Интернет в системе средств массовой коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:16, контрольная работа

Описание работы

Наблюдаемое быстрое развитие Интернета и его внедрение в различные стороны жизни людей, в первую очередь, в качестве средства массовой коммуникации, требует научного анализа происходящих в России процессов.
Интернет, появившись относительно недавно, стал одним из наиболее динамично развивающихся явлений современного общества, С ростом его аудитории, которая на сегодняшний день составляет уже около 600 млн. чел. по всему миру, Интернет становится средством не просто массовой, но глобальной коммуникации, перешагивающей через национальные границы и объединяющей мировые информационные ресурсы в единую систему.

Содержание

Введение
I Понятие и виды средств массовой коммуникации
II Интернет в системе средств массовой коммуникации. Его сущность и спецификация
2.1. История и тенденции развития интернета
2.2. Социальные функции интернета
2.3. Анализ интернет ресурсов (сайты, чаты, блоги) в стравнении со средствами массовой информации
2.4. Выявление потребности населения в интернете по результатам анкетирования
Заключение

Работа содержит 1 файл

Интернет в системе средств массовой коммуникации.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Ценностно-регулирующая функция

      Содержание  этой функции во многом совпадает  с той, что Г. Лассуэллом было названо  функцией корреляции отношения к  действительности, присущей всем социальным коммуникациям. Семья и школа осуществляют первичную социализацию, то есть приобщение личности к знаниям, нормам, ценностям, опыту, традициям, накопленным обществом и окружающей социальной микросредой. Далее в современном обществе эта функция в значительной мере переходит к СМИ. Они служат выработке и сохранению общей ценностно- нормативной платформы: что такое хорошо, что такое плохо и как, соответственно, стоит думать и поступать.

      Интернет  приносит технологически принципиально  новую степень свободы в обмене информацией, возможности высказать свою точку зрения на множестве площадок.

      Интернет  обостряет проблему социальной идентичности - отнесения себя к определенным социальным общностям. Есть точка зрения, что если традиционные коммуникации (письмо, книга, телефон) сломали пространственно-временные барьеры, то новейшие средства идут дальше: ломают границы идентичности, здесь создается широкий спектр виртуальных сообществ, быстро сменяющих друг друга.

      В этой связи важность выполнения ценностно-регулирующей функции, т.е. установления общей ценностно-нормативной базы возрастает.

      Как известно, ценностно-регулирующая функция  проявляется разнообразно: не только в самом содержании, но и через  отбор сообщений, их комментирование, расположение в определенной последовательности, на определенных страницах.

      Из  исследований аудитории традиционных СМИ давно известно, что одна ее часть стремится, используя различные, в том числе альтернативные, источники  информации, составить собственную  точку зрения. Другой же удобнее руководствоваться одной и только одной предлагаемой позицией.

      Выполнение  ценностно-регулирующей функции в  демократических СМИ происходит на основе выполнения функции информирования и фокусирования внимания аудитории  на определенных событиях и проблемах, то есть формировании повестки дня. Однако, в Интернете происходит дальнейшее дробление аудитории. Особенно остро проблема организации общей аудитории стоит для коммуникаций общенациональных .

Развлекательная функция Интернета

      Интернет  - среда, где стираются не только пространственные рубежи, но и границы между сферами жизнедеятельности людей: работой и бытом, хобби и реализацией гражданского статуса, обучением и развлечением. Средства для информационного обеспечения этих сфер и участия в них находятся в единой медийной среде, дистанция между разными сферами практически не ощущается.

      Нельзя  утверждать, что указанные возможности  Интернета уникальны. Они проявились еще в традиционных СМИ, особенно на телевидении. В советское время  официальные идеологи в штыки встречали попытки социологов включать в спектр функций СМИ развлекательную. Дискуссии на этот счет закончились победой такой функции не только в теории, но и на практике: современные радио и телевидение, да и большая часть печатной периодики, оказываются средствами развлечения, часто и в ущерб другим функциям.

      Если  в области «серьезного» контента новая медиасреда может даже стимулировать  интерес к чтению, то в сфере  развлечения отношения между  традиционными СМИ, особенно телевидением, и Интернетом - конкурентные.

      Интернет  вообще во многом оказывается стихией  игры, его интерактивные возможности  и разнообразие игровых средств  и форм с традиционными СМИ  несравнимы. Интеллектуальный уровень  развлечений может быть самым  разным - от непритязательных забав для подростков до насыщенных особым этикетом и содержанием «крепостей» для взрослых.

