Источники социального права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:05, реферат

Описание работы

Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория источники права. Уровень научной разработки данной проблемы, и, прежде всего общего понятия источника права, явно недостаточен. Проблема роли источников права в правовой системе вытеснялась вопросом о соотношении системы права и системы законодательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА ПРАВА. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА
2. НОРМАТИВНЫЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
3.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (8).docx

— 36.51 Кб (Скачать)

Источники социального права 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА ПРАВА. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА

2. НОРМАТИВНЫЙ  АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА. ВИДЫ  НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

3.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА В  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ  ОРГАНОВ

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие теории государства и права в нашей  стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих  углубленной разработки, относится  категория источники права. Уровень  научной разработки данной проблемы, и, прежде всего общего понятия источника  права, явно недостаточен. Проблема роли источников права в правовой системе  вытеснялась вопросом о соотношении  системы права и системы законодательства. Одной из причин недостаточной теоретической  разработки данной проблемы являются многозначность и нечеткость самого понятия источника права. Ведь «источник  права» - это не более как образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением. В самом деле, под  источником права понимают и материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле), и  причины юридической обязательности нормы (источник права в формальном смысле), и материалы, посредством  которых мы познаем право (источник познания права). Кроме того, ряд  авторов - отечественных и зарубежных - выделяют исторические источники  права. В условиях такой многозначности использование данного понятия  в качестве научной категории  связано с серьезными проблемами. В 60-е годы ряд авторов предлагали заменить понятие «источник права» понятием «форма права», которое, по их мнению, позволяло вести исследование права более глубоко и всесторонне. Такая позиция не получила широкой  поддержки. В частности, в отраслевых юридических науках термин «источник  права» сохранил свое значение. Со временем и в теории права происходит восстановление в «правах гражданства» старого  понятия. При употреблении понятия  «источник права» обычно под ним  стали понимать юридический источник права (источник права в формальном смысле).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА  ПРАВА. ОСНОВНЫЕ 

ИСТОЧНИКИ ПРАВА

 Для того чтобы  стать реальностью и успешно  выполнять свои функции, право,  как и государство, должно иметь  внешнее выражение. В отечественной  и зарубежной юридической литературе  это «внешнее выражение права»  в одних случаях называют формой  или формами права, в других - источниками, а в третьих - их именуют одновременно и формами, и источниками права.

 Источниками права  можно считать те материальные, социальные и иные условия  жизни общества, которые объективно  вызывают необходимость издания  либо изменения и дополнения  тех или иных нормативно-правовых  актов, а также правовой системы  в целом.

 Термин «источник  права» имеет также философский  смысл, который указывает на  то, какие по своему характеру  (либеральные, консервативные и  пр.) философские идеи легли в  основу той или иной правовой  системы. Однако это не меняет  дела.

Под формой (источником) права понимается объективированное  закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных  органов, решениях судов, договорах, обычаях  и иных источниках. На протяжении длительной истории существования права  как социального института развивались  и изменялись взгляды на форму  права. И связано это было с  разными условиями и потребностями  того или иного этапа общественного  развития, прежде всего в Европе1.

 Уже юристы  Древнего Рима выделяли в праве  всех народов нечто общее, присущее  всем системам, и особенное, те  черты права, которые были характерны  для отдельных государств и  правовых систем.

 В XVIII-XIX веках  резко усилилась дискуссия о  соотношении естественного и  позитивного (законодательного) права.  Однако уже в XX веке по критерию  формы права исчезает разница  между естественно-правовыми положениями,  вытекающими из самого существования  человека, и другими правовыми  положениями. Форма становится  единой для всех сфер права  - объективированное закрепление  получают все правила поведения  в актах и иных источниках.

