Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:39, курсовая работа
Целью работы является проведение анализа развития американской социологии в 19-20вв. Выделить особенности развития школ американской социологии 19-20 вв
Введение………………………………………………………………… 3
Глава1. Становление американской социологии XX-XXI вв. …………… 6
1.1 Предпосылки появления и этапы развития американской социологии……………………………………………………………... 6
1.2 Основные представители Американской социологической мысли XX-XXI вв. ……………………………………………………………………… 9
Глава 2 Направление и развитие американской социологической мысли………………………………………………………………….. 14
2.1 Американская социологическая школа………………………… 14
2.2 Изменение направления американской социологической мысли на рубеже XX-XXI вв. …………………………………………………………….. 18
Заключение …………………………………………………………….. 22
Список использованных источников и литературы…………………. 24
Курсовая работа
Характеристика основных достижений американской социологии на рубеже 20-21 века.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава1. Становление американской социологии XX-XXI вв. …………… 6
1.2 Основные
представители Американской
Глава 2 Направление
и развитие американской социологической
мысли…………………………………………………………………
2.1 Американская
социологическая школа………………………
2.2 Изменение направления американской социологической мысли на рубеже XX-XXI вв. …………………………………………………………….. 18
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………. 24
Введение
В 80-ые годы прошлого века “научные” методы проникают в области, ранее всецело принадлежавшие религии и моральной философии. Происходит значительное изменение интенций студентов и преподавателей факультетов, имеющих отношение одновременно и к теологии, и к социальным процессам, в первую очередь “прикладному христианству” (Applied Christianity). Термин “социология" в эти годы имеет множество значений, его используют в качестве синонима контовского и спенсеровского сциентизма, под социологией понимают также филантропическую и реформистскую деятельность, сбор статистических данных о населении и т.п.
История
социологии США — это история
разделения теории и практики, что
стало возможным благодаря ее
институционализации в
В 70-е
годы марксизм, а затем феминизм
придали социологии более критический
заряд. Недавнее ослабление марксизма
стимулировало тяготение
Степень разработанности проблемы. Для написания работы была использована методическая, научная и учебная литература, статьи периодической печати.
Основными теоретическими работами, на которых базируется настоящее исследование, являются труды отечественных авторов, интересующиеся проблемами истории социальной психологии, а именно, Г. М. Андреевой [2], Б. Д. Парыгина [3], К.А.Будиловой, Н.Н.Богомоловой, Е.А.Шороховой, М.Г.Ярошевского, М.А.Рейснера.
Так же важные книги на которые опирается наше исследование является книга Н.Валлерстайна «Конец знакомого мира. Социология XXI века» [4] труд Р.Арона «Этапы развития социологии» [5], Здравомыслов А.Г. Сравнительный анализ национальных социологических школ в их отношениях к национальным культурам [6].
Объектом исследования является американская социология 19-20 вв.
Предметом исследования являются американские социологические школы
Целью работы является проведение анализа развития американской социологии в 19-20вв. Выделить особенности развития школ американской социологии 19-20 вв
Для достижения
данной цели в работе были поставлены
следующие задачи: Цель исслелования
обуславливает решение
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, проводится постановка целей и задач исследования.
Первая глава состоит из двух параграфов и отражает причины зарождения американской социологии и особенности ее развития на различных этапах.
Вторая глава также состоит из двух параграфов и отражается особенности развития американской социологической школы на рубеже XX-XXI веков.
В заключении делая выводы по проделанной работе. Оно содержит выводы по каждой теоретической части работы и общий итог исследования.
Глава1. Становление американской социологии XX-XXI вв.
Формирование ранней социологии в США относится к 70-90-м гг. XIX века. В процессе становления индустриальной цивилизации, получившем ускорение в результате победы капиталистического Севера над рабовладельческим Югом в 1861-1864 гг., решения аграрного вопроса, отмены рабства радикально менялся образ жизни огромных масс населения, разрывались традиционные связи между социальными группами. Урбанизация, внутренняя и внешняя миграция населения, активизация социальной мобильности и социальной дифференциации, распространение нищеты, нарастание социальных противоречий, рост преступности, алкоголизма, суицида — все эти и многие другие проблемы потребовали пересмотра сложившихся представлений о социальном устройстве. К концу XIX в. в США оформились идеалы реформистского пути развития. За ними стояли различные общественные силы, среди которых особой популярностью пользовалось социологическое движение, опиравшееся на идею достижения социального прогресса с помощью разума и науки.
В развитии американской социологии можно выделить три основных этапа.
Первый из них, охватывающий период с начала ХХ в. до 1950-х гг., характеризуется отсутствием единой социологической теории, которая выступала бы в качестве общепризнанной парадигмы.
Второй этап (50–60-е гг.) связан с преобладанием структурного функционализма, претендовавшего на роль такой парадигмы.