      Вначале пользование Интернетом не связывалось  с отдыхом. Внешне очевидный образ  зрелища, привычный для ТВ, у Интернета  проявился отнюдь не сразу. Зато, обнаружив возможность быть не только созерцателями, но и непосредственными участниками игры (а это особый и немаловажный вид активности), люди быстро поставили новое средство на службу развлечению.

      Наиболее  очевидная тенденция в освоении Интернета человечеством состоит в том, что наряду с инструментом познания, средством обучения и информирования он превращается в способ развлечения для массы людей. Однако взаимоотношения со «старыми» СМИ неоднозначны. По мнению М. Кастельса, гипотеза насчет того, что использование Интернета создает конкуренцию именно в сфере развлечения, не подтвердилась. Есть пределы времени, затрачиваемого на данный вид активности. Однако массовизация состава пользователей Сети, то есть увеличение их числа и расширение социально-демографического состава, уменьшение разницы в доступности пользования Сетью для разных групп, приведет все-таки к тому, что в пределах времени, затрачиваемого на развлечения, лидирующим окажется именно Интернет. В 2002 г. в США доли пользователей, обращавшихся в Сеть для чтения ежедневных газет и для участия в онлайновых играх были, близки. Но ведь назначение Интернета, считает М. Кастельс, не изоляция людей в воображаемом мире, в сфере ролевых игр с их фальсификацией личности. «Он используется для распространения политических посланий, для организации коммуникации по электронной почте с общественными сетями, для выражения идей и поиска информации. Это средство коммуникации, а не развлечения».

      Разнообразные опции и выразительные возможности  Интернета стоит использовать для того, чтобы процесс общения и получения информации становился не лишенным приятности занятием, а развлекательные моменты способствовали выполнению других функций. Интересен с этой точки зрения опыт так называемых «звездных чатов», где состав приглашенных звезд, этикет общения с ними, содержание задаваемых им пользователями вопросов могут служить и познавательным эффектам, и поддержанию стимулов к овладению заинтересовавшей профессией, и к тренировке навыков социального общения.

      Будущее покажет, станет ли развлечение одной из основных социальных функций Сети. Пока же ее развитие переживает такой этап, когда в силу массовизации аудитории отношения ее с Интернетом теряют былую «серьезность».  

2.3. Анализ интернет  ресурсов (сайты,  чаты, блоги) в  сравнении со средствами массовой информации

      По  сравнению с другими средствами массовой коммуникации (газеты, журналы, листовки, брошюры и т.д.), информация, находящаяся в глобальной сети является более доступной (поскольку доступ к ней имеет любой человек, подключенный к сети Интернет), регулярно обновляемой, не имеет ограничений по объему, сопровождается большим количеством графической информации (фотографии, видеоролики). На страницах сайта могут быть размещены интерактивные элементы, позволяющие наладить связь между пользователем и владельцем сайта (гостевые книги, почтовые службы). Отсутствие пространственных границ делает информацию, размещенную в Интернет, доступной вне зависимости от местоположения пользователя.  
 Все многообразие коммуникаций между производителями и потребителями информации в Интернете сводится к четырем большим группам: а) асинхронная, не совпадающая во времени, коммуникация по типу "один-одному" (посредством электронной почты); б) асинхронная коммуникация по типу "многие-многим" (сервисы Usenet, доски объявлений, листы рассылки); в) синхронная, совпадающая во времени, коммуникация по типу "один-одному", "один-нескольким" или "один-многим", организованная вокруг определенной темы, ролевой игры (MUD), в чатах и программах обмена сообщениями, например, в ICQ; г) асинхронная коммуникация, характеризующаяся тем, что получателю необходимо найти сайт для получения доступа к нужной информации, и построенная по принципу "многие-одному", "один-одному" или "один-многим" (Web-сайты, FTP-сайты).

      Отметим, что только "обеспечивает", то есть термин "Интернет" указывает на технологию связи. А сама коммуникация проходит с помощью сервисов, которые предоставляются Интернетом. Наиболее распространенными Интернет-сервисами являются: хранение данных; передача сообщений и блоков данных; электронная и речевая почта; организация и управление диалогом партнеров; предоставление соединений; проведение сеансов; видео-сервис. Все эти сервисы предоставляются службами Интернета. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Службы (сервисы) Интернета

      Электронная почта (e-mail) - относится к системе индивидуальной коммуникации, позволяет создавать и пересылать электронные письма от источника одному или нескольким получателям. Это первая и наиболее распространенная служба Интернета.

