Источники социального права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:05, реферат

Описание работы

Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория источники права. Уровень научной разработки данной проблемы, и, прежде всего общего понятия источника права, явно недостаточен. Проблема роли источников права в правовой системе вытеснялась вопросом о соотношении системы права и системы законодательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА ПРАВА. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА
2. НОРМАТИВНЫЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
3.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (8).docx

— 36.51 Кб (Скачать)

В Республике Беларусь порядок разработки и заключения коллективного договора определяется Трудовым кодексом Республики Беларусь. Содержание коллективного договора составляют взаимные обязательства  сторон по вопросам труда, заработной платы, отпусков, медицинского обслуживания и социального обеспечения в  случае утраты трудоспособности, сокращения рабочих мест, по вопросам обучения новым специальностям и повышения  квалификации. Особой формой права, существовавшей и поныне существующей в некоторых  правовых системах, является так называемая правовая доктрина. По существу вопрос об этой форме права – это размышление  о регулятивной роли юридической  науки. Сюда относится и такая  сфера деятельности, как толкование (уяснение, разъяснение) права. Но доктрину как форму права не следует  смешивать с так называемыми  комментариями.

Правовая доктрина - это система взглядов, представлений  о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области  юриспруденции. Правовая доктрина - это  теоретические положения, научные  теории юридического характера, в которых  формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения  юристов-ученых. В некоторых странах  правовая доктрина выступает источником права. Так, в английских судах при  разрешении конкретных дел принято  ссылаться на труды известных  юристов в обоснование принятого  судебного решения. Аналогичная  практика существует и в некоторых  мусульманских государствах. В Республике Беларусь в юридической практике широко используются научные комментарии  к различным кодексам, но они применяются  как справочный, консультационный материал, ссылаться же на комментарий при разрешении судебных споров и при обосновании принятых решений нельзя.

И последний, но очень  важный аспект темы о форме права. Это вопрос о преемственности  и обновлении в праве, а также  о рецепции права. Преемственность  означает использование в правовой системе предыдущих форм права при  обновлении их содержания. Этот процесс  имеет место при сменах общественно-экономических, государственных строев. Форма права  является весьма устойчивой по отношению  к переменам в экономике, в  политике, в духовной жизни общества. Не менее значимым становится и использование, сохранение организационно-технического опыта, который складывался в  прошлом в создании форм правовой системы. Рецепция права - заимствование  содержания и некоторых форм права  из правовых систем других стран или  из прошлого опыта - это еще одна проблема формы права в современной  теории.

 Разумеется, рецепция  не означает механического заимствования  содержания и форм права. Это  процесс скорее восприятия, адаптации  права к конкретным условиям  того государства, которое в  этом нуждается. Но это реальный  процесс формирования некоторых  национальных правовых систем. 

2. НОРМАТИВНЫЙ АКТ  КАК ИСТОЧНИК ПРАВА. ВИДЫ  

НОРМАТИВНЫХ АКТОВ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.  

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 
 

 Среди многочисленных  форм (источников) права важное место  занимают нормативные акты государственных  органов. 

 Под нормативно  актами понимаются выраженные  в письменной форме решения  компетентных государственных органов,  в которых содержатся нормы  права. Это акты правотворчества,  которыми устанавливаются, изменяются  или же отменяются правовые  нормы1. 

 Понятие нормативно-правовой  акт как источник права охватывает  все великое многообразие правовых  норм, регулирующих не менее многообразные  и бесчисленные социальные связи  в обществе. Теоретикам права  пришлось немало потрудиться,  чтобы классифицировать нормативно-правовые  акты, найти четкие критерии этой  классификации, сделать ее удобной  для научного и, главное, практического  употребления. 

 Нормативный акт  характеризуется такими признаками: утверждается или санкционируется  уполномоченными органами государства,  их должностными лицами, иными  субъектами правотворчества и  их односторонним волеизъявлением;  имеет внешнюю форму в виде  определенного письменного документа;  включает новые нормы права  или изменяет, отменяет уже действующие;  принимается в соответствии с  определенной процедурой; имеет  юридическую силу, которая отображает  соотношение с иными правовыми  актами, место и роль в системе  законодательства и правового  регулирования; придает воле народа  официальный характер. 

 Нормативными актами, издаваемыми государственными органами, являются законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти. 

 Система нормативно-правовых  актов в каждой стране определяется  конституцией, а также изданными  на ее основе специальными  законами, положениями о тех или  иных государственных органах,  правительственными постановлениями.  Законодательством устанавливаются  также порядок издания, изменения,  отмены и дополнения нормативно-правовых  актов, орган, издающий тот  или иной нормативный акт, процедура  его издания. 

 Так, согласно  действующей Конституции Республики  Беларусь представительный высший  и законодательный орган Республики  Беларусь Парламент - принимает  законы и постановления. Президент  как глава государства издает  указы и распоряжения. Правительство  Республики Беларусь издает постановления  и распоряжения.  

 Конституция определяет  компетенцию различных государственных  органов, а, следовательно, и  круг вопросов, по которым могут  приниматься ими те или иные  конкретные решения или же  различные нормативно-правовые акты. В соответствии с Конституцией  РБ очерчивается общий круг  вопросов, по которым правительство  может издавать свои постановления  и распоряжения. Это вопросы бюджета,  проведения в пределах РБ единой  финансовой, кредитной и денежной  политики, а также единой государственной  политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии  и социального обеспечения; осуществление  управления государственной собственностью; принятие мер по обеспечению  обороны страны, государственной  безопасности, реализации внешней  политики; осуществление мер по  обеспечению законности, прав и  свобод граждан, охране собственности  и общественного порядка, борьбы  с преступностью. 

