Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:39, курсовая работа
Целью работы является проведение анализа развития американской социологии в 19-20вв. Выделить особенности развития школ американской социологии 19-20 вв
Введение………………………………………………………………… 3
Глава1. Становление американской социологии XX-XXI вв. …………… 6
1.1 Предпосылки появления и этапы развития американской социологии……………………………………………………………... 6
1.2 Основные представители Американской социологической мысли XX-XXI вв. ……………………………………………………………………… 9
Глава 2 Направление и развитие американской социологической мысли………………………………………………………………….. 14
2.1 Американская социологическая школа………………………… 14
2.2 Изменение направления американской социологической мысли на рубеже XX-XXI вв. …………………………………………………………….. 18
Заключение …………………………………………………………….. 22
Список использованных источников и литературы…………………. 24
Среди
социологических научных школ США
в 1915-1935 гг. большую роль сыграла
Чикагская школа социологии. Именно
здесь, в Чикагском университете,
на базе первого в мире факультета
были развернуты многоцелевые прикладные
исследования, которые ознаменовали
возникновение и расцвет
А.Г.
Здравомыслов отмечает, что «американская
культура – представляет собою наиболее
динамичное образование и динамичность
эта обусловлена не только стремлением
строительства новой нации, но и
прагматизмом как базовым элементом
ценностного сознания американцев.
Этот прагматизм прежде всего обнаружился
в Чикагской школе, которая во
многом определила тип социологического
мышления в США – его союз с
грязекопателями в
Наиболее
влиятельным теоретическим
Н. Смелзер в своем докладе разрабатывает эту тему более основательно на различных уровнях – от психологического до социетального. Он подчеркивает необходимость дополнения постулата рационального выбора постулатом амбивалентности, которая пронизывает все человеческие действия и отношения. По мере исследования соотношения рациональности и амбивалентности в различных аспектах жизни общества становится ясно, что «мы имеем здесь дело с фундаментальной дилеммой человеческого существования, которая обнаруживает себя в различных дихотомиях: свобода versus ограничения, независимость versus зависимость, автономия versus зависимость, зрелость versus состояния детства и т. д. При этом, какова бы ни была эта дихотомия, сама дилемма оказывается неразрешимой. Ни один из полюсов не существует самостоятельно. Ни свобода, ни зависимость не могут быть осуществлены полностью в силу того, что одно есть лишь часть другого. Люди стремятся и к тому, и к другому, но когда они достигают одного из полюсов, другой начинает о себе заявлять. Такова природа амбивалентности: мы хотим того и другого сразу, но не можем полностью удовлетворить ни одну из сторон» [9].
Эта методологическая позиция позволяет Смелзеру подойти к анализу проблемы соотношения свободы как базовой ценности европейской и западной культуры и национального государства, проблемы, весьма существенной для российской социологии и политики.
Социология в США на определенных этапах своей истории была превращена в «науку всех наук». Американская социологическая культура стала питательной средой для возникновения плеяды выдающихся социологов, которым посвящена настоящая книга. Каждый из представленных в ней классиков мысли не только внес свой вклад в развитие этой науки, но фактически предопределил формирование целой школы, направления в современной социологии.
Глава 2 Направление и развитие американской социологической мысли
2.1 Американская социологическая школа
В США огромную известность приобрела Чикагская школа. Знаменитый Чикагский университет (сегодня в нем учится свыше 6 тыс. студентов), основанный в 1857 г. и уже в первой половине ХХ в. ставший крупным научным центром мира, дал жизнь нескольким научным школам, и не только в обществознании.
В Чикагском университете в 1892 г. возник первый в мире социологический университет, возглавляемого А.Смоллом, с которого началась институциализация университетской социологии. Сам университет был основан семейством Рокфеллеров. Чикагская социологическая школа (Chicago School of Sociology) - явление в социологической науке действительно уникальное, не только вызывающее интерес у исследователей, но и имеющее безусловную значимость для развития социологии и ее утверждения как академической дисциплины. Ее основателем считается Р. Парк. Чикагская школа социологии одна из первых школ в социальных науках занимала доминирующее положение в американской социологии в 1915-1935 гг. и оказала значительное влияние на развитие социологии.
