Характеристика основных достижений американской социологии на рубеже 20-21 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проведение анализа развития американской социологии в 19-20вв. Выделить особенности развития школ американской социологии 19-20 вв

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Глава1. Становление американской социологии XX-XXI вв. …………… 6
1.1 Предпосылки появления и этапы развития американской социологии……………………………………………………………... 6
1.2 Основные представители Американской социологической мысли XX-XXI вв. ……………………………………………………………………… 9
Глава 2 Направление и развитие американской социологической мысли………………………………………………………………….. 14
2.1 Американская социологическая школа………………………… 14
2.2 Изменение направления американской социологической мысли на рубеже XX-XXI вв. …………………………………………………………….. 18
Заключение …………………………………………………………….. 22
Список использованных источников и литературы…………………. 24

Работа содержит 1 файл

курсовая собранная.docx

— 47.55 Кб (Скачать)

Курсовая работа

Характеристика основных достижений американской социологии на рубеже 20-21 века.

 

 

 

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………… 3

 

Глава1. Становление американской социологии XX-XXI вв. …………… 6

1.1 Предпосылки  появления и этапы развития  американской социологии……………………………………………………………... 6

 

1.2 Основные  представители Американской социологической  мысли XX-XXI вв. ……………………………………………………………………… 9

 

Глава 2 Направление  и развитие американской социологической  мысли………………………………………………………………….. 14 

 

2.1 Американская  социологическая школа………………………… 14

 

2.2 Изменение направления американской социологической мысли на рубеже XX-XXI вв. …………………………………………………………….. 18

 

Заключение …………………………………………………………….. 22

 

Список использованных источников и литературы…………………. 24

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

С 20х годов XX в. США прочно удерживают позиции  лидера в мировой социологии. Она  развивалась в основном как наука, так как была избавлена от необходимости  предоставления немедленных практических результатов или рекомендаций. Социология США с самого начала формируется  как прикладная эмпирическая наука. Социология Америки первоначально развивалась “по образу и подобию" наук о природе. Более того, само существование социальных проблем трактовалось как неудача социальной науки, призванной создать новое общество, подобно тому, как физика проложила дорогу новой технологической цивилизации.

В 80-ые годы прошлого века “научные” методы проникают  в области, ранее всецело принадлежавшие религии и моральной философии. Происходит значительное изменение  интенций студентов и преподавателей факультетов, имеющих отношение  одновременно и к теологии, и к  социальным процессам, в первую очередь  “прикладному христианству” (Applied Christianity). Термин “социология" в эти годы имеет множество значений, его  используют в качестве синонима контовского  и спенсеровского сциентизма, под  социологией понимают также филантропическую и реформистскую деятельность, сбор статистических данных о населении  и т.п.

История социологии США — это история  разделения теории и практики, что  стало возможным благодаря ее институционализации в университетах. Там социологии была предоставлена  достаточная автономия от спонсоров. Чикагский университет в 1920—30 г г. первым вывел социологию на путь превращения в академическую профессию. После второй мировой войны школа структурного функционализма под руководством Т. Парсонса навязала американской социологии беспрецедентные единообразие и сплоченность. Функцией социологии тогда, как и прежде, было выдвижение альтернативы марксизму, которая имела параллельные научные стремления, но вместо осуждения капитализма должна была возвеличивать его основные ценности. Однако успех структурного функционализма обеспечил и его гибель. Установив монополию, он ликвидировал сам марксизм, который дал социологии основание для се существования [1].

В 70-е  годы марксизм, а затем феминизм придали социологии более критический  заряд. Недавнее ослабление марксизма  стимулировало тяготение социологии к неоклассической экономике  как источнику новых идей.

Степень разработанности проблемы. Для написания  работы была использована методическая, научная и учебная литература, статьи периодической печати.

Основными теоретическими работами, на которых  базируется настоящее исследование, являются труды отечественных авторов, интересующиеся проблемами истории  социальной психологии, а именно, Г. М. Андреевой [2], Б. Д. Парыгина [3], К.А.Будиловой, Н.Н.Богомоловой, Е.А.Шороховой, М.Г.Ярошевского, М.А.Рейснера.

Так же важные книги на которые опирается наше исследование является книга Н.Валлерстайна «Конец знакомого мира. Социология XXI века» [4] труд Р.Арона «Этапы развития социологии» [5], Здравомыслов А.Г. Сравнительный  анализ национальных социологических  школ в их отношениях к национальным культурам [6].

