального и среднего образования: руководство воспитанием  и обучением инвалидов становится централизованным, создаются кафедры  по подготовке учителей для специальных  школ, постепенно растет количество таких  школ (происходит их дифференциация) и  число учащихся в них.

В СССР сложилась система  специальных профессиональных училищ и техникумов для инвалидов. При  этом в наборе специальностей, предлагаемых человеку с ограниченными возможностями  здоровья (швея, столяр, резчик по дереву и т.д.), отражается утилитарное представление  о целях обучения. После окончания  СПТУ и техникумов инвалиды попадали по распределению в специальные  группы на производстве, что способствовало их изоляции в обществе.

Система высшего профессионального  образования инвалидов в СССР отсутствовала. Доступ инвалидов к качественному высшему профессиональному образованию оставался ограниченным: случаи обучения инвалидов – «талантливых одиночек» в вузах носили скорее исключительный характер.

Попытки создать сегрегированную (коррекционную) систему высшего  профессионального образования  для инвалидов потерпели неудачу (например, создание «НИСОРа» - Новосибирского института социальной реабилитации, 1989 г.). Систематически обучать инвалидов по программам высшего профессионального образования в вузах общего типа также не получалось (например, в Московском институте химического машиностроения (1932 г.).

Начало новому подходу  к профессиональному образованию  инвалидов в России было положено в 1934 году, когда в МГТУ им. Н.Э. Баумана  впервые по специальным программам, но в интегрированных условиях стали  обучаться инвалиды по слуху.

Жизнеспособность бауманского  подхода доказана временем: в течение 75 лет МГТУ им. Н.Э. Баумана является практически единственным в России высшим техническим учебным заведением общего типа, где реализована система  высшего образования инвалидов  в обычной образовательной среде. При этом уровень знаний и высокая  квалификация выпускников-инвалидов  позволяет им занять достойное место  в различных областях профессиональной деятельности.

К началу 1990-х годов, в  связи с социально-экономической  трансформацией общества, возникла необходимость  реформирования высшего профессионального  образования инвалидов как базового элемента социальной защищенности этой группы лиц путем повышения конкурентоспособности  их на рынке труда.

Информация о работе История социальной помощи глухонемым в 19-20 веках