Характеристика основных достижений американской социологии на рубеже 20-21 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проведение анализа развития американской социологии в 19-20вв. Выделить особенности развития школ американской социологии 19-20 вв

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Глава1. Становление американской социологии XX-XXI вв. …………… 6
1.1 Предпосылки появления и этапы развития американской социологии……………………………………………………………... 6
1.2 Основные представители Американской социологической мысли XX-XXI вв. ……………………………………………………………………… 9
Глава 2 Направление и развитие американской социологической мысли………………………………………………………………….. 14
2.1 Американская социологическая школа………………………… 14
2.2 Изменение направления американской социологической мысли на рубеже XX-XXI вв. …………………………………………………………….. 18
Заключение …………………………………………………………….. 22
Список использованных источников и литературы…………………. 24

Работа содержит 1 файл

курсовая собранная.docx

— 47.55 Кб (Скачать)

Среди социологических научных школ США  в 1915-1935 гг. большую роль сыграла  Чикагская школа социологии. Именно здесь, в Чикагском университете, на базе первого в мире факультета были развернуты многоцелевые прикладные исследования, которые ознаменовали возникновение и расцвет эмпирической социологии. В Чикаго был основан  первый социологический журнал и  Американское социологическое общество. Отличительными чертами Чикагской  школы является органическое соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями; выдвижение гипотез в  рамках единой организованной и направленной на конкретные и практические цели программы Философско-гносеологическая ориентация социологов была разнообразной  и необязательно строго позитивистской. Но все они стремились основывать свои выводы на эмпирическом материале. Чикагцы создали экологическую  социологию (Р. Парк), открывшую социально-психологические, культурные и биологические законы развития городов; внедряясь в городские  молодежные банды, они изучали преступное и отклоняющееся поведение. Ими  был разработан метод личных документов, усовершенствован бихевиористский  подход [2].

А.Г. Здравомыслов отмечает, что «американская  культура – представляет собою наиболее динамичное образование и динамичность эта обусловлена не только стремлением  строительства новой нации, но и  прагматизмом как базовым элементом  ценностного сознания американцев. Этот прагматизм прежде всего обнаружился  в Чикагской школе, которая во многом определила тип социологического мышления в США – его союз с  грязекопателями в журналистике, и ориентацию на исследования проблем  иммиграции и трущоб. На этой основе сформировался союз В. Томаса и Ф. Знаниецкого (10-е годы). В. Томас дал  определение важнейшей категории  американской социологии . Это было не «общество», не «прогресс с его стадиями» и не «борьба классов и идеологий», а «социальная ситуация», данная каждому человеку в его собственном опыте. При этом «если ситуация воспринимается как реальная, то и последствия ее станут реальными». Весьма реалистическая философия, включающая в себя бесспорный оптимизм»

Наиболее  влиятельным теоретическим направлением в западной социологии 50-60-х годов  выступал структурный функционализм  Т. Парсонса. В рамках данного направления  сложился своеобразный подход к анализу  эволюции правовых институтов. С точки  зрения Парсонса, эволюция общества сопровождается процессом структурной дифференциации. В социальной системе постепенно формируются подсистемы, специализирующиеся на исполнении определенных функций. В  их числе Парсонс выделяет социетальное сообщество как подсистему общества, обеспечивающую его целостность  и интеграцию. Американский социолог определяет право как «общий нормативный  кодекс, регулирующий действия коллективных и индивидуальных членов общества» [7]. Парсонс осуществляет анализ ряда правовых систем, существовавших в традиционных обществах и в современную эпоху. Он отмечает, что возникающая в рамках социетального сообщества генерализованная правовая система разрушает все традиционно сложившиеся статусы и обеспечивает универсальную систему прав и обязанностей, что составляет «наиболее важную отличительную черту современного общества».

Н. Смелзер  в своем докладе разрабатывает  эту тему более основательно на различных  уровнях – от психологического до социетального. Он подчеркивает необходимость  дополнения постулата рационального  выбора постулатом амбивалентности, которая  пронизывает все человеческие действия и отношения. По мере исследования соотношения  рациональности и амбивалентности  в различных аспектах жизни общества становится ясно, что «мы имеем здесь дело с фундаментальной дилеммой человеческого существования, которая обнаруживает себя в различных дихотомиях: свобода versus ограничения, независимость versus зависимость, автономия versus зависимость, зрелость versus состояния детства и т. д. При этом, какова бы ни была эта дихотомия, сама дилемма оказывается неразрешимой. Ни один из полюсов не существует самостоятельно. Ни свобода, ни зависимость не могут быть осуществлены полностью в силу того, что одно есть лишь часть другого. Люди стремятся и к тому, и к другому, но когда они достигают одного из полюсов, другой начинает о себе заявлять. Такова природа амбивалентности: мы хотим того и другого сразу, но не можем полностью удовлетворить ни одну из сторон» [9].

