Исследование образа жизни населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование образа жизни населения России. Для достижения поставленной цели курсовой работы определены следующие задачи:
1. Провести исследования в рамках концепции образа жизни в 70-90е годы.
2. Рассмотреть основные понятия и показатели уровня жизни населения, как одного из главных «срезов» образа жизни.
3. Показать основные проблемы уровня жизни населения в России.
4. Рассмотреть перспективы повышения уровня жизни и возможности их реализации в современной российской экономике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Теоретико-методологические основы исследования образа жизни населения России………………………………………………………….5
1.1. Социальное проектирование образа жизни населения России…….5
1.2. Исследования в рамках концепции образа жизни (70-90-е годы).7
2. Уровень жизни населения России………………………………….15
2.1. Понятие и показатели уровня жизни населения…………………...15
2.2. Проблемы уровня жизни в России в современный период……….18
2.3.Перспективы повышения уровня жизни и возможности их реализации в современной российской экономике………………….22
3.Здоровье населения как интегральный показатель качества жизни...25
Заключение……………………………………………………………….29
Список использованных источников и литературы…………………..32

Работа содержит 1 файл

курсовая работа на 18.01.12.doc

— 154.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Исследование  образа жизни населения России 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение…………………………………………………………………….3 

  1. Теоретико-методологические основы исследования образа жизни населения  России………………………………………………………….5

    1.1.  Социальное проектирование образа жизни населения России…….5

    1.2. Исследования в рамках концепции образа жизни (70-90-е годы).7

     2.    Уровень жизни населения России………………………………….15

     2.1. Понятие и показатели уровня жизни населения…………………...15

     2.2. Проблемы уровня жизни в России в современный период……….18

          2.3.Перспективы повышения уровня жизни и возможности их реализации в современной российской экономике………………….22

          3.Здоровье населения как интегральный показатель качества жизни...25

      Заключение……………………………………………………………….29

      Список  использованных источников и литературы…………………..32 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

ВВЕДЕНИЕ 

        В настоящее время социальное проектирование приобрело весьма важное значение во всех, прежде всего развитых, странах мира, где осуществляющиеся социальные процессы модернизации обычно предваряются соответствующим проектированием различных форм деятельности, организации и управления. В итоге социальное проектирование стало необходимой составной частью социального процесса во многих государствах современного мира, особенно находящихся в процессе преобразований.

         Российское общество в условиях постсоветского времени переживает сложный процесс трансформации, охватывающей все стороны жизни людей. Задачи, поставленные по выходу из системного кризиса, и потребность войти в число развитых государств мира обусловливают необходимость предварительного проектирования возникающих в стране новых социальных форм жизнедеятельности людей и реализующих этот процесс социальных структур.

         Хотя объектом социального проектирования являются практически все основные стороны современного общества, особое значение имеет проектирование образа жизни, который является комплексным явлением и охватывает все стороны жизнедеятельности людей, начиная от экономической, социальной и кончая духовной сферами жизни. Кроме того, современное общество переживает не только процесс трансформации, но и демонстрирует различные (нередко полярные) способы жизнедеятельности людей. Данное обстоятельство делает весьма актуальным изучение образа жизни людей в начале нового тысячелетия.

         В современном российском обществе после длительного доминирования представлений о социалистическом образе жизни, как высшем по сравнению со всеми другими, сегодня возникла особая необходимость выработки новой парадигмы изучения образа жизни, предполагающей, что именно различия в жизнедеятельности людей (а не принадлежность к той или иной социальной группе) являются главными критериями дифференциации образа жизни. Это особенно усиливает актуальность исследования образа жизни населения России.

          Образ жизни, как социально-философская и социологическая категория, отражающая все области жизнедеятельности, обстоятельно стал рассматриваться в отечественной литературе в 70-80-х годах (в связи с изучением так называемого социалистического образа жизни). Теоретические и некоторые методологические проблемы образа жизни в те годы активно освещали в своих работах историк-футуролог И.В. Бестужев-Лада, философы А.П. Бутенко, Г.Е. Глезерман, М.Н. Руткевич, В.И. Толстых, А. С. Ципко и др. В постсоветское время, в условиях трансформации российского общества, когда началась резкая поляризация образа жизни людей в результате глубокого социально-имущественного расслоения, количество исследований об образе жизни резко снизилось, а число соответствующих работ стало исчисляться единицами.

     Целью данной работы является исследование образа жизни населения России. Для достижения поставленной цели курсовой работы определены следующие задачи:

  1. Провести исследования в рамках концепции образа жизни в 70-90е годы.
  2. Рассмотреть основные понятия и показатели уровня жизни населения, как одного из главных «срезов» образа жизни.
  3. Показать основные проблемы уровня жизни населения в России.
  4. Рассмотреть перспективы повышения уровня жизни и возможности их реализации в современной российской экономике.

     В соответствии с указанными целью  и задачами диссертации объектом исследования является образ жизни населения России.

     Предметом исследования является уровень жизни населения, как одной из главных составляющих образа жизни.

    1.Теоретико-методологические основы исследования образа жизни населения России

    1. Социальное проектирование образа жизни населения России
 

                   Социальное проектирование - один из ведущих способов современной организации общественной жизни, управления обществом. Оно используется в социальной практике как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем. Оно также применяется при подготовке социальных планов и программ по регулированию преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

                    Социальное проектирование, кроме макросоциальных процессов также касается микросоциальных процессов, в основе которых лежат жизненные ситуации людей, их образ жизни. Это позволяет: во-первых, при анализе социальных проблем и возможных последствий от инновационных мероприятий учитывать личностные предпосылки социального развития общества (соотносить социальные последствия с благосостоянием личности, с одной стороны, с социально-экономическими, социально-культурными и экологическими процессами - с другой). Во-вторых, исследовать «точки напряжения», ведущие в перспективе к перерастанию нерешенных социальных проблем в жизненные проблемные ситуации.