Третий
этап (с конца 60-х гг.) отличают распад
«ортодоксального консенсуса», опиравшегося
на теорию Парсонса, и выдвижение нескольких
конкурирующих теоретических
Если обратить внимание на различия в условиях возникновения социологии в Америке и в Европе в общих чертах, то можно - впрочем, в сильно упрощенном виде - указать на некоторые отличия американской социологии от европейской.
Прежде всего, следует указать на отсутствие феодальных традиций. Хотя мигранты из Европы прибывали в Америку с бременем социальных структур и институтов своей старой родины в сознании, мышлении и поведении, но в Новом Свете все это быстро утрачивало свою реальность перед лицом требований жизни в этой стране. Многообразие европейских традиций, сплетавшихся здесь, снижало значение каждой отдельной из них. Структуры и институты в новом окружении не имели больше того значения, которое они имели в европейских обществах. Представление о социальных фактах как «предметах особого рода», которые существуют помимо и сверх человеческого сознания и поведения, не могло здесь возникнуть.
«В сегодняшней ситуации важно подчеркнуть одну особенность истории американской социологии, которая отличается от европейской (особенно континентальной). Европейские социальные науки в целом и социология в частности, как правило, занимались макроскопической интерпретацией общественного развития. Отсюда и выдвижение таких общих тем, как капитализм и социализм. Однако в Соединенных Штатах макроскопической интерпретации уделялось намного меньше внимания. Схематичное представление об обществе и его основных ценностях принималось как нечто само собой разумеющееся, а акцент ставился на отдельных «социальных проблемах». Глубокий интерес проявлялся к тому, как реальные ситуации отклоняются от ценностей, которые являлись прежде всего ценностями либерального протестантизма в эпоху, когда «социальная проповедь» была особенно популярна. В центре внимания оказались такие проблемы, как трущобы, сельский образ жизни, иммиграция, отношения между черным и белым населением.» [17].
Говоря об индивидуализме американского мышления XIX века, нельзя забывать, что этот индивидуализм имел пуританские истоки, а не романтическое представление об индивиде. Индивидуальность и равенство не вступили здесь в противоречие, поскольку функцией равенства было обеспечение сравнимости.
Здесь плохо приживались не только социалистические идеи и движения, но и все общие теоретические конструкции, суть которых явно не соответствовала потребностям и условиям практической жизни. Прагматизм был следствием и выражением этой позиции, и он пронизывает все мышление американцев. Пуританизм, утилитаризм и деловой прагматизм стали этическими основами поведения в Америке ХIХ века, однако они сохраняют свою действенность и сегодня.
«В конце XIX века центром американской социологической мысли становится Гарвардский университет. Словом, Гарвард представлял собой место, где почти все противоречия новой социальной науки были впервые обнаружены и где разгорелись философские баталии, имевшие своей целью их разрешение» [2].
Мы рассмотрели причины зарождения и этапы развития современной американской социологии. В следующем параграфе мы остановимся на основателях американской социологии.
1.2 Основные представители
Исследователи американской социологии придерживаются различных мнений относительно момента, с которого следует вести летопись этой дисциплины. Далеко не все авторы готовы признать факт существования трудов по социологии в период, предшествовавший Гражданской войне. Тем не менее, уже в 50-е годы в Америке появляются люди, знакомые с системой О. Конта, и пытающиеся применить ее положения для описания американского общества.
Среди «Отцов-основателей» американской социологии мне хотелось бы более подробно остановиться на таких учёных, как, Уильям Грэн Самнер, Альбион Смолл и Лестер Франк Уорд. Каждый из них по своему уникален и внёс не малый вклад в развитие американской социологии.
У каждого из учёных было своё определение и свой подход к изучению социологической науки. Социология для Самнера — это наука, имеющая своей целью установление законов и тенденций общественного развития. Индивидуумы должны познавать социальные законы, чтобы следовать им. Труды Самнера были основаны на учении Спенсера, в чём то соглашаясь, в чём то опровергая его теории.
Согласно же Смоллу, социология есть наука не об обществе, а о социальном процессе, трактуемом им как «процесс человеческой ассоциации». Эта категория используется им для обозначения взаимодействующей целостности, которой является человеческое общество в своем существовании во времени.
И наконец Уорд, не удовлетворенный формулой Конта, гласящей, что социология есть наука о порядке и прогрессе, предложил свое понимание: предмет социологии — человеческое творчество, достижение (achievement).
Итак, каждый изучал социологию со своей точки зрения, но сходство состояло в том, что все основатели строили свою концепцию, опираясь на труды предшественников.
Самнера разделял взгляды Г. Спенсера о том, что основной социальный закон — закон эволюции, который действует независимо от воли и желания людей. Но в отличие от английского социолога Самнер понимал механизм эволюции не как борьбу за существование, выживание сильнейших, а как «естественный» социальный отбор.
Становление,
институционализация и развитие
социологии в Соединенных Штатах
на рубеже веков связаны прежде все
го с Чикагской школой социологии.
Ее центральной фигурой с полным
основанием считается Роберт Эзра Парк.
Правда, не он был основателем
Информация о работе Характеристика основных достижений американской социологии на рубеже 20-21 века