Источники социального права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:05, реферат

Описание работы

Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория источники права. Уровень научной разработки данной проблемы, и, прежде всего общего понятия источника права, явно недостаточен. Проблема роли источников права в правовой системе вытеснялась вопросом о соотношении системы права и системы законодательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА ПРАВА. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА
2. НОРМАТИВНЫЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
3.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (8).docx

— 36.51 Кб (Скачать)

 Понятие закона  раскрывается на протяжении нескольких  тысячелетий в научной и практической  деятельности. Иногда понятие закона  употребляется как синоним понятия  права, любого источника права.  Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном опять же как синоним всех источников права, в формальном - как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом. 

 Смешение этих  значений может приводить к  негативным последствиям. 

 Закону посвящались  и посвящаются многие научные  труды, известны классические  и метафорические определения  закона, как в узком, так и  широком смысле, даже пословицы. 

 В научной и  учебной юридической литературе  гораздо чаще используется понятие  закона в узком, собственном  его смысле. Довольно типичные, отражающие  сложившиеся представления о  законе на современном этапе  его дефиниции следующие. Закон  - это «принятый в особом порядке  первичный правовой акт» по  основным вопросам жизни государства,  «непосредственно выражающий общую  государственную волю и обладающий  высшей юридической силой». Или:  закон - это нормативно-правовой  акт, «принимаемый представительным  высшим органом государства в  особом законодательном порядке,  обладающий высшей юридической  силой и регулирующий наиболее  важные общественные отношения  с точки зрения интересов и  потребностей населения страны».  Или: «в юридическом смысле  закон - это нормативный акт,  принимаемый в особом порядке,  обладающий после Конституции  наибольшей юридической силой  и направленный на регулирование  наиболее важных общественных  отношений». 

 Что отмечает  закон из других нормативно-правовых  актов? Что характеризует его  и каковы его основные черты? 

 Во-первых, закон  - это нормативно-правовой акт,  принимаемый только представительным  высшим органом, представляющим  в формально-юридическом смысле  весь народ, или же непосредственно  самим народом путем референдума. 

 Во-вторых, закон  обладает высшей юридической  силой среди всех остальных  источников права, верховенством  и является главенствующей формой  права. 

 В-третьих, закон  как источник права, исходящий  от представительного высшего  органа, выражающего (по крайней  мере, теоретически) волю и интересы  всего общества или народа, тоже  должен отражать волю и интересы  всего общества или народа. Для  отечественной и зарубежной правовой  теории довольно традиционным  стало рассмотрение закона в  качестве выразителя «общей воли». 

 В-четвертых, закон,  в отличие от других нормативно-правовых  актов, издается по наиболее  важным вопросам государственной  и общественной жизни. С его  помощью упорядочиваются и регулируются  наиболее важные общественные  отношения. 

 В-пятых, закон  принимается, изменяется и дополняется  в особом законодательном порядке.  Законодательная процедура существует  в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами - положениями или регламентами  высших органов государственной  власти и является объективно  необходимой. 

 Будучи весьма  схожими, между собой по способу  формирования, юридической силе, месту  и роли в системе права, законы, тем не менее, значительно отличаются  друг от друга. Они подразделяются  на определенные виды. Существуют  различные критерии классификации  законов. 

 В зависимости  от значимости содержащихся в  них норм законы бывают конституционными  и обыкновенными, или текущими, как их иногда называют1. 

 К конституционным  законам относятся, прежде всего,  сама Конституция; затем законы, с помощью которых вносятся  изменения и дополнения в текст  Конституции, и, наконец, законы, необходимость издания которых  предусматривается самой конституцией. Конституционные законы отличаются  от текущих законов и всех  других нормативно-правовых актов  не только по содержанию, но  и по форме, характеру, порядку  принятия, внесения в них изменений  и дополнений. 

