Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:29, реферат
Цель работы состоит в анализе гуманистического подхода в психологии с точки зрения его применения в психосоциальной работе.
Для достижения этой цели можно выделить следующие задачи:
Провести анализ различных гуманистических теорий с точки зрения их применения в психосоциальной работе;
Исследовать технологии гуманистической модели социальной работы, ее основные принципы;
§ 1. Гуманистический контекст психосоциальной помощи в социальной работе
§ 2. Гуманистическая модель социальной работы
§ 3. Метод активного слушания как технология гуманистической модели
Заключение
Список литературы
К. Левин сосредоточивает свое внимание на исследовании проблем человеческих побуждений (мотивов). Он, в частности, считает, что мотивами могут быть объекты - различные районы "жизненного пространства" индивида, испытывающего в них потребность.
Современные подходы в гештальтпсихологии, которые с большой вероятностью важны в социальной работе, связаны со своеобразным пониманием личности и ее опыта. Основоположником этого направления считается Ф. Перлз. Основу своего подхода он прежде всего связывал с непосредственными чувствами и переживаниями его актуального опыта. "Гештальт" с точки зрения этого направления - это принцип целостности или фигура. Согласно взглядам Ф. Перлза, личность состоит из множества частей, что делает ее неповторимой. По мере развития человек испытывает ряд переживаний, которые разрушают единство личности, а сложность окружающего мира создает трудности в понимании. Многовариантность мира усиливает разъединение различных частей и препятствует их объединению в единую личность. Все это определяет вполне специфические стратегии и технологию социальной работы.
Гештальт-психологи справедливо полагают, что жизненная ситуация это и есть гештальт, поэтому теряет смысл фрагментарная работа с отдельными частями личности. Только личность сама может выстроить новый, более эффективный гештальт своей жизни. Важнейшее место в гештальте отводится целеполаганию, которое и задает его структуру. Гуманистическое начало в гештальт-теории связано с положением о том, что изменения в личности происходят только тогда, когда она становится сама собой, а не тогда, когда она пытается кем-то быть. Ни от решения "быть лучше", ни от просьб, ни от требований других людей активных внутренних изменений, как правило, не происходит. В русле гештальт-традиций было создано множество интересных техник психологического влияния, которые могут быть использованы как в рамках данного, так и в рамках других подходов.
Все изложенные подходы дают много ценного для социальной работы. Основная задача психолого-ориентированной социальной работы - войти во внутренний мир личности и помочь ей избрать оптимальное направление развития, опирающееся на адекватное понимание собственного "Я" и окружающего мира.
§
2. Гуманистическая модель социальной
работы
Одним из основных принципов гуманистической модели социальной работы является стремление социальных работников помочь клиентам, на основе самопознания и понимания значимости своей личности понять самих себя и характер влияния на них окружающего мира. В рамках этой модели практики социальный работник прежде всего старается убедить клиента в своей искренней заинтересованности в его проблемах, положительном отношении к нему, стремится сопереживать его эмоциональному отношению к возникшей ситуации или к миру в целом. Это — одна из действенных моделей, способствующих повышению эффективности взаимоотношений социального работника с клиентом. Важным фактором взаимодействия социального работника и клиента являются отношения, которые выстраиваются по принципу «здесь и теперь». Большое внимание уделяется аутентичности, социальный работник выступает для клиента в качестве реального человека, который стремится понять и прочувствовать проблему клиента. Отношения строятся не только на основе эмпатического видения и слушания, но и на основе понимания языка клиента. Овладение языком клиента является необходимым компонентом терапевтического процесса. Эффективность данной модели во многом связывается с личностными чертами самих социальных работников:
Гуманистическая
модель направлена на клиентов, у которых
проблемы самопознания, самооценки. Помочь
выйти из этой ситуации, научив его
понимать самого себя – проявление
гуманизма социального
На сегодняшний день основой гуманистической модели социальной работы выступает такое научное направление как гуманистическая психология. Данное направление все еще не является строго организованной теоретической системой. Это движение возникло в 1950-х как теоретическая альтернатива двум ведущим интеллектуальным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму.