 Некоторые ученые  полагают, что в этой связи  надо говорить о двух формах  права - внешней и внутренней. По их мнению, внешняя форма  - это закрепленные в актах  и иных источниках объективированные  правила поведения, а внутренняя - эта та самая формальная определенность, которая четко закрепляет меру  свободы, границы, масштаб поведения  в конкретной норме, устанавливает  ее иерархию в системе права,  отражает иные аспекты устройства  права как системы.

 Необходимо отметить, что в отечественной теории  права развивается еще один  подход к определению формы  права – информационный.

 Словом, существуют  разные подходы к определению  форм права. Но в современной  теории права особых проблем  с этим понятием уже не возникает.  Наиболее распространенным является  вывод, что понятие форма права  - это синоним понятия источника  права.

 Таким образом,  все когда-либо имевшие место  формы (источники) права перечислить  трудно, но наиболее важными и  широко известными являются следующие.  Это - правовые обычаи; нормативно-правовые  акты; правовые договоры; прецеденты; правовые доктрины.

 Важными источниками  римского права были деловые  обыкновения - правила, вырабатывавшиеся  деловой повседневной практикой  консулов, преторов и других должностных  лиц. Для романо-германского права  характерным источником в течение  длительного времени (XIII - XIX вв.) считалась  правовая доктрина. В качестве  важнейших форм (источников) мусульманского  права выступают Коран - священная  книга ислама, сунна, или традиции, связанные с посланием Аллаха, иджма, или «единое соглашение мусульманского общества», и кияс, или суждение по аналогии.

 Следует особо  отметить, что представления об  источниках права, так же как  и об их видах, никогда не  оставались неизменными. Некоторые  из них (правовой обычай, закон,  прецедент), совершив значительную  эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых системах  и поныне. Другие бесследно исчезли.  Третьи же, утратив какую-либо  практическую значимость, сохранили  лишь историческую ценность. Среди  последних можно выделить, например, сочинения римских юристов, имевшие  обязательную силу для судей  и фактически выступавшие в  качестве закона; правовые акты, принимавшиеся в Древнем Риме  народными собраниями и сенатом.

 Разумеется, формы  (источники) права варьировались  и варьируются в зависимости  не только от этапов развития  общества, государства и права,  но и от особенностей самих  правовых систем.

Правовой обычай представляет собой санкционированное  государством правило поведения, сложившееся  в обществе в результате его многократного  и длительного применения. Он является одним из древнейших и важнейших  источников права.

 Правовые обычаи  в основном имеют те же характерные  черты и особенности, что и  не правовые обычаи, с одной  весьма существенной разницей. Первые, будучи санкционированы государством, приобретают юридическую силу  и обеспечиваются в случае  их нарушения государственным  принуждением. Вторые, не правовые  обычаи, не обладая юридической  силой и не будучи источниками  права, обеспечиваются лишь общественным  мнением.

 Каким должен  быть правовой обычай, чтобы эффективно  воздействовать на общественные  отношения? Существует несколько  в той или иной степени различающихся,  но в целом сходных между  собой ответов на данный вопрос.

 Так, правовой  обычай должен отвечать следующим  требованиям: а) содержать в  себе нормы, которые основываются  «на правовом убеждении» и  проявляются «в более или ме­нее частом применении»; б) не противоречить разумности; в) не нарушать добрых нравов; г) не иметь в своем основании заблуждения». О наличии правового обычая, можно говорить лишь тогда, когда «в основании однообразно повторяемой нормы лежит правовое сознание или народное убеждение.

 Исторически правовой  обычай как источник права  предшествует всем другим источникам  права. Впервые он возник на  переходном этапе от первобытно-общинной, догосударственной организации общества к государственной в результате санкционирования существующих обыкновений нарождающимися государственными структурами. В древних государственно-организованных обществах правовой обычай занимал ведущее положение.

По мере развития общества и государства правовой обычай, а вместе с ним и обычное  право постепенно вытеснялись законами и другими формами права, становились  второстепенными его источниками. С возникновением крупных государственных  образований и централизацией власти процесс вытеснения и замены правовых обычаев законами и другими нормативно-правовыми актами не только не замедлился, а, наоборот, ускорился.

