Идеология как мир устойчивых представлений и мотиваций в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:46, доклад

Описание работы

Данное исследование очень актуально на данный момент, т.к. в нашей стране нарастает политическое и социальное напряжение. И поднимается и активно обсуждается вопрос о бывших и существующих идеологиях в нашей стране.

Работа содержит 1 файл

Доклад 2.Брагина АВ.4 курс.docx

— 55.68 Кб (Скачать)

    Российский  Государственный Педагогический  Университет им. А.И.Герцена 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Доклад

                                                       

                                                         На тему:

                                                                                                                                         «Идеология как мир устойчивых  представлений

                            

                   и мотиваций в современном обществе»           
 
 
 

                                                                                   Выполнила :      

                                                                                      Студентка ФСН 4 курс 1 гр

                                                                                                          Брагина А.В.                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Санкт –Петербург

                                                   2011 г. 
 

  1. Актуальность  исследования

    Данное  исследование очень актуально на данный момент, т.к. в нашей стране нарастает политическое и социальное напряжение. И поднимается и активно  обсуждается вопрос о бывших и  существующих идеологиях в нашей  стране.

  1. Проблемный вопрос: Чтобы понять о чем идет речь, когда активно обсуждаются вопросы идеологии, необходимо выяснить конкретно что же это такое, какими свойствами обладает, какую роль играет в обществе.
  2. Методы исследования : изучение и сравнение текстов научных трудов и статей
  3. Гипотеза :
  4. Цель исследования: Определить термин «идеология», какую роль она играет в современном обществе, определить актуально ли это понятие на данный момент.
  5. Объект исследования: Идеологическое общество
  6. Предмет исследования : Функции идеологии
  7. Степень научной разработанности проблемы:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чтобы говорить об идеологии, необходимо сначала  определить для себя точное значение этого слова, его историю. 

значение  слова ИДЕОЛОГИЯ. Оно состоит  из двух греческих слов.

Идея и  …логия.

Идея (образ, начало, принцип) - отражение действительности в сознании, характеризующее отношение людей к окружающему их миру, их представление о нем. Это форма достижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира.  

Понятие идеи было выдвинуто еще в античности. 

Демокрит(Демокри́т Абдерский , ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий философ,) называл идею неделимыми умопостигаемыми формами, атомами.

 Для Платона  идея - это идеальные сущности, лишенные  телесности и являющиеся подлинно  объективной реальностью, находящейся  вне конкретных вещей и явлений. 

Немецкий  философ Кант называл идею понятием разума, для которого нет соответствующего предмета в нашей чувственности.

Для Гегеля идея является объективной истиной, совпадением субъекта и объекта, венчающем весь процесс развития.

К. Маркс  и Ф. Энгельс определяли: "Все  идеи извлечены из опыта, они - отражения  действительности, верные или искаженные". В.И. Ленин рассматривал идею, как  высшую форму теоретического освоения действительности.

Логия - происходит от древнегреческого слова логос (слово, учение, смысл, суждение, основание, понятие). Логия - часть сложных слов, означающая: учение, знание, наука. Например: социология, биология, геология. Сам же термин "логос" был введен в философский язык Гераклитом, который логосом называл всеобщую закономерность мира, закон бытия. У неоплатоников и в христианском богословии средневековья логос - это творец, таинственная духовная сущность, бог.

Кстати, для христианства значение термина "логос" определено уже начальными словами Евангелия от Иоанна - "В начале был логос, и логос был у бога, и логос был бог". Логос, который принес людям откровение и сам был этим откровением (словом жизни), самораскрытием "бога незримого". У Гегеля логос - это понятие, разум, абсолютный дух.

 Некоторые  русские философы - идеалисты (В.Ф.  Эрн(Философ. 1882г. - 29.04.1917г.), П.А. Флоренский(Па́вел Алекса́ндрович Флоре́нский (22 января 1882ЕвлахЕлизаветпольская губернияРоссийская империя — 8 декабря1937, захоронен под Ленинградом) — русский православный священникбогословфилософучёныйпоэт.)) употребляли термин "логос" как обозначение цельного и органического знания, характеризующегося равновесием ума и сердца, анализа и интуиции.

Вернемся  к нашему изначальному слову - идеология.

После определения значения и смысла составляющих слов - идея и логия мы приходим к  следующему выводу.

ИДЕОЛОГИЯ - система политических, экономических, правовых, моральных, эстетических, философских и религиозных взглядов, идей, принципов, понятий, представлений. Этой системы придерживается та или иная часть населения государства, тот или иной класс общества или политическая организация - партия. Это система, в которой оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

Термин "идеология" ввел в употребление французский философ и экономист  Дестют де Траси (Элементы идеологии", 1801). Исходя из принципа, что наши знания происходят из ощущений, он утверждал, что "идеология" - учение об идеях, исследуя всеобщие принципы возникновения идей, позволяет тем самым установить твердые основы для политики, этики, воспитания и т. д.