Основными принципами гуманистической психологии в свете социальной работы являются:
1) человек ответственен за свои поступки;
2) каждый признает право другого на самостоятельное творение собственной жизни, ценит его внутренний субъективный мир;
3)
любые эмоции, в том числе негативные,
составляют внутренний опыт
4)
каждый человек живет только
в настоящем моменте - "здесь-и-теперь",
и именно этот момент
Человек
всегда находится в процессе становления,
т. е. он ответственен за реализацию как
можно большего числа возможностей
и живет полноценной жизнью, если
выполняет это условие. Отказ
от подобного становления и
1) человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое;
2) позитивный личностный рост
и самосовершенствование
3)
признание творчества, универсальной
и неотъемлемой функции
4)
изучение психически здорового
человека - условие понимания
5) невозможность в изучении
Новым шагом в оказании психологической помощи, будет «терапия, центрированная на человеке». Терапевтическая техника была разработана К. Роджерсом. Клиент в терапевтическом процессе представляет собой субъекта, который находится в постоянной тревоге из-за несоответствия между стремлением «быть самим собой» и «смертельным страхом быть самим собой», между стремлением осознать свой реальный жизненный опыт и «в то же время страхом это сделать». По мнению К. Роджерса, стремлению клиента «быть самим собой» мешают определенные стереотипы, осложняющие его жизненное функционирование. Человек, находящийся под таким давлением, не может самоактуализироваться, развиваться. Для того чтобы клиент стал «полноценно функционирующим человеком», необходимо вмешательство терапевта, который реализует необходимые терапевтические условия, основанные на искренности, эмпатии, безусловно, положительном отношении к клиенту.
Гуманистические
подходы К. Роджерса оказали влияние
на становление методов
§ 3. Экзистенциально-
Личностно-
Основные положения терапевтического процесса можно свести к следующему:
• необходимо использовать стремление клиента к изменению своего положения;
• в процессе терапевтического взаимодействия акцентировать внимание на эмоциональных аспектах, а не на интеллектуальных;
• ориентировать терапию на непосредственную ситуацию, которая складывается между терапевтом и клиентом (принцип «здесь и теперь»), а не на прошлый опыт клиента (в этой связи диагностика не используется в терапевтическом процессе, так как она препятствует росту клиента);
• опираться на инициативу клиента, участие терапевта минимальное;
• основные процедуры — косвенное интервью, эмпатическое слушание, перефразирование, комментарии — несут в себе скорее функции отражения, чем интерпретации, прямой опрос или исследование.
Чтобы вернуть клиенту статус «полноценно функционирующего человека», необходимо вмешательство терапевта, который реализует терапевтические условия, основанные на искренности, эмпатии, безусловном положительном отношении к клиенту:
1)
позитивное изменение личности
клиента возможно при
2) клиент, находящийся в состоянии несоответствия, уязвим, встревожен и нуждается в помощи;
3)
терапевт является гармоничным
и интегрированным, целостным
и искренним во
4)
терапевт испытывает
5)
терапевт испытывает
6) необходимо передать эмпатийное и безусловное позитивное понимание клиенту.
Терапевты, использующие экзистенциальные методы помощи, имеют широкую парадигму поддержки: одни работают со свободными ассоциациями и интерпретациями, другие сосредоточивают акцент деятельности на личности клиента, третьи — на вербальной коммуникации.
В.
Франки предложил технику «парадоксаль
Практический
метод состоит в том, чтобы
клиенты осознали свои переживания,
которые ведут к
Важным
фактором взаимодействия терапевта
и клиента являются отношения, которые
выстраиваются по принципу «здесь и
теперь». Большое внимание уделяется
аутентичности, терапевт выступает
для клиента в качестве реального
человека, который стремится понять
и прочувствовать проблему клиента.
В теории и практике социальной работы,
основу которой составляют экзистенциально-
Однако
в процессе реализации жизненного сценария
люди могут иметь трудности, особенно
когда они обеспокоены
Оценка ситуации. В этом процессе уделяется внимание экзистенциальным аспектам индивида и ситуации, особенностям развития индивидуума, его ценностям, целям в жизни, анализу его JT-концепции. Текущая ситуация рефлексируется в терминах эмоционального опыта клиента — терминах беспокойства и вины.
Контракт связан с экзистенциальными проблемами, однако достигаемые цели должны иметь материальный характер.
Интервенции отражают экзистенциальную философию помощи индивидам, семьям, группам. Социальные работники разъясняют ситуацию клиентам, помогают строить новые планы жизнедеятельности, создают условия для принятия новой философии и стиля жизни. Новые цели, идеалы и ценности помогают клиентам осуществлять связь с другими людьми, формировать новое отношение к самим себе, актуализировать внутренние ресурсы.
Информация о работе Гуманистический подход в психологии и его применение в социальной работе