Индивидуальный персонифицированный учет в пенсионной системе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ включает в себя понятие "индивидуального (персонифицированного) учета.
Сами сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы ПФ РФ, хранятся в виде документа на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах ПФ РФ. Данный документ именуется индивидуальным лицевым счетом застрахованного лица.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Пенсионная система РФ. 5
1.1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) 5
1.2. Профессиональные пенсионные системы 8
Глава 2. Индивидуальный (персонифицированный) учет 14
2.1. Понятие и принципы индивидуального (персонифицированного) учета 14
2.2. Учет прав застрахованных лиц, участников 18
2.3. Организация индивидуального (персонифицированного) учета 22
Глава 3. Права и обязанности в системе пенсионного обеспечения. 26
3.1. Права и обязанности застрахованного лица и страхователя 26
3.2. Права и обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета 29
Заключение 32
Задача 34
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 40.69 Кб (Скачать)

Введение 3

Глава 1. Пенсионная система  РФ. 5

1.1. Пенсионный фонд Российской  Федерации (ПФР) 5

1.2. Профессиональные пенсионные  системы 8

Глава 2. Индивидуальный (персонифицированный) учет 14

2.1. Понятие и принципы  индивидуального (персонифицированного) учета 14

2.2. Учет прав застрахованных  лиц, участников 18

2.3. Организация индивидуального  (персонифицированного) учета 22

Глава 3. Права и обязанности  в системе пенсионного обеспечения. 26

3.1. Права и обязанности  застрахованного лица и страхователя 26

3.2. Права и обязанности  органов Пенсионного фонда Российской  Федерации, связанные с осуществлением  индивидуального (персонифицированного) учета 29

Заключение 32

Задача 34

Список литературы 35

Введение

Вопрос пенсионной системы  Российской Федерации на сегодняшний  день волнует большинство граждан  страны. Все мы рано или поздно будем  получать пенсию. Вполне естественно, что всем хотелось бы, чтобы она  была достойной и адекватной сложившейся  экономической и социальной ситуации в нашей стране.

Но практика изучения и  внедрения нововведений в пенсионную систему показывает большую степень  недоверия у граждан. Возникает  множество вопросов: А будет ли пенсия вообще? Каков размер пенсии? Все ли ее будут получать? Как  разобраться в индивидуальных счетах?

Обязательное пенсионное законодательство распространяется на застрахованных лиц, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, в соответствии с законодательством  РФ. Поэтому важным связующим звеном в системе пенсионного обеспечения  является Пенсионный фонд РФ.

Организация и ведение  индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством  РФ включает в себя понятие "индивидуального (персонифицированного) учета.

Сами сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы ПФ РФ, хранятся в виде документа  на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью  средств вычислительной техники  в органах ПФ РФ. Данный документ именуется индивидуальным лицевым  счетом застрахованного лица.

Глава 1. Пенсионная система РФ.

1.1. Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР)

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)- один из крупнейших и  наиболее значимых социальных институтов России.

Объем получаемых ПФР доходов  и выполняемых им пенсионных платежей в 2005 году составил более 1,5 триллиона  рублей. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному  обеспечению, пенсии военнослужащих и  их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

В соответствии с действующим  законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение  более чем 90 тысячам граждан, проживающих  в 75 государствах, в том числе 20 тысячам  граждан пенсии переводятся по месту  их постоянного проживания в 63 государствах.

В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР  зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства  перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную  часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том  числе работающим пенсионерам1.

При этом ПФР - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Пенсионный фонд России включает: 7 Управлений Пенсионного фонда по федеральным  округам Российской Федерации, 86 Отделений  Пенсионного фонда, в том числе  ОПФР по г. Байконур. Общее количество территориальных органов ПФР - 2192. Они доходят до уровня районов  во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это  дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.

Территориальные Отделения  в своей деятельности тесно взаимодействуют  с органами власти, профсоюзными и  общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все  заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести  нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, "горячие линии".

Создание ПФР стало  вехой в решении одной из важнейших  задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного обеспечения  к обязательному пенсионному  страхованию. ПФР был создан для  государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи.

Первая - средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились  сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его  по сей день1.

И вторая - основным источником финансирования пенсионных выплат стали  страховые взносы и платежи, которые  уплачивались за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед  пенсионерами стал не государственный  бюджет, а страховой платеж. И  хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе  и средствами обязательного пенсионного  страхования.

Страховая природа пенсионных выплат, осуществляемых через систему  ПФР, существенно изменила природу  многих сторон деятельности пенсионной системы в Российской Федерации. Прежде всего, она затронула идеологию  и организацию системы учета  пенсионных прав. Вместо ранее применявшихся  методик учета трудового стажа  в ПФР уже с 1997 года практически  внедрена система индивидуального (персонифицированного) учета, где фиксируются  все платежи, сделанные работодателями в интересах своих работников1.

По мере нарастания массы  этих и других изменений в пенсионной системе России все острее ощущалась  необходимость ее реформирования. Две  попытки преобразования пенсионного  законодательства и на его основе - пенсионной практики, предпринятые в 1994-95 и 1997-98 гг., успехом не увенчались из-за нестабильности экономической  ситуации в стране и серьезных  финансовых потрясений. И только после  относительной стабилизации экономической  обстановки и поворота экономики  к подъему стало возможным  решительное обновление и реформирование пенсионной системы.

Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного  законодательства и вступления его  в силу с января 2002 года, стала  крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет  роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения  новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом  реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной  системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.