Развитие
этой школы в большей степени
связывают с деятельностью
Чикагская социологическая школа в период с 1915 года до начала 30-х годов сформировала интегральную и кумулятивную программу проведения основанных на местных проблемах исследований, которые произвели в свое время очень сильное впечатление. Несмотря на имевшиеся в этой программе слабые места, она стала важным этапом в социологии и эмпирических исследований и имела долгосрочное значение и влияние.
Главной своей задачей школа поставила научное обеспечение решений, принимаемых местными органами власти, в частности муниципальными властями Чикаго. Вот почему в перечне ее исследований значительное место занимали такие проблемы, как девиантное и маргинальное поведение, изучаемое на примере работы тюрем графств, суда для несовершеннолетних, выполнения закона о бедности. Объектом исследования являлись пенитенциарная система, жизнь в отелях, бродяги, городские районы порока, банды, самоубийства, психические заболевания, религииозные секты. Еще один значительный пласт исследовательской работы чикагских социологов — формирование общественного мнения и эффективность социальных процессов в условиях интенсивной урбанизации. Поэтому ими активно изучались средства массовой информации; коллективное самовыражение и культурные изменения как результат деятельности газет, религиозных организаций, кино, радио; экономические факторы и институты, такие, напримep, как сеть крупных универмагов, валютный рынок, забастовки, динамика цен на землю. Много внимания уделялось этническим труппам. Таким образом, широкую известность получили работы по изучению еврейского гетто в Чикаго, финской общины в Мичигане.
Социологические полевые исследования
в США стали проводить на отделении социологии
Чикагского университета, где позже оформилась
известная Чикагская школа социологии.
Влияние Чикагской школы на полевые исследования
прошло две стадии. На первой стадии, с
1910-х по 1930-е гг., школа использовала разнообразие
методов, основанных на кейс- стадии или
историях жизни, включая непосредственные
наблюдения, неформальные интервью, чтение
документов, официальных отчетов. В 1916
г. Р.Е. Парк составил программу социального
исследования города в Чикаго. Под влиянием
собственного предшествующего опыта работы
в качестве репортера он утверждал, что
обществоведы должны оставить библиотеки
и <запачкать руки>, ведя непосредственные
наблюдения и беседы на улицах, в барах,
в холлах шикарных гостиниц. Несколько
первых исследований стали основой ранней
Чикагской школы социологии как описательного
исследования уличной жизни, сопровождаемого
небольшим анализом.( Ньюман Л. Полевое
исследование // Социол исслед., 1999, № 4.
С. 111)
Американский исследователь Лестер Куртц
выделил три основных этапа в развитии
Чикагской социологической школы. Первый
этап от зарождения школы, до первой мировой
войны. Самой большой заслугой первого
этапа является установление тесных связей
с городским правлением Чикаго и со всеми
его административными службами. Именно
социологи этой школы убедили людей, принимающих
решения на разных уровнях городского
самоуправления, что компетентное и эффективное
решение острейших городских проблем
возможно только на основе глубокой профессиональной
социологической проработки этих проблем
с учетом как возможных альтернатив существующих
решений, так и с анализом вероятных долгосрочных
последствий каждого из вариантов решений.
Второй этап развития Чикагской школы охватывает социологов, в полной мере проявивших себя между первой мировой войной и серединой 30-х годов XX века. Лидерами этой генерации были Роберт Парк и Эрнест Берджесс, а основной проблематикой явились различные аспекты урбанизации, социология семьи, социальная дезорганизация. Большую известность получила написанная Парком и Берджессом книга «Введение в науку социологии» (1921), долгое время бывшая основным учебником студентов-социологов в университетах США. Она считается основополагающей для формирования современной эмпирической социологии.
Третий
этап, представляют такие социологи как
Эверетт Хьюз, Самуэл Стауффер, Луис Вирт.