 Указ - это акт  главы государства и должен  реализовывать полномочия главы  государства, но подменять или  даже временно замещать закон  указ не может, не должен. Иначе  нарушается принцип «верховенство  закона» и рушится вся иерархия  правовой системы, что, разумеется, имеет не только формальные  последствия. Кроме этого формального  момента, происходят большие потрясения  и в социальной жизни, возникают  большие социальные напряженности. 

 Наиболее важными  подзаконными нормативными юридическими  актами в РБ (если расположить  их по убывающей «величине»  юридической силы) являются: Указы  (и распоряжения) Президента РБ, изданные  в пределах его компетенции.  Указы Президента РБ как подзаконные  акты не могут противоречить  Конституции и законам Республики  Беларусь. В противном случае  действует норма Конституции  и закона Республики Беларусь. Предварительное следствие в  органах внутренних дел производится  следователями. Они выполняют  функцию расследования, осуществляют  возбуждение уголовных дел. В  качестве органа предварительного  следствия выступает следователь,  которым наделен широким кругом  полномочий по осуществлению  предварительного следствия.  

 Постановления  следователя, вынесенные в соответствии  с законом обязательны для  исполнения всеми учреждениями  предприятиями, организациями должностными  лицами и гражданами.  

 Правоприменительные  акты, издаваемые органами внутренних  дел, фиксируют принятое решение,  придают ему официальное значение  и властный характер. Следовательно,  можно дать следующее определение  правоприменительного акта издаваемого  ОВД.  

 Правоприменительный  акт, издаваемый органом внутренних  дел - это официальный правовой  документ, содержащий индивидуальное  государственно-властное предписание  органа внутренних дел (следователя), которое выносится в результате  разрешения конкретного дела.  

 Эти акты имеют  большое значение в уголовно - процессуальной деятельности так  как, выполняя задачи уголовного  процесса, они направлены на возникновение,  изменение или прекращение уголовно-процессуальных  отношений, констатацию наличия  или отсутствия материально-правовых  отношении являющихся предметом  процессуальной деятельности.  

 В числе правоприменительных  актов издаваемых органами внутренних  дел можно назвать: постановление  о возбуждении уголовного дела, постановление о привлечении  в качестве обвиняемого, обвинительное  заключение, постановление о проведении  экспертизы и др. (см. ниже).  

 Другую группу  правоприменительных актов органов  внутренних дел составляют протоколы  следственных действий, в которых  удостоверяется акт осуществления  содержание и результаты соответствующих  следственных действий - осмотр места  происшествия, обыск, допрос и  т.д. Форма протокола следственных  действий, правила их подписания, и принесения замечаний детально  регламентируются законом.  

 В качестве примера акта применения права, издаваемого органом внутренних дел, приведем постановление о привлечении в качестве обвиняемого, которое имеет большое значение к уголовном судопроизводстве, так как в нем реализуется требование о привлечении к ответственности только виновных.  

 Направление дела  в суд для предания, обвиняемого  суду, является основной формой  окончания предварительного расследования,  в связи, с чем принимается  обвинительное заключение.  

 Таким образом,  акты, издаваемые органами внутренних  дел можно охарактеризовать как  правоохранительные - т.е. предназначенные  для охраны существующих норм  от возможных правонарушений  в профилактических целях или  же в связи с совершением  правонарушения.  

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА В  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ  ОРГАНОВ 
 

 Одним из субъектов  правоприменительной деятельности  являются органы внутренних дел.  Органы внутренних дел, являющиеся наряду с прокуратурой и судом одним из субъектов процессуальной правоприменительной деятельности, руководствуясь принципом публичности в, установленной законом процессуальной форме приводят в действие особый механизм, складывающийся из реализации норм процессуального права, дееспособности его субъектов при наличии определенных юридических фактов, порождающих предусмотренные законом уголовно-процессуальные отношения. Применение норм уголовно-процессуального права выражается в осуществлении этими органами процессуальной деятельности в направлениях и формах, предусмотренных законом, в организации деятельности других участников судопроизводства в соответствии с представленными им законом правомочиями и отведенными функциями, в использовании в необходимых случаях мер процессуального принуждения1. 