Объектом  исследования является американская социология 19-20 вв.

Предметом исследования являются американские социологические  школы

Целью работы является проведение анализа развития американской социологии в 19-20вв. Выделить особенности развития школ американской социологии 19-20 вв

 

Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи: Цель исслелования обуславливает решение следующих  задач: (4 шт)

      1. изучить предпосылки появления и этапы развития американской социологии;
      2. изучить основных представителей американской социологии;
      3. проанализировать основные достижения развития американской социологической школы;
      4. проанализировать основные достижения развития американской социологии к настоящему моменту.

 

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной  темы, проводится постановка целей  и задач исследования.

Первая  глава состоит из двух параграфов и отражает причины зарождения американской социологии и особенности ее развития на различных этапах.

Вторая  глава также состоит из двух параграфов и отражается особенности развития американской социологической школы  на рубеже XX-XXI веков.

В заключении делая выводы по проделанной работе. Оно содержит выводы по каждой теоретической  части работы и общий итог исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Становление  американской социологии XX-XXI вв.

1.1 Предпосылки появления  и этапы развития американской социологии

 

Формирование ранней социологии в  США относится к 70-90-м гг. XIX века. В процессе становления индустриальной цивилизации, получившем ускорение в результате победы капиталистического Севера над рабовладельческим Югом в 1861-1864 гг., решения аграрного вопроса, отмены рабства радикально менялся образ жизни огромных масс населения, разрывались традиционные связи между социальными группами. Урбанизация, внутренняя и внешняя миграция населения, активизация социальной мобильности и социальной дифференциации, распространение нищеты, нарастание социальных противоречий, рост преступности, алкоголизма, суицида — все эти и многие другие проблемы потребовали пересмотра сложившихся представлений о социальном устройстве. К концу XIX в. в США оформились идеалы реформистского пути развития. За ними стояли различные общественные силы, среди которых особой популярностью пользовалось социологическое движение, опиравшееся на идею достижения социального прогресса с помощью разума и науки.

В развитии американской социологии можно выделить три основных этапа.

Первый  из них, охватывающий период с начала ХХ в. до 1950-х гг., характеризуется  отсутствием единой социологической  теории, которая выступала бы в  качестве общепризнанной парадигмы.

Второй  этап (50–60-е гг.) связан с преобладанием  структурного функционализма, претендовавшего  на роль такой парадигмы.

Третий  этап (с конца 60-х гг.) отличают распад «ортодоксального консенсуса», опиравшегося на теорию Парсонса, и выдвижение нескольких конкурирующих теоретических подходов. Вместе с тем с середины 80-х  гг. наметилась все более усиливающаяся  тенденция к теоретическому синтезу, которая получила выражение, в частности, в формировании социологической  теории неофункционализма. Развитие американской социологии права как раздела  общей социологии также прошло через  указанные этапы.

Если обратить внимание на различия в условиях возникновения социологии в Америке и в Европе в общих чертах, то можно - впрочем, в сильно упрощенном виде - указать на некоторые отличия американской социологии от европейской.

Прежде всего, следует указать  на отсутствие феодальных традиций. Хотя мигранты из Европы прибывали в Америку с бременем социальных структур и институтов своей старой родины в сознании, мышлении и поведении, но в Новом Свете все это быстро утрачивало свою реальность перед лицом требований жизни в этой стране. Многообразие европейских традиций, сплетавшихся здесь, снижало значение каждой отдельной из них. Структуры и институты в новом окружении не имели больше того значения, которое они имели в европейских обществах. Представление о социальных фактах как «предметах особого рода», которые существуют помимо и сверх человеческого сознания и поведения, не могло здесь возникнуть.

«В сегодняшней ситуации важно подчеркнуть одну особенность истории американской социологии, которая отличается от европейской (особенно континентальной). Европейские социальные науки в целом и социология в частности, как правило, занимались макроскопической интерпретацией общественного развития. Отсюда и выдвижение таких общих тем, как капитализм и социализм. Однако в Соединенных Штатах макроскопической интерпретации уделялось намного меньше внимания. Схематичное представление об обществе и его основных ценностях принималось как нечто само собой разумеющееся, а акцент ставился на отдельных «социальных проблемах». Глубокий интерес проявлялся к тому, как реальные ситуации отклоняются от ценностей, которые являлись прежде всего ценностями либерального протестантизма в эпоху, когда «социальная проповедь» была особенно популярна. В центре внимания оказались такие проблемы, как трущобы, сельский образ жизни, иммиграция, отношения между черным и белым населением.» [17].

