Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:39, курсовая работа
Целью работы является проведение анализа развития американской социологии в 19-20вв. Выделить особенности развития школ американской социологии 19-20 вв
Введение………………………………………………………………… 3
Глава1. Становление американской социологии XX-XXI вв. …………… 6
1.1 Предпосылки появления и этапы развития американской социологии……………………………………………………………... 6
1.2 Основные представители Американской социологической мысли XX-XXI вв. ……………………………………………………………………… 9
Глава 2 Направление и развитие американской социологической мысли………………………………………………………………….. 14
2.1 Американская социологическая школа………………………… 14
2.2 Изменение направления американской социологической мысли на рубеже XX-XXI вв. …………………………………………………………….. 18
Заключение …………………………………………………………….. 22
Список использованных источников и литературы…………………. 24
В американской социологии права используются разнообразные подходы: позитивистский, естественно-правовой, экзистенциалистский, социологический. И все же предпочтение отдается последнему. Такое положение обусловлено тем, что социологический подход в познании правами правовых явлений расширяет предметный диапазон самих исследований. Наряду с этим, благодаря достижениям общей социологии, обогащается технологическая, процедурная база исследовании. И, наконец, он расширяет междисциплинарный научно-исследовательский обмен в области разработки концепций, методов и средств познания содержания правовых явлений и процессов. Вот почему в США социологический подход был назван инструментальным.
В.Шляпентох отмечает, что «американская социология давно, чуть ли не со времен чикагской школы, была склонна изучать группы и субкультуры. И в этом она весьма преуспела. Работы о шайках, о безработных, выявление их ценностных ориентаций и т.д. Но при этом никто никогда не говорил о каком-то равенстве этих субкультур. Идея господствующей культуры, господствующего образа жизни сохраняла центральное место. Американская социология работала в терминах отклонений. К началу 80-х с этим было покончено. Было объявлено, и это стало догмой, что все культуры, все ценности одинаковы. И никто не имеет права утверждать, что какие-то ценности более важны, чем другие. Начался массовый пересмотр учебных планов в американских университетах. (Правда, сейчас имеет место некоторая контратака консерваторов.) Возникла идея, что в учебных курсах университетов по литературе, по философии представители африканских и латиноамериканских стран должны присутствовать в той же пропорции, что и представители западной цивилизации. Ищут «черных», феминистских и т.д. авторов. Америка переполнена феминистской литературой. И не дай бог подвергнуть ее какой-то бы то ни было критике. Из учебных планов выбрасывают Гомера, Шекспира, но включают какого-нибудь африканского шамана или неизвестного чернокожего автора. Социологически эту позицию можно понять как стремление доказать меньшинствам, что американское общество их уважает» [15].
Особенность
американской социологии — ориентация
на практическую работу. Многие отождествляли
социологию с социальной работой. Главная
проблема периода — отсутствие теоретической
и методологической базы. Две главные
характеристики — эмпиризм и прагматизм.
Первая кафедра социологии в мире
появилась в Чикагском
Теоретические проблемы современной американской социологии обусловлены умножением гносеологического знания и познания мира на основе свойственной и тому, и другому способности быть социально генерированным и социально генерирующим. К тому же социальный мир кажется познаваемым лишь косвенно, а именно — через познание социальности нашего знания о мире. Иногда соотнесенность с миром совершенно утрачивается и воспринимается лишь как «побочный продукт» теоретической конструкции и благодаря впечатлению, которое концепция вызывает у читателя, сопоставляющего ее со своей интерпретацией действительности. Системная теория Лумана, теория структурации Гидденса и теория коммуникативного действия Хабермаса— все они вызывают впечатления, которые схематически соединяются с нашим жизненным опытом и познанием мира, но они не рассматривают конкретно ничего из того, что нам действительно встречается в повседневном мире как «данность», как овеществленное понятие, как опыт и жизненные обстоятельства. Они рассуждают не об этом, а о том, каким образом на эту тему общаются, как об этом знают и, прежде всего, как люди, профессия которых—писать книги о социальной реальности, — эту реальность производят.
Заключение
Американская
социология прошла долгий путь, начав
с контовского видения
Поскольку власти были разочарованы результатами социологических исследований, а социологи настаивали на своей независимости, американская социология институционализировалась в университете. Там она достигла определенной автономии, что и позволило ей развиваться как науке, ставить собственные вопросы, развивать теорию, технику исследований, формировать свою собственную лестницу карьеры, критерии для финансирования и публикаций и т. д.
В итоге
американская социология стала профессией,
оправдывающей свою автономию от
имени свободной от ценностей
науки. Социология, как уже было сказано,
может стать истинно
Общая ориентация американской социологии изменилась в 60—70 годы в сторону поддержки более просвещенной государственной политики примирения или контроля политических волнений в гетто и студенческих городках.
Только
радикальная социология поддержала
новые социальные движения против нарушения
гражданских прав, ведения антигуманной
войны и общей коррупции
Говоря об американской социологической мысли на рубеже XX-XXI вв и ее особенностях И.Валлерстайн отмечает, что «социум» первой половины XXI века по своей сложности, неустойчивости и вместе с тем открытости намного превзойдет все, виденное нами в веке ХХ-м» [4, с.8]. И в доказательство он приводит несколько предпосылок.
Первая предполагает, что исторические системы, как и любые другие, имеют ограниченный срок жизни. У них есть начало и длительный период развития, но в итоге, по мере того как они все дальше отклоняются от равновесия и достигают точки бифуркации, наступает конец.
Вторая исходная посылка гласит, что в таких точках бифуркации незначительные воздействия приводят к масштабным изменениям (в отличие от периодов нормального развития системы, когда сильные воздействия приносят ограниченные результаты), а последствия самих бифуркаций по своей природе непредсказуемы.
Третья посылка заключается в том, что современная миро-система как система историческая вступила в стадию завершающегося кризиса и вряд ли будет существовать через пятьдесят лет.
Социология в США на определенных этапах своей истории была превращена в «науку всех наук».
Американская социологическая культура стала питательной средой для возникновения плеяды выдающихся социологов, которым посвящена настоящая книга. Каждый из представленных в ней классиков мысли не только внес свой вклад в развитие этой науки, но фактически предопределил формирование целой школы, направления в современной социологии. Поэтому знакомство с их теоретическими взглядами может дать удивительно богатую.
Урбанизация и индустриализация в широком смысле стали основой становления американской социологии.
Список использованных источников и литературы
http://www.isras.ru/index.php?
Информация о работе Характеристика основных достижений американской социологии на рубеже 20-21 века