Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:29, реферат
Цель работы состоит в анализе гуманистического подхода в психологии с точки зрения его применения в психосоциальной работе.
Для достижения этой цели можно выделить следующие задачи:
Провести анализ различных гуманистических теорий с точки зрения их применения в психосоциальной работе;
Исследовать технологии гуманистической модели социальной работы, ее основные принципы;
§ 1. Гуманистический контекст психосоциальной помощи в социальной работе
§ 2. Гуманистическая модель социальной работы
§ 3. Метод активного слушания как технология гуманистической модели
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВПО
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
КОСЕНКО
Яна Евгеньевна
Гуманистический
подход в психологии и его применение
в социальной работе
Реферат по дисциплине
«психосоциальная работа с различными категориями населения»
студентки
группы 121109
социально-теологический факультета
Преподаватель:
Подпоринова Н.Н.
Оценка______________
Белгород 2011
Оглавление
§ 1. Гуманистический контекст психосоциальной помощи в социальной работе
§ 2. Гуманистическая модель социальной работы
§ 3. Метод активного слушания как технология гуманистической модели
Заключение
Список
литературы
Введение
Психология
занимает одно из важнейших мест в
обеспечении социальной работы. Она
дает огромное множество приемов, используемых
для решения задач социальной
работы. Например, существуют методы социального
научения, которые ориентируются на бихевиористские
теории, применение также находят такие
теории как психоаналитическая, когнитивистская
и многие другие. Но в данной работе внимание
направлено на гуманистический подход
в социальной работе. Естественно, что
психологические основы социальной работы
образует теория личности. Социальная
работа тесно связана не только с типизацией
личностей, но и соответственно этому
теоретическими основами тех или иных
подходов.
Цель работы
состоит в анализе гуманистического подхода
в психологии с точки зрения его применения
в психосоциальной работе.
Для достижения этой цели можно выделить следующие задачи:
Первоочередная
задача специалиста по социальной работе
заключается в том, чтобы понять
людей, чьи мысли и чувства - под
влиянием личных и социальных переживаний
- повернулись, в основном, к проблеме
бессмысленности жизни. Это бывает
не только в случаях социальной патологии
(параноидальной одержимости идеей самоубийства),
но и в ситуациях, не так уж редко выпадающих
на долю в принципе здоровых людей: в ситуациях
конфликтного выбора, отчаяния, конфронтации
со смертью. Экзистенциальная
и гуманистическая психология
оправданно исходят из того, что близость,
угроза смерти чаще всего заставляет людей
задуматься о смысле и содержании прожитой
жизни, "повернуться" от быта, от повседневности
к самому бытию, к собственной экзистенции
- сущности, которая едина с существованием.
В рамках же социальной работы гуманистический
подход к клиентам оправдан тем, что человек
находящийся в пограничной ситуации стоит
наиболее близко к моменту переоценки
своей жизненной ситуации и осознании
себя как субъекта деятельности. И социальный
работник, работающий в рамках гуманистической
парадигмы должен показать клиенту, что
не существует такой проблемы, в которой
не было бы бесценного дара для человека.
И словами Р. Баха можно продолжить, что
«Ты создаешь себе проблемы, потому что
эти дары тебе крайне необходимы».
§
1. Гуманистический контекст психологической
помощи в социальной работе
В социальной теории гуманизм - совокупность идей и взглядов, выдвигающих на первый план человека, требующих уважения его достоинства, любви к нему, создания условий для гармоничного развития личности. Это направление берёт за основу реализацию человеческих интересов и ценностей, развитие светского вольномыслия в противовес духовному господству церкви, признание права человека на свободное проявление своих способностей, утверждение блага людей как высшей оценки отношений в обществе. Понятие "гуманизм" появилось в н. XIX в. для обозначения течения общественной мысли, возникшего в эпоху Возрождения. Гуманизм эпохи Возрождения - это новый способ мышления, связанный с изменением взгляда на место человека в мире, на границы и возможности его активности в сфере науки, искусства, морали и политической жизни. Помимо указанного значения, понятие гуманизма используется для характеристики социально-философских воззрений и направленности общественно-политических систем в целом. Гуманизм провозглашает жизнь человека высочайшей ценностью. Гуманизм французского Просвещения XVIII в. в форме концепции "естественных прав" человека выступил основой критики сословного общества. Гуманистическая идея автономности индивида и личности самодетерминированность выражена в кантовском положении о невозможности относиться к человеку как к "средству". Особая форма гуманизма - марксистский гуманизм. Отказавшись от антропологической трактовки человека, марксизм утверждал потенциальную универсальность человека, рассматривал "перспективы человека" в горизонте свободы. Вместе с тем чрезмерно прямолинейная связь индивидуальных характеристик личности и социально-исторических условий её бытия привела к последующей идеологизации и прагматизации концепции марксистского гуманизма апологии антигуманных проявлений "реального социализма". Ж.-П. Сартр рассматривает гуманизм как абсолютную творческую самодетерминированность человека, не стеснённого внешними социальными условиями и внутренними самоограничениями. Представители так называемой "экологической этики" считают, что подлинный гуманизм возможен только при рассмотрении человечества как органического элемента природного и космического целого. В религиозной христианской философии гуманизм подвергается критике, рассматривается в качестве одного из самых больших заблуждений человечества (Бердяев Н., Бохеньский Ю., А.де Любак). Гуманизм как поклонение человека самому себе оказывается в рамках этой традиции формой идолопоклонничества, несвободы человека.