Эта методологическая позиция позволяет Смелзеру подойти  к анализу проблемы соотношения  свободы как базовой ценности европейской и западной культуры и национального государства, проблемы, весьма существенной для российской социологии и политики. 

Социология  в США на определенных этапах своей  истории была превращена в «науку всех наук». Американская социологическая  культура стала питательной средой для возникновения плеяды выдающихся социологов, которым посвящена настоящая  книга. Каждый из представленных в ней  классиков мысли не только внес свой вклад в развитие этой науки, но фактически предопределил формирование целой  школы, направления в современной  социологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Направление и  развитие американской социологической мысли

2.1 Американская социологическая школа

В США огромную известность приобрела Чикагская школа. Знаменитый Чикагский университет (сегодня в нем учится свыше 6 тыс. студентов), основанный в 1857 г. и уже в первой половине ХХ в. ставший крупным научным центром мира, дал жизнь нескольким научным школам, и не только в обществознании. 

В Чикагском университете в 1892 г. возник первый в мире социологический университет, возглавляемого А.Смоллом, с которого началась институциализация университетской социологии. Сам университет был основан семейством Рокфеллеров. Чикагская социологическая школа (Chicago School of Sociology) - явление в социологической науке действительно уникальное, не только вызывающее интерес у исследователей, но и имеющее безусловную значимость для развития социологии и ее утверждения как академической дисциплины. Ее основателем считается Р. Парк. Чикагская школа социологии одна из первых школ в социальных науках занимала доминирующее положение в американской социологии в 1915-1935 гг. и оказала значительное влияние на развитие социологии. 

 Развитие  этой школы  в большей степени  связывают с деятельностью таких  социологов, как А. Смолл, Дж. Винсент, Ч. Хендерсон, У. Томас.

Чикагская социологическая школа в период с 1915 года до начала 30-х годов сформировала интегральную и кумулятивную программу проведения основанных на местных проблемах исследований, которые произвели в свое время очень сильное впечатление. Несмотря на имевшиеся в этой программе слабые места, она стала важным этапом в социологии и эмпирических исследований и имела долгосрочное значение и влияние. 

Главной своей задачей школа поставила  научное обеспечение решений, принимаемых  местными органами власти, в частности  муниципальными властями Чикаго. Вот  почему в перечне ее исследований значительное место занимали такие  проблемы, как девиантное и маргинальное поведение, изучаемое на примере  работы тюрем графств, суда для несовершеннолетних, выполнения закона о бедности. Объектом исследования являлись пенитенциарная система, жизнь в отелях, бродяги, городские районы порока, банды, самоубийства, психические заболевания,       религииозные секты. Еще один значительный пласт исследовательской работы чикагских социологов — формирование общественного мнения и эффективность  социальных процессов в условиях интенсивной урбанизации. Поэтому  ими активно изучались средства массовой информации; коллективное самовыражение  и культурные изменения как результат  деятельности газет, религиозных организаций, кино, радио; экономические факторы  и институты, такие, напримep, как  сеть крупных универмагов, валютный рынок, забастовки, динамика цен на землю. Много внимания уделялось  этническим труппам. Таким образом, широкую известность получили работы по изучению еврейского гетто в Чикаго, финской общины в Мичигане.

Социологические полевые исследования в США стали проводить на отделении социологии Чикагского университета, где позже оформилась известная Чикагская школа социологии. Влияние Чикагской школы на полевые исследования прошло две стадии. На первой стадии, с 1910-х по 1930-е гг., школа использовала разнообразие методов, основанных на кейс- стадии или историях жизни, включая непосредственные наблюдения, неформальные интервью, чтение документов, официальных отчетов. В 1916 г. Р.Е. Парк составил программу социального исследования города в Чикаго. Под влиянием собственного предшествующего опыта работы в качестве репортера он утверждал, что обществоведы должны оставить библиотеки и <запачкать руки>, ведя непосредственные наблюдения и беседы на улицах, в барах, в холлах шикарных гостиниц. Несколько первых исследований стали основой ранней Чикагской школы социологии как описательного исследования уличной жизни, сопровождаемого небольшим анализом.( Ньюман Л. Полевое исследование // Социол исслед., 1999, № 4. С. 111) 
 Американский исследователь Лестер Куртц выделил три основных этапа в развитии Чикагской социологической школы. Первый этап от зарождения школы, до первой мировой войны. Самой большой заслугой первого этапа является установление тесных связей с городским правлением Чикаго и со всеми его административными службами. Именно социологи этой школы убедили людей, принимающих решения на разных уровнях городского самоуправления, что компетентное и эффективное решение острейших городских проблем возможно только на основе глубокой профессиональной социологической проработки этих проблем с учетом как возможных альтернатив существующих решений, так и с анализом вероятных долгосрочных последствий каждого из вариантов решений.