1.2. Профессиональные  пенсионные системы

Субъектами отношений  профессиональных пенсионных систем являются: работодатель; застрахованное лицо, участник; представитель работников; уполномоченные организации.

Право на выплаты из профессиональной пенсионной системы имеют лица, работавшие на рабочих местах с особыми условиями  труда, в пользу которых в соответствии с настоящим Федеральным законом  работодателем уплачивались взносы в соответствующую уполномоченную организацию профессиональной пенсионной системы.

Проживающие на территории Российской Федерации иностранные  граждане и лица без гражданства  имеют право на выплаты из профессиональных пенсионных систем на общих с гражданами Российской Федерации основаниях, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Государственный контроль и  надзор за деятельностью уполномоченных организаций, соблюдением прав застрахованных лиц,

участников осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти1.

Государственный контроль и  надзор за деятельностью уполномоченных организаций профессиональной пенсионной системы, созданной с участием Пенсионного  фонда Российской Федерации, осуществляются в порядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации  об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

Уполномоченные федеральные  органы исполнительной власти осуществляют следующие функции:

а) контроль за соблюдением  уполномоченными негосударственными пенсионными фондами, управляющими компаниями и специализированными  депозитариями, с участием которых  создана профессиональная пенсионная система, требований, предусмотренных  настоящим Федеральным законом  и другими нормативными правовыми  актами;

б) государственная регистрация  договоров о создании профессиональных пенсионных систем и ведение государственного реестра профессиональных пенсионных систем;

в) рассмотрение отчетности и аудиторских заключений уполномоченных организаций профессиональных пенсионных систем;

г) ежегодная публикация в средствах массовой информации аудиторских заключений и отчетности по формам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации;

д) иные функции, предусмотренные  настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и  положением о соответствующем уполномоченном федеральном орган исполнительной власти, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Профессиональная пенсионная система создается работодателем, имеющим рабочие места, путем  заключения договора с Пенсионным фондом Российской Федерации или уполномоченным негосударственным пенсионным фондом в соответствии с настоящим Федеральным  законом, положениями коллективного  договора (для профессиональной пенсионной системы, создаваемой с участием уполномоченного негосударственного пенсионного фонда)1.

Договор о создании профессиональной пенсионной системы заключается  на срок не менее трех лет и вступает в силу со дня его государственной  регистрации в уполномоченном федеральном  органе исполнительной власти путем  внесения созданной на основе договора профессиональной пенсионной системы  в государственный реестр профессиональных пенсионных систем.

Обязательным приложением  к договору о создании профессиональной пенсионной системы являются правила  профессиональной пенсионной системы, а также (для профессиональной пенсионной системы, созданной с участием уполномоченного  негосударственного пенсионного фонда) положение о попечительском совете профессиональной пенсионной системы.

Коллективным договором  может быть предусмотрена обязанность  работодателя по созданию профессиональной пенсионной системы с участием уполномоченного  негосударственного пенсионного фонда1. Коллективным договором может быть предусмотрена обязанность работодателя по выплате той или иной категории  работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда (кроме  лиц, работавших на подземных работах, работах с вредными условиями  труда и в горячих цехах), компенсационной  надбавки к заработной плате, определяемой исходя из суммы взносов в профессиональную пенсионную систему. В случае, если условиями коллективного договора предусмотрена обязанность работодателя по выплате указанным в настоящем  пункте работникам компенсационной  надбавки к заработной плате, профессиональная пенсионная система в отношении  этих работников работодателем не создается, а работники не являются застрахованными  лицами, участникам.

Решение о выплате работникам компенсационной надбавки к заработной плате принимается на срок не менее  трех лет на основании соответствующих  положений коллективного договора и утверждается работодателем локальным  нормативным актом. Работники, указанные  в настоящем пункте, вправе направлять средства, полученные в виде компенсационной  надбавки к заработной плате, в качестве пенсионных взносов в не государственный  пенсионный фонд по своему выбору.

В случае истечения срока  действия договора о создании профессиональной пенсионной системы работодатель обязан продлить договор на срок не менее  трех лет либо создать новую профессиональную пенсионную систему.

В случае досрочного расторжения  договора о создании профессиональной пенсионной системы работодатель обязан создать новую профессиональную пенсионную систему1.Работодатель, имеющий  рабочие места, обязан создать профессиональную пенсионную систему с участием Пенсионного  фонда Российской Федерации в  случае, если:

1. коллективный договор  не заключен;

2. при наличии лиц, занятых  на подземных работах, работах  с вредными условиями труда  и в горячих цехах, в коллективном  договоре не предусмотрена обязанность  работодателя по создании профессиональной  пенсионной системы с участием  уполномоченного негосударственного  пенсионного фонда; при наличии  работников, занятых на рабочих  местах с особыми условиями  труда (кроме лиц, занятых на  подземных работах, работах с  вредными условиями труда и  в горячих цехах), в коллективном  договоре не предусмотрена обязанность  работодателя по созданию профессиональной  пенсионной системы с участием  уполномоченного негосударственного  пенсионного фонда и не предусмотрена  выплата работникам, компенсационной  надбавки к заработной плате;  профессиональная пенсионная система  не имеет государственной регистрации  за два месяца до начала  календарного года; на основании  решения уполномоченного федерального  органа исполнительной власти  досрочно прекращено действие  договора о создании профессиональной  пенсионной системы с участием  уполномоченного негосударственного  пенсионного фонда в связи  с неуплатой пенсионных взносов  в уполномоченный не государственный  пенсионный фонд1.

Информация о работе Индивидуальный персонифицированный учет в пенсионной системе РФ