В настоящее время  правовые обычаи занимают незначительное место в системе форм (источников) права большинства стран. Однако их не следует недооценивать. Особенно когда речь идет, например, об обычаях, действующих в масштабе крупных  регионов или в масштабе страны (обычаи торгового мореплавания, обычаи портов, международные обычаи и др.).

 Важнейшее место  среди форм (источников) права ряда  стран занимает прецедент. Под  прецедентом понимается решение  судебного органа по конкретному  делу, которое рассматривается в  качестве образца при рассмотрении  таких же или аналогичных дел.  Существует два вида прецедентов:  судебный (например, решение, принимаемое  по гражданскому или уголовному  делу) и административный (решение,  принимаемое административным органом  или административным судом).

Наиболее распространенной формой права является судебный прецедент. Его наличие свидетельствует  о том, что в странах, где он признается в качестве источника  права, правотворческой деятельностью  занимаются не только законодательные, но и судебные органы. Судебная практика является источником права. Однако следует  отметить, что вопрос о судебной практике как об источнике права  является далеко не новым для белорусской  правовой действительности. Он неоднократно ставился и обсуждался как на общетеоретическом  уровне, применительно к источникам советского, а затем – постсоветского белорусского права, так и на уровне отдельных отраслевых дисциплин.

 Прецедент как  источник права известен с  древнейших времен. В Древнем  Риме в качестве прецедентов  выступали, например, устные заявления  (эдикты) или решения по конкретным  вопросам преторов и других  магистратов. Первоначально они  имели обязательную силу при  рассмотрении аналогичных дел  лишь для самих магистратов,  их принявших, и в течение  срока (как правило, один год)  пребывания их у власти.

 Однако постепенно  многие, наиболее удачные с точки  зрения интересов господствующего класса рабовладельцев положения эдиктов одних магистратов повторялись в эдиктах вновь избранных магистратов и приобретали, таким образом, устойчивый характер. В частности, решения и правила, сформулированные преторами в разное время, постепенно сложились в систему общеобязательных норм под названием преторского права.

 В тех правовых  системах, где прецедент традиционно  признается, он пользуется, по заверению  западных авторов, неизменным  уважением, а в случае нарушения  содержащихся в нем предписаний  обеспечивается государственным  принуждением. «Судья, который пренебрег  своей обязанностью относиться  с уважением к прецедентному  праву, - пишет в связи с этим  английский юрист Р. Кросс, - будет,  подвергнут самому недвусмысленному  воздействию...».

 Определенную  роль в правовых системах разных  стран играет правовой договор.  Он отличается от обычных договоров,  заключаемых в сферах хозяйственной  деятельности, торговли, обмена товарами  и других, тем, что содержит  в себе правила общего характера,  нормы поведения, обязательные  для всех.

 В отечественной  и зарубежной практике правовые  договоры имеют место, например, во взаимоотношениях между государствами  и государственными образованиями.  На основе правовых договоров  нередко строятся взаимоотношения  между государствами и государственными образованиями - субъектами федерации, всегда - между государствами, образующими конфедерацию.

 В качестве  примера можно сослаться на  Договор об образовании СССР  от 30 декабря 1922 г.

 Важным видом  договора является международный  договор. Он представляет собой  явно выраженное соглашение между  различными субъектами международного  права, и в первую очередь  между государствами, призванное  регулировать возникающие между  ними отношения путем установления, прекращения или изменения их  взаимных прав и обязанностей. Существуют различные виды международных  договоров: двусторонние и многосторонние; политические, экономические договоры  и договоры, заключаемые по специальным  вопросам. Ярко выраженным примером  правового договора может служить  коллективный договор, регулирующий  на предприятиях и в учреждениях  между работодателем (администрацией) и работниками трудовые, социально-экономические  и иные взаимоотношения1.

Информация о работе Источники социального права