                    Следует иметь в виду, что социальное проектирование в целом предназначено для конструирования не только отдельных, конкретных сторон общественной жизни, но также имеет своей целью комплексное моделирование всей системы социальных взаимоотношений. Только при системном подходе возможно наиболее эффективное (или оптимальное) проектирование общественных процессов и явлений.

                    Особенность социального проектирования состоит в том, что оно направлено на решение таких процессов, которые охватывают в комплексе все социальные аспекты жизни человека, которые целесообразно различать по уровням организации общественной жизни.

                   Социальное проектирование образа жизни по основным его направлениям предусматривает следующее:

                    В материально-экономической сфере. Это, прежде всего, осуществление мер по широкой автоматизации и интеллектуализации труда, приводящей к улучшению его эффективности и содержательности, а также глубокую информатизацию и компьютеризацию производства, способствующую активизации творческого потенциала работников. Внедрение социальных проектов необходимо не только для развития производства, но и для подготовки населения к трудовой деятельности в условиях трудной жизненной ситуации. Автор планирует, в частности, создание таких организаций, как психологические консультации, службы трудоустройства, пункты экстренной помощи, благотворительные фонды (для обеспечения жильем, для распоряжения кредитами на приобретение различных товаров и услуг и т.д.).

                   В сфере образования социальное проектирование предусматривает внедрение непрерывного образования в существующую образовательную систему, расширение вариативной системы обучения с новыми спецкурсами и факультативами, модернизацию социально-педагогических комплексов и развитие образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов.

                    Проектирование культурной сферы предусматривает, в первую очередь, обеспечения высокого уровня потребления (восприятия, использования, коллекционирования) ценностей и благ художественной культуры; развитие самостоятельного художественного творчества; повышение художественно-эстетического образования и др. Проектирование культуры включает также создание эффективного механизма включения культуры в экономическую систему для использования культурного потенциала туристической деятельности, бизнес, ориентированный на развитие культурно-коммерческой сферы.

                     В области проектирования оздоровительно-экологических программ выдвигаются меры по совершенствованию деятельности учреждений и качества услуг, направленных на восстановление здоровья населения, создание условий для формирования здорового образа жизни. В частности, предусматривается подготовка семейных врачей (знающих все о детстве, зрелости и старости); в практике лечащих учреждений использовать методы народной медицины (например, тибетской медицины), природотерапии; возможное внедрение негосударственных лечебных учреждений и медицинских комплексов с частной практикой.

                     Таким образом, мы пришли к выводу: образ жизни составляет важное звено всей жизнедеятельности человека и может проектироваться по основным его блокам. В процессе проектирования образа жизни должны максимально учитываться проблемы развития человека как субъекта многообразной социокультурной деятельности.

           Социальное проектирование образа жизни предполагает всесторонний учета интересов и потребностей человека, что находит отражение в планируемом образе жизни. Последний может не совпадать с реально существующим образом жизни, но в то же время призван выражать в идеальном виде тенденции его изменения. 

    1.  Исследования в рамках концепции образа жизни (70-90-е годы)
 

     Практика  социального планирования выявила недостаточность учета одних лишь статистических показателей, относящихся к уровню жизни, материальным условиям труда и быта людей. Поэтому в партийных и научных кругах начиная с середины 70-х гг. растет понимание в общем-то простой истины, что планирование должно опираться на целостный анализ многообразных социальных связей и отношений человека с окружающим его миром, а планирование долгосрочное - на прогнозы образа жизни .1

     Тогда же в ЦЭМИ АН СССР, в академических институтах философии и экономики, в других научных учреждениях были созданы сектора и группы, занимающиеся изучением образа жизни. Возникла дискуссия о содержании и границах новой научной категории, в которой приняли участие философы и социологи: Е.Ануфриев, И. Бестужев-Лада, А.Бутенко, А.Ципко   и многие другие. В конце концов, возобладала точка зрения, что под образом жизни следует понимать "совокупность форм деятельности, взятых в неразрывном единстве с условиями этой деятельности".2

     В ходе дискуссии обсуждался вопрос о  соотношении понятий образ жизни, уровень, стиль, качество и уклад жизни, которые нередко употреблялись как синонимы. В результате укоренилась точка зрения В.И.Толстых и других исследователей, рассматривающих образ жизни как всеобщую категорию, по отношению к которой такие понятия, как стиль, уровень или качество жизни представляют собой конкретизацию и различные "срезы" этого сложного по своей структуре явления.3

     В изучение стиля жизни в качестве субкатегории образа жизни существенный вклад внесла киевская группа социологов: Л.В.Сохань, В.А.Тихонович и др. Во многом благодаря их работе утвердилось общеизвестное определение стиля жизни как социально-психологической категории, выражающей определенный тип поведения людей, индивидуально усваиваемый или избираемый, устойчиво воспроизводящий отличительные черты общества, бытового уклада, манеры, привычки, склонности и т.п., типичные для определенной категории лиц, выявляющие своеобразие их духовного мира, правда, почему-то лишь через "внешние формы бытия".4

Информация о работе Исследование образа жизни населения России