Гуманистический подход в психологии и его применение в социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:29, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в анализе гуманистического подхода в психологии с точки зрения его применения в психосоциальной работе.
Для достижения этой цели можно выделить следующие задачи:
Провести анализ различных гуманистических теорий с точки зрения их применения в психосоциальной работе;
Исследовать технологии гуманистической модели социальной работы, ее основные принципы;

Содержание

§ 1. Гуманистический контекст психосоциальной помощи в социальной работе

§ 2. Гуманистическая модель социальной работы

§ 3. Метод активного слушания как технология гуманистической модели

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Занятие2.docx

— 43.11 Кб (Скачать)

     Социальный  работник выступает в роли советчика, друга, компаньона, «реального» человека.

     В теории и практике социальной работы экзистенциально-гуманистический подход находит свое отражение как в  специальных техниках и методах (Krill, Leighton, Smalley, Тгорр и Weiss), так и в других методах социальной работы — в функциональной школе, которую можно рассматривать как вариант экзистенциально-психодинамического подхода. В контексте с теориями символического интеракционизма сформирована интеракциональная модель социальной работы 
 
 

     Заключение

     В данной работе были рассмотрены вопросы, посвященные гуманистическому подходу в психологии и его применению в социальной работе. В ходе исследования был освещен гуманистический контекст  помощи в социальной работе. Был проведен анализ трех направлений гуманистической психологии - клиент-центрированного подхода К. Роджерса, мотивационно-потребностной теории А. Маслоу, экзистенциальной психологии И. Ялома. Основной идеей К. Роджерса, является то, что чем в большей степени человек принимает себя, тем выше вероятность, что он принимает других. Решающую роль в жизни и развитии человека с точки зрения такого подхода имеют его представления о самом себе - Я-концепция, центральным звеном которой является понятие «самоценности». Основная суть этой психологии заключается в акцентированном на личности подходе, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений.

     Из  теории А. Маслоу можно позаимствовать достаточно много полезных и необходимых моментов для практической деятельности социального работника в рамках гуманистического подхода. Так, идеиМаслоу о том, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего», что потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей и к тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно, напрямую находят отражение в практике социальной работы. А так же: если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека и физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. Немаловажно чтобы социальный работник это учитывал при работе с клиентами.

     Из  экзистенциального подхода И. Ялома, который также был рассмотрен, можно позаимствовать очень много важных аспектов, которые касаются самой сложной и психологически тяжелой стороны деятельности социального работника - это работа с людьми, пережившими попытки самоубийства, со смертельно и тяжело больными людьми, с теми, кто потерял близких.

     Эти теории могут дать много полезного для социальной работы. Но гораздо труднее приобрести личностные характеристики, обязательные для эффективности подобного подхода. Способность по-настоящему присутствовать рядом с другим человеком - понять страдания человека и поддерживать в нем уверенность в своем росте - это достаточно трудновыполнимое требование к личности социального работника, работающего в рамках гуманистического подхода.

       И в заключении можно добавить, что развитие навыков работы  в рамках гуманистической парадигмы  у будущих социальных работников  играет большую роль в эффективности  их дальнейшей деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

  1. Мадди, С. Р. Теории личности: сравнительный анализ: Пер. с англ. / С.Р. Мадди. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 539с. 
  2. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность: Пер. с англ. / А. Г. Маслоу – СПб.: Евразия, 2001. – 478с. 
  3. Данилова, Т.Н. Опросник диагностики типа направленности личности практического психолога: Т.Н. Данилова // Практична психология та социальна робота. – 2004. - №8. – с. 41- 44. 
  4. Роджерс, К. Клиент-центрированная психотерапия: Пер. с англ. / К. Роджерс, Т. Рожкова, Ю. Овчинникова, Г. Пимочкина. – М.: Апрель Пресс, Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2002. – 512с. 
  5. Алавидзе, Т.Л. Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов / Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк. – М.: Аспект Пресс, 2002. – с. 323-333
  6. Хьелл, Л. Теории личности [ТЕКСТ] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – 3-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2003. – 608с
  7. Фрейджер, Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты: Пер. с англ. / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 608с 
  8. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – Мн.: Харвест, 2004. – 384с
  9. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия: Пер. с англ. / И. Ялом, Т. С. Драбкиной. – М.: Независимая фирма «Класс», 2004. – 576с

Информация о работе Гуманистический подход в психологии и его применение в социальной работе