Игровые технологии в досуге молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – игровые технологии.

Предмет – значение игровых технологий в организации досуга современной молодежи.

Цель – проанализировать значение и влияние игровых технологий на организацию досуга молодёжи.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие молодежного досуга и его особенности
1.1. Различие досуга, рекреации и свободного времени
1.2. Специфика молодежного досуга
Глава 2. Место игр в молодежном досуге
2.1. Игровые технологии молодежи
2.2. Исследовательская работа
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая начало на проверкууууууууууууу!!!!!.doc

— 162.50 Кб (Скачать)
    1. Специфика молодежного досуга
 

 

     Молодость охватывает период жизни от 14 до примерно 29 лет, когда человек более или менее прочно утверждается во взрослой жизни. Верхняя граница молодости может существенно сдвигаться, особенно в сторону следующей за ней взрослости. Некоторые авторы продлевают ее до 35-ти лет. Молодость – это, прежде всего, время создания семьи и устройство семейной жизни, время освоения выработанной профессии, определения отношения к общественной жизни и к своей роли в ней. Молодости свойствен оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы.

     В молодости наиболее доступны самые  сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей.

     Молодежный  возраст представляет собой как  бы «третий мир», существующий между  детством и взрослостью, так как  биологическое созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении это еще не самостоятельная  взрослая личность. Молодость выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения. Важнейший психологический процесс - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

     Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения. Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

     К специфическим чертам молодости  относится преобладание у нее  поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Интерес к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающейся мир, в который молодежь погружается безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повседневности. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодежных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.

     К другим особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды  его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту особенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев–Лада: «..для молодежи «посидеть компанией» - жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически».[2]

     Примечательной  особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности: в эмоциональном контакте, сопереживании; в информации; в объединении усилий для совместных действий.

     Надо  подчеркнуть, что для молодежи большое  значение имеет культура досуга. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время.

     Отличным  качеством культурного молодежного  досуга является эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.

     Высший  смысл истинного культурного  досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное, любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными видами деятельности. Основные особенности культурного досуга молодежи – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов.

     В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает  как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

     Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому всегда рассматривается  как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.[8]

     Исходя  из этого, сформулируем требования к  организации и проведению досуга молодежи. Прежде всего необходимо подходить к нему как к средству воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке.

     Таким образом, активный, содержательный досуг  требует определенных потребностей и способностей людей. Упор на творческие виды досуговых занятий, на обеспечение  прямого участия в них каждого молодого человека – вот путь формирования у юношей и девушек личностных качеств, способствующих содержательному и активному проведению досугового времени.

     Требование  к организации молодежного досуга состоит в том, что он, несомненно должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. С помощью каких же средств достигаются названные качества досуга? Разумеется, тут важны как содержание, так и форма предлагаемых занятий, развлечений, которые должны отвечать потребностям и интересам молодежи, органически восприниматься юношами и девушками. Единственный способ обеспечить именно такой досуг—это предоставить возможность каждому активно проявить себя, свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.

     Наиболее  удобные формы для этого уже  выработаны жизнью – любительские объединения и клубы по интересам. Клуб – сравнительно небольшое объединение людей, охваченных общим интересом, занятием. Он является – школой учебы воспитания и общения. В клуб приходят люди, желающие в совершенстве овладеть определенным занятием, досуговой «квалификацией». Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответствующие формы занятий. [1]

     Сейчас  в практику работы многих учреждений культуры и спорта все больше входят социологические исследования, с  помощью которых они пытаются изучать досуговые запросы молодежи.

     Жизнь подсказывает, что досуг молодых  всегда был интересным и привлекательным  в зависимости от того, как он отвечал задачам комплексного воспитания, насколько организация свободного времени юношей и девушек соединяла воедино наиболее популярные формы занятий: спорт, техническое и художественное творчество, чтение и кино, развлечения и игру. Там, где так и поступают, прежде всего добиваются преодоления потребительского отношения к досугу, присущего части молодежи, считающей, что содержательное проведение свободного времени ей должен обеспечить кто-то со стороны, только не она сама.

     Следующее требование, предъявляемое к организации  и проведению молодежного досуга, полная его деалкоголизация. Ни один вид досуга не должен заключать в себе занятий и развлечений, которые прямо или косвенно пропагандировали бы потребление спиртных напитков.

     Игры  занимают «важное» место в жизни  молодежи, однако далеко не всем юношам и девушкам присуща высокая игровая  культура. Некоторые из них совсем не ориентируются в современных массовых играх, не осознают их ценности для себя, другие же относятся к играм преимущественно созерцательно (сидение у телеэкрана, на трибуне стадиона). Игра, как форма досуга,— дело серьезное. Надо не забывать дорогу к игровым залам, игротекам. Правда, последних еще не так и много, а нужна их широкая сеть, причем нелишним были бы игротеки-клубы. В подобных заведениях (платных и бесплатных) должна царствовать игра: серьезная и смешная, с партнерами и без них, театрализованная и простая.

     Можно выделить наиболее привлекательные  для молодежи формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры-зрелища, КВН. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.

     Набирает  силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно  не на потребление, а на созидание  культурных ценностей – творчество. Элемент творчества заключают в  себе многие формы молодежного досуга, причем возможности творить открываются всем без исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает созданию чего-то нового.

     Итак, досуг дает возможность современному молодому человеку развивать многие стороны своей личности, даже собственный  талант. Для этого необходимо, чтобы  к досугу он подходил с позиций  своей жизненной задачи, своего призвания  – всесторонне развивать собственные способности, сознательно формировать себя. [6] 

 

Глава 2. Игровые технологии в молодежном досуге 
 

2.1. Игровые технологии молодежи 

     Игра  наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

     По  определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

   В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

     -    развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

   -    коммуникативную: освоение диалектики общения;

   -    самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

     -    игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

     -    диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

     -    функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

     -     межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

     -     социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

   Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

     •   свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

     •   творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

Информация о работе Игровые технологии в досуге молодежи