В теории социальной работы гуманизм – это мировоззрение, выступающее в современном цивилизованном мире в роли положительного общественного идеала. Оно основано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную жизнь для каждого, независимо от его национальных, религиозных, возрастных, социальных и других особенностей. Человек в гуманистической идеологии представлен в качестве высшей ценности, которая подразумевает веру в созидательный потенциал личности, в способность человека преодолевать препятствия на пути к полноценному социальному функционированию. В кризисных обществах гуманизм принимает специфическую форму и выражается, в первую очередь, на уровне повседневного человеколюбия. Личностная направленность, выражающая гуманистический идеал на индивидуальном уровне, связана с понятием альтруизма. Этот принцип жизненной ориентации человека, основанный на заботе о благе других людей, которое может восприниматься более значимым, чем собственное благо, является одним из главных принципов социальной работы. Социальный работник должен действовать как профессионал, для которого гуманистическое мировоззрение выступает в качестве принципа деятельности. В этом случае он принимает социальное долженствование, т.е. объективную необходимость подчиняться определенным нравственным нормам данного общества. Таким образом, на основе ценностей складываются принципы социальной работы, воплощающие основополагающие правила и нормы этой деятельности.
Гуманистическая психология имеет множество направлений и модификаций, представляемых различными авторами, но в них все же существуют некоторые инвариантные составляющие, связанные единым методологическим ядром. Для начала следует выделить основные направления гуманистической психологии, которые будут рассмотрены ниже.
Одно из самых распространенных направлений в психологии - это гуманистическое. Рассмотрим возможности его использования в социальной работе. К гуманистическому направлению относят концепции:
Важность рассмотрения вкладов в социальную работу указанных психологических подходов трудно переоценить по важной причине: в своей основе он отражает сущность, содержание и методы социальной работы. Ведь, основная сущность гуманистической психологии по К. Роджерсу - акцентированный на личности подход, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений. В основе такого подхода - человек, его предназначение жить и действовать. Гуманистический подход основан на использовании одного из ключевых понятий "интенциональности", необходимости для нормального существования человека, возможности свободы, гуманности, выбора. По глубокому убеждению К. Роджерса, ядро, сердцевина каждого человека - конструктивны и, если у личности есть выбор, она всегда выбирает позитивный путь развития. Только на основе интенциональности, свободного индивидуального выбора могут пробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироваться личностная, индивидуальная субъектность.
Решающую роль в жизни и развитии человека с точки зрения такого подхода имеют его представления о самом себе - "Я" - концепция, центральным звеном которой является понятие "самоценности". Через всю психологическую теорию личности у К. Роджерса красной нитью проходит идея - каждый человек обладает внутренней собственной активностью, стремлением к росту, прогрессу, более полной реализацией своих внутренних потенций. Эти идеи он воплотил в модели "личностного роста", основанной на стремлении человека к повышению самоценности и конгруэнтности, что может эффективно использоваться в социальной работе. К. Роджерсу удалось выделить три условия, которые благоприятны для личностного роста и могут быть созданы самой личностью или с помощью специалиста:
Роджерс оценивал возможности личностного роста как неисчерпаемые, и достичь успеха в этом может пытаться каждый человек. У К. Роджерса много последователей и сторонников. Его идеи широко используются психологами и в теоретических, и в практических построениях. Близки ему "по духу" и идеи А. Маслоу.
Из работ А. Маслоу можно позаимствовать много аспектов, которые могут эффективно использоваться в практике социальной работы. В первую очередь это теория мотивации и иерархии потребностей. Маслоу описал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Так, Маслоу называл невроз и психологическую разлаженность дефицитарными болезнями; он считал, что такие заболевания вызываются тем, что не удовлетворены некоторые основные потребности, точно так же, как отсутствие некоторых витаминов может вызвать болезнь[2]. С подобной ситуацией довольно часто могут встретиться социальные работники, и тогда им необходимо иметь ввиду, что способствуя удовлетворению клиентом какой-то одной потребности может произойти вскрытие других, более глубоких неудовлетворенных потребностей. Также надо помнить, что объем и способ удовлетворения потребностей неодинаковы у разных людей, но основные потребности (такие, как голод) нельзя игнорировать никогда.
Ниже приведена иерархия потребностей в порядке их очередности:
- физиологические потребности;
- потребности безопасности и защиты;
- потребности принадлежности и любви;
- потребности самоуважения;
- потребности личного совершенствования.
Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации.
Экзистенциональная
психология дает возможность в социальной
работе с клиентами научить их
планировать и развивать
К
современным психологическим
Информация о работе Гуманистический подход в психологии и его применение в социальной работе