Уже после второй мировой войны серьезно
заявили о себе Франклин Фразье, Пол Кресси,
Эдвард Шилз, Говард Бейкер.
Подводя некоторые итоги вкладу Чикагской школы в общественное использование социологического знания, можно выделить следующие положения.
Смолл сформулировал, что долг социолога — открывать новое знание и передать его так, чтобы справедливое и гармоничное общество управлялось во всеобщих интересах.
Томас стремился улучшить средства, имеющиеся в распоряжении социальных инженеров, чьей основной задачей является помощь людям в развитии личностного контроля, благодаря которому можно будет преодолеть индивидуальную нищету, материальную и духовную.
Парк изучал баланс потерь и приобретений цивилизации с точки зрения социального порядка и наиболее полной реализации сущности человеческой природы. Вирт разрабатывал для социологов стратегии достижения общественного консенсуса, которые не просто делают доступными соответствующие знания, но и обязывают социологов брать на себя профессиональную ответственность за формирование общественного мнения.
Огборн концентрировался на рассмотрении
последствий социального знания
прежде всего для достижения индивидуальной
свободы и личного
2.2 Изменение направления американской социологической мысли на рубеже XX-XXI вв.
Если в XX веке американская социологическая мысль была направлена на исследование системы управления и разрабатывала проблемы менеджмента, то ближе к XXI веку в ней появилось новое направление – социология права. На наш взгляд, американская социологическая юриспруденция представляет собой наиболее яркий пример социологического подхода к пониманию права. Данное научное направление активно стало развиваться в XX веке в США, где особую роль играли идеи индивидуализма, получившие свое рождение в Европе. Человек, его поведение, реализация им своих прав всегда находились в центре внимания американских правоведов.
В книге «Американская социология: перспективы, проблемы, методы» известный американский социолог Леон Мейхью (Leon Mayhew) подчеркивает, что «право нельзя рассматривать как статический набор правил, это процесс» [13, с.35]. Право формируют суды, административные органы, адвокатские конторы и т. д. Оно создается людьми, которые используют, толкуют, применяют его. Только изучив эти процессы, можно понять функцию правовых норм в социальной организации и влияние этой организации на судопроизводство.
Развитие социологии права в США имеет сбои особенности. Это касается как методологии и методики применения социологии к праву в целом, так и отдельным его направлениям. Прежде всего, исследователями этой страны предпринимаются усилия по обновлению методологии науки, решению накопившихся в ней вопросов и стремлению внедрить современный технический инструментарий. Такой процесс поискового характера не замедлил сказаться. Значительны успехи в США в распространении конкретно-социологических исследований в области криминологии, конфликтологии, а также в сфере изучения факторов законодательной, судебной и административной деятельности. Характерно, например, что в границах социологии права в проводимых исследованиях основательно анализируется деятельность в стране присяжных заседателей, зависимость судейского решения от психического состояния судьи, его настроения, влияние социального происхождения судей на выносимые решения, поведение работников полицейских органов, социальное происхождение юристов в США, стиль их деятельности.
Американская социологическая теория занимала лидирующие позиции в мировой социологии права на протяжении нескольких десятилетий. В то же время, как признают сегодня многие исследователи, в последней четверти ХХ века центр развития социальной теории переместился в Европу. С точки зрения П. Штомпки, «теория после долгого путешествия по Северной Америке вернулась в свою колыбель, в Европу. Именно в Британии, Франции и Германии уделяется сейчас наибольшее внимание теоретической работе» [14, c.92]. Наибольшее влияние на сегодняшние дискуссии по проблемам социологической теории оказывают работы Ю. Хабермаса и Н. Лумана, М. Фуко и П. Бурдье. Это в полной мере относится и к социологии права.
Нет никакого
интереса к большой теории. Американская
социология бесконечно фрагментирована,
каждый занимается своей узкой проблемой,
времена дискуссий о Т.
Информация о работе Характеристика основных достижений американской социологии на рубеже 20-21 века