Второй этап развития Чикагской  школы охватывает социологов, в полной мере проявивших себя между первой мировой войной и серединой 30-х  годов XX века. Лидерами этой генерации  были Роберт Парк и Эрнест Берджесс, а основной проблематикой явились  различные аспекты урбанизации, социология семьи, социальная дезорганизация. Большую известность получила написанная Парком и Берджессом книга «Введение  в науку социологии» (1921), долгое время бывшая основным учебником  студентов-социологов в университетах  США. Она считается основополагающей для формирования современной эмпирической социологии.

Третий этап, представляют такие социологи как Эверетт Хьюз, Самуэл Стауффер, Луис Вирт. Уже после второй мировой войны серьезно заявили о себе Франклин Фразье, Пол Кресси, Эдвард Шилз, Говард Бейкер. 

Подводя некоторые итоги вкладу Чикагской школы в общественное использование социологического знания, можно выделить следующие положения.

Смолл сформулировал, что долг социолога  — открывать новое знание и  передать его так, чтобы справедливое и гармоничное общество управлялось  во всеобщих интересах.

Томас стремился улучшить средства, имеющиеся в распоряжении социальных инженеров, чьей основной задачей является помощь людям в развитии личностного  контроля, благодаря которому можно  будет преодолеть индивидуальную нищету, материальную и духовную.

Парк изучал баланс потерь и приобретений цивилизации с точки зрения социального  порядка и наиболее полной реализации сущности человеческой природы. Вирт разрабатывал для социологов стратегии достижения общественного консенсуса, которые  не просто делают доступными соответствующие  знания, но и обязывают социологов брать на себя профессиональную ответственность  за формирование общественного мнения.

Огборн концентрировался на рассмотрении последствий социального знания прежде всего для достижения индивидуальной свободы и личного удовлетворения и, уже потом, для достижения коллективной гармонии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Изменение направления американской социологической мысли на рубеже XX-XXI вв.

Если  в XX веке американская социологическая  мысль была направлена на исследование системы управления и разрабатывала  проблемы менеджмента, то ближе к XXI веку в ней появилось новое  направление – социология права. На наш взгляд, американская социологическая юриспруденция представляет собой наиболее яркий пример социологического подхода к пониманию права. Данное научное направление активно стало развиваться в XX веке в США, где особую роль играли идеи индивидуализма, получившие свое рождение в Европе. Человек, его поведение, реализация им своих прав всегда находились в центре внимания американских правоведов.

В книге  «Американская социология: перспективы, проблемы, методы» известный американский социолог Леон Мейхью (Leon Mayhew) подчеркивает, что «право нельзя рассматривать  как статический набор правил, это процесс» [13, с.35]. Право формируют  суды, административные органы, адвокатские  конторы и т. д. Оно создается  людьми, которые используют, толкуют, применяют его. Только изучив эти  процессы, можно понять функцию правовых норм в социальной организации и  влияние этой организации на судопроизводство.

Развитие социологии права в США имеет сбои особенности. Это касается как методологии и методики применения социологии к праву в целом, так и отдельным его направлениям. Прежде всего, исследователями этой страны предпринимаются усилия по обновлению методологии науки, решению накопившихся в ней вопросов и стремлению внедрить современный технический инструментарий. Такой процесс поискового характера не замедлил сказаться. Значительны успехи в США в распространении конкретно-социологических исследований в области криминологии, конфликтологии, а также в сфере изучения факторов законодательной, судебной и административной деятельности. Характерно, например, что в границах социологии права в проводимых исследованиях основательно анализируется деятельность в стране присяжных заседателей, зависимость судейского решения от психического состояния судьи, его настроения, влияние социального происхождения судей на выносимые решения, поведение работников полицейских органов, социальное происхождение юристов в США, стиль их деятельности.

Американская  социологическая теория занимала лидирующие позиции в мировой социологии права на протяжении нескольких десятилетий. В то же время, как признают сегодня  многие исследователи, в последней  четверти ХХ века центр развития социальной теории переместился в Европу. С  точки зрения П. Штомпки, «теория  после долгого путешествия по Северной Америке вернулась в  свою колыбель, в Европу. Именно в  Британии, Франции и Германии уделяется  сейчас наибольшее внимание теоретической  работе» [14, c.92]. Наибольшее влияние на сегодняшние дискуссии по проблемам социологической теории оказывают работы Ю. Хабермаса и Н. Лумана, М. Фуко и П. Бурдье. Это в полной мере относится и к социологии права.

Нет никакого интереса к большой теории. Американская социология бесконечно фрагментирована, каждый занимается своей узкой проблемой, времена дискуссий о Т.Парсонсе, о Д.Мэртоне и общих концепциях других крупных социологов давно  ушли в прошлое. Последние серьезные  публикации по теории конфликтов относятся  к 1982 - 1983 годам. Сейчас наблюдаются  только отдельные всплески теоретического интереса. Более или менее разрабатываются  теория рационального выбора, проблема либерального капитализма, теория цивилизаций  Хантингтона. Но дискуссии по этим проблемам нельзя назвать энергичными.

Информация о работе Характеристика основных достижений американской социологии на рубеже 20-21 века