В наполеоновской Франции термин "идеология" приобрел пренебрежительный оттенок. "Идеологами" стали называть людей, которые подходили  к общественной жизни с точки  зрения абстрактных принципов и  ничего не понимали в практических вопросах реальной политики.

К.Маркс  и Ф.Энгельс также использовали термин идеология для обозначения  извращенного сознания, т.е. такого сознания,  когда знание  об  обществе  и социальных  конфликтах  преломляется  сквозь призму  каких-либо  интересов. Основоположники  марксизма  подчеркивали,   что   для   идеологий   типично иллюзорное отображение бытия, создание иллюзий класса о  самом  себе.   

Более того,   эти   иллюзии   превращаются   в   идеологических  конструкциях   в самодовлеющую силу, первичную по отношению  к реальным  интересам.  В  силу своей  социальной  ограниченности идеологии  могут  приводить  к   глубоким искажениям в понимании общественной  жизни. 

Но  идеологическое  заблуждение претендует на теоретически правильное освоение социальности и защищает  себя всеми средствами,  вплоть  до  силовых  средств.   Особенно   это   присуще идеологиям тоталитарного типа, как показала практика идеологической  борьбы двадцатого века.

Маркс и Энгельс не считали свое учение идеологией. Марксистское учение характеризовалось ими как наука, а не идеология. Свою задачу они  видели  в освобождении познания социального  бытия  от идеологических  познавательных установок.

В.И.Ленин  видоизменил подход к марксизму  в  этом  отношении.  Он показал, что марксизм тоже является идеологией  -  идеологией пролетариата. Ленин  ввел  термин  "научная  идеология",  т.е. марксизм.  Тем  самым  был поставлен знак равенства между социальной наукой, марксизмом и  пролетарской идеологией.  "Научная  идеология"  стала  удобным   инструментом защиты и оправдания любых политических решений.

Однако  было  бы  серьезной  ошибкой  считать  идеологию  просто ложным сознанием и иллюзией социальных слоев о самих себе, ибо слишком велика  роль идеологий  в  политике.  В   идеологиях  происходит   тесное   переплетение достоверного  знания  об обществе  с  социальными  интересами. 

Современное общество отличается сложной дифференциацией и стратификацией.  И  пока  люди делятся на социальные слои с различными, подчас  несовпадающими  интересами, возникают и устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном  идеале, путях его достижения.  На  этой  основе  и  возникает  как  бы мыслительная "призма", через которую социальные слои смотрят на мир.

Позже, мнение об идеологии изменилось. Особенно, когда во весь голос смогли заявить  о себе и своей идеологии классы общества, исповедующие полярные взгляды  на построение общественных отношений  в обществе. Условно их можно назвать  как буржуазная и социалистическая идеология. Носители таких идеологий  всегда будут находиться в стадии антиномии, т.е. в противоречии между двумя взаимоисключающими положениями, одинаково убедительно доказуемыми логическим путем.

Важнейшей функцией политической идеологии является  легитимация  власти определенных политических сил и режимов. Контридеологии также выполняют  эту функцию, ибо они легитимируют право на государственную власть  оппозиционных сил.    Идеологии выполняют мобилизующую и интеграционную функции, объединяющие людей в социальное  целое.  Они  поднимают,  направляют  социальные  слои  и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу  за  свои  интересы.

Идейное  единство  сплачивает  людей,  формирует  политическое   сообщество, способствует возникновению чувства коллективного "мы".    Идеологии несут в себе критическую функцию.  Они  обладают  критическим зарядом осмысления действительности  и  ниспровержения  иных  идеологических кумиров.

Некоторые утверждают, что когда в обществе побеждает одна из идеологий, существование  других исключено. Исчезает необходимость  и в победившей идеологии, так  как она переходит из научно-теоретической  области в область практической реализации.

Да, она  не может быть однозначной для  всего общества. Это алгоритм системы взаимоотношений народа и власти, экономики и производства, духовности и культуры, морали и невежества и просто человеческих отношений.

Идеология - это сгусток практического опыта  жизни целых поколений, это алгоритмическая  система, построенная на методах  удачных проб и анализа ошибок, прогнозирования и эксперимента.

Таким образом, идеология - это система, построенная  на основе практических преобразований с применением самых современных  и совершенных научных подходов решения проблем общества.

Все  современные политические идеологии, отражая конфликты  социального  бытия,  находятся  в постоянном  развитии.  Идеологии  приобретают  новые  исторические   формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые  лучше  выполняют  роль мобилизации,  организации  определенных  социальных  слоев,  направляют   их социальное  действие.  Так   либерализм   становится   "социалистичнее",   а социализм -  "либеральнее".  Консерватизм  усваивает  ценности  либерализма.

Информация о работе Идеология как мир устойчивых представлений и мотиваций в современном обществе