 Правоприменительная  деятельность органов внутренних  дел характеризуется следующими  признаками: 

 носит государственно-властный  характер (например, деятельность следователя  по расследованию уголовного  дела); 

 содержание правоприменительной  деятельности органов внутренних  дел выражается в издании на  основе норм права индивидуальных  правовых предписаний (актов); 

 индивидуальные  правовые предписания (акты) органов  внутренних дел относятся к  определенным жизненным ситуациям  и адресуются конкретным лицам  (например, совершено преступление  и следователем выносится постановление  о привлечении подозреваемого  к уголовной ответственности); 

 применение норм  права органами внутренних дел  осуществляется в строго установленном  законом порядке. 

 Другими словами  существует определенная процедура  правоприменительной деятельности  органов внутренних дел, причем  степень детализации порядка  правоприменительной деятельности  данных органов весьма высокая. Порядок их деятельности регламентируется нормами уголовно-процессуальной отрасли права. Степень регламентации правоприменительной деятельности других государственных органов, например, административных органов и должностных лиц всегда намного меньше, чем у следственных органов. Это можно наблюдать в повседневной деятельности многочисленных исполнительных органов государственной власти, администрации предприятий, учреждений организаций в РБ, занимающихся вопросами приема и увольнения оформления отпусков, пенсий, пособий и другими вопросами правоприменительной деятельности. Столь высокая степень регламентации правоприменительной деятельности органов внутренних дел объясняется тем, что в их деятельности необходимо последовательное проведение законности, глубокое  и всестороннее исследование обстоятельств дела, строгое соблюдение прав личности, гарантированных Конституцией Республики Беларусь. 
 

 Органы внутренних  дел как субъектов правоприменительной  деятельности можно охарактеризовать  как государственные органы, на  которые возлагается выполнение  задач уголовного судопроизводства, охрана государственных интересов  и выполнение функций, направленных  на достижение задач уголовного  процесса (раскрытие и расследование  преступлений). Сюда относятся: органы  дознания, следователь (начальник  следственного отдела). 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

 Написав курсовую  работу на тему: «Формы (источники)  права», сделаем выводы. 

 Под формой (источником) права понимается объективированное  закрепление и проявление содержания  права в определенных актах  государственных органов, решениях  судов, договорах, обычаях и иных источниках. На протяжении длительной истории существования права как социального института развивались и изменялись взгляды на форму права. И связано это было с разными условиями и потребностями того или иного этапа общественного развития, прежде всего в Европе. 

 Своеобразие источников  права сказывается на формах  внешнего выражения права. В  них наглядно проявляются исторические  особенности тех или иных общественных  систем, разнообразие форм государственного  вмешательства в общественную  жизнь. 

 Наиболее известные  формы существования государственно-признанных  норм следующие: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный  правовой договор, правовая доктрина, принципы международного права,  нормативный правовой акт. 

 Нормативный правовой  договор - это совместный юридический  акт, выражающий взаимное изъявление  воли правотворческих органов,  которым образуется правовой  акт. Это такой документ, в котором  содержится волеизъявление сторон  по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и  последовательность, а также закрепляется  добровольное согласие выполнять  принятые обязательства. 

 Формы (источники)  права имеют исключительно большое  значение для укрепления законности  в правовом государстве. Совершенство  названных форм (источников) напрямую  зависит от уровня теоретических  представлений о них и от  качества по существу всех  видов юридической практики. Юридическая  наука призвана своевременно, готовить  пригодные рекомендации по улучшению  форм права, а практика должна  умело реализовать предложения  ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей  системы источников права. От  качества этой системы права  зависит прочность законности  в государстве. 

Информация о работе Источники социального права