Говоря об индивидуализме американского  мышления XIX века, нельзя забывать, что этот индивидуализм имел пуританские истоки, а не романтическое представление об индивиде. Индивидуальность и равенство не вступили здесь в противоречие, поскольку функцией равенства было обеспечение сравнимости.

Здесь плохо приживались не только социалистические идеи и движения, но и все общие теоретические конструкции, суть которых явно не соответствовала потребностям и условиям практической жизни. Прагматизм был следствием и выражением этой позиции, и он пронизывает все мышление американцев. Пуританизм, утилитаризм и деловой прагматизм стали этическими основами поведения в Америке ХIХ века, однако они сохраняют свою действенность и сегодня.

«В конце XIX века центром американской социологической  мысли становится Гарвардский университет. Словом, Гарвард представлял собой  место, где почти все противоречия новой социальной науки были впервые  обнаружены и где разгорелись  философские баталии, имевшие своей  целью их разрешение» [2].

Мы рассмотрели  причины зарождения и этапы развития современной американской социологии. В следующем параграфе мы остановимся  на основателях американской социологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные представители Американской  социологической мысли XX-XXI вв.

Исследователи американской социологии придерживаются различных мнений относительно момента, с которого следует вести летопись этой дисциплины. Далеко не все авторы готовы признать факт существования трудов по социологии в период, предшествовавший Гражданской войне. Тем не менее, уже в 50-е годы в Америке появляются люди, знакомые с системой О. Конта, и пытающиеся применить ее положения для описания американского общества. 

Среди «Отцов-основателей»  американской социологии мне хотелось бы более подробно остановиться на таких учёных, как, Уильям Грэн Самнер, Альбион Смолл и Лестер Франк Уорд. Каждый из них по своему уникален и внёс не малый вклад в развитие американской социологии.

У каждого из учёных было своё определение и свой подход к изучению социологической науки. Социология для Самнера — это наука, имеющая своей целью установление законов и тенденций общественного развития. Индивидуумы должны познавать социальные законы, чтобы следовать им. Труды Самнера были основаны на учении Спенсера, в чём то соглашаясь, в чём то опровергая его теории.

Согласно же Смоллу, социология есть наука не об обществе, а о социальном процессе, трактуемом им как «процесс человеческой ассоциации». Эта категория используется им для обозначения взаимодействующей целостности, которой является человеческое общество в своем существовании во времени.

И наконец Уорд, не удовлетворенный формулой Конта, гласящей, что социология есть наука о порядке и прогрессе, предложил свое понимание: предмет социологии — человеческое творчество, достижение (achievement).

Итак, каждый изучал социологию со своей точки  зрения, но сходство состояло в том, что все основатели строили свою концепцию, опираясь на труды  предшественников.

Самнера разделял взгляды Г. Спенсера о том, что основной социальный закон — закон эволюции, который действует независимо от воли и желания людей. Но в отличие от английского социолога Самнер понимал механизм эволюции не как борьбу за существование, выживание сильнейших, а как «естественный» социальный отбор.

Становление, институционализация и развитие социологии в Соединенных Штатах на рубеже веков связаны прежде все  го с Чикагской школой социологии. Ее центральной фигурой с полным основанием считается Роберт Эзра Парк. Правда, не он был основателем социологического факультета в Чикаго (это заслуга  А. Смолла и У. Томаса), но именно ему  этот университет обязан появлением еще одной из многочисленных своих  школ в области социальных наук - социологической. Для появления  собственно «школы» в науке необходимы не только новый взгляд на социальную реальность (новая парадигма), но и  идейный вдохновитель, интеллектуальный лидер, способный собрать во круг этой парадигмы единомышленников, организовать их работу, соединить теоретизирование с фактическим материалом в единой исследовательской программе. И  до Р. Парка американская социология знавала оригинальных теоретиков (Л. Уорд, У. Самнер, Ф. Гиддингс, Э. Росс, Ч. Кули и А. Смолл), но ни одному из них  не удалось создать своей социологической  школы, способной развиваться и  оказывать идейное влияние на протяжение десятилетий, воспитать  многочисленных учеников. В этом смысле Р. Парк был основоположником первой американской социологической школы, продвинувшим «фронтир» социологии на Средний Запад и закрепившим за Чикагским университетом роль социологического центра вплоть до 1930 г.

Информация о работе Характеристика основных достижений американской социологии на рубеже 20-21 века