Государственное и муниципальное управление в системе научных знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование государственного и муниципального управления в системе научных знаний с позиции системного подхода к управлению. Поставленная цель требует решения следующих задач:
- изучить понятие и предмет государственного и муниципального управления;
- определить эволюцию государственного и муниципального управления как научной и учебной дисциплины;
исследовать правовые основы государственного и муниципального управления;
- выявить общие признаки государственного и муниципального управления.

Содержание

1.Введение.....................................................................................................3-4
2. Глава 1. Государственное и муниципальное управление как предмет изучения.
§1.1. Понятие и предмет государственного и муниципального управления.........................................................................................5-10
§1.2. Эволюция государственного и муниципального управления как учебной и научной дисциплины в России....................................11-17
3. Глава 2. Государственное и муниципальное управление как система и источники его изучения
§2.1. Правовые основы системы государственного и муниципального управления.........................................................................................18-21
§2.2. Признаки, общие для государственного и муниципального управления..........................................................................................22- 32
4. Заключение................................................................................................33-34
5. Список используемой литературы.........................................................35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

              Взаимоотношения органов управления с гражданами и общественны­ми организациями могут осуществляться строго в пределах их полномо­чий. Ни один государственный или муниципальный орган, осуществля­ющий управленческую деятельность, не может сам изменять, расши­рять или сужать закрепленную за ним компетенцию.

              Отраслевой принцип управления требует такой организации уп­равления, при которой за органом государственного или муниципаль­ного управления закрепляются однородные, органически связанные по характеру производственной деятельности объекты управления. Например, предприятия коммунального хозяйства, образования, здра­воохранения, культуры и т.п.

              Отраслевая организация государственного и муниципального управ­ления позволяет укомплектовать аппарат органов управления специалис­тами, знающими теоретические и практические вопросы функциониро­вания конкретной отрасли хозяйства, способными принимать оптималь­ные решения по управлению данной отраслью[13]. В результате отраслевой организации государственного и муниципального управления повышается эффективность функционирования отрас­лей.

              Функциональный принцип управления обеспечивает организацию государственного и муниципального управления, в соответствии с которой орган управления выполняет определенную функцию госу­дарственного или муниципального управления.

              Линейно-функциональный принцип включает два частных прин­ципа: линейный и функциональный. Линейный принцип или прин­цип единства линейного (административного) руководства предус­матривает необходимость линейных (административных) управлен­ческих отношений, сущность которых, как ранее отмечалось, заключается в осуществлении связи между субъектом и объектом управ­ления «руководство - исполнение». Этот принцип требует, прямого административного подчинения объекта управления линейному (административному) руководителю по всем вопросам де­ятельности объекта, которое в обобщенном виде можно выразить словами «что делать» и «как делать»; объект управле­ния (орган, организация и работник) должен подчиняться одному линейному (административному) руководителю и только от него по­лучать указания. На основе линейного принципа формируется линейная организационная структура органов государственного и муниципально­го управления[14].

              Функциональный принцип как составная часть линейно-функционального принципа предполагает требование осуществления функциональных управленческих отношений, заключающихся также в реализации связи между субъектом и объектом управления «руководство - исполнение» на базе специализации управленческих работ, выполняемых на основе указаний квалифицированных специалистов, выступающих в роли функциональных руководителей, которые дает указания подчиненным, «как надо делать» то, что поручил им линейный руководитель, выдав задание «что делать». На основе сочетания линейного и функционального принципов формируются линейно-функциональные организационные структу­ры органов государственного и муниципального управления.

              Сущность принципа сочетания единоначалия и коллегиальности в государственном и муниципальном управлении заключается в том, что в государственном и муниципальном управлении осуществляет­ся и единоначальное, и коллегиальное управление. Выбор каждого из них определяется характером объекта управления.

              При осуществлении межотраслевого (функционального) управле­ния требуется применение принципа коллегиальности управления, означающего принятие управленческих решений большинством го­лосов членов органа управления. К коллегиальным органам управ­ления относятся Правительство и комитеты.

              Сущность принципа сочетания единоначалия и коллегиальности заключается также и в том, что при реализации единоначального управле­ния важные принципиальные вопросы деятельности органа государствен­ного или муниципального управления обсуждаются специально создава­емыми совещательными органами - коллегиями. Коллегии принимают решения большинством ее членов в форме постановлений. Решения кол­легии проводятся в жизнь правовыми актами руководителя органа уп­равления.

              Такие коллегии, например, создаются в федеральных министерствах в составе министра (председателя коллегии), его заместителей по долж­ности, а также других руководящих работников системы министерства. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утвер­ждаются Правительством РФ. В случае разногла­сий меду коллегией и ее председателем последний проводит в жизнь свое решение соответствующим правовым актом. Вместе с тем председа­тель коллегии докладывает о разногласиях, в зависимости от формы под­чинения Президенту или Правительству Российской Федерации. Члены коллегии имеют право сообщить этим лицам свое особое мнение по при­нятому решению.

              Коллегии при главах администраций краев, областей, городов, райо­нов создаются главами администраций. Поэтому эти коллеги не имеют самостоятельного статуса, так как главы администраций избираются населением территориальных образований и по этой причине не имеют вышестоящего органа, который утверждал бы коллегию при главе администрации и наделял ее соответствующим статусом. Такой порядок возможен при условии выборов глав администраций законодательным (представительным) органом соответствующего территориального образования.