 Кроме данного  круга вопросов, по которым правительство  издает постановления и распоряжения, оно также «осуществляет иные  полномочия, возложенные на него  Конституцией Республики Беларусь, законами, указами Президента Республики  Беларусь. В Конституции особо  оговаривается, что порядок деятельности  правительства, а значит, и порядок  (процедура) издания правительственных  актов устанавливаются конституционным  законом. 

 Нормативно-правовые  акты как источники права имеют  организационно-технические и иные  преимущества перед другими источниками  права. В чем же эти преимущества?  

 Во-первых, в том, что у издающих их государственных органов гораздо больше координационных возможностей, чем у всех иных нормотворческих институтов, для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов.  

 Во-вторых, в том,  что благодаря четким, традиционно  сложившимся правилам изложения  содержания нормативно-правового  акта он считается лучшим способом  оформления устоявшихся норм. 

 В-третьих, в  том, что нормативно-правовой  акт в силу своей четкости  и определенности более легок  «в обращении», чем другие формы  права. На него, как подмечают  теоретики и практики, легко ссылаться  при разрешении дел, вносить  в него коррективы, осуществлять  контроль за его исполнением. Нормативный акт как форма (источник) права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера, прежде всего от актов применения норм права, или индивидуальных актов, как их зачастую называют. 

 И нормативно-правовые, и индивидуальные акты являются  юридическими по своему характеру.  Помимо всего прочего, это означает, что с теми и другими связаны  определенные юридические последствия.  Однако принципиальное различие  их заключается в следующем.  Первые содержат общие предписания  в виде норм права и рассчитаны  на многократное применение, тогда  как суть вторых - предписания  индивидуального характера. Нормативно-правовые  акты адресованы широкому, точнее, неопределенному кругу юридических  и физических лиц, в то время  как индивидуальные акты обращены  к строго определенным лицам  или кругу лиц и издаются  по вполне определенному поводу. И, наконец, нормативно-правовыми  актами охватывается широкий  круг общественных отношений,  а индивидуальные акты рассчитаны  лишь на строго определенный  вид общественных отношений. Действие  индивидуального акта прекращается  с прекращением существования  конкретных отношений (например, в связи с выполнением условий  договора купли-продажи, подряда). В то же время нормативно-правовые  акты продолжают действовать  независимо от того, существуют  или не существуют конкретные  отношения, предусмотренные данным  актом. 

 Например, действие  такого индивидуального акта (акта  применения), как приговор суда  по конкретному уголовному делу, прекращается после его исполнения (окончание срока исправительных  работ, тюремного заключения и  т. п.). Однако это вовсе не  означает прекращения действия  закона, предусматривающего ту или  иную меру уголовного наказания  за совершение подобного преступления. 

 Аналогичным образом  обстоит дело в сфере применения  норм не только уголовного  права, но и других отраслей  права. 

 Нормативно-правовые  акты следует отличать от актов  разъяснения или толкования правовых  норм. Различие заключается в  характере, содержании и целях  издания. Если нормативно-правовые  акты устанавливают либо изменяют  содержание правовых норм, то  акты разъяснения или толкования, как видно из их названия, направлены, прежде всего, на разъяснение  смысла, содержания принятых нормативно-правовых актов, а также пределов действия ранее установленных норм. 

 Все нормативно-правовые  акты подразделяются на два  вида, или группы: законы и подзаконные  акты. Основание их классификации  - юридическая сила, определяемая  положением органа, издавшего тот  или иной нормативный акт, в  общей системе правотворческих  государственных органов, его  компетенцией и соответственно  характером самих издаваемых  актов. 

 В зависимости  от этих же критериев в каждой  стране, а точнее, в каждой правовой  системе устанавливается строгая  иерархия, т. е. строгая система  расположения, соподчиненности нормативно-правовых  актов. 

 Внизу этой  иерархии находятся нормативные  акты, издаваемые местными органами  государственной власти, вверху  иерархии - нормативно-правовые акты (законы, статуты и т. п.), издаваемые  представительными высшими органами. Эти акты - законы обладают высшей  юридической силой по отношению  ко всем другим, подзаконным актам.  Последние должны строго соответствовать  закону, издаваться на основе  закона и в его исполнение. Данные требования, несомненно, касаются  и актов правительства, которые  среди всех подзаконных актов  обладают самой высокой юридической  силой и играют ведущую роль. 

 Сложившаяся и  поддерживаемая в каждой стране  иерархия нормативно-правовых актов  имеет важнейшее значение для  упорядочения процессов правотворчества  и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности. 

 Наряду с нормативно-правовыми  актами государственных органов  в системе форм (источников) права  определенное место занимают  нормативно-правовые акты, издаваемые  общественными органами и организациями. 

 Как известно, сами по себе решения (акты) общественных организаций, как  и решения любых партийных  органов и организаций, не содержат  в себе правовых норм и не  имеют юридической силы. Таковую  они могут получить лишь в  двух случаях. 

 Во-первых, при  издании совместных с государственными  органами решений по одному  и тому же вопросу.  

 Во-вторых, в случае  предварительной или последующей  санкции (разрешения) государства.  Санкция может выражаться в  разных формах. Наиболее распространены  последующие санкции, благодаря  которым в случае необходимости  каждый отдельный акт общественной  организации приобретает юридический  характер, а также придание юридической  силы актам общественных организаций  на основе специально изданного  для этого закона или иного  законодательного акта. 

Информация о работе Источники социального права