      Группы  новостей USENET, или телеконференции - коллективная коммуникационная система, своего рода клуб для общения людей  с общими интересами. Сетевые новости - это вторая по распространенности служба. Если электронная почта передает сообщение по принципу "от одного-одному", то сетевые новости передают сообщения "от одного-многим". Посланное сообщение распространяется, многократно дублируясь, по сети, достигая за довольно короткие сроки всех участников телеконференций во всем мире.  
 Списки рассылки (maillists) - служба также работает по принципу "от одного-многим" и заключается в пересылке тематических сообщений всем желающим (подписчикам) через электронную почту. Идея работы списка рассылки состоит в том, что существует некий адрес электронной почты, который на самом деле является общим адресом многих людей - подписчиков этого списка рассылки. Посылая сообщение на этот адрес, его получат все подписчики списка рассылки по данной теме.

      Чаты (Internet Real Chat - беседа через интернет) - интерактивная система коллективной коммуникации, поддерживающая письменные дискуссии в режиме реального времени. Служба чата используется как в развлекательных целях, так и для проведения серьезных международных дискуссий. Данная служба похожа на Usenet, но обмен сообщениями в ней ведется без задержек.

      Служба ICQ ("I seek you", в  пер. с англ. - "Я  тебя ищу") - служба, которая позволяет пользователям сети обмениваться сообщениями в реальном масштабе времени, а также организовывать чат, передавать файлы и многое другое. 
 Служба FTP (File Transfer Protocol - протокол передачи файлов) - это служба, позволяющая осуществлять копирование файлов (программ, видео-, аудиофайлов, документации и т. п.) в режиме реального времени как с удаленного компьютера на свой, так и наоборот.

      WWW, служба глобального  соединения ("World Wide Web") - это система организации информации в интернете, которая позволяет объединять в одном структурированном документе (Web-странице) информационные элементы различного происхождения (текст, изображение, звук), а также включать в любой документ ссылки на другие документы, расположенные в произвольных местах сети (гиперссылки). Набор Web-страниц, связанных между собой ссылками и предназначенных для достижения единой цели, называется Web-сайтом. На сегодняшний день это самый популярный и удобный сервис Интернета, позволяющий получать доступ к информации на любых серверах, подключенных к сети, во всем мире. Именно ресурсы WWW - есть тот гигантский массив данных, благодаря которому Интернет получил заслуженную популярность. Ссылки WWW указывают не только на документы, специфичные для самой WWW, но и на прочие сервисы и информационные ресурсы Интернета. Таким образом, программные средства WWW являются универсальными для различных служб сети.

      Разнообразие  возможностей и функций служб Интернета показывает, что неправомерно относить Интернет в целом к средствам массовой информации. Интернет - это технология организации каналов передачи информации (с помощью различных служб), основанная на цифровом способе передачи данных между компьютерами всего мира, однако, он является основой информационных технологий современности, поскольку:

  • Компьютеры, подсоединенные к сети, могут делить и передавать тексты или мультимедийную информацию;
  • Сеть платформонезависима и может работать с различными операционным системами на любом типе компьютерного оборудования.
  • Электронная почта предоставляет множественные коммуникации между компьютерами, подключенными к Сети;
  • Браузеры обеспечивают интуитивный, графический интерфейс, позволяют точно и беспрепятственно двигаться по тексту и мультимедийным файлам с помощью щелчков мыши;
  • У пользователей есть встроенные гиперссылки для управления информацией которые позволяют загрузить файл из местной или удаленной области;
  • Пользователи имеют быстрый и дешевый доступ к одной и той же информации;
  • Платить надо совсем немного. Программирование на языке HTML, единственном универсальном электронном стандарте коммуникаций, сравнительно просто и дешево;
  • Приложения Интернет - масштабируемые и поддерживают конструкции типа "клиент-сервер".
  • Распределенная природа приложений обеспечивает эффективное использование организационных компьютерных ресурсов.
 

2.4. Выявление потребности  населения в интернете  по результатам  анкетирования

      Результаты  опроса показали, что интернет уверенно вошел в жизнь населения нашей страны и продолжает занимать все большее место.

      Из  опроса следует, что ____% используют ресурсы  интернет в образовательных целях, -------------------------------------- 

Заключение

      Коммуникация  между людьми существовала во все эпохи, а в наше время просто появились технические средства ее  реализации. Эволюция средств массовой коммуникации, рассматривая  сквозь призму развития человеческой культуры, показывает, как постепенно увеличивалась скорость обмена информацией, с тем, чтобы сохранить путь к овладению человеком знаний, добытых предшествующими поколениями людей.

Информация о работе Интернет в системе средств массовой коммуникации