              Сущность принципа ситуационного управления заключается в осуществлении управления объектом в процессе поддержания его функционирования на заданном уровне. Другими словами, этот принцип означает управление, исходя из сложившейся ситуации в объекте, ко­торая подлежит изменению для вывода объекта на заданный уровень.

              Принцип ситуационного управления предусматривает три вида управления: по отклонению, по возмущению, по прогнозированию возмущения.

              Принцип ситуационного управления по отклонению означает, что орган управления формирует управляющее воздействие только после об­наружения возникшего отклонения в объекте управления, например, не выплачивается пенсия или перестала подаваться населению горячая вода.

              Принцип ситуационного управления по возмущению. Такое управление предусматривает выявление возмущения до того момента, когда оно может вызвать отклонение. Определив возник­шее возмущение, орган управления своевременно принимает необходимые меры для его ликвидации и тем самым не допускает возникновение откло­нения.

              Самым эффективным является принцип ситуационного управления по прогнозированию возмущений, когда нейтрализуются условия, которые могут вызвать возмущение. Такое управление осуществляется в нашем примере путем создания необходимого денежного резерва в пенсионном фонде или хранения на складе теплофикационного оборудования (так на­зываемого холодного резерва), необходимого для замены вышедшего из строя оборудования без прекращения подачи горячей воды потребителям с помощью работающего резервного оборудования (горячий резерв).

              Сущностью программно-целевого принципа государственного и муниципального управления является осуществление управления социально-экономическим развитием объекта управления на основе целевых программ.

              Целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательс­ких, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение четко сформулированных целей.

              Для управления целевой программой на основе программно-целевого принципа управления формируется матричная структура органа государственного или муниципального управления.

              Принцип плановости государственного муниципального управле­ния предусматривает необходимость разработки прогнозов, программ планов социально-экономического развития соответствующего тер­риториального образования, а также планов работы органов управ­ления.

              Принцип научности означает необходимость, во-первых, осуще­ствления, построения и совершенствования государственного и му­ниципального управления на основе науки управления; во-вторых, выполнения работы по поиску оптимальных управленческих реше­ний с использованием научных методов[15]. Сущность принципа делегирования полномочий заключается в предоставлении руководителем органа управления своим непосредственным подчиненным - заместителям, нижестоящим руководите­лям части своих прав и обязанностей для самостоятельного решения ими четко определенных вопросов, ответственность за которое оста­ется за руководителем органа управления. При делегировании полно­мочий осуществляется децентрализация управления, которая способствует своевременному принятию решений, а также создает условия руководи­телю органа управления для сосредоточения на решении перспективных и других первостепенных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

              В результате проведенного исследования государственного и муниципального управления в системе научных знаний можно обобщить следующие выводы. Под государственным или му­ниципальным управлением понимается деятельность государственного или муниципального исполнительно-распорядительного органа по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, не­обходимое для достижения цели соответствующего территориального образования, посредством принятия решений (правовых актов), орга­низации и контроля исполнения этих решений (актов) и решений (ак­тов) органов законодательной (представительной) власти.

              Объектом общей теории государственного и муниципального управления выступают органы государственного и муниципального управления; в качестве предмета этой теории - управленческая деятельность в единстве с управленческими отношениями. В России наука государственного и муниципального управления формировалась в пределах науки административного права. И только с конца 60-х годов начала развиваться на самостоятельной основе. Наука государственного и муни­ципального управления как отрасль науки социального управления вклю­чает общую теорию государственного и муниципального управления, теорию систем государственного и муниципального управления, теорию искусства государственного и муниципального управления. Поскольку важнейшим средством осуществления государственной власти является институт права, то государственное, конституционное и административное права регламентируют организацию и деятельность государственного механизма, определяя структуру и компетенцию орга­нов государственного управления. Содержанием общей теории государственного и муниципального управления является познание законов, закономерностей, принципов, категорий и понятий построения, функционирования и совершенствования государственного и муниципального управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. 1993.

2. ФЗ № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 19 октября.

3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М.: Юрид. лит., 1997.

4. Атаманчук Г.В. Государственное управление. - М.: Экономика, 2000.

5. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М.: Политиздат. 1973.

6. Государственное управление: теория и организация: Учебник / Под ред. В.А. Козбаненко. - М.: Статус, 2000.

7. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. Ростов н/Д: Март, 2000.                                                    

8. Игнатов В.Г. Становление государственного и муниципального управления в современной России: 1990-е годы. Ростов н/Д: СКАГС, 1998.

9. Игнатов В.Г., Понеделков А.В., Охотский Е.В. Эффективность государственной власти и управления в России. Ростов н/Д: СКАГС, 1998.

10. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления. - М.: Экзамен, 2006.

11. Пикулькин А.В. Система государственного управления. - М.: КНИГИ, 2001.

12. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Учебник для вузов. 2-е изд. перед. и допол. - Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2001.

13. Уткин Е.А. Система государственного и муниципального управления. // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 5. С. 34-35.

14. Вачугов Д.Д. Проблемы государственного управления. // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 6. С. 26-27.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Государственное и муниципальное